На главную
 
БИБЛИОТЕКА
 
 
  
 



F. Nietzsche






ЭТО НАШЕ ВИДЕНИЕ НЕ ОБХОДИМОГО, НО КОНЕЧНО БЕЗО ВСЯКИХ

ПРЕТЕНЗИЙ НА КАНОНИЗАЦИЮ СПИСКА



Ветхий завет
http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/wethij_zawet.txt

Новый завет
http://www.lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/nowyj_zawet.txt

Аврелий Августин. О свободе воли
http://www.lib.ru/HRISTIAN/AWRELIJ/swoboda.txt

Фома Аквинский. О сущем и сущности
http://www.lib.ru/HRISTIAN/AKWINSKIJ/ens.txt

Коран
http://www.lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran.txt

Михаил Лайтман. Каббала - основные положения
http://www.lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/LAJTMAN/kabbalah-book1.txt

Блеск (Извлечения из книги "Зогар" в переводе Анри Волохонского)
http://www.lib.ru/RELIGION/IUDAIZM/zohar.txt

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра
http://www.lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt

Фридрих Ницше. Злая мудрость. Афоризмы и изречения
http://www.lib.ru/NICSHE/mudrost.txt

Фридрих Ницше. Странник и его тень
http://www.lib.ru/NICSHE/strannik.txt

Фридрих Ницше. К генеалогии морали
http://www.lib.ru/NICSHE/morale.txt

Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое
http://www.lib.ru/NICSHE/chelowecheskoe.txt

Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла
http://www.lib.ru/NICSHE/dobro_i_zlo.txt

Фридрих Ницше. Ecce Homo, как становятся самим собой
http://www.lib.ru/NICSHE/ecce_homo.txt

Фридрих Ницше. Несвоевременные размышления: "О пользе и вреде истории для жизни
http://www.lib.ru/NICSHE/razmyshleniya1.txt

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Феноменология духа
http://www.lib.ru/FILOSOF/GEGEL/fenomen.txt

Мартин Хайдеггер. Бытие и время:
http://www.lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt

Артур Шопенгауэр. Мир как воля и представление
http://www.lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/mir.txt

Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
http://www.lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/aforizmy.txt

Миямото Мусаси. Книга Пяти Колец
http://www.lib.ru/DO/m6m.txt

Бахаулла. Сокровенные слова
http://www.lib.ru/BAHAUL/hidden.txt

Воззвание Бахауллы царям и лидерам мира
http://www.lib.ru/BAHAUL/wozzwanie.txt

Бахаулла. Семь долин и Четыре долины
http://www.lib.ru/BAHAUL/sevenval.txt

Омар Хайям. Рубайят
http://www.lib.ru/HAJAM/hajam2.txt

Зигмунд Фрейд. Этот человек Моисей
http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/moisej.txt

Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/rebenok.txt

Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ (лекции 1-15)
http://www.lib.ru/PSIHO/FREUD/lekcii.txt

Эрих Фромм. Иметь или быть
http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt

Эрих Фромм. Человек для себя
http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/manfor.txt

Эрих Фромм. Искусство любить
http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/love.txt

Альфред Адлер. Наука жить
http://www.lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt

Альфред Адлер. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека
http://www.lib.ru/PSIHO/ADLER/Adler-3.txt

Конрад Лоренц. Агрессия
http://www.lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt

Мишель Фуко. Ницше, Фрейд, Маркс
http://www.lib.ru/CULTURE/FUKO/nfm.txt

Мишель Фуко. История сексуальности-III: Забота о себе
http://www.lib.ru/CULTURE/FUKO/fukosex.txt

Мишель Фуко. Слова и вещи
http://www.lib.ru/CULTURE/FUKO/weshi.txt

Карл Густав Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления
http://www.lib.ru/PSIHO/JUNG/memdreamrefs.txt

Карл Густав Юнг. Психологические типы
http://www.lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt

Карл Густав Юнг. Работы по психиатрии
http://www.lib.ru/PSIHO/JUNG/workpsychiat.txt

Салвадор Дали. Дневник одного гения
http://www.lib.ru/CULTURE/DALI/dnewnik.txt

Эпос о Гильгамеше
http://www.lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt

Аристотель. Никомахова этика
http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/nikomah.txt

Аристотель. Метафизика
http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt

Плутарх. Жизнеописание Александра (книга II)
http://www.lib.ru/POEEAST/PLUTARH/alexander.txt

Платон. Диалоги
http://www.lib.ru/POEEAST/PLATO/dialogi.txt

Марк Аврелий. Размышления
http://www.lib.ru/POEEAST/avrelij.txt

Иосиф Флавий. Иудейская война
http://www.lib.ru/POEEAST/FLAWIJ/flavii_voina.txt

Легенды и мифы Древней Греции
http://www.lib.ru/MIFS/greece.txt

Сказания о Титанах
http://www.lib.ru/MIFS/golosowker.txt

Легенды и сказания древнего Рима
http://www.lib.ru/MIFS/roma.txt

Младшая Эдда
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/medda/home.htm

Старшая Эдда
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm

Песнь о Нибелунгах
http://www.fbit.ru/free/myth/texty/pnibelun/home.htm

Гальфрид Монмутский. История бриттов
http://www.lib.ru/INOOLD/ENGLAND/br_history.txt

Лев Николаевич Гумилев. Древняя Русь и Великая степь
http://www.lib.ru/GUMILEW_LN/args.txt

Лев Николаевич Гумилев. Поиски вымышленного царства
http://www.lib.ru/GUMILEW_LN/sik.txt

Е. В. ТАРЛЕ НАПОЛЕОН
http://www.lib.ru/TARLE/napoleon/content.html

Герман Вартберг. Ливонская хроника
http://www.lib.ru/INOOLD/BALTIA/livonia.txt

Автобиография Тамерлана
http://www.lib.ru/HISTORY/TAMERLAN/tamerlan.txt

М.Байджент, Р.Лей, Г.Линкольн. Священная загадка
http://www.lib.ru/HISTORY/EUROP/parcifal.txt

Античный военно-технический словарь
http://www.lib.ru/HISTORY/XLEGION/voco.txt

Геродот. История.
http://rome.webzone.ru/antlitr/herodot/herodot1.htm

Гиперборея - утро цивилизации
http://civil.max.ru/lostcivil/giperbor/morning.shtml

Джеймс Джойс. Улисс
http://www.lib.ru/DVOJS/uliss12.txt

Адольф Гитлер. Моя борьба
http://www.lib.ru/POLITOLOG/AE/putx.txt

Н.Гудрик-Кларк. "Оккультные корни нацизма: тайные арийские культы и их влияние на идеологию германского нацизма"
http://www.lib.ru/POLITOLOG/okkultnac.txt

Николо Макиавелли. Государь
http://www.lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

Цитатник Мао Цзе-Дуна
http://www.lib.ru/DIALEKTIKA/MAO/mao.txt

Бируни. Наука о звездах
http://www.lib.ru/ASTROLOGY/BIRUNI/naukaozwezdah.txt

Клавдий Птолемей. Четверокнижие
http://www.lib.ru/ASTROLOGY/polemej1.txt

Введение в синастрическую астрологию
http://www.lib.ru/ASTROLOGY/synastry.txt

Библейская Энциклопедия Брокгауза
http://webua.net/brokhaus/index.htm

Четвероевангелие и Псалтирь на армянском языке (Библия Зохраба, 1789 г.)
http://www.sbible.boom.ru/armen.htm

История создания Армянского Легиона Вермахта
http://membres.lycos.fr/armenianlegion/

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ АРМЕНИЯ Образы политической мифологии
http://svlourie.narod.ru

ФЛАВИАН БРЕНЬЕ Евреи и Талмуд
http://www.lib.ru/POLITOLOG/AE/brenie.htm

Протоколы Сионских Мудрецов
http://www.lib.ru/POLITOLOG/AE/protokoly.txt

Альбер Камю. Чума
http://www.lib.ru/INPROZ/KAMU/chuma.txt

Альбер Камю. Калигула
http://www.lib.ru/INPROZ/KAMU/caligula.txt


Герман Гессе. Сиддхартха
http://www.lib.ru/GESSE/sid.txt

Герман Гессе. Нарцисс и Гольдмунд
http://www.lib.ru/GESSE/narciss.txt

Герман Гессе. Игра в бисер
http://www.lib.ru/GESSE/biser0.txt

Эжен Ионеско. Фотография полковника
http://www.lib.ru/INPROZ/IONESKO_E/photocol.txt


Франц Кафка. Замок
http://www.lib.ru/KAFKA/zamok.txt

Франц Кафка. Процесс
http://www.lib.ru/KAFKA/process.txt

Марсель Пруст. Под сенью девушек в цвету
http://www.lib.ru/INPROZ/PRUST/prust2.txt

Жан Поль Сартр. Тошнота
http://www.lib.ru/SARTR/sickness.txt

Жан-Поль Сартр. Дьявол и господь бог
http://www.lib.ru/SARTR/p_d_d.txt

Жан Поль Сартр. Стена
http://www.lib.ru/SARTR/wall.txt

Лион Фейхтвангер. Еврей Зюсс
http://www.lib.ru/INPROZ/FEJHTWANGER/jud_suss.txt

Умберто Эко. Имя розы
http://www.lib.ru/UMBEKO/umbekoro.txt

Леопольд фон Захер-Мазох. Странник
http://www.lib.ru/INPROZ/MAZOH/strannik.txt

Мишель Монтень. Опыты. Том I
http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten1.txt

Мишель Монтень. Опыты. Том II
http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten2.txt

Мишель Монтень. Опыты. Том III
http://www.lib.ru/FILOSOF/MONTEN/monten3.txt

Гомер. Илиада
http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt

Гомер. Одиссея
http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt

Софокл. Царь Эдип
http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/edip.txt

Еврипид. Вакханки
http://www.lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid2_6.txt

Еврипид. Медея
http://www.lib.ru/POEEAST/EVRIPID/evripid1_2.txt

Эсхил. Прикованный Прометей
http://www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil2_1.txt

Эсхил. Персы
http://www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil_persi.txt

Эсхил. Эвмениды
http://www.lib.ru/POEEAST/ESHIL/eshil_aevmen.txt

"Золотые стихи" пифагорейцев
http://www.lib.ru/POEEAST/pifagor.txt

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел
http://www.lib.ru/POEEAST/APULEJ/apulei.txt

Вергилий Марон Публий. Буколики
http://www.lib.ru/POEEAST/WERGILIJ/bukoliki.txt


Федор Михайлович Достоевский. Записки из подполья
http://www.lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ/podpole.txt

Федор Михайлович Достоевский. Записки из мертвого дома
http://www.lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ/zap.txt

Федор Михайлович Достоевский. Преступление и наказание
http://www.lib.ru/LITRA/DOSTOEWSKIJ/prestup.txt

Андре Жид. Подземелья ватикана
http://www.lib.ru/INPROZ/ZHID/vatican.txt










 
  
 

Джордж Гордон Байрон





Джордж Гордон Байрон. Гяур
http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron3_1.txt

Джордж Гордон Байрон. Речь, произнесенная в Палате лордов
http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/publ.txt

Джордж Гордон Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда
http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/child.txt

Джордж Гордон Байрон. Абидосская невеста
http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron3_2.txt

Джордж Гордон Байрон. Сарданапал
http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron4_3.txt






"Dylan" под этим ником сражается на форуме НГ Бакинский Армянин . личный арxив содержит сотни статей по вопросам истории и политики.
http://forums.ng.ru/users/Dylan












Андре Мальро (1901 - 1976) V internete otsutstvuet
Жана Ануя (1910-1987) V internete otsutstvuet
Камю 'Миф о Сизифе' V internete otsutstvuet
Ануй Ж. Антигона. V internete otsutstvuet
Жид А. Фальшивомонетчики. V internete otsutstvuet
Мальро А. Завоеватели. V internete otsutstvuet
Камю А. Посторонний. V internete otsutstvuet
Сартр Ж.-П. Мухи. V internete otsutstvuet

буду благодарен за ссылку или скан.
Babon
____________________________________________________________________
F. Nietzsche : "БОГ УМЕР"

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ


Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. 'Хотите философствовать - пишите романы', - рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский 'литературный экзистенциализм' особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где 'все дозволено', и выбор соответствующего поведения. Именно писатель стал высшим авторитетом для французских экзистенциалистов. Достоевский писал, что 'если Бога нет, то все дозволено'. Это предположение некоторых из его героев, людей 'подпольных' ('Записки из подполья') - исходный пункт экзистенциализма. Мнение Жан-Поля Сартра.
Жан-Пол Сартр: plebs "без Бога невыносимо, необходим 'авторитет', любой, лишь бы избавиться от пустоты." Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая - феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. 'Мы освобождаемся от Пруста', - заявлял Сартр, повторяя, что все 'вовне', что все субъективные реакции суть способы открытия мира, что если мы любим, значит, предмет любви содержит в себе достойные любви качества. Сартр повторяет вслед за Хайдеггером: 'существование предшествует сущности' и основополагающим понятием всех своих размышлений делает понятие свободы. Сартр: реально только индивидуальное. Бога не стало - воцарилась случайность , может реализоваться любая сюрреалистическая причуда. Лишая индивидуума права на выбор, на свободное действие, значить, лишать статуса человека, превращаемого в плоть, в мертвую 'вещь'. Сартр в книге 'Бытие и ничто', - это испытание 'неуловимой субъективностью Другого', его свободой, убивающей 'мои возможности'. Следовательно, общество в трактовке Сартра - это совокупность индивидуумов, находящихся в состоянии перманентной войны друг с другом, войны не на жизнь, а на смерть. Герой знаменитого мифа Орест вначале принадлежит обществу, в котором все поступки человека определялись волей божьей. Тирания богов поддерживается земными тиранами; в роли кровавого деспота выступает Эгисф, убийца отца Ореста, царя Агамемнона, занявший его место и на троне, и в постели Клитемнестры, матери Ореста. Опора тирании - народ, скованный страхом и нечистой совестью. Орест человеком себя не чувствует, все ему дано, он сводим к сумме знаний, к 'фактичности', он 'бытие-в-себе'. Все другие, Эгисф, Юпитер, Педагог, сестра Электра, превращают Ореста в 'объект оценок', в 'этикетку'.
Но вот внезапно, как Рокантена состояние тошноты, Ореста осеняет осознание своей свободы. Он вдруг понял, что 'все пусто'; из героя эпохи Юпитера он стал героем эпохи Ницше. Он разгадал великую тайну богов и царей, скрывающих от людей, что они свободны, ради своей власти. Теперь Орест - 'бытие-для-себя', свободное сознание, свободный выбор. Он совершает поступок - мстит убийцам, - вся тяжесть которого ложится только на него. Орест совершает свой подвиг 'во имя других', во имя народа своей родины - но он вслед за этим уходит 'к самому себе', уходит 'один', как истинно экзистенциалистский герой влача на себе тяжкий крест своей свободы. Сартр заявил, что 'экзистенциализм - это гуманизм'. Повторив в докладе под таким названием основные характеристики экзистенциализма (существование предшествует сущности, человек свободен, одинок, без оправдания), Сартр формулирует принципиально иные установки гуманизированного экзистенциализма. Главное в том, что выбор знаменует действенную общественную акцию, 'выбор всех людей', а значит, он заключает в себе нравственный смысл, по сути своей оптимистический. Выбор исторически предопределен, осуществляется по необходимости в действии историческом, а свобода ныне не что иное, как 'свободный выбор борьбы за освобождение'. Такое понимание свободы Сартр противопоставлял 'идеальному бунту' Альбера Камю. Сартр был убежден: мораль над практикой - это Бог над человеком, т.е. рабство, а не свобода. пьесы 'Дьявол и Господь Бог' (1951). Агрессивная атеистичность этого произведения определяется именно сартровской ставкой на человека, на его действие, на его борьбу. Исходный пункт рассуждений Сартра - 'человек никогда не является индивидуумом, лучше называть его универсальной единичностью... типичной для своей эпохи'. Для выполнения такой задачи Сартр мобилизует все возможности современного знания о человеке, в котором он особенно выделял обновленный экзистенциализм, марксизм и фрейдизм. обретение свободы, абсолютной свободы, равнозначной вседозволенности. Ничем извне не регулируемое поведение свободного индивидуума, свободный выбор незапланированных поступков, не зависящих от какого-либо объективного смысла, - это и есть реальность, это и есть существование. Видно, что развитие афоризма 'если Бога нет, то все дозволено' действительно перерастает в то, что получит название 'экзистенциализм'. Абстрактное понятие экзистенции, разработанное в сочинениях немецких философов того же времени, во французской литературе выступало в роли литературного персонажа. Мировоззрение Андре Мальро (1901-1976) формировалось в эпоху мировой войны, подтвердившей, как казалось, достоверность гипотезы Ницше о смерти Бога и предположения героев Достоевского, что если Бога нет, то все, следовательно, дозволено. Мальро своим героем сделал противопоставленного человеку 'восточному' 'западного человека', оказавшегося в пустоте, в мире абсурдном, перед лицом единственной неоспоримой истины - смерти. Бога нет, все истины скомпрометированы - истинным представляется только то энергичное, на грани смертельного риска совершаемое действие, в котором личность может себя утвердить, создать иллюзию своего существования. Мальро 'мыслил притчами', по его словам ('как Ницше и Достоевский'). Революция и человек, политика и нравственность - об этом романы Мальро. Революция - это надежда, а надежда изменяет и мир, и человека, осознающего 'свое величие', свою способность разорвать замкнутый круг абсурда и обреченности, воздействовать на мир. Перестать быть рабом иллюзий , выбросить мусор религии, сбросить порабощяюшию мораль, обрести свободу, удел истено сильного. ''Все дозволено' Ивана Карамазова - единственное выражение свободы', - писал Альбер Камю (1913-1960). Мысли об абсурде ('абсурд царит'), о всевластии смерти ('познание себя - познание смерти'), ощущение одиночества и отчуждения от 'омерзительного' внешнего мира ('все мне чуждо') - постоянны и неизменны в эссеистике, прозе и драматургии Камю. Однако этот трафаретный для экзистенциализма ряд переживаний корректировался жизненным опытом Камю. Камю видел выход в 'недоверии к формальной нравственности'. Столкновение 'просто человека' с обществом, которое принудительно 'каталогизирует' каждого, помешает в рамки 'правил', установленных норм, общепринятых взглядов, становится открытым и непримиримым индивидууму, должно быть уничтожено, через разрушение рабской морали. Герой Камю абсолютно свободен потому, что 'абсурд царит', а он себя осознает героем абсурдного мира, в котором нет Бога, нет смысла, есть одна истина - истина смерти.
Центральная точка повествования и его финал. Финал, в ракурсе которого все и оценивается - и все не имеет никакой цены, не имеет значения. Герой приговорен к смерти - как и все смертные, а потому он не подлежит суду, отсутствие смысла освобождает его от вины, от греха. 'Миф о Сизифе' - 'эссе об абсурде', где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает - а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание - бесконечное умножение существования. Калигула - еще один герой абсурдного мира, мира без Бога, доказывающий свою свободу самым необузданным произволом, унижением других людей, 'немотивированными преступлениями'. Калигула - получивший неограниченную власть, это тиран, но это и 'каждый', поскольку нет границ и нет меры жажде свободы.
Бунт органичен для человека, единственного существа на земле, который не довольствуется тем, что он есть. Но что такое бунт? 'Бунт метафизический' - это де Сад, Иван Карамазов, Ницше, это мир без Бога, абсолютная свобода, вседозволенность - и убийство. 'Бунт исторический' - это революция, замена Бога обожествленной историей, изгоняющей мораль во имя политического цинизма (полная свобода от морали, цинизм как воля "я" по отнощению ко всему в не "я"), во имя вседозволенности, - и убийство, 'цезаристская революция', неотвратимо следующая за 'исторической' (Наполеон, Сталин, Гитлер). 'Искусство', и есть 'бунт в чистом виде'. Камю отстраняет крайности, искусство формалистическое и искусство, поставленное на службу политике; истинное искусство - посередине, оно отражает удел человеческий и стремится превзойти судьбу, овладеть ею. Яркий пример Заратустра Ницше. Мысль о том, что в мире без Бога все виновны и каждый свидетельствует о вине всех прочих. Бог и не требуется для установления вины, как не требуется и Страшный суд - он свершается ежедневно. Сталкновением Воли сильного с объединенной силой рабов, погрязших в разврате любой религии, где разврат - определение насилия над свободным духом присущим каждому изначально.



BIBLIOTEKI
http://kemet.ru/texts/index.htm
http://rome.we
http://www.vsu.ru/dept/hist/pub_hist/scriptum.htmlbzone.ru/
http://cyrill.newmail.ru/
http://www.majordomo.ru/
http://www.hist.msu.ru/ER/
http://www.istok.ru/
http://www.utm.edu/research/iep/
http://log.philos.msu.ru/library/library.htm
http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm
http://mifologia.chat.ru/
http://paganism.ru/
http://www.tel-inform.ru/misc/legend/
http://www.magnet.ru/legend/
http://www.mystic-world.net/Books/index.htm
http://www.limber.volkov.ru/library/
http://psylib.kiev.ua/
http://babylon.nd.ru/
Лев Троцкий
1913г.

АНДРАНИК И ЕГО ОТРЯД
На свете существует немало людей с судьбой исключительной, непригодных для
мирного, обычного отправления жизни. Конечно, жизнь сильнее их. И когда она
входит надолго в берега, им тоже приходится приспособляться к однообразным
требованиям ее порядка. Они поступают на службу, содержат семью, жалуются на
ревматизмы и вообще увядают. Но когда история снова вступит в период
беспокойства и хаоса, они оживают, по первому зову ее надевают ботфорты и
оставляют в неурегулированном виде свои счета.
Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял
Андраник, герой песни и легенды. Он среднего роста, в картузе и высоких
сапогах, сухощавый, с проседью и морщинами, с жесткими усами и бритым
подбородком, с видом человека, который после слишком затянувшегося
исторического антракта снова нашел себя.
Андранику 46 лет, родом он из турецкой Армении, когда-то был столяром. С
1888 года начал революционную работу в Сивасском вилайете, в 1892 году
примкнул к армянской партии .Дашнакцутюн.. Еще со времени русско-турецкой
войны, т.е. с конца 70-х годов, в турецкой Армении приобретает большую
популярность идея вооруженного восстания против турецко-курдского
владычества, при чем восстание должно было, по мысли революционеров, вызвать
вмешательство держав, в первую голову . России. Агенты петербургской
дипломатии стремились тогда привлечь на свою сторону и приручить армянских
революционеров. Эта полоса, впрочем, продолжалась не долго, с начала
царствования Александра III политика пошла уже другая... В кругу
карбонарски-дипломатических идей и расчетов сложилась политическая мысль
Андраника.
В 1894 году происходит в Сасуне избиение армян. Дашнакцутюн направляет туда
вооруженную дружину, которая располагается в Мушской равнине, у подножья
Сасунских гор. Здесь Андраник получает свое боевое крещение. Во главе
армянской четы он затем в течение 1895-1896 г.г. обороняет армянские
деревни, перевозит оружие, вооружает население, сражается с курдами и с
небольшими регулярными турецкими отрядами. В середине 1897 г. он приезжает
на Кавказ, вступает в непосредственные сношения с центром партии и
возвращается в Армению - с широкими полномочиями и с большим транспортом
оружия.
К 1899 году перебито несколько лучших четнических воевод. Андранику
поручается руководство всеми дружинами Сасунского округа, лучшего в
Бетлийском вилайете по природным условиям для партизанской войны. Под его
командой . 38 деревень, населенных воинственным полунезависимым армянским
крестьянством. Тут развертывается андраникова эпопея.
В 1900 году курдский ага Бшаре-Халил, состоявший на турецкой службе, убил
одного из самых выдающихся армянских революционеров - Серопа. Население
величало его Сероп-пашой, так как он добился почти полной независимости
Сасуна. За этот подвиг Бшаре-Халил-ага был награжден султанским орденом.
Через 8 месяцев Андраник совершил свое дело мести: настиг со своей дружиной
Халила, убил его и с ним семнадцать курдов и, в качестве трофея, унес с
собой орден Абдул-Гамида. В женевском архиве Дашнакцутюн султанский орден
хранится и по сей день.
Андраник получает большое имя. Армяне ему подчиняются, турки его боятся,
султанские войска преследуют его по пятам. В ноября 1901 года Андраник со
своими 47 четниками, обстрелянными в постоянных стычках, был окружен в
монастыре Апостолов, в часе от Муша. Целый полк из пяти батальонов, во главе
с Ферих-пашой и Али-пашой, обложил хорошо укрепленный монастырь. После
долгих и бесплодных переговоров, в которых принимают участие армянское
духовенство, мушский городской голова и иностранные консулы, Андраник решает
прорваться. В платье убитого раньше турецкого унтер-офицера он обходит всю
стражу, объясняется с ней на прекрасном турецком языке, велит не спать и в
то же время указывает путь своей дружине.
Через два с лишним года происходит самое большое дело в жизни Андраника.
Было ему тогда 38 лет. Два турецких батальона при 8 крупных пушках осадили
его весной 1904 года в Сасунских горах. Под командой Андраника состояло 200
вооруженных скорострельными ружьями дружинников и 800 крестьян с
собственными кремневыми ружьями. Две недели длились переговоры. 13 апреля
началась бомбардировка армянских деревень. Дружинникам, занимавшим горные
позиции, пушки почти не причиняли вреда. Как всегда в таких случаях,
карательная экспедиция имела своей главной целью довести до отчаяния
крестьянское население и вызвать в нем озлобление против революционеров,
изолировать таким образом дружину и обессилить ее. 8 дней продолжалась
непрерывная перестрелка. Турки потеряли сотни убитых, трупы которых четники
сбрасывали в озеро. Сасунские деревни были покинуты населением: около 4.000
душ отступало под прикрытием отряда, другая половина разместилась по
деревням Диарбекира. Отступая и отстреливаясь, дошел Андраник до Ванского
озера, захватил три парусных судна и перевез свои четы на остров Ахтамар, в
монастырь, а через три дня на тех же судах перебрался ночью в Ван. В
Константинополь дали телеграмму, что город в руках Андраника. В дело
вмешался английский консул. .Уходите лучше, - сказал он ему, - сейчас
русско-японская война, внимание Европы отвлечено, вмешательства дипломатии
не будет.. А кругом пошла резня в армянских деревнях. Андраник решил
покинуть Армению. Шел с дружиной только по ночам. На 7-й день прибыл в
Персию, оттуда на Кавказ и, через Россию, в Вену. Жил некоторое время в
Женеве, потом в Египте и, наконец, обосновался в Софии. Тут он сблизился с
македонскими революционерами, столь родственными ему по психологии и приемам
борьбы. .Я - не националист, - говорит он в объяснение своего похода, - я
признаю только одну нацию: нацию угнетенных..
То дуновение идеализма, которое чувствовалось в настроении болгарских
народных масс в первую эпоху войны, наиболее яркое свое выражение нашло в
армянском отряде. Люди другой нации, другого языка, других преданий
собрались под болгарское военное знамя, которое стало для них знаменем
борьбы за чужую свободу - правда, против общего врага.
В середине октября я провожал из Софии армянскую добровольческую роту,
вошедшую в состав македонского легиона, который прославился вскоре своими
жестокостями. Стоял прекрасный день балканской осени, солнце светило ярко, в
городе было еще мало раненых, и война имела еще ликующий вид. Добровольцы
выступали из здания женской гимназии, в которой жили и обучались приемам. Их
было 230 смуглых и волосатых людей, в возрасте от 19 до 45 лет. Публика с
самым разнородным прошлым. Старый армянский боевик, который давно уже
обжился в Софии, завел маленькую кофейню и отвел в ней угол часовщику,
покинул теперь свою семью и свою кофейню и идет за Андраником. Тут и юноша
22 лет, из которых 14 он прожил в Лондоне: мальчиком был взят после
армянской резни на воспитание лондонским благотворительным обществом, служил
кондуктором, сросся с Англией, еле говорит по-армянски; но смутные детские
воспоминания, очевидно, прочно залегшие на дне души, внезапно пробудились и
заставили лондонского кондуктора покинуть Англию, надеть холщевой мешок и
итти против турок; пуще всего .англичанин. опасается, как бы не пришлось в
походе отпустить бороду и усы. Рядом с ним бессемейный корчмарь, который
тщательно вел свое небольшое хозяйство, держал на счету каждую стотинку
(сантим), а тут позвал своего наемного помощника и сказал ему: .Владей до
моего прихода, а не вернусь, . твое будет.. Есть в отряде приказчики,
учителя, много рабочих, преимущественно сапожников из Румынии. Есть люди
случайные, просто не знавшие, куда приткнуться, есть озорники, которым
хочется раззудить плечо. Судьба связала на время их всех тугой петлей:
мечтателей и авантюристов, рыцарей и озорников.
Платье у добровольцев свое, штатское, только подобранное и подтянутое на
военный лад; на многих плотные онучи, ловко охваченные ремнями от локтей. На
спине - холщевая сумка и башлык, сбоку - лядунка и у большинства собственный
револьвер. Все в цветах. На высоких барашковых шапках у ворота и вокруг
пояса цветы. И вот все это вместе: барашковые шапки, тугие пояса, башлыки,
чистые мешки и цветы придавали отряду не только боевой, но и праздничный
вид.
Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто .товарищ
Гарегин.. Гарегин, это - бывший студент Петербургского университета,
привлекавшийся по знаменитому .лыженскому. процессу Дашнакцутюн и
оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного
училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии. Гарегин -
поэт, оратор и воин - весь пламенный от значительности выпавшей на его долю
миссии.
Но душою отряда является Андраник. Он великолепен в своем темносером
защитного цвета костюме, в высокой каракулевой шапке и ладных солдатских
сапогах, из-за которых торчит плеть, символ неофициальной власти. С боку у
него бинокль и браунинг, на груди - целый букет с надписью на ленте:
.Свобода или смерть., это - подношение армянок из комитета Красного Креста.
Жены, сестры и дочери добровольцев теснятся к тем рядам, где их мужья,
братья и отцы. Старательно марширует отряд, в котором теперь трудно признать
корчмарей, приказчиков и кафеджиев. Недаром Гарегин десять дней по десять
часов в день обучал их тайнам строевого искусства. Он совсем охрип от
команды и речей, у него лихорадочный вид, и его иссиня-черные волосы бурными
волнами выбиваются из-под офицерской фуражки.
Поют песню об Андранике: .Весна наступает, и вместе с первым голосом весны
раздается воинственный клич Андраника, который стоит в горах Сасуна и зовет
нас к бою.. Молча идет вперед Андраник, только еще отчетливее становится его
шаг... Раздаются тихие, еще слышные звуки оринга, армянской пастушеской
свирели. Сперва они заглушаются говором и криками, но постепенно пробивают
себе дорогу, и уж можно различить мелодию: .Милый друг, я умираю.... Потом
опять поют песнь об Андранике. Высокий худой армянин, балагур и забавник -
ротный шут - совсем растворился в ритме шагов и звуков: глаза его
полузакрыты, шапка сползла на большой, потный нос, но он не поправляет ее и,
размахивая длинными костистыми руками, поет о герое, который стоит в горах
Сасуна и, вместе с первым дыханием весны, зовет дружину к бою.
Дорога сменяется шоссе, которое за мостом прямой лентой меж деревьев уходит
в гору. Направо гора Витоша, с которой для многих членов отряда связаны
партийные воспоминания. В 1904 году погиб на Витоше от динамитных опытов
один из основателей партии Дашнакцутюн, воспитанник Петровской Академии
Христофор Микаэльян, примыкавший раньше к Народной Воле, - на этой горе он
подготовлял покушение на Абдул-Гамида. В 1905 - 1906 г.г. тут же, под
Витошей, помещалась партийная военно-инструкторская школа, которая
воспитывала, под руководством болгарского офицера, воевод для армянских
чет...
Нужно прощаться. Гарегин из офицера превращается в патетического оратора. Он
говорит о том, что армян всегда считали безличными и трусливыми, нацией без
священного огня, способной только ползать и наживаться; однако, последние 25
лет показали, что и армяне умеют бороться и умирать за свободу... Женщины
забрасывают оратора цветами. Не хотят отрываться жены и дочери от близких
своих, но нужно прощаться. Команда - отряд выстраивается и с песней вперед!
Не выдерживает Андраник, перескакивает через придорожный ров и дает
несколько выстрелов вверх из браунинга. Из добровольческих отрядов
откликается ему громовое пятиминутное эхо - точно в Сасунских горах. Сотни
рук подняты вверх. Резко, отчетливо бьют браунинги, маузеры, парабеллумы,
глухо, точно небольшие пушки, лают бульдоги. Руки с револьверами подняты,
словно к присяге: .Свобода или смерть..
Такова маленькая глава чистой романтики в страшной книге балканских событий.
В конце ноября я видел в Софии первых раненых из армянского отряда, человек
двадцать. Выглядели они совсем не так, как в тот солнечный день, когда я
провожал их под звуки песни об Андранике. Вконец обносились, исхудали,
ожесточились: кто не досчитывался пальцев, кто хромал, у кого перевязана
голова. Мы сидели в той самой харчевне, которую хозяин передал своему слуге.
- Тяжело было в походе, - рассказывали раненые, - очень тяжело. Знали, что
не на свадьбу идем, однако, такого не ждали. Шли пешком, на восьмой день
прибыли в Тырнов, там дали нам манлихеровские ружья с ножами, оттуда, вместе
с македонским легионом, отправились на Кирджали, там сутки упражнялись в
стрельбе и перешли турецкую границу. Пустынно везде, деревни погорелые, скот
бродит бесприютный. Жгли до нас, жгли и мы, македонцы, собственно, нам
Андраник не позволял. Турок, встречавшихся вне деревень, хотя бы и
безоружных, приказано было считать лазутчиками и убивать. Македонцы так и
поступали: сперва опрашивали встречного, узнавали у него, что можно было, а
потом пристреливали или закалывали. В нашей роте на этот счет строже было.
Выходили мы раз из деревни, я отстал и, признаться, дом подпалил. Сам не
могу вам сказать, зачем. Андраник уже поджидал меня у дороги. - Почему
отстал? - По надобности. - Ты поджег? - показывает на дом. Дал десять ударов
плетью. - Смотри, говорит, без меня ни шагу! - Однако ж и из наших кое-кто,
по примеру юнаков, тайком резал турок. Да и то сказать: погромы армянские у
всех у нас в памяти... Тяжело было. Поход тяжелее сражения. Дважды
приходилось переходить в брод реку, раз вечером, другой раз утром, вода по
грудь, как лед холодная, обсушиться нельзя было, шли форсированным маршем.
Голодали без хлеба. Мяса-то сколько хочешь: турки бежали, а скот остался.
Резали быков и коз без счета. У меня лапти износились, зарезал быка на
шкуру, только не успел ободрать, как командуют подниматься. Табаку тоже было
вволю. Магазины открыты, хозяева ушли, товар весь покинули, бери, чего
хочешь. Но не было ни хлеба, ни соли. Как перешли границу, не ели соли, пока
сюда не вернулись. От этого сильно болели животами.
Участвовали мы в деле против Явор-паши, вместе с регулярными войсками.
Страха в сражении не было. Смерть я и раньше видел. Отца и мать курды на
моих глазах зарезали, своими глазами на это глядел. Среди нас такие были,
что думалось, со страху помрут. А вели себя геройски. Был мальчик Погос, 16
лет, из Родосто. Я ему говорил: тебя-то зачем? Однако, в течение пятнадцати
часов он оставался без пищи на передовых позициях. Когда преследовали Явора,
Погос впереди и в самых опасных местах. Все хорошо сражались. А лондонец в
походе всегда брился. И как успевал, сказать не умею, только всегда
выбритый. Для чего, говорим, усы бреешь? Для чистоты, говорит. Сердился,
когда мы его англичанином звали... Про шута спрашиваете? Жив... Только там
уж не до шуток было. По дороге он много кур ловил: как привал, так он из
сумки кур тащит... Андраник сражался наравне с нами, с ружьем в руках, но во
время боя настоящее руководство переходило к нему. Гарегин очень храбрый, в
бою никогда не ложился, а перебегал с саблей от позиции к позиции. С нами
Гарегин делился последним куском. Когда первый у нас дружинник пал, Гарегин
подошел, поцеловал в лоб и говорит: .Вот первый мученик!. И дальше также.
Кто падал, Гарегин подойдет, поцелует и кричит: .Красный Крест!.. Выходят
санитары и уносят раненого. Меня в Филиппополь отправили, там я 10 дней в
госпитале лежал. Царица к нам приходила, про все расспрашивала. Я ей сказал:
.Вам уже хорошо. Вы турок в Азию выгоните, а нам в Армении от них хуже вдвое
станет.. А царица говорит: .Подождите, и вам будет хорошо.. Подарила вот эту
открытку, для утешения, значит...
Возвратившись в Софию, добровольцы набросились на армянские газеты, но той,
какая им была особенно близка, .Азатамарт., их константинопольского
партийного органа, не нашли. Болгарская цензура наложила на эту газету
запрет в наказание за критику, которой .Азатамарт. осмелился подвергнуть
крестоносный манифест царя Фердинанда. Кара, наложенная на орган той самой
партии, под знаменем которой добровольцы умирали за дело Македонии,
представляла собою чрезвычайно выразительное столкновение революционной
романтики с династической реакцией. Противоречия .освободительной. войны
стояли в этом эпизоде, как на ладони. Узнав от армянского коллеги об
обстоятельствах дела, я написал тогда телеграмму и дал текст на просмотр
одному .левому. цензору (имени его на этот раз не называю, чтобы не
отягощать его воспоминаний).
- Вы серьезно думаете посылать эту телеграмму?
- Разумеется.
- Не советую подавать ее официально в цензуру.
- Почему?
- Не забывайте, что мы, цензора, имеем право задерживать не только
телеграммы, но и самих корреспондентов...
Дальнейших сведений об армянском отряде и его участниках у меня сейчас нет.
Не знаю, снят ли был запрет с .Азатамарта.. Не знаю также, какое действие
оказывает открытка болгарской царицы на самочувствие изувеченного
добровольца-армянина...
.Киевская Мысль. N 197, 19 июля 1913 г.
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA