Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Сними свою тунику, Клитемнестра!
 
По статистике, в 60 случаях из ста сексуальные маньяки нападают на женщин в красном. Среди психологов бытует мнение, что женщина, предпочитающая красный цвет, подсознательно хочет быть изнасилованной. В нашем случае, у трех из шести задушенных были красные элементы в одежде.


Всемирная история наготы ("El Tiempo", Колумбия)
«Взлеты и падения» человеческого эпидермиса со времен Адама и Евы и до наших дней


Даниэль Сампер Писано / Daniel Samper Pizano, 26 мая 2003
Сюжет: В мире науки и культуры





Как практически и все в нашей жизни, всемирная история наготы берет свое начало в незапамятные библейские времена. В книге «Бытия» рассказывается, как Господь создал Еву, и привел ее к Адаму, и повелел им быть одной плотью (Бытие 2, 24). И легко это было для первых людей, потому что как говорится в следующей строке «Библии»: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие 2, 25).

Совершенно очевидно, что в те времена нагота была естественным состоянием человека. Именно такие изображения мы можем встретить на различных живописных полотнах, иллюстрирующих жизнь в раю. Хотя некоторые художники все же старались прикрыть Адама фиговым листом - который даже и не упоминался в Ветхом Завете - а Еву оплести чересчур длинными побегами растения из семейства тыквенных: широкие листья укрывали от нескромных взглядов нижнюю часть тела нашей прародительницы и грудь адамовой жены. На других картинах Ева целомудренно прикрывает свою наготу руками, а один из флорентийских художников 15-го века - Мазаччо (Masaccio) - заслоняет наготу первых людей от наших нескромных взглядов и листьями растений, и их руками.

Не стоило художникам прошлых времен столь старательно прикрывать наготу наших общих прародителей от взглядов их потомков. Как понятие, нагота Адама и Евы могла быть как-то связана с изменениями погодных условий (жара летом и холод зимой), с неприятностями, которые могли доставлять им докучливые насекомые, но никак не с представлением о стыде.

Это понятие родилось немного позднее, когда Ева и Адам (именно в этом порядке) вкусили плод дерева познания добра и зла, чем навлекли на себя гнев Господень. Творец изгнал людей из рая и определили им такие наказания: в муках рожать детей, в поте лица добывать себе хлеб, быть смертными, и, словно всего этого было недостаточно, Господь дал им чувство стыда.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3,21).

Именно в тот момент и началась настоящая история наготы, потому как раньше она была самым что ни на есть естественным состоянием человека. Понятие стыдливости рождается лишь с появлением одежды. Будь-то кожаные туники, греческие тоги, парчовые одежды эпохи Средневековья, пиджаки или блузки, нагота прежде всего ассоциируется с необходимостью прикрывать ее. Без одежд нельзя было бы обнажаться, точно так же, как невозможно было бы умереть, если бы не было жизни.

Сними свою тунику, Клитемнестра!

С самых доисторических времен, о которых нам говорит Библия, нагота ассоциируется с отставанием в развитии. Наиболее примитивные народы, когда им позволяют погодные условия, ходят обнаженными. Расовое разнообразие людей, проживающих на Земле, так же связано с наготой. Жившие под горячим африканским солнцем племена обрели темный цвет кожи; чем севернее проживали народы, тем больше им приходилось укрывать свои тела одеждой, и потому их кожа приобрела самые различные оттенки - от желтоватого до белого.

Таким образом, получается, что изобретение одежд было делом рук отнюдь не народностей, проживавших в тропиках. В экваториальных лесах и на жарких побережьях одежда либо не нужна, либо используется минимально. Проживающие в этих районах племена совершенно иначе относятся к понятию наготы. Человечество открыло для себя преимущества одежды, но при этом сохранило множество ритуалов для совершения которых необходимо было разоблачаться. Самым характерным из них можно считать танец, посвященный богу дождя. Многочисленные народности, начиная от египтян, всевозможных племен Центральной и Северной Америки и заканчивая наипримитивнейшими обитателями Южной Африки собирались вместе и танцевали нагими, прося небо пролиться дождем.

Самые южные земли европейского континента были заселены римлянами и греками, которые свою наготу прикрывали лишь туниками. Наготе древних греков и римлян не доставало каких-то миллиметров, чтобы стать естественным состоянием. И грань эту было преодолеть довольно легко - достаточно взглянуть на статуи древних мастеров. Их скульптуры не просто наги, их покрывает мраморная кожа. Иными словами, средиземноморское искусство того времени не касалось понятия стыдливости, а пыталось изобразить естественное состояние библейской невинности: здесь на первом месте стояло не состояние изображаемого человека, а сам его кожный покров. Нам всем прекрасно известно, что эпидермис сам по себе нейтрален и безразличен, единственное, что может заставить его покраснеть - стыдливость, которая суть неосязаема и является порождением культуры.

Нагота в доме Божьем

В первое столетие существования христианской веры в Индии возникло религиозное течение джайнизм. Секта его последователей поселилась на берегах Ганга. Религиозные лидеры секты полагали, что человек должен отказаться от всех или практически от всех материальных благ. Те, кто все-таки считал, что наготу прикрывать необходимо, облачались в белые туники. Но были и такие последователи гуру Махавиры, которые подобно своему духовному наставнику полностью отказались от одежд. Это направление джайнизма - дигамбра - еще семь веков назад пользовалось огромным влиянием; оно и по сей день широко практикуется в некоторых районах Индии.

Однако по мере развития и распространения христианства все большее влияние получало представление о сдержанности. Первородный грех приравнивался к наготе, нагота - к первородному греху, и так далее. Тем не менее, и у скульпторов, и у художников всегда оставалась хотя бы незначительная возможность изображать человеческую наготу. В некоторых случаях стыдливость не распространялась на мифологические сюжеты - довольно долго Венеру, рожденную из пены волн, изображали, прикрывая ее наготу лишь ниспадавшими прядями волос. Некоторые же художники отваживались изображать без одежд и некоторых библейских персонажей и даже представителей христианской иерархии: ангелов, излишне стыдливых дев и мучеников.

Тем не менее до определенного момента никто из художников не решался изобразить "ню" нашего Создателя. Эта привилегия досталась Микеланджело, который на одной из росписей Сикстинской Капеллы изобразил Господа со спины - обнаженным и с неприкрытым задом. Тот факт, что Творец возлежал на облаке, вызывал сильное беспокойство у священнослужителей. И все же никто так и не решился потребовать от художника, чтобы он прикрыл божественные ягодицы неким подобием покрывала.

За великого художника это сделал его ученик - Даниэле да Вольтерра (Daniele da Volterra), которому в 1559 году папа Павел IV сделал заказ: целомудренно прикрыть обнаженные фигуры на картине Страшного Суда в Сикстинской капелле. За свое участие в этом проекте да Вольтерра получил прозвище «Il Braghetone», которое мы могли бы перевести как «исподничник» или «гульфичник» (от итальянского «braghetta, brachetta» - гульфик, ширинка).

Как бы то ни было на протяжении еще довольно длительного периода времени живопись оставалась открытым окном, через которое можно было увидеть обнаженное человеческое тело. Интерес к оголенной плоти понемногу усиливался, вплоть до XIX-го столетия, когда пропагандируемая бессмертной королевой Викторией мораль набросила на кожу западного человека покров стыдливости. Дабы удовлетворить интересы сладострастных зрителей, художники стали скрывать ее в символах натюрмортов, которые нужно было уметь читать: помещенные рядом на холсте два яблока были отнюдь не яблоками, а свернутая шея куропатки вовсе не была шеей куропатки. Все упомянутые детали намекали совсем на другое.

С захлестнувшей Европу волной стыда удалось справиться лишь французам. Импрессионисты вернули зрителю изгибы обнаженного тела, ласкаемого лучами солнца, как это сделал Гоген, или поместили своих "ню" в обстановку вовсе не предполагавшую наличие обнаженной натуры, как Мане в своем «Завтраке на траве».

В свою очередь парижские кабаре, прежде показывавшие на свих сценах всевозможные водевили, оперетки, пантомимы и акробатические номера, внезапно открыли, что полуобнаженные танцовщицы - а, возможно, даже без приставки «полу» - гораздо больше привлекают внимание публики. Именно тогда, в 1894 году, парижский «Follies Bergere» стал давать свои нудистские спектакли. В то же самое время на другом берегу пролива Ла-Манш королева Виктория (1819 - 1901), узнав о падении нравов во Франции, сильно краснела и толстела. И чем больше она толстела, тем пунцовее становилась.

Естественно, естественность

В начале ХХ-го столетия задули ветры перемен, а в авангарде всевозможных новшеств стояла Германия.

В первые десятилетия прошедшего века получило широкое распространение движение, отвергавшее ложную стыдливость и провозглашавшее наготу естественной и невинной. Тенденция получила название натуризма и дала толчок к развитию философского течения, противостоявшего болезненному английскому пуританству. Натуристы пропагандировали возвращение к естественному существованию обнаженного человека в раю. И все было бы прекрасно, если бы обнаженная плоть не принадлежала тевтонам и тевтонкам с белоснежной кожей, покрывавшейся под солнцем красными волдырями, и с обвисшими телесами. В качестве философского течения подобное возвращение к естественному состоянию было вполне приемлемо, но в качестве зрелища оно выглядело довольно плачевно.

После первой мировой войны, продемонстрировавшей всем сколько зверств может совершить одетый и вооруженный человек, натуризм распространился по всей Европе и в несколько более скромной форме проник и в Соединенные Штаты. Развитие кино в свою очередь помогло живописи, несшей наготу в массы. В середине прошлого века Бриджит Бардо превратилась в секс-символ целой эпохи, несмотря на то, что обнажилась она не на много больше, чем любая представительница женского пола, прогуливающаяся в жаркий день по улице.

Результатом подобной революции стал очередной прилив стыдливости. Где-то в пятидесятых годах прошлого века выставлять на обозрении более 44 квадратных сантиметров обнаженного тела считалось верхом неприличия. Стоит поблагодарить горячо любимый многими журнал «Playboy» за возобновление борьбы и пропаганду обнаженного человеческого тела.

Вольные шестидесятые

Шестидесятые годы - опьяняющие тогда, незабываемые немного позже и ставшие легендарными сегодня - стали настоящей песнью во имя свободы и мира. Интенсивные поиски внутреннего мира, проходившие с помощью некой травки, не мешали поискам и внешней формы. Так нагота вновь стала актуальной на фестивале в Вудстоке, в музыке - вспомните Джона Леннона и Йоко Оно в чем мать родила, в политике - знаменитые нудистско-пацифистские манифестации и даже в шутках - моде на пресловутый стрикинг (streaking) - бег голышом по улицам, на футбольных полях во время матчей или во время концертов.

Конец ХХ-го века ознаменовался довольно низко павшим уровнем стыдливости и практически морально узаконенной степенью обнаженности. Сравнение с событиями пятидесятилетней давности могут бросить в дрожь. Сегодня Бриджит Бардо вызвала бы не больше страсти, чем разговор с ученым мужем о предстоящем политическом референдуме. Сегодня на любом пляже Европы можно увидеть девушек топ-лесс и вообще все- «лесс». Обнажение женского тела перестало быть прерогативой художников и поэтов. Мы вернулись в рай?


Сокращенный перевод: Гонсалес Анна, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 26 мая 2003, 17:10
Оригинал публикации: Historia universal de la desnudez


Профессиональная проституция - изобретение мужчин ("Le Monde", Франция)
На улице, в отеле или в на сиденье автомобиля, продажная любовь по-прежнему - приманка для «потребителя»


Катрин Симон (Catherine Simon), 07 июня 2002

[отослать ссылку] [версия для печати]



Тротуар рассечен на две части. На одной его стороне стоит Юлла (Ulla), ее пышная белая грива ниспадает на плечи, образуя завитки. Юлла - одна из самых знаменитых проституток Франции - летом 1975 года она организовала захват церкви в Сен-Низье в Лионе. На другой стороне - дама в черном пальто, со слегка оплывшим лицом и банальным прозвищем. Она вышла замуж за своего бывшего сутенера, и теперь живет с ним. 15 лет назад она свила гнездышко для своих детей в одной из коммун в Верхней Луаре. Дама рассказывает о своих лошадях, о сыновьях, что приезжают на ферму, о своей 34-летней дочери и о своих внуках. Юлла предпочитает вспоминать клиентов - «потому что меня никогда о них не спрашивают, всегда избегают говорить об этом, тогда как именно здесь зарыт ключ к проблеме проституции, без этого не объяснишь ее причин».

Одна вещь поразила ее, когда она только начала торговать собой в лионском притоне в квартале Сен-Жан: зеркальное стекло, отделяющее зал, куда входили клиенты от столовой, где собирались девушки. «Они выбирали нас, оставаясь невидимыми, даже без обмена взглядами», - замечает Юлла. Главный принцип отношений клиента и проститутки - отсутствие встречи? Оборотная сторона медали шокировала ее. «Обычно они говорят мне «ты», а я обращаюсь к ним на «вы». Но, в любом случае, нет ни диалога, ни агрессии. Все происходит механически. В глазах клиентов мы - ничто, и именно за этим они и приходят», - уточняет она. Один из ее постоянных посетителей, «большая шишка из префектуры», был любителем мазохистских радостей. Он перемолвился с ней лишь парой слов, «один раз за два года», во время первого «свидания», чтобы уточнить свои требования в деталях. «Мы обменялись взглядами на улице. Мы поднялись в комнату. Я никогда больше не слышала звука его голоса». Постановщик документальных фильмов Бернар Бетремье (Bernard Bйtrйmieux), из ассоциации «Я.ты.он» (Je. tu. il.), которая выпустила в феврале 2000 года при поддержке движения Nid («Гнездо») «профилактический» репортаж «Клиенты проституции» (www.jetuil.asso.fr), подтверждает слова Уллы: «Клиенты и проститутки - это два мира, практически лишенные точек соприкосновения».

В этом фильме два завсегдатая Булонского леса, водитель такси и его приятель, согласились прокатить режиссера на машине, заставить его окунуться в «атмосферу ночи», провести его по своим «владениям». Они рассказывают свою историю, сидя на передних сиденьях, не оборачиваясь. Десятки проституток, всех полов и со всех континентов, женщины, трансвеститы, транссексуалы, родом из Франции и Бразилии, Румынии и Филиппин ждут на краю дороги в свете фонарей. Камера снимает без остановок. «Всегда можно найти проститутку, и потом, есть выбор» - бросил таксист. «Вот за что я люблю Булонский лес: там есть из кого выбрать», - поддакивает дружок. Оба говорят, что проводят здесь от шести до десяти часов в неделю. Подобно суверенам на охоте, подобно призракам скользят они в самом сердце этого пестрого гарема, таящего в себе тысячи возможностей. «Удовольствия, что дарит вуайеризм - беспредельны», - говорит приятель таксиста. «Раз проедешь по маршруту, будешь потом сладко спать, что бы ни произошло!», - чистосердечно признается он.

В одном из редких исследований, посвященных клиентам проституции, «Человек в торговле сексом» (L"Homme dans le commerce du sexe), опубликованном в ноябре 1987 года по заказу ЮНЕСКО шведский социолог Свен-Аксель Манссон (Sven-Axel Mansson) пишет, что в том случае, когда «сексуальность приобретает форму товара», речь идет не о «взаимном и чувственном контакте» между клиентом и проституткой, но об «односторонней половой связи», в которой «именно покупатель олицетворяет пол. Проститутка символизирует саму сексуальность. Она выступает в роли актрисы: и, как правило, «лишена» пола (…) речь идет о субъектно-объектных отношениях, в которых покупатель является субъектом, а продавец - объектом». Где бы то ни было, на улице или в отеле, на сиденье машины или в эротическом центре, «клиент приходит покупать ветер, целовать ветер», - говорит Юлла.

Проститутка - это приманка? А клиент - жертва обмана? «От начала и до конца он должен быть главным. Он платит за это. Он должен чувствовать себя хорошо, даже если он безобразен, если у него живот и морщины», - продолжает Юлла. «Если он неловок, если он неполноценный или извращенец, - какая разница: это мы должны найти способ доставить им удовольствие. В 80% случаев они убеждены, что сводят нас с ума. Часто, когда они кончают, спрашивают, было ли это хорошо…», - смеется старая профессионалка, и бросает презрительные взгляды.

«Все сделано для мужчин. По их мнению, проституция - нечто само собой разумеющееся», - подчеркивает Клер Картонне (Claire Carthonnet). Она говорит, что работает в «традиционной» манере - на «заводе», без «приработок». Клиентам продают «жесты»: «в этом нет ни желания, ни страсти». Таково золотое правило. Чаще всего акт совершается в машине клиента. «Они смотрят на нас, выбирают. Но когда я оказываюсь в машине, роли меняются. Это больше не победители. Они пассивны, почти пристыжены, это мне приходится вести игру. Они платят за это, чтобы снять с себя ответственность, чтобы вновь стать детьми. Так называемая нужда «покатать шары» - всего лишь алиби. Секс - лишь повод», - добавляет молодая женщина, которая должна в этом году опубликовать автобиографическое эссе, оно появится в издательстве «Seuil». Среди ее клиентов, «постоянных» и «бабочек» (случайных) - последние снимают ее чаще всего. Они никого не выбирают, они счастливы от обладания «множеством женщин, которые потенциально готовы к их услугам», подобно таксисту и его приятелю, о которых рассказал Бернар Бетремье.

Если женщины торгуют собой, то «по необходимости, либо потому, что им это нравится», - размышляет шофер. Он сомневается. «Если женщина получит удовольствие, тем лучше. Все зависит от клиента. С мужчиной все сложнее. Это тайна. Лично я сделаю все, чтобы не стать проституткой, это - последнее дело для мужчины». Его приятель согласен. В Булонском лесу у него было время поразмыслить. Легким кивком он указывает на силуэты, которые возникают в свете фар: «Если они здесь, то для того, чтобы возбуждать мужчин», - утверждает он. Бедолагам известно, что каждая третья и даже каждая вторая - трансвестит или транссексуал. «Но я не вижу здесь ничего от гомосексуализма», - защищается таксист, и клянется, что выбирает всегда лишь «женоподобных» трансвеститов. Под конец он забывается. « Когда я имею дело с «мужиком» -трансвеститом, все происходит очень быстро. Мне плевать, есть ли у него что-нибудь между ног!», - ворчит он. Находясь на заднем сиденье, режиссер фиксирует все. Его анонимные клиенты согласились принять его предложение, признает Бернар Бетремье, «только потому, что это «мужской» разговор. С женщиной-режиссером все было бы гораздо сложнее».

Следовательно, есть «мужские секреты», как думает университетский преподаватель Даниэль Вельцер-Ланг(Daniel Welzer-Lang), автор первой работы о проституции «Одни, одне и другие» (Les Uns, les unes et les autres.Metailiй, 1994) и один из редких европейцев, разрабатывающих эту тему. В июльском номере ежеквартального журнала движения "Nid", озаглавленном «Проституция и общество», выйдет большой материал, посвященный клиентуре, этому «черному континенту», который хранит «вековые тайны». Даниэль Вельцер-Ланг сам сталкивался с этим мужским сопротивлением. Однажды он добивался субсидии в администрации, и получил от высокопоставленного чиновника такой ответ: «Вы хотите получить от нас деньги, чтобы нас изучать?», - воскликнул функционер. «Ибо каждый мужчина, - объясняет Свен-Аксель Манссон, - потенциальный покупатель секса».

«Полигамия желания» и «полисексуальность», которые взращены в мужчинах - это секрет полишинеля - но все же секрет, обстоятельно объясняет Даниэль Вельцер-Ланг. «Чтобы система работала, следует хранить секрет, поскольку мифы обладают властью над женщинами». Они готовы отправиться «на поиски прекрасного принца, который был бы всем одновременно, хорошим отцом, мужем и по возможности, хорошим любовником». В штаб-квартире лионской ассоциации «Кабирия», которая с 1993 года осуществляет программу «здравоохранения в среде лиц, контактирующих с проститутками», цель которой - снизить риск СПИДа, директор Мартина Шутц-Самсон (Martine Schutz-Samson) вспоминает об одном клиенте. Его охватила паника, когда, в ожидании результатов анализа, он вынужден был начать пользоваться презервативами. «Тоска охватила его, поскольку он не мог признаться своей жене, что посещает проституток». Самая мысль о том, что их «секрет» может быть раскрыт, повергает мужчин в ужас. Теперь, когда появилась опасность заразиться СПИДом, «все несколько изменилось», замечает представитель организации, но власти продолжают сомневаться, следует ли «вводить специальные меры против клиентов», поэтому роль проституток в профилактике остается огромной.

Хотя, по различным оценкам, число уличных проституток во Франции - от 15 до 30 тысяч. Однако никто не может назвать точное число их клиентов», - подчеркивает Даниэль Вельцер-Ланг. Контингент покупателей секса пополняется в основном за счет 30-39-летних, это чаще всего бизнесмены или представители свободных профессий. Эти данные были получены в ходе исследования, которое провел в Стокгольме профессор Манссон в начале 1980-х годов. В то время постоянные клиенты проституции составляли менее 5% всего мужского населения Швеции, считает социолог. Но Стокгольм - это не Париж. Швеция - единственная страна мира, где с 1 января 1999 «покупка сексуальных услуг» карается законом. Во Франции, напротив, терпимо относятся к проституции, за исключением проституции меньшинств, и то с недавнего времени.

В этой социальной политике очень много противоречий. «Вот уже 15 лет, как клиенты уличных проституток полностью дискредитированы, их даже считают исчадьем ада, но сексуальные развлечения никогда еще не были столь распространенными, как сегодня», - отмечает Даниэль Вельцер-Ланг, имея в виду клубы по обмену сексуальными партнерами, порно-сайты, абонентские телеинформационные сети и секс по телефону. Пример Страсбурга, где жители квартала Пятнадцати начали «охоту» за клиентами (о чем писала "Le Monde" от 14 мая) - лишнее подтверждение этой тенденции, Те, кого общество хочет заклеймить, выставляют себя напоказ, протирая до дыр тротуары и фланируя по бульварам: вчера это были проститутки, сегодня - их клиенты. Новая торговля телом, которую современные технологии сделали невидимой и конфиденциальной, претерпевает интересные изменения. Иерархия ценностей на рынке продажной любви изменилась. Гетеры стали хорошо информированными, каналы проституции оказались вовлеченными в процесс глобализации, в эротических центрах за плату обеспечивают комфорт, анонимность и гигиену. Король-клиент умер? Да здравствует потребитель! Современного любителя услад за звонкую монету, этого теневого актера театра проституции, ждут долгие темные ночи.
Перевод: ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 07 июня 2002, 18:05
Оригинал публикации: Clients de la prostitution




МИХАИЛ ПАПУШ: "БРАК ПО ЛЮБВИ - ДУРАЦКАЯ ИДЕЯ"

Брак по любви провоцирует измены

http://www.izvestia.ru/community/article32944
Идея романтической любви с самого начала европейской истории была противопоставлена идее семьи. Начиная с Тристана и Изольды. Пока в конце ХIХ века не пришли пошляки, которые выдвинули дурацкую идею - брак по любви.

- Так. Брак по любви - дурацкая идея?

- Это вещь принципиально невозможная. Любовь спонтанна, она - единственный оставшийся у современных белых людей доступ к высшему. В Бога в массе никто не верит, молиться никто не может, медитировать не умеют и все чувствуют, что любовь - единственный канал, ведущий наверх - к сказочному, необычному, волшебному. В обыденный канон это высшее в принципе не лезет, потому что оно неземное. А земному нужно что? Надежность, покой, совместное воспитание детей, любовь в смысле "совет вам да любовь". Понятно же, что это совершенно несовместимо со спонтанной, волшебной сексуальной любовью.

- Надо полагать, вы за брак по расчету?

- Я? Нет. Я говорю, что институт брака содержит противоречие, которое в нынешней культуре принципиально неразрешимо.
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA