Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
О современном кризисе армянства и фиктивности армянского государства
 
НА ПОРОГЕ

Армен АЙВАЗЯН - кандидат исторических наук, политолог, автор ряда монографий ("Освещение истории Армении в американской историографии", "Урегулирование Карабахского конфликта и стратегическая безопасность Армении" и др.), множества научных статей. В "ГА" (01. 02. 2001) опубликована (в сокращении) работа Армена Айвазяна "Кодекс чести армянского воинства".

О современном кризисе армянства и фиктивности армянского государства
Армения и армянский народ в целом переживают сегодня системный кризис, который охватывает политическую, экономическую, культурную, нравственную, идеологическую, социально-психологическую сферы. Для выхода из кризиса, построения крепкого государства Армении отпущено не много времени, эта возможность просуществует еще несколько лет, самое большее - десятилетие. К этому выводу приводит даже поверхностный анализ сложившейся демографической ситуации.
За 1991-2001гг. население Армении (включая Арцах) сократилось на 1-1,5 млн человек и в настоящее время составляет не больше, а возможно, и меньше 2,5 млн человек.("Обнаруженные" Статистической службой РА 3 млн человек в Армении - очевидное преувеличение.) Если иметь в виду, что в 1995-2001гг. из Армении ежегодно выезжали в среднем 50-60 тыс. человек, то в случае сохранения подобных темпов эмиграции (а для этого есть все предпосылки) к 2010 году в Армении будут проживать 1,5-2 млн человек, причем среди эмигрантов опять же большой процент будут составлять молодежь и специалисты высокой квалификации. Понятно, что этот состарившийся и малообразованный человеческий потенциал будет не в состоянии в необходимом количестве пополнять Армянскую армию - основной гарант безопасности Армении, развивать экономику страны, бороться за построение благоустроенного и демократического государства, уважающего разумные требования социальной справедливости (а без давления народа подобное государство никогда не будет построено).
Получается заколдованный круг: эмиграция порождает неблагоприятные для развития социально-экономические условия, которые в свою очередь порождают эмиграцию. Следовательно, эмиграция должна быть остановлена любой ценой, иначе она будет беспрерывно продолжаться. Проявляемое политическим руководством Армении безразличие к проблеме эмиграции - недопустимо и предосудительно. А звучащие с высоких трибун оптимистические заверения о возвращении через несколько лет эмигрировавших - наивные иллюзии.
Однако ситуация представляется еще более тревожной, если рассматривать этот системный кризис в контексте сложнейшего геостратегического положения Армении. Дело в том, что одно-единственное военное поражение, сопровождающееся крупными территориальными потерями в войне, которую может развязать против Армении турецко-азербайджанский военно-политический альянс, способен означать конец Армении (для краткости упомяну только один общеизвестный приблизительный сценарий: утрата Карабаха означает утрату Сюника, а утрата Сюника - исчезновение Армении с карты мира).
Нынешнее положение Армении можно охарактеризовать не иначе как - исторический период "быть или не быть". Следовательно, для каждого армянина, озабоченного будущим нации и государства, исходной точкой действия и ориентации в индивидуальной, общественной, политической и профессиональной сфере должно стать осознание опасности, угрожающей существованию Армении.

Историко-цивилизационные и политические причины кризиса
Нынешний кризис Армении и всего армянства проистекает из целого ряда внутренних и внешних причин. О способствовавших кризису внешних причинах сказано более или менее достаточно. Поэтому остановимся преимущественно на глубинных внутренних причинах, прежде всего - историко-цивилизационных.
1. Отсутствие национально-государственных структур. С падением в 1375г. Киликийской Армении была окончательно уничтожена уже имевшая к тому времени почти трехтысячелетние непрерывные традиции разветвленная система армянского государства, включавшая институт царей, армянскую армию и другие национально-государственные структуры (единственной из этих структур, продолжающей свое существование вплоть до наших дней, является Армянская Церковь, но и она, подвергшись удару геноцида и большевистским репрессиям, ныне находится в крайне тяжелом состоянии). Воссозданные в периоды трех последующих мощных освободительных выступлений - в 1722-1735гг., 1890-1921гг., а также с 1988 по сегодняшний день - национально-государственные структуры не имели достаточно времени для реставрирования своих связей с армянской цивилизацией и в основном лишь заимствовали и копировали соответствующие институты и опыт чуждых доминирующих сил. Между тем эффективная организация армянской государственности возможна лишь в случае знания и восприятия истинных корней и принципов армянской цивилизации. Сказанное, конечно, не означает, что нам необходимо восстановить монархию или вернуться к старинному укладу жизни и законодательству. Вовсе нет. Речь идет всего лишь о построенных на основе армянского мировосприятия, национального характера и традиционного уклада внутринациональных отношениях и государственных механизмах. Этого возможно достичь только посредством переноса общественных наук на национальную почву и обеспечения их поступательного развития.
Еще тяжелее положение армянских структур за рубежом: армянские организации Спюрка, согласно навязанным холодной войной международной политике канонам, оказались в центре внимания спецслужб иностранных государств, став объектом их целенаправленного воздействия. Как следствие - деятельность значительной части армянских структур Спюрка, особенно в политической сфере, эффективно контролируется и направляется со стороны чуждых сил. Можно привести множество старых, новых и новейших примеров, подтверждающих этот факт.
2. Культурная деарменизация. Не только вне, но и в самой Армении существуют деарменизированные, отчужденные от родной культуры армянские массы. Если в зарубежье отчуждение - явление в какой-то мере нормальное и неизбежное и в особом объяснении не нуждающееся, то странное существование подобных армян в Армении обусловлено в основном тремя основными обстоятельствами:
а) Советская Армения была чуждой национальным ценностям и целям, идейно колонизированной квазигосударственной административной единицей, частичкой могучей империи со своей постепенно культурно русифицирующейся партийной и интеллигентской элитами.
б) Для подавляющего большинства из десятков тысяч выпускников школ с обучением на русском языке армянский язык доступен лишь на разговорном уровне, а армянская история, культура, литература так и остались неизведанной землей - terra incognita. И хотя преподавание армянского языка в армянских школах было организовано неплохо, однако и здесь целью обучения было не воспитание достойного наследника и хозяина армянской истории и культуры, а создание верного гражданина советской империи, пропитанного "наднациональными" коммунистическими ценностями.
в) Репатриация из-за рубежа, особенно с территории бывшего СССР, десятков тысяч уже культурно отчужденных, в основном обрусевших, армян в Советскую Армению. Эти армяне (которые были в основном образованными горожанами) внесли огромный вклад в экономическое развитие и благополучие Армении, однако ни они, ни их потомки (за небольшим исключением) так и не арменизировались, продолжали обучаться не на армянском языке и считать родным русский язык.
Явление массового отчуждения армян отражает прежде всего состояние языка. Вследствие огромной эмиграции последнего десятилетия количество носителей армянского языка в мире резко сократилось: десятки тысяч армянских детей и подростков, которые должны были получить образование в Армении, работать и творить на армянском, эмигрировали вместе с родителями и теперь получают образование на иностранных языках. И в самой Армении десятки тысяч армян не владеют армянским языком, так и остаются непричастными национальной культуре, культурно русифицированными. В последние же годы с мощным размахом начался новый катастрофический процесс - культурная американизация, больше известная как глобализация. А в условиях чуждой среды зарубежья ситуация, естественно, несравнимо более тяжелая.
Кризис армянского языка углубляется также искусственно: в Спюрке преобладает классическое правописание, в Армении - принятое в годы Советской власти. Элементарная логика требует скорейшего принятия единого правописания для всех частей армянства. В этом вопросе требуется энергичное вмешательство государства, однако по вопросу введения единого правописания никаких практических обсуждений не проводится. Неразбериха в правописании выгодна только силам, желающим видеть армянский народ разъединенным, которые, вероятно, вносят свою лепту в сохранение этой проблемы в неразрешенном состоянии.
Сфера образования также находится в глубоком кризисе: коррупция, взяточничество проникли в школы и в высшие учебные заведения. Подготовка специалистов ведется без учета нужд страны. Процесс утечки мозгов протекает убыстренными темпами.
3. Человеческие потери, понесенные армянством в XX веке.
Для того чтобы понять проблемы, преследующие армянский народ сегодня, необходимо также четко представить катастрофические последствия бедствий, обрушившихся на армянский народ в 20-м столетии. Обратимся лишь к человеческим потерям, понесенным вследствие этих бедствий, которые оказали влияние не только на численность нашей нации, но и ее совокупное "качество" (в частности, укоренив в армянских массах "психологию выживания", предпочтение во всем личному или семейному интересу). Проведенный с 1894 по 1922 гг. в четыре этапа Геноцид армян, уничтожив армянскую цивилизацию на большей части ее автохтонной территории, отнял жизнь более 2 млн человек (около 300000 армян было уничтожено в 1894-96 гг., 30000 в 1909, 1,5 миллиона в 1915-16 гг., около 300000 в 1918-1922 гг.).
Просуществовавшая в 1920-1991гг. в центральной части Восточной Армении маленькая Армянская Советская Республика за 70 лет относительно мирной и стабильной жизни сумела добиться серьезного экономического и культурного прогресса. Однако в дополнение к жертвам Геноцида армяне понесли большие человеческие утраты и в Советской Армении: в 1920-1922гг. был уничтожен практически весь армянский офицерский корпус, закаленный в период независимости в национальном духе, а в 1930-е жертвой большевистского мракобесия стал цвет армянской интеллигенции вместе с тысячами рядовых граждан. Из 600 тысяч сыновей армянского народа, принявших участие в войне 1941-1945гг., погибли около 300 тысяч. Для того чтобы представить огромность этой цифры для малочисленного армянского народа, достаточно сказать, что США и Великобритания во Второй мировой войне потеряли убитыми почти столько же, соответственно - 291. 557 и 357. 116 солдат. Организованная сталинским режимом в 1949 году депортация армян из Армении в Алтайский край стала причиной для тысяч новых потерь. Беспрецедентно благоприятным периодом стабильности и экономического роста было время с 1954 по 1988 годы. Однако начиная с 1988г. существование армянского народа на этом последнем осколке Армении вновь оказалось под вопросом. Спитакское землетрясение унесло 25-30 тысяч жизней и полностью разорило около трети Армении, включая два самых крупных после Еревана города страны - Гюмри и Ванадзор. В Карабахской войне погибли еще около 10 тысяч армян, продолжающаяся эмиграция, как мы уже отмечали, сократила население Армении еще на 1-1,5 млн человек.
Вполне естественно и понятно, что столь невероятные людские потери должны были повлиять и на общий уровень интеллектуального и нравственного потенциала нации. Однако как раз эти скорбные факты должны придать нам силу и уверенность, так как, возможно, ни одна другая нация не вынесла бы этих ударов и в буквальном смысле этого слова исчезла бы. Значит, наша нация обладает беспримерной стойкостью и волей к жизни, и эти качества необходимо незамедлительно задействовать вопреки пораженчеству, всем силам и настроениям, проповедующим добровольный отказ от независимости.
4. Неорганизованность Спюрка. Армянские общины и традиционные организации зарубежья по сей день не смогли сформировать общеспюркскую представительскую структуру с ее разветвленными надпартийными местными органами. В действительности только такая структура может по достоинству организовать жизнь Спюрка, в том числе провести на местах перепись армян, создать посредством учреждения определенной национальной дани стабильный и контролируемый бюджет для обслуживания нужд и общины, и Армении, а также представлять в международных инстанциях возникшие в результате Геноцида армян политические, юридические, финансовые и другие проблемы. Если периодически созываемые форумы Армения-Спюрк не являются очередной показухой, а действительно намерены достичь положительных результатов, то основной обсуждаемой на них проблемой должно стать создание представительского общеспюркского органа. Иначе эти форумы станут пустым времяпрепровождением и причиной все новых разочарований.
5. Другая причина слабости потенциала армянства - наша неспособность мыслить самостоятельно в вопросах безопасности, что является результатом неподготовленности руководящих кругов Армении, а также Спюрка в области стратегических проблем международных отношений. Фактически в вопросах внешней политики армянская самостоятельная мысль до сих пор не сформировалась. Преобладание иностранной, особенно американской стратегической мысли привело к тому, что нас с успехом обязали мыслить о нашей национальной безопасности их стереотипами. Между тем никто лучше нас самих не может анализировать и определять требования нашей безопасности. Наша неспособность мыслить самостоятельно в сфере безопасности - одна из самых больших опасностей, угрожающих армянской государственности.
А сейчас более подробно остановимся на самой важной причине современного кризиса армянства - отсутствии де-факто национального государства.

Фикция армянского государства и ее последствия
Для выхода из сложившегося тяжелого положения необходимо прежде всего иметь национальную организацию высшего типа, каким является состоявшееся национальное государство. К сожалению, армянский народ, как будет показано ниже, пока не имеет подобной организации.
Говоря "состоявшееся государство", мы имеем в виду -
1. Государство, которое обеспечило свою внутреннюю безопасность, то есть сумело посредством находящихся в его подчинении силовых структур усмирить, а также дистанцироваться от организованных преступных сил, которые грабят государственное и общественное достояние в особо крупных размерах.
А что мы имеем в Республике Армения?
В течение последнего десятилетия внутренние организованные преступные силы грабили государственное и общественное достояние в колоссальных размерах, совершая при этом множество тяжелейших преступлений. Эти преступления, оставаясь по большей части нераскрытыми и ненаказанными, породили в обществе чувство глубокого отчаяния, беспомощности, создали атмосферу безнаказанности, обширную криминогенную среду, специализирующуюся в незаконной экономической деятельности, коррумпированную политическую элиту. Эти безобразные явления, каждое в свою очередь, породили крайне опасную общественную атмосферу, в том числе безразличие к интересам государства и нации, массовое отрицание и забвение национальных ценностей и культуры, эмиграцию, достигающую губительных размеров.
2. Говоря "состоявшееся государство", мы имеем в виду государство, которое, опираясь на свою указанную выше внутреннюю безопасность, концентрирует свои ресурсы для предвидения посягательств внешних сил, их пресечения и нейтрализации, а также преодоления экономических, экологических и других угроз.
А что мы имеем в Республике Армения?
Отсутствие внутренней безопасности сделало невозможным концентрацию внимания государственных органов, а также здоровых общественно-политических сил на внешних угрозах. Организуемые извне диверсионные действия в информационной, нравственно-психологической и экономической сферах Армении не только остаются вне внимания государственных органов, но и иногда осуществляются посредством тех же государственных органов.
3. Говоря "состоявшееся государство", мы имеем в виду государство, структуры которого, обладая необходимым профессионализмом, выполняют предусмотренные для них законом функции.
А что мы имеем в Республике Армения?
Государственные структуры Республики Армения до сих пор не состоялись, так как кадровая политика последовательно (возможно, преднамеренным образом) была обращена в фарс, который вот уже 10 лет отвергает и отрицает знание и профессиональную этику. Более того, государственные структуры РА очень часто действуют прямо противоположным предусмотренному для них законодательством образом: так, правоохранительные органы в действительности являются правонарушающими органами, Министерство охраны природы - организатором безжалостной вырубки лесов, органы местного самоуправления - организаторами уничтожения оказавшихся на их территории историко-культурных памятников, Министерство иностранных дел - местом работы лиц, защищающих интересы иностранных государств, Министерство образования - силой, не уважающей и попирающей государственный статус армянского языка (при желании этот список можно дополнить и детализировать).
Из всех государственных структур, непосредственно ответственных за национальную безопасность РА, вероятно, единственным частично состоявшимся органом, при всех своих больших и малых недостатках, является новосозданная Армянская армия. Это отчасти является результатом того, что функции деятельности Армянской армии сами по себе четко соответствуют истинным национально-государственным интересам и целям. Однако объективно не будучи в состоянии в одиночку выполнять функции, предусмотренные для других государственных органов, Армянская армия уже оказалась в довольно серьезной изоляции. Ее внутренние ресурсы, очевидно, не достаточны для обеспечения необходимого дальнейшего развития.
4. Говоря "состоявшееся государство", мы имеем в виду государство, как минимум, половина населения которого доверяет властям, а большинство подчиняется принятым законам.
А что мы имеем в Республике Армения?
Абсолютное большинство населения Армении, мягко говоря, не доверяет властям и, беря пример с последних, не уважает законы страны.
5. Говоря "состоявшееся государство", мы имеем в виду государство, экономика которого обеспечивает работой большинство населения, а государственного служащего - такой зарплатой, которая достаточна для достойного существования его семьи.
А что мы имеем в Республике Армения?
РА - одно из беднейших в мире государств, которое не может (по всей вероятности, и не стремится) обеспечить хотя бы государственных служащих сносной, удовлетворяющей минимальные биологические потребности зарплатой, не говоря уже об обеспечении работой поредевшего населения. Согласно официальным данным, 56% населения РА живет в бедности, на самом же деле количество бедных еще больше.
6. Говоря "состоявшееся государство", мы имеем в виду государство, в основе деятельности которого лежит стремление увековечить свое существование как особого политического и историко-культурного организма.
А что мы имеем в Республике Армения?
РА так и не определила четко ни свои цели и интересы, ни шкалу их приоритетов. Не существуют ни концепция национальной безопасности, ни долговременная программа экономического развития. РА в целом не проявляет необходимой озабоченности и заинтересованности в деле защиты своей безопасности и независимости от внешних угроз.

Парадокс армянской действительности
Таким образом, Республика Армения пока не является состоявшимся государством. Более того, величайшим парадоксом современной армянской действительности является то, что вопреки тому факту, что сегодня существуют армянские Вооруженные силы, которые самостоятельно контролируют часть Восточной Армении и выступают как серьезный стратегический фактор в региональном плане, и вопреки тому другому факту, что де-юре существует международно признанная Республика Армения, Республику Армения трудно квалифицировать не только как состоявшееся государство, но и как армянское государство, так как РА проявляет полное безразличие по отношению к интересам своего населения и тем более всего армянского народа.
Для подтверждения сказанного достаточно привести всего два факта:
а) несправедливая деятельность государственных антиструктур РА ежедневно выталкивает из Армении сотни армян; б) РА игнорирует богатую национальную культуру и ценности и не провозглашает самостоятельное развитие армянской цивилизации даже в качестве цели, которая должна быть достигнута с помощью передового мирового опыта, однако на основе собственных духовных и культурных ценностей.
То, что Республика Армения является фиктивным армянским государством, входит в резкое противоречие с требованиями существования страны Армения (которая в настоящий момент охватывает всю территорию, контролируемую армянскими Вооруженными силами), живущего в ее пределах армянского народа и рассеянного по миру армянства. Сегодняшние геостратегические реалии таковы, что фиктивная жизнедеятельность Республики Армения отныне угрожает навсегда прервать пятитысячелетнюю армянскую цивилизацию.
Отметим лишь два из негативных последствий фиктивного существования армянского государства:
а) общество убаюкивается и отныне не удостаивает внимания и защиты национальный интерес, ошибочно полагая, что для этого есть армянское государство, которое призвано денно и нощно заниматься этими вопросами;
б) не сознавая четко несостоятельности Республики Армения как государства, тем более как армянского государства, однако изо дня в день видя разрушительную деятельность этой квазигосударственной единицы, армяне массово разочаровываются в самой идее независимости, в армянских возможностях вообще и даже в армянской культуре - со всеми вытекающими из этого опасными последствиями.
Как бы то ни было, на данном историческом этапе для армянской нации (прежде всего для ее государственных и политических структур) первоочередной задачей является: пока еще не слишком поздно, воспользовавшись хотя бы фиктивным, но де-юре существованием Республики Армения, создать де-факто армянское государство.
Дабы внести большую ясность и избежать разногласий, перечислим также стоящие сегодня перед Арменией и армянами основные цели, с которыми, надеюсь, согласится каждый, считающий себя армянином.
1. Укрепление национальной безопасности Армении (включая Карабах) по всем направлениям, всеми силами и средствами.
2. Построение в Армении общества, основанного на законе и социальной справедливости.
3. Обеспечение народа Армении работой и благосостоянием.
4. Стремительное развитие самобытной армянской цивилизации с использованием передового мирового опыта, однако на основе собственных пятитысячелетних духовных и культурных ценностей.
5. Спланированные, целеустремленные и последовательные действия, направленные на постепенную ликвидацию последствий Геноцида армян, которые могут длиться десятилетия и столетия.
Достижение каждой из пяти перечисленных целей - основное требование к армянскому государству, однако, повторю, этого армянского государства сегодня пока не существует.

Предел уступок со стороны Армении
Сегодня Армения находится в большой зависимости от международных сил, особенно от России и США. Зависимость от России преимущественно в сфере стратегической безопасности, а от США - в сфере экономики.
Влияние этих двух держав на внешнюю и внутреннюю политику Армении зачастую обретает характер обычного диктата. Стремление ни в коем случае не нарушить интересы США и России - политика вполне понятная для такого маленького, третьестепенного государства, как Армения, однако существуют два рубежа, нарушение которых может непоправимым образом повредить жизненно важным интересам безопасности Армении:
1) если Армению вынудят значительно снизить нынешний уровень (и без того не особенно высокий) военной безопасности;
2) если Армению и армян вынудят приспособиться к актуальной политической конъюнктуре и предать забвению собственную историю и созданные на ее протяжении богатые национальные ценности.
Снижение уровня военной безопасности (которое может произойти, если мы уступим Азербайджану некоторые территории без получения равноценных стратегических уступок и компенсации) угрожает физическому существованию Армении, в то время как фальсификация исторической истины (и не только в вопросе Геноцида), проведя в армянском обществе новую и непреодолимую разделительную линию, способна окончательно разрушить нацию. Уступчивость по этим двум пунктам недопустима. Так что необходимо всем - и союзникам, и нейтральным посредникам, и противникам - объяснить, где у Армении кончаются возможности для уступок.
В Армении и Спюрке продолжается целенаправленная работа по ослаблению в армянах патриотических чувств. Патриотизм представляется как отсталое, атавистическое явление, которое якобы давно исчерпало себя и исчезло в современных развитых государствах. Конечно, эту ложь западные комментаторы и аналитики преподносят тем государствам и народам, усиление которых не соответствует их интересам. Между тем, например, национализм и проводимая в отношении меньшинств фашистская политика в Турции пока еще не удостоились соответствующего отношения и оценки. А мы должны понять, что в ряду факторов, обуславливающих внутреннюю стабильность и организованность любого государства, своей важностью выделяется степень осознания населением этого государства единых национально-государственных интересов и готовность руководствоваться ими, иначе говоря, "прикладной" патриотизм.

ПОВТОР ДЛЯ ТУГОДУМОВ

Пантюркизм весьма конкретен, а препятствовать его распространению
МЫ ЕЩЕ НЕ НАУЧИЛИСЬ
Вышла в свет весьма актуальная книга Александра Сваранца "Пантюркизм и геостратегии Турции на Кавказе" (Москва, 2002 год), в которой всесторонне анализируется обозначенное в названии явление. Автор обстоятельно рассказывает об истоках пантюркизма, его целях, методах, союзниках, о его антироссийской направленности и опасности для жизни народов всего постсоветского пространства. Сделано это документированно, с использованием достоверных источников - документов, свидетельств, исследований предшественников.
****************
Пантюркизм проявляет себя ежедневно и ежечасно, обрабатывая не только тюркоязычную молодежь, но и - через своих агентов влияния - наиболее податливых русских, готовых поверить в эпатажные выдумки евразийцев и неоевразийцев, заумь покойного Льва Гумилева и вполне здравствующих Фоменко, Дугина и им подобных "геополитиков", не замечая, что под прикрытием геополитической романтики и демагогии тихо шьется идеологическая подкладка для вполне прозаических территориальных притязаний таких главных локомотивов пантюркизма, как Турция и открыто следующая в ее фарватере Азербайджанская Республика.
Судя по всему, и перед пантюркизмом, который носит не исламский, а вполне светский, политический характер, ставятся задачи, вписывающиеся в глобалистский "проект" подавления национальных интересов народов, отстаивающих свой самостоятельный выбор и не желающих мириться с иностранной оккупацией, имперским диктатом, эксплуатацией, разорением среды обитания. Вот почему очень важно высветить подлинную суть пантюркизма, показать, что дело здесь совсем не в какой-то "исламской угрозе", а в самой обыкновенной политике территориальной экспансии.
А. Сваранц рисует историческую картину зарождения пантюркизма в XIX веке, сначала в Казани и Баку, затем в Турции, где на ниве выковывания соответствующей идеологии основательно потрудились и некоторые сионистские ученые, и политики, надеявшиеся за поддержку пантюркизма получить арабскую Палестину под еврейский национальный очаг. Надеялись они не напрасно. Только Палестину подарила им не Турция, а британский мандатарий при соучастии новорожденной ООН, тогда еще неспособной оценить последствия такого безответственного шага, как решение проблем одного народа путем ограбления и унижения другого народа. Плоды этой безответственности Ближний Восток пожинает до сих пор. И сейчас все это видят, но никак не могут понять, что любая оккупация чужой земли неизбежно порождает ответное насилие вплоть до террора.
И реализация пантюркистских идей привела к неисчислимым бедствиям для тех народов, которые в составе Турции, а затем в Азербайджанской Республике отуречивали под знаменем "тюркизма", не останавливаясь перед геноцидом армян и других народов, унесших жизни миллионов ни в чем не повинных людей. Одновременно турецкие политики начали обращать свои алчные взоры - это уже "пантюркизм" - в сторону Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Центральной Азии, Сибири, Китая и т. д. Что такое тюркизм и пантюркизм А. Сваранц формулирует очень четко, в полном соответствии с известными фактами практического применения этих лозунгов. Поэтому несколько странным представляется некритическое использование им формулы "два Азербайджана": ведь за ней как раз и прячутся притязания турок и их азерских братьев на единственный исторически существующий Азербайджан, расположенный к югу от Аракса, в Иране, чье имя было присвоено мусаватистами и большевиками территории, состоящей из Аррана и Ширвана. Пантюркизм в действии - и в захвате Нахиджевана и Арцаха советским Азербайджаном, совершенном при пособничестве Сталина и других большевиков. И выход Турции на границу с Нахичеваном, как стали называть эту область Армении в составе Азербайджана, путем обмена территориями с Ираном в 20-е годы - из той же оперы. И американский план Гобла, осуществление которого отделило бы Армению от Ирана, - это тоже пособничество пантюркизму, равно как и подыгрывание такого рода планам со стороны российской дипломатии.
Преступной глупостью является и антииранская тенденция, дающая о себе знать в некоторых московских СМИ, симпатизирующих Азербайджану и обожающих США, или, как они любят говорить, Америку, за критику которой наши американофилы готовы изгнать из общества либералов и демократов, любого журналиста или политика, осмеливающегося возражать против превращения России в натовскую "шестерку", равно как против разрыва с Ираном, на который нас все время науськивает наше проамериканское и проазербайджанское лобби. Кстати, глава о соперничестве Ирана и Турции - одно из сильнейших мест в рецензируемой книге.
Он весьма конкретен, пантюркизм, а препятствовать его распространению мы пока не научились. Все принимаем за чистую монету объяснения в любви к нам, на которые не скупятся некоторые сирены из Баку, когда им надо что-нибудь выкозырять у Кремля. Ну так давайте же учиться у тех, кто от пантюркизма и тюркизма уже пострадал и кто является постоянной мишенью с их стороны.
А. Сваранц совершенно справедливо подчеркивает, что в далеком и совсем недалеком прошлом Турция никогда не была другом России. Это - с одной стороны. И что, с другой, главным препятствием для пантюркизма, для реализации планов "Великого Турана" является "армянский клин", не дающий Турции территориально сомкнуться с Азербайджаном, а через него протягивать свои щупальца на все постсоветское пространство. При этом я бы обязательно уточнил: армянский клин - это Армения вместе с Карабахом, ибо именно НКР играет роль самого стойкого бастиона в борьбе с турецко-азерской экспансией.
А. Сваранц документированно разоблачает давний союз пантюркизма с политическим сионизмом и его покровителями в лице США, которые в Закавказье вместе с Израилем и Турцией покровительствуют Азербайджану, чьи руководители руководствуются тюркизмом дома, отуречивая всех, кого получится, и пантюркизмом вовне, претендуя чуть ли не на всю Армению и значительную часть Ирана. Это ведь сам Г. Алиев заявляет, что Турция и Азербайджан суть "два государства, одна нация". Это он обещает азербайджанцам, что они вернутся на "исторические земли Азербайджана", "где ныне расположена Армянская республика" ("Бакинский рабочий", 23. 01. 98, 17. 11. 98).
Президент Турции Демирель под "турецким обществом" понимает "огромное географическое пространство" от Адриатики до Китайского моря. А его предшественник Тургут Озал объявил весь XXI век веком Турции (А. Сваранц, с. 174). Для обоснования этих неумеренных аппетитов активно фальсифицируется история и культура региона (с. 514-515). И делают это не только в Турции, но и в Азербайджане. Большая "заслуга" в помещении рожденного в 1918 году Азербайджана в весьма отдаленные исторические эпохи принадлежит некоторым советским ученым: в советских учебниках и энциклопедиях Азербайджан упоминается как некая страна, якобы уже существовавшая на территории, вошедшей в состав Российской империи, в те времена, когда в действительности ни такой страны, ни азербайджанцев как реального этноса в Закавказье просто не было и быть не могло.
Все это отнюдь не безобидные игры ученых эрудитов, откапывающих "исторические аргументы" для словесных баталий. Переиначивание истории пантюркистам нужно прежде всего для оправдания своих территориальных вожделений. Сваранц совершенно правильно отмечает, что России все хуже становится на Кавказе (с. 522). Но виноваты в этом не только пантюркисты и их американские покровители. России пора оглянуться на себя и задать себе некоторые вопросы.
Вот этот аспект нашего нынешнего положения, похоже, ускользает из поля зрения нашего автора. А ведь тут-то и кроются подводные камни, которые тоже могут сыграть на руку пантюркизму.
Есть у него и другие огрехи, к которым я отнес бы:
- ЛОЖНУЮ "КОНЦЕПЦИЮ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ГРАНИЦ", которая предполагает наличие какой-то "проблемы внутренних границ России со странами СНГ" (с. 263), тогда как границы России с другими странами СНГ - никакие не внутренние, а самые что ни на есть внешние, то есть такие же государственные границы, как со всеми другими независимыми государствами;
- НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ЭТО "прозападная... программа действий оказалась неадекватной национальной сути российской государственности" (с. 264). Русские суть европейская нация, и государственность у этой нации чисто европейская, татаро-монгольское влияние на нее - преувеличение евразийцев, с которым соглашаться не стоит ввиду его абсолютной неподтвержденности историческими фактами. Отними у нас все, что пришло с Запада, с чем мы тогда останемся?
- ТРУДНО СОГЛАСИТЬСЯ С ТЕЗИСОМ, что Кавказ "одинаковым образом" имеет важное значение для всех региональных и мировых держав (с. 265). Нет, не одинаковым для России, которая там присутствует по меньшей мере с петровских времен, и для упомянутых автором США, Франции, Германии, которые обходились в своей мировой политике без Кавказа, пока не получили возможность туда влезть совсем недавно. Зачем же признавать за ними такие же права, как за Россией? Отсюда, кстати, и правильно отмечаемая самим А. Сваранцем приоритетность противодействия антироссийским козням США и Турции на Кавказе и значение Армении для нас в этом регионе;
- СТРАННО СЛЫШАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОССИИ И США против панисламизма и пантюркизма в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии, да еще "делая ставку на Израиль и Армению" (с. 379), от автора, который убедительно разоблачает сговор США, Турции и Израиля относительно Кавказа и их пособничество пантюркизму. Это они же всячески подыгрывают Азербайджану в карабахском вопросе, о чем пишет и сам А. Сваранц, делая совершенно правильный вывод, что действия Запада и Турции на Кавказе - серьезная угроза российским государственным интересам (с. 414). Откуда же взялась идея столь противоестественного сотрудничества США, России, Армении и Израиля на Кавказе? Куда интереснее и плодотворнее собственный вывод А. Сваранца (с. 547) о стратегическом партнерстве России, Армении, Греции, Ирана и Китая, базирующемся на совпадающих интересах (только ради Бога не геополитических!), и не в качестве какой-то "альтернативы пантюркистской стратегии" (альтернативы для кого?), а как единственная сила, способная противостоять агрессивному пантюркизму и его американо-израильским покровителям и пособникам.
Хочу подчеркнуть, что эти критические замечания затрагивают относительно малую часть текста книги А. Сваранца. Монография в целом сделана добротно, с научной основательностью и обстоятельностью. Она будет с интересом принята не только специалистами, но и широким читателем, поскольку рассмотренные в ней проблемы имеют не только внешнеполитический смысл, но могут поколебать стабильность повседневной жизни мирного обывателя, толкнув его в пучину братоубийственных баталий под чуждыми ему лозунгами пантюркизма. Книга очень своевременна и полезна. И надо, чтобы она дошла до каждого гражданина, заинтересованного в сохранении межнационального мира у нас в России.
Владимир СТУПИШИН,

ПАРИЖ. Газета "Фигаро" опубликовала статью своего специального корреспондента из Еревана Патрика де Сент-Экзюпери, которая приводится с сокращениями: Через восемь лет после обретения независимости и через пять лет после ратификации соглашения о прекращении огня в конфликте вокруг Нагорного Карабаха Армения продолжает переживать депрессию. Не сумев определить свою дальнейшую судьбу, вся страна живет прошлым. "Все, чем мы обладаем, - это историей и тысячелетней культурой. А это вещи, не имеющие ни малейшей ценности в сегодняшнем мире. В этом наша трагедия", - замечает со вздохом писатель Берж Зайтансян. "Геноцид - это незаживающая рана, которая постоянно гноится. Его непризнание ведет нас в тупик", - констатирует он. Когда эта страна "отделилась от СССР в 1991 г.", как изящно выразился один ответственный деятель, и утратила тем самым протекцию имперского старшего брата, это было сделано в целях обретения своей самобытности. А "закваской" для этого порыва послужил зревший с 1988 г. конфликт вокруг Нагорного Карабаха - населенного в основном армянами анклава на территории мусульманского Азербайджана. Обретя независимость, молодая Армения отдала все свои небольшие силы на поддержку своих "братьев" в Карабахе. "В то время, - объясняет журналист Арам Абрахамян, - не было ни электричества, ни отопления, но все мы жили надеждой. Нам предстояло строить страну, защищать свою самобытность. Мы знали, ради чего мы страдаем". Война, принесшая победу на поле боя, поскольку армянам удалось проложить через Азербайджан коридор к Карабаху, завершилась в 1994 году соглашением о прекращении огня, потерями в целом свыше 35000 человек и... политико-дипломатическим поражением. Подвергнутая блокаде со стороны Азербайджана и Турции, сталкивающаяся с международной враждебностью из-за своего стремления интегрировать Нагорный Карабах, Армения вновь оказалась перед крахом своих проектов. "После эйфории войны, - говорит Арам Абрахамян, - нам остались лишь нищета повседневного существования, необходимость обеспечить себе пропитание на завтрашний день". "Эта страна, - говорит один иностранный дипломат, - не имеет ни сырьевых ресурсов, ни рынка; у нее остаются лишь заводы, унаследованные от советской эпохи, скорее напоминающие броненосец "Потемкин", который невозможно спустить на воду". В отсутствие перспектив эмиграция приняла массовый характер. Всего в нескольких километрах от Еревана квартиры продаются за тысячи долл., то есть по цене выездной визы для семьи. С 1993 г. страну покинула треть из ее трех миллионов жителей, в основном представители средних классов. Это подлинный исход, побудивший одного иностранного эксперта высказать такое резкое суждение: "Через несколько лет здесь останется всего 600.000 жителей, управляемых парой десятков мафиози". Это, конечно, преувеличение, но оно не так уж далеко от реальности. Высокопоставленный представитель католического духовенства, участвующий в подготовке к празднованию 1700-й годовщины Армянской церкви, констатирует: "Легче возвести церковь, чем построить общину". Через восемь лет после обретения независимости Армению еще предстоит построить.



****
Вот уже 10 лет армяне толпами покидают свою страну. Масштабы исхода остаются стабильными, а вот пути их из года в год все более изощренными. В последние времена все большую популярность обретают просьбы о предоставлении убежища в заокеанских (США, Канада, Австралия) и европейских государствах, натурализация в которых становится чуть ли не пределом мечтания - разумеется, по причине абсолютной благоустроенности и сытости тамошней жизни.

--------------------------------------------------------------------------------

ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ ПОДОБНЫЕ ПРОСЬБЫ? По-разному. Бывает, что (по старой памяти) и "политическими соображениями", но так поступают разве что инфанты от эмиграции, осужденные на заведомый отказ. Те, кто пошустрее, предпочитают ссылаться на "несовершенство правового поля", ущемляющего их личную свободу, либо на неблагополучную социально-экономическую обстановку, царящую в Отечестве. Тоже, заметим, далеко не впечатляющий западные миграционные службы аргумент, естественным образом, как правило, остающийся без внимания.
Много перспективнее считаются потуги выдать себя за представителей этнических меньшинств, бегущих от засилья "титульной нации", каковой являются в нашем государстве армяне. И представьте, к подобному омерзительному трюку прибегают отнюдь не подлинные, скажем, курды, греки, ассирийцы и т. д. , а самые что ни на есть кондовые наши соплеменники, не брезгующие даже заявлениями об их "насильственной ассимиляции в годы сталинского террора". Полагая, видимо, что уж последний аргумент должен оказать неотразимое воздействие на чиновников свободного мира. Бывает, что и оказывает, но только в случае, если соискатель вожделенного пропуска в земной рай предъявляет документальное тому свидетельство: скажем, метрику давно почившей бабули, девичья фамилия которой оканчивалась на "-ов"...
ДРУГОЙ (ТАКЖЕ ДАЮЩИЙ НЕКОТОРЫЕ ШАНСЫ НА БЛАГОСКЛОННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЕНИЮ) ВАРИАНТ - былое проживание предков, лучше родителей, в Кировабаде, Баку, Нахичевани и пр. местностях нынешнего Азербайджана. Поскольку всамделишные беженцы либо давно выехали из постсоветских пределов, либо прочно осели в Армении, мастырщики облюбовали тезис о "невыносимой психологической атмосфере, которая окружает выходцев из АзССР, разговаривающих на своем родном диалекте".
Дискриминация по земляческому признаку - это действительно нечто принципиально новое, не предусмотренное служебными инструкциями, а посему способное привести в замешательство неискушенных европейцев и особенно американцев.
ОДНАКО И СИЕ НЕ ПРЕДЕЛ ФАНТАЗИИ ЭМИГРАНТОВ из Армении: наиболее продвинутые из их числа все чаще прибегают к беспроигрышному на их взгляд доводу: их, мол, преследуют на непросвещенной родине за... нетрадиционную сексуальную ориентацию. По достоверным слухам, к нему, случается, прибегают в запальчивости даже законные супружеские пары!
Рассказывают также - хотя это весьма смахивает на анекдот - что позапрошлым летом в одном из голландских лагерей для перемещенных лиц целая группа бойких парнишек из Армении, переправленных в Амстердам по т. наз. турвизам, в подтверждение своей гейской сущности изъявила готовность заняться групповым мужеложством прямо на глазах представителей миграционной службы, чем немало последних развеселила и одновременно растрогала: дело в том, что призывного возраста сомнительные гомики со слезами отчаяния живописали голландцам, какие ужасы ждут их, нетрадиционных от природы и не желающих подавлять в себе эту самую природу, в армянской армии...
Согласно статистике, ежегодно от 6, 5 до 7 тысяч наших с вами горе-сограждан, всякими правдами и неправдами оказавшихся на земле обетованной, официально и публично втаптывают в грязь честь собственной страны и с остервенением марают облик нации, добиваясь убежища. Даже в абсолютном исчислении, не говоря уже о процентном, мы, что называется, впереди планеты всей. Воистину - бывали хуже, быть может, времена, но не было подлей.
Для справки: из СССР в начале 80-х выезжало в страны развитого капитализма каждый год порядка 600 тыс. туристов, и только 20-30 из них "выбирали свободу"...

***
В эти дни в соседнем Ереване продолжается скандальный судебный процесс над армянскими солдатами, добровольно признавшими себя гомосексуалистами в надежде избежать армейской службы. Заявивший об этом в беседе с корреспондентом АРМИНФО прокурор Ереванского гарнизона Самвел Саркисян отметил, что за последние два года число гомосексуалистов в армянской армии резко возросло. По словам Саркисяна, в ведомстве его прокуратуры решается судьба 6 солдат, признавших себя "голубыми". Всего же таких военнослужащих 15 человек. Все до окончания следствия содержатся в военном госпитале.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что у основной части нетрадиционно ориентированных молодых людей однополый секс был либо в глубоком детстве, либо оральным путем. Разумеется, после таких "контактов" установить истину экспертам не удается. Однако отослать такого типа обратно в военную часть также опасно, в связи с возможными непредсказуемыми последствиями. "Мы не можем контролировать действия солдат 24 часа в сутки", - отметил он.
Единственный выход из создавшейся ситуации видится, по мнению Саркисяна, в необходимости судебного разбирательства. 257 статья УК РА предусматривает от 3 до 7 лет лишения свободы за уклонение от армейской службы иными путями. На взгляд Саркисяна, подобные случаи идеально подходят под упомянутую статью. "Мы и без того не знаем, где держать этих так называемых "голубых", отныне им придется хорошо подумать прежде чем идти на подобные уловки", - сказал он.
Скандал начался с военнослужащего армянских вооруженных сил, попавшего в поле зрения правоохранительных органов в связи со своими нетрадиционными сексуальными наклонностями. Он утверждал на допросе, что имел гомосексуальные контакты со звездами российской эстрады. По словам того же С.Саркисяна, в числе своих любовников армянский "педик" (имя которого просили не упоминать) называет Бориса Моисеева, Леонида Агутина, кое-кого из "Иванушек-Интернейшнл" и "Отпетых мошенников".
По словам прокурора, солдат сбежал из армейской части спустя некоторое время после призыва. Причиной побега оказалась его фотография в женской одежде, которая попала в руки сослуживцев. Добровольно сдавшись военной полиции, парень заявил, что он гомосексуалист и не может служить в армии. В доказательство своих слов, военнослужащий представил фото, на котором он нежно обнимает Бориса Моисеева.
Со своими известными партнерами, он, по его словам, познакомился в Ереване во время их концертов. После чего некоторое время жил в Москве. Любопытно, что "голубой" солдат категорически избегает упоминаний о своих партнерах в пределах родины. "Мы же не можем отправиться в Москву и проверить его слова, так что он действует довольно хитро", - сказал Саркисян. Впрочем, приверженность солдата к нетрадиционной сексуальной ориентации подтвердил и специалист. Так что неисключено, что ему удастся избежать армейской службы.
Эта история сильно напоминает другую, случившуюся в Армении года три тому назад. Тогда получил огласку скандал, вызванный желанием 400 армянских мужчин получить право на жительство в Нидерландах, опираясь на их якобы "голубизну". В этой европейской стране, как известно, гонимых за "цвет" признают чуть ли не политическими мучениками и предоставляют им за это визу. Вот и решили армянские мужчины выдать себя за "петруччио", справедливо считая, что это куда приятней азербайджанской пули в лоб.
Тогда голландцы поступили весьма профессионально. Они, каким-то им известным методом этих хачиков проверили и оказалось, что право на визу имеют только четверо из четырехсот. Остальные, к их величайшему сожалению, могут на худой случай выдать себя за зоофилов, но таким голландцы виз не дают.
__________________________________________________________________

НГ",21.04.2003.
БЛЕСК СЛОВ И НИЩЕТА ДЕЛ
Что удалось и не удалось президенту Роберту Кочаряну за пять лет правления Арменией
Петр Скворцов

На днях в Ереване прошла инаугурация вновь избранного президента Армении Роберта Кочаряна. Несмотря на долгожданную ясную и теплую весеннюю погоду, праздника не получилось. Многотысячные колонны демонстрантов вновь вышли на центральные улицы города с требованием немедленно признать недействительными результаты президентских выборов. Дело дошло до столкновений с полицией, были раненые, в том числе и среди лидеров оппозиции.

Итоги голосования действительно вызывают серьезные сомнения. Это подтверждает и крайне негативная оценка, данная выборам международными наблюдателями ОБСЕ и Европарламента. Не будет преувеличением сказать, что столь громкого и скандального резонанса не было ни разу за все время существования независимой Армении.

Впрочем, удивляться нечему. За пять лет пребывания у власти Роберта Кочаряна ситуация в социально-экономической и общественно-политической жизни страны заметно ухудшилась. Практически полностью растоптаны хрупкие ростки молодой неокрепшей демократии. На смену им пришел кланово-олигархический режим, опирающийся в буквальном смысле слова на солдатские штыки. И не будет преувеличением сказать, что сегодня Армения явственно начинает двигаться в сторону военной диктатуры. Не случайно самым могущественным человеком в республике сегодня открыто называют даже не президента, а министра обороны, в руках которого сосредоточены гигантские рычаги власти.

Понятно, что подобная система не может существовать сама по себе. Ее "экономическим фундаментом" стала всеобъемлющая коррупция.

Здесь уместно напомнить, что еще в прошлом году, по сообщению газеты "Аравот", руководитель парламентской комиссии по вопросам безопасности, внутренних дел и обороны Ваан Ованесян вынужден был признать, что уровень коррупции, только по официальным данным, достиг 30%, причем "после 1998 года проявления коррупции стали более заметны". По его словам, произошло это потому, что в стране появились признаки реабилитации, а стало быть, увеличилась деловая активность. Что ж, такое объяснение вполне в духе представителя партии власти. На самом деле причина, конечно, совсем не в этом.

По данным одного из недавних социологических опросов, более 70% руководителей армянских предприятий "выразили резкое несогласие с утверждением, что они защищены от государственного произвола". Ведь режим Кочаряна не только не способствует развитию реального сектора производства и национального предпринимательства, но, наоборот, самыми жесткими методами борется с бизнесменами, которые пытаются в тяжелых условиях блокады вдохнуть жизнь в угасающую экономику.

Особенно цинично выглядят на этом фоне широковещательные заявления армянских властей о стремлении расширять связи с (зарубежной) армянской диаспорой, привлекать бизнесменов-соотечественников (да и вообще иностранных инвесторов) к реализации тех или иных программ в республике. Местная пресса в качестве яркого примера такого сотрудничества приводит, как правило, деятельность фонда "Линси", основанного американским миллиардером армянского происхождения Керком Киркоряном. СМИ республики публикуют данные о том, что фонд располагает активами в размере 100 млн. долл. и ведет гражданское строительство, в том числе в зоне Спитакского землетрясения. Впрочем, при внимательном взгляде на ход реализации строительной и иных программ фонда выясняются отнюдь не радужные обстоятельства. Начнем с того, что нынешняя власть просто лукавит, приписывая себе инициативу привлечения средств Киркоряна в Армению. На самом деле первые упоминания о фонде "Линси" появились в печати еще в 1997 году, то есть до того, как Роберт Кочарян впервые стал президентом. Во-вторых, мощная пропагандистская кампания, развернутая вокруг деятельности фонда, не в состоянии скрыть того очевидного факта, что за прошедшие годы ситуация с обеспечением населения жильем в зоне землетрясения не очень изменилась: десятки тысяч людей по-прежнему вынуждены ютиться во времянках. И бодрые рапорты (как правило, к тем или иным красным датам) о сдаче в эксплуатацию очередного жилого дома мало что меняют на фоне общей прискорбной картины: ведь строятся дома, к сожалению, не так часто, как хотелось бы людям, уже 15 лет лишенным крыши над головой.

Так называемое "плодотворное сотрудничество с диаспорой" доходит до смешного. Так, на средства фонда "Линси" в прошлом году были реконструированы некоторые центральные улицы Еревана - заменили дорожное покрытие, бордюры тротуаров. Причем эта, по сути, рядовая работа преподносилась в качестве едва ли не величайшего достижения и заботы властей о согражданах. И вот результат: по признанию ереванской мэрии, "из-за суровых погодных условий нынешней зимы" все придется делать заново. Оппозиционные газеты, в частности та же "Аравот", не без ехидства намекали, какую выгоду получат от всего этого госчиновники и связанные с ними "доверенные" фирмы и отдельные "карманные" бизнесмены. Но это, кажется, абсолютно не волнует тех, кто по долгу службы отвечает за это. Остается лишь предположить, что они имеют в этом свой интерес.

В противном случае власть не допустила бы перехода стратегических отраслей национальной экономики - телекоммуникационных систем, ереванского международного аэропорта, энергораспределительных сетей - в руки малоизвестных иностранных компаний и отдельных лиц, которые, став монополистами на армянском рынке, диктуют потребителям самые кабальные условия.

Впрочем, это лишь небольшой сегмент видимой части громадного айсберга коррупции, буквально "придавившего" республику. Если деятельность фонда "Линси" или владельцев аэропорта "Звартноц" время от времени хотя бы попадает в поле зрения немногих оставшихся в стране оппозиционных СМИ, то в отношении других местных и зарубежных бизнесменов, поверивших многообещающим декларациям властей, дело обстоит несравненно хуже.

Многие с разочарованием убедились, что режиму Роберта Кочаряна отнюдь не нужны предприниматели-патриоты, честные и ответственные люди, способные внести реальный вклад в развитие государства. Этому режиму нужны, как это ни прискорбно, "дойные коровы", которых заманивают в республику различными посулами, раскручивают, заставляя вкладывать в то или иное предприятие весьма солидные суммы, а потом, когда инвестиционная программа начинает приносить первые плоды, элементарно кидают. Справедливости ради нельзя не сказать, что все это в равной мере относится не только к армянским предпринимателям из диаспоры, но и к другим иностранным бизнесменам. В этом отношении никаких "национальных предпочтений" власть не имеет.

Методы для достижения целей применяются самые простые - шантаж и угрозы. Но вот что характерно - пострадавших от такой "патриотически предпринимательской" деятельности уже много, но почти никто не пытается выступить с протестом, открыто защитить свои законные интересы от наглого произвола. А ведь речь нередко идет о значительных суммах в десятки миллионов долларов. Впрочем, этому обстоятельству есть простое и страшное объяснение: люди боятся. Особенно усилились опасения подобного рода после известной трагедии в парламенте Армении в октябре 1999 года, когда жертвами террористов стали премьер-министр Вазген Саркисян, спикер Национального собрания Карен Демирчян, некоторые другие видные государственные деятели. И хотя с того кошмарного дня прошло уже три с половиной года, так называемый суд над террористами все еще продолжается, хотя это беспрецедентное преступление произошло на глазах сотен непосредственных свидетелей и десятков тысяч телезрителей. Однако, как видно, у армянской Фемиды свои специфические понятия о справедливости и неотвратимости наказания. Не потому ли, что ответ на вопрос, кто направлял руку убийц, может оказаться слишком нелицеприятным?

Понятно, что в такой ситуации надеяться на защиту правоохранительных органов, правовой системы республики не приходится. Уж если закон не в силах наказать террористов, расправившихся с выдающимися национальными деятелями, то способен ли он гарантировать безопасность и справедливость обычным людям?

Вопрос, разумеется, риторический, и ответ на него очевиден. В стране усилиями высшей государственной власти создана гнетущая атмосфера страха, беззакония, морально-нравственного разложения. Конечно, делается это специально - в подобных условиях легче осуществлять масштабный произвол во всех сферах жизни республики. Кстати, прошедшие выборы ярко это продемонстрировали. Голосование сопровождалось вопиющими нарушениями: в избирательные урны были подброшены тысячи заранее подготовленных бюллетеней, запугивали и открыто подкупали избирателей, привлекали к "работе с людьми" местных криминальных авторитетов, есть факты многочисленных фальсификаций, арестов и избиений активистов оппозиционных партий:

Думается, впрочем, что иначе и не могло быть. Ведь шансов победить своих политических оппонентов в честной борьбе у нынешнего президента не было. Вот почему оппозиция продолжает свои выступления, требуя немедленного ухода Роберта Кочаряна с узурпированной им должности, вот почему оппозиционные митинги продолжают собирать десятки тысяч недовольных. Людей открыто и нагло обманули, и они не могут примириться с многолетним беспределом. Причем обманом стали не только итоги выборов. Кочарян обманул и разочаровал многих из тех, кто когда-то верил ему и надеялся на него. Блефом оказались громогласные обещания ежегодно открывать по 40 тыс. новых рабочих мест, возродить экономику, решить наболевший вопрос Карабаха, наладить деловые доверительные отношения с диаспорой. Ни в одном из этих пунктов серьезных подвижек не видно, напротив - стало еще хуже. А самое горькое то, что в результате деятельности нескольких политиканов брошена густая тень на идеалы, которые еще недавно сплачивали армян во всем мире, ради которых люди жертвовали всем, что имели. Ведь многие искренне верили, что после многотрудной карабахской эпопеи их жизнь станет лучше, светлее, зажиточнее. Нынешняя власть своими действиями целенаправленно дискредитирует недавние святыни в глазах народа.

Впрочем, в одном случае Кочарян свое слово сдержал: обещал модернизировать Конституцию, и сейчас готовится референдум, в ходе которого народ должен одобрить предлагаемые изменения Основного закона. Да вот беда: речь шла о перераспределении полномочий между президентом и парламентом в пользу законодательной власти, а выясняется, что все обстоит, как говорится, с точностью до наоборот. Во всяком случае, эксперты насчитали в проекте выносимого на референдум документа 16 отличий от действующей Конституции, причем практически все они не сокращают, а: расширяют президентские полномочия!

В результате народ продолжает "голосовать ногами": поток эмиграции из Армении не только не сокращается, но вопреки утверждениям властей даже растет. Лучше всего о реальной ситуации в стране свидетельствует тот факт, что цены на недвижимость в Ереване, и без того достаточно скромные, вновь пошли вниз.

Люди уезжают куда глаза глядят, потому что окончательно утратили веру в лучшее будущее, потеряли надежду на позитивные перемены в своей жизни, глубоко разочаровались в том, ради чего еще недавно готовы были идти на любые жертвы. И это, пожалуй, единственное, чего удалось добиться Роберту Кочаряну и его команде за пять прошедших лет правления.
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA