Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
День двух побед, НАТО и Европейский суд приближаются к Нагорному Карабаху: обзор СМИ, 2-8.5.2003

9 лет назад, 5 мая 1994 года, в Бишкеке при посредничестве России и Киргизии под эгидой Межпарламентской Ассамблеи СНГ главами парламентов Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха был подписан протокол, на основании которого 12 мая того же года сторонами было достигнуто соглашение об установлении перемирия в зоне карабахского конфликта, передает "Де-Факто". От Нагорного Карабаха протокол подписал в то время глава законодательного органа, ныне секретарь Совета Безопасности Нагорно-Карабахской Республики Карен Бабурян. Как отметил Карен Бабурян, "Бишкекский протокол явился единственным реальным достижением в процессе урегулирования карабахского конфликта". По его словам, установление перемирия стало возможным лишь после того, как в переговорах в качестве полноправной стороны принял участие Нагорный Карабах. "Одной из основных целей бишкекской встречи, что неоднократно подчеркивала и российская сторона, было признание Нагорного Карабаха полноправной стороной конфликта", - сказал секретарь Совбеза НКР. Карен Бабурян особо отметил, что данный политический документ имеет важное значение также потому, что принят в рамках международной организации - Межпарламентской Ассамблеи СНГ. По мнению Карена Бабуряна, во многом благодаря подписанному в Бишкеке протоколу на Будапештском саммите ОБСЕ в декабре 1994 года был принят документ, практически подтвердивший статус Нагорного Карабаха как стороны конфликта.

День победы

В рамках правительственной программы в Нагорно-Карабахской Республике начались мероприятия, посвященные тройному для карабахцев празднику 9 мая - Дню победы в Великой Отечественной войне, освобождению города Шуши, созданию Армии обороны НКР, сообщает информационный портал МИД НКР. Практически во всех районах республики проходят концерты взрослых и детских ансамблей. 7 мая в Шушинской церкви "Казанчецоц" была отслужена торжественная литургия и было дано благословление Армии обороны НКР. 8 мая в Доме офицеров города Степанакерта с участием политического и военного руководства республики, представителей общественности прошло торжественное собрание, посвященное Дню Победы. С утра 9 мая по улицам городов республики торжественным маршем и с песней пройдут войсковые колонны. Правительственная делегация НКР возложит цветы к памятникам легендарному герою карабахской войны Ашоту Гуляну и маршалу Советского Союза Ованнесу (Ивану) Баграмяну в Степанакерте. Затем представители руководства НКР направятся к мемориальному комплексу столицы, где возложат венки и цветы к подножию памятника героям Великой Отечественной войны, а также к могилам павших в карабахской войне. У Вечного огня будет выставлен почетный караул. К полудню правительственный кортеж отправится в г. Шуши. На подступах к городу представители руководства возложат цветы к подножию установленного здесь памятника-танка. Цветы будут возложены и к памятникам дважды герою Советского Союза Нельсону Степаняну, полководцу Вазгену Саркисяну. Под звуки оркестра военные колонны торжественным маршем пройдут по площади Шуши. На центральной площади Возрождения столицы НКР, в городских скверах и парках состоятся концерты с участием местных и приглашенных из Армении артистов, народные гуляния. Будут организованы также спортивные состязания. Завершатся торжества праздничным фейерверком.

Приехавшая в Карабах для участия в торжествах по случаю 11-й годовщины освобождения Шуши и создания армии НКР вице-спикер Палаты лордов британского парламента баронесса Керолайн Кокс, выступая на торжественном заседании в Степанакерте, в частности, сказала: "Я бы хотела выразить свою признательность гордому арцахскому народу и поздравить его с победой. Я находилась в Степанакерте в те страшные дни, когда на город с высот Шуши лился артиллерийский огонь. И была свидетельницей того, как безмолвно страдал ваш народ. Но потом у меня было немало поводов для радости. Недавно я посетила школу в Каравачаре - здесь, на этой старинной армянской земле, проросли ростки новой жизни. Я не могу бороться силой оружия. Я избрала иные методы борьбы и применяю их в плоскости политических отношений. Я веду борьбу за справедливость. Даю слово, что приложу все свои силы, чтобы победы арцахского народа нашли международное признание. И вы должны осознавать, что лишь благодаря свершенному вами подвигу ваши дети могут расти под мирным небом и вкушать плоды, обретенные ценой крови павших" ("Азат Арцах").

Премьер-министр Армении Андраник Маркарян выступил с поздравительным посланием по случаю "Дня Победы и Мира" - 9 мая. Как сообщили агентству АРКА в управлении по связям с общественностью и прессой аппарата правительства Армении, в послании, в частности, говорится: "Этот прекрасный день имеет для нас двойное значение. Мы не можем забыть, что Великая победа советских народов над фашизмом 9 мая 1945 года была достигнута в том числе благодаря самоотверженности достойных сынов армянского народа - десятков тысяч рядовых бойцов и знаменитых военачальников. Славные страницы нашей новейшей истории были написаны и в окопах арцахской освободительной борьбы. Историческая доблесть освобождения Шуши в этот майский день в 1992 году стала проявлением воли и решимости армянского народа жить свободно и независимо. Сегодня память о далеких и близких героических эпизодах нашего прошлого, преклонение перед теми, кто положил жизнь во имя спасения Родины, обязует всех нас продолжать дело укрепления нашей независимой государственности, одерживая новые победы в экономике, усиливая армию, что является наилучшим залогом сохранения одержанных ранее побед", говорится в послании премьера.

Организация освобождения Карабаха проведет массовые акции в Баку, связанные с 11-й годовщиной оккупации Шуши. Планируется начать эти мероприятия с посещения Аллеи шехидов, а после, уже в 13.00 акция протеста продолжится пикетом перед офисами ОБСЕ и Совета Европы. Завершится же мероприятие пикетом перед зданием МИД Азербайджана. Как сообщил газете "Эхо" лидер ООК Акиф Наги, за прошедшие дни они неоднократно обращались в мэрию за разрешением, но получить какого-нибудь ответа не удалось. Несмотря на это, организаторы не намерены менять свои планы. Акиф Наги отметил, что они все же будут ждать ответа мэрии до последней минуты.

Накануне 8 мая, дня освобождения Шуши "Союз освобождения Карабаха", "Конгресс азербайджанцев мира" и "Союз организаций азербайджанцев стран СНГ" выступили с заявлением, в котором высказаны притязания не только на земли Карабаха, но и на территорию Армении. Предлагая отмечать 8 мая как "день оккупированных территорий", авторы заявляют: "Под оккупированными землями подразумевается захват таких азербайджанских земель, как Ереван, Гойча (Севан), Зангезур, Карабах и других областей", - говорится в документе. "Отдавая дань памяти в этот день, мы укрепляем память народа и напоминаем нашим врагам о неотъемлемости части наших земель от остальной территории страны", - продолжают подписавшиеся под воззванием деятели (PanARMENIAN.Net).

Конфликт

Очередной визит в регион армяно-азербайджанского конфликта сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху запланирован на 19-21 мая. Сообщая об этом агентству, информированные диписточники в Баку отмечают, что накануне визита в столицы Азербайджана и Армении посредники проведут консультации в Париже и Москве. Высокопоставленные дипломаты США, России и Франции должны обсудить, главным образом, ранее выдвигавшиеся, но затем подвергшиеся изменениям свои инициативы по ключевым вопросам урегулирования карабахского конфликта - освобождения оккупированных Арменией азербайджанских территорий в обмен на гарантии обеспечения безопасности и статус самоуправления армянского населения Нагорного Карабаха. Предполагается, что новые формулы урегулирования будут представлены вниманию глав государств и министров иностранных дел Армении и Азербайджана ("Кавказский узел").

На состоявшейся в Париже встрече представители Минской группы ОБСЕ обсудили новые предложения по политическому урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, содержание которых не раскрывается, пишет газета "Азг". Согласно сведениям из дипломатических источников, встреча прошла на уровне заместителей министров ИД России, США и Франции - стран-сопредседателей Минской группы. Россию на встрече представлял первый заместитель министра ИД Вячеслав Трубников.

Процесс мирного урегулирования карабахского конфликта обсуждался 2 мая на встрече президента РА Роберта Кочаряна со специальным представителем Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии на Южном Кавказе Брайаном Фоллом. Согласно информации, предоставленной агентству "Ноян Тапан" в пресс-службе президента РА, Брайан Фолл сообщил, что его визит носит познавательный характер и имеет целью передать британскому правительству более полную информацию о регионе. В тот же день Брайана Фолла принял министр иностранных дел РА Вардан Осканян. Как сообщают из управления информации и по связям с общественностью МИД РА, обсуждались вопросы, касающиеся Южнокавказского региона и решения существующих конфликтов. Стороны подробно остановились на процессе карабахского урегулирования, коснулись различных стадий его развития и возможностей окончательного решения проблемы.

Как передает PanARMENIAN НАТО активизировало свою деятельность на Кавказе и намерено мирным путем решить местные конфликты. Об этом заявил в Баку помощник заместителя генерального секретаря НАТО Даниель Шпекард на встрече с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым. По сообщению бакинского агентства "Тренд", азербайджанский министр назвал нынешнюю военно-политическую ситуацию на Южном Кавказе весьма сложной, добавив, что "Армения не отказывается от своих территориальных притязаний, что может привести к возобновлению военных действий". С. Абиев также выразил озабоченность в связи с двойными стандартами, применяемыми международными организациями по отношению к Азербайджану и Армении в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

НАТО может предпринять усилия для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, если ООН и ОБСЕ наделят альянс соответствующими полномочиями. Об этом, по сообщению "Арминфо", заявил в Баку командующий объединенными силами НАТО в юго-восточной Европе генерал армии Октар Атаман (Турция) в ходе встречи со спикером Милли Меджлиса Азербайджана Муртузом Алескеровым. Командующий отметил, что важно найти разрешение конфликта в рамках политических подходов, без возникновения нового противостояния сторон. Со своей стороны спикер азербайджанского парламента отметил, что НАТО должна проявлять активность в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и оказать помощь в его мирном разрешении на основе принципов и норм международного права.

США, Франция, Великобритания, Иран и Турция должны выступить посредниками в процессе урегулирования карабахского конфликта, заявил газете Turkish Daily News экс-президент Турции Сулейман Демирель, сообщает PanARMENIAN. По его словам, эти страны должны помочь правительствам Армении и Азербайджана найти компромиссный вариант урегулирования этого конфликта. Как отметил Демирель, если "армянский народ проявил бы беспристрастный подход, то руководство Армении признало бы, что конфликт был им навязан". В то же время, отметил он, правительство Азербайджана оказало бы давление на тех своих граждан, которые могли бы выразить недовольство в связи с возможными компромиссами официального Баку. По другому мирное урегулирование карабахского конфликта невозможно, отметил экс-президент Турции. При этом он добавил, что военное решение конфликта нереально.

Процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта будет обсужден 29 мая на очередной сессии Организации "Исламская конференция", сообщает информационный портал "Кавказский узел". Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что данный вопрос будет обсужден в контексте резолюций ООН. Между тем, по его словам, не стоит ожидать принятия на сессии какого-либо конкретного решения.

Иран готов взять на себя функции посредника при урегулировании нагорно-карабахского конфликта, если будет соответствующее обращение сторон к иранской стороне, заявил глава МИД этой страны Камаль Харрази. Он также положительно оценил встречи президентов Азербайджана и Армении - Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна с целью мирного урегулирования конфликта. Касаясь отношений США со странами региона, Харрази отметил, что проблем в их развитии не возникнет, если сотрудничество будет означать не вмешательство во внутренние дела южнокавказских стран, а сложится на паритетных основах и учете интереса сторон.

Как сообщает ИА ArCNews, Азербайджан не намерен входить в предложенную Тегераном систему региональной безопасности в формате "три плюс три" (Россия-Иран-Турция плюс Азербайджан-Грузия-Армения), заявил заведующий отделом по внешним связям аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам, "Азербайджан решает эту проблему на основе двусторонних и многосторонних отношений, а также в сотрудничестве с международными организациями". Мамедов отметил, что в области обеспечения безопасности Азербайджан сотрудничает на двусторонней основе и с Ираном. Как отмечает агентство "Интерфакс", Баку до сих пор не присоединился к договорам о коллективной безопасности в силу продолжающегося конфликта с Арменией. Состоялась встреча министра иностранных дел НКР Ашота Гуляна с Личным представителем Действующего Председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком, прибывшим в Нагорный Карабах с краткосрочным визитом. Как сообщили "Де-Факто" в пресс-службе МИД НКР, в ходе беседы были обсуждены перспективы миротворческого процесса урегулирования карабахского конфликта, и в этом контексте – вопросы региональной безопасности. Собеседники рассмотрели также ситуацию в зоне карабахского противостояния, отметив важность систематического проведения миссией ОБСЕ мониторинга линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. 1 мая посла Каспшика принял министр обороны НКР генерал-лейтенант Сейран Оганян.

Председатель Национального Собрания НКР Олег Есаян выразил недоумение по поводу беспокойства докладчика ПАСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Терри Девиса о том, что его визит в Нагорный Карабах может быть воспринят, как признание НКР, пишет газета "Айоц Ашхар". Официальный Степанакерт никогда не скрывал и не скрывает того, что международное признание Нагорного Карабаха является его основной целью. Напомнив, что начиная с 1991 года НКР посетили президенты России и Казахстана, руководители внешнеполитических ведомств РФ, заместитель госсекретаря США, Действующий председатель ОБСЕ, докладчики ПАСЕ по вопросам Армении и Азербайджана, десятки парламентариев и дипломатов из США, России, Франции, Великобритании, Германии, Ирана и других стран, спикер НС НКР подчеркнул, что ни визитеры, ни принимающая сторона никогда даже не пробовали характеризовать эти визиты как составную часть признания Нагорно-Карабахской Республики.

Сенсационным назвала бакинская "Зеркало" заявление докладчика ПАСЕ по карабахскому вопросу Терри Девиса о том, что к делу урегулирования карабахского конфликта могут быть привлечены Венецианская комиссия и Европейский суд по правам человека. Дело в том, что по сути впервые ответственная и влиятельная фигура политического европространства заявляет о возможности рассмотрения Европейским судом по правам человека дел, вытекающих из карабахского конфликта, пишет "Зеркало". По мнению газеты, упоминание Терри Девисом Европейского суда по правам человека, как об институте, могущем как-то способствовать разрешению карабахского конфликта является сигналом для Азербайджана к тому, чтобы отойти от традиционных подходов к мирному урегулированию конфликта и начать международно-правовое наступление. "Мирное урегулирование - это далеко не пассивное ожидание плодов великой и мудрой внешней политики, вся мудрость которой заключается в контрпродуктивной формуле: "Мы транснациональным компаниям даем нефть, а западные правительства заставляют в приватных беседах Кочаряна вернуть Карабах", заключает газета.

Нагорно-карабахский конфликт не имеет силового решения и должен быть решен исключительно мирным путем. Об этом, как сообщает PanARMENIAN, заявил министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян. По его словам, "войны не хотят ни военнослужащие Нагорного Карабаха, ни Азербайджана". Говоря о непрекращающихся агрессивных заявлениях официального Баку, глава оборонного ведомства НКР отметил, что "если недальновидные азербайджанские политики все-таки решат начать новую войну, мы встретим противника достойным образом и не позволим ему перейти даже линию соприкосновения сторон конфликта".

На вопросы ИА "Де-Факто" отвечает секретарь Совета безопасности НКР Карен Бабурян:

"В последнее время в Азербайджане все чаще проводят аналогию между ситуациями вокруг Ирака и Нагорного Карабаха, считая, что война на Ближнем Востоке может стать для Баку прецедентом для силового решения карабахского конфликта. Как Вы это расцениваете?

Совершенный абсурд. Помимо нас, о недопустимости проведения каких-то параллелей между Ираком и Нагорным Карабахом неоднократно заявляли сами участники антииракской коалиции. Скажу больше. Если провести аналогию между Ираком и Азербайджаном, то легко можно заметить, что как Ирак в свое время играл в определенной степени деструктивную роль, снабжая, финансируя различные террористические организации и засылая их на территории других стран, так и Азербайджан играл подобную роль на Южном Кавказе. Достаточно вспомнить, что официальный Баку "поставлял" на карабахский фронт тысячи афганских моджахедов, эта страна в централизованном порядке поддерживала связь с террористическими организациями наподобие Аль-Каиды, о чем имеется достаточно документально подтвержденных свидетельств.

В своих утверждениях о необходимости применения военной силы в отношении Армении и Нагорного Карабаха азербайджанская сторона ссылается на известные четыре резолюции Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту, которые якобы нами не выполняются. Не могли бы вы разъяснить суть указанных резолюций?

По карабахскому конфликту Советом Безопасности ООН действительно было принято четыре резолюции. Я считаю, что в них содержится косвенное признание Нагорно-Карабахской Республики. Ведь если в резолюциях говорится, что территории заняты местными армянскими силами, то это уже элемент признания. В резолюциях содержится немало требований к азербайджанской стороне, в частности, в первую очередь относительно прекращения транспортной и коммуникационной блокады Нагорного Карабаха. Однако Азербайджан, как всегда, обвиняет во всех грехах нас, совершенно умалчивая о своих обязательствах. По существу в резолюциях Совета Безопасности ООН достаточно зримо прослеживается мысль, которую неоднократно высказывала карабахская сторона - наладить экономическое сотрудничество, установить хотя бы минимальные меры доверия и двигаться дальше. Свой выход из состава СССР Азербайджан провозгласил на основании закона, опираясь на который то же проделал и Нагорный Карабах.

Сегодня в мире складывается новая геополитическая ситуация, связанная с формированием новой системы международных отношений. На Ваш взгляд, отразится ли эта ситуация на нашем регионе, может ли она продиктовать новые подходы и принципы урегулирования азербайджано-карабахского конфликта?

На мой взгляд, в создавшихся реалиях роль Нагорного Карабаха как одного из мощных стабилизирующих факторов в регионе неизмеримо возрастет. Стабилизирующая роль НКР может, в частности, стать препятствием распространению в регионе идей исламского фундаментализма. Кроме того, благодаря своей тяге к западным ценностям Нагорный Карабах может сыграть также определенную связующую роль между Западом и Востоком.

В Азербайджане не скрывают, что в ответ на поддержку бакинскими властями США в иракском вопросе здесь ожидают содействия в разрешении карабахского конфликта в свою пользу.

Возможное внешнее давление на Армению и Нагорный Карабах с целью урегулирования конфликта по выгодному для Азербайджана сценарию полностью исключать нельзя. Однако я считаю, что оно может быть оказано только в условиях внутриполитической нестабильности в армянском обществе. Если мы будем едины, будем последовательно отстаивать свои принципы, с нами будут считаться. Азербайджан никогда и не скрывал, что хотел бы чужими руками добиться возвращения Нагорного Карабаха под свою юрисдикцию. При этом он прибегает к откровенному шантажу, угрожая возобновлением войны в случае, если международные структуры, Сопредседательство Минской группы ОБСЕ не поддержат его позицию. США, позиция которых заключается в продолжении переговорного процесса, эту войну не поддержат. Схожие заявления делали и другие международные посредники по карабахскому урегулированию.

То есть Бишкекский протокол от 1994 года, под которым стоит и Ваша подпись как руководителя парламента НКР и который положил начало перемирию в зоне конфликта, будет работать и дальше?

Он уже полезно сработал. Кстати, это едва ли не единственный из документов, для разработки которого Азербайджан сел с Нагорным Карабахом за стол прямых переговоров. Хотя, признаться, в условиях войны азербайджанские руководители, в том числе и представители высшего эшелона власти, не раз обращались к карабахской стороне с просьбой о встрече для обсуждения тех или иных вопросов, о чем имеются документальные свидетельства. Азербайджану необходимо отбросить свои амбиции и сесть с нами за стол переговоров с тем, чтобы стороны шаг за шагом продвигались в направлении подписания крупномасштабного соглашения о заключении окончательного мира, что имеет крайне важное значение для дальнейшей судьбы всего нашего региона".

На вопросы бакинской газеты "Зеркало" отвечает член межпарламентского комитета по сотрудничеству "Евросоюз-Азербайджан", профессор Триестского универститета Деметрио Волчич:

"Как вы оцениваете перспективы Азербайджана по вступлению в Европейский союз?

Отвечая на ваш вопрос, обязан заметить, что непременным условием вступления в ЕС является отсутствие каких бы то ни было военных конфликтов с сопредельными и прочими государствами. Если кто-то заявляет, что он не может решить какой-то конфликт мирным путем, то он не носитель логики и не разделяет философию Европейского союза. Это касается и проблемы Нагорного Карабаха.

Каково ваше личное отношение к карабахскому конфликту?

Европейская история знает массу во сто крат более кровопролитных конфликтов, из которых, казалось, не было выхода. Но каждый раз в конечном итоге европейцы находили компромисс, отказываясь от однозначных оценок и решений. Мы знаем, что в одно время Минской группой ОБСЕ был найден какой-то компромисс, но с ним не согласились армяне, и президент Тер-Петросян утратил свою власть. Поэтому не думаю, что в год президентских выборов у вас эту проблему кто-то будет трогать. Я убежден, что эта проблема разрешима исключительно путем взаимных компромиссов. Современная Европа - это пространство, в котором властелином является философия неприятия войны как способа выяснения отношений и решения проблем.

Каким образом суверенному государству противостоять агрессии? Никто в Европе не допускает даже мысли о войне. Это ваша логика, и я ее понимаю. Однако прошу понять и меня. Много лет подряд Европа была повержена в страшную войну. И мы понимаем, что войны не решают ровным счетом никаких проблем. Должен сказать, что тот, кто стремится в европейскую семью, должен понимать это. Если вы хотите в нашу организацию, то должны напрочь отказаться от мысли о военном пути разрешения карабахского вопроса".

Карабах

Как сообщил корреспонденту "Азат Арцах" член центрального правления благотворительного Союза "Шен", представитель его филиала во Франции, Ошин Егиазарянц, в ближайшем будущем будет отреставрирована Шушинская мечеть. Проект реставрации готов и представлен на рассмотрение архитектурно-градостроительной комиссии при Министерстве градостроительства НКР. Проект реставрации спонсирует французский филиал Союза "Шен". Завершение реставрации в целом планируется к маю следующего года.

Проект реставрации Кафедральной церкви монастырского комплекса Дадиванк был утвержден на научном совете Управления по охране и изучению исторических памятников НКР. По словам начальника Управления Славы Саркисяна, утверждение проекта реставрации на научном совете означает, что Управление будет не только оказывать содействие, но и осуществлять контроль в процессе реализации проекта. "История, подобно той, что случилась во время реставрации Малой купольной церкви того же монастырского комплекса, просто не должна повториться" ("Азат Арцах").

"Армянские сепаратисты в Нагорном Карабахе собираются восстанавливать генофонд карабахского скакуна", пишет бакинская газета "Эхо", об этом сообщают армянские СМИ со ссылкой на кандидата сельскохозяйственных наук Шахназаряна". Сообщив о предложении Шахназаряна создать маленький коневодческий завод в пригороде, который должен "собрать чистокровных жеребцов и кобыл карабахской породы и лучшие образцы местной селекции, организовав их разведение до получения 3-4 поколения", "Эхо" заявляет, что "азербайджанские ученые достаточно скептически относятся к затее армян". Автор статьи переходит к истории карабахского скакуна, имеющей целью доказать его азербайджанское происхождение. "В европейских странах они (скакуны, - А.Дж.) пользуются большим спросом и армяне, видя это, также вознамерились заняться разведением этого вида. К сожалению, отечественные чиновники все никак не могут понять важности вопроса поддержания и развития карабахского скакуна. Очень обидно".

С 8 по 11 мая ученики школы №188 Еревана вместе со своими учителями посетят Арцах. Как сообщил корреспонденту "Ноян Тапан" заведующий отделом просвещения мэрии Степанакерта Карлен Маргарян, цель поездки - установить контакты между школьниками двух республик, превратив это в традицию. По словам заведующего отделом, кроме того, что ереванские школьники ближе познакомятся с обычаями арцахцев, для них будут организованы экскурсии по достопримечательностям Арцаха, встречи в сельских школах, будут прочитаны интересные лекции по географии, истории Нагорного Карабаха и об Арцахской войне.

29 апреля министр здравоохранения НКР Зоя Лазарян и завотделом детской консультации Республиканской детской больницы, представитель организации "Детский фонд" Эльмира Акопян посетили Союз родственников погибших военнослужащих НКР. По словам председателя Союза Гали Арустамян, это первый визит главы здравоохранительного ведомства. "То, что мы впервые встречаемся с вами, наше упущение, - сказала министр, - впредь постараемся почаще здесь бывать". Гости передали Союзу 100 ящиков различных продуктов и детские игрушки для семей погибших военнослужащих. З.Лазарян и Э.Акопян от имени своих ведомств выразили готовность к сотрудничеству, а также обещали свое содействие в вопросах лечения и приобретения лекарств членам семей погибших военнослужащих ("Азат Арцах").

04:20 09.05.2003 Айк Джанполадян




НАТО стремится на Южный Кавказ

Заверения Робертсона о доминирующей роли России в урегулировании местных конфликтов - дань политической коньюнктуре, а скорее – вежливости Завершилось многодневное турне Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона в Россию и страны Южного Кавказа, итоги которого еще долго будут обсуждаться как местными, так и международными аналитиками, поскольку генсек НАТО сделал ряд заявлений, чреватых далеко идущими последствиями для геостратегического расклада не только в регионе, но на всем евразийском континенте. Высказывания и сам факт визита Джорджа Робертсона в регион были по-разному прокомментирован политическими деятелями Армении. Но прежде - о самых значительных моментах его пребывания в Тбилиси и Баку.

В ходе визита в Грузию Джордж Робертсон, хоть и не назвал ее, как ожидали грузинские наблюдатели, в числе стран, первыми претендующих на вступление в НАТО, тем не менее отметил, что "НАТО так же нуждается в Грузии, как Грузия в НАТО". Как было декларировано, официальной целью визита являлось "инспектирование" хода реформирования грузинской армии, проходящей подготовку, в рамках военной помощи США, по стандартам НАТО, и совместное обсуждение с официальным Тбилиси вопросов региональной безопасности. Однако местные наблюдатели однозначно связали визит с уточнением возможных сроков вступления Грузии в альянс. Аналитиков не привело в замешательство и то обстоятельство, что Робертсон отказался назвать какие-либо конкретные сроки, поскольку Грузия уже взяла на себя обязательства из 29 пунктов, ход выполнения которых будет рассмотрен 21 мая 2003 в Брюсселе на заседании Североатлантического альянса. По этому поводу аналитики акцентировали внимание на том, что реформирование грузинской армии осуществляется под протекцией и при непосредственном участии США и Турции, то есть все тех же членов альянса, что и приводит к убеждению: Грузия уже не первый год "движется по натовскому пути", так что Брюссельский смотр предстает всего лишь данью дипломатии.

То же - в Баку. В столице Азербайджана Робертсон заявил, что официальный Баку является самым важным стратегическим партнером НАТО и Европы в регионе. "Двери НАТО открыты для Азербайджана, но этот процесс не будет скорым", - отметил Робертсон, уточнив однако, что не следует прогнозировать вступления Азербайджана в НАТО до 2007 года. Для этого официальному Баку необходимо проделать большую работу, и в этом направлении НАТО намерено оказать помощь, подчеркнул он. Как в Грузии, так и в Азербайджане, Робертсон не преминул заявить о важной роли России в урегулировании конфликтов в регионе Южного Кавказа. В Тбилиси он отметил, что Россия занимает 1/7 часть планеты, исходя из этого ее роль в ходе мировых процессов очень важна. Выступая же перед парламентариями Азербайджана, он подчеркнул, что Россия может сыграть важную роль в деле урегулирования конфликтов на Южном Кавказе.

Если в Азербайджане и Грузии заявления генсека НАТО носили более чем предметный характер, то в Армении, которая, как известно, не имеет в своей внешнеполитической повестке дня намерения присоединиться к НАТО, все заявления лорда Робертсона вращались вокруг программы НАТО "Партнерсвто во имя мира". Из всех заявлений генсека НАТО по прибытии в Ереван приведем лишь его позицию относительно формата ОДКБ, членом которой является Армения. Генсек исключил возможность соперничества НАТО с ОДКБ в регионе Южного Кавказа. Более того, Робертсон высказался за дополнение усилий двух организаций в вопросе обеспечения мира и безопасности в Закавказье.

Официальный Ереван прокомментировал визит Джорджа Робертсона весьма сдержанно. В частности, секретарь Совета безопасности при президенте Армении, министр обороны РА Серж Саркисян назвал визит генсека НАТО чисто рабочим, в ходе которого обе стороны оценили уровень взаимодействия. Как отметил Серж Саркисян, принципы Договора о коллективной безопасности (ДКБ) не идут вразрез с принципами НАТО. Комментируя вопрос о желании Грузии и Азербайджана вступить в НАТО, Серж Саркисян отметил, что обеспечение своей безопасности является личным делом каждого государства. В то же время он отметил, что желание не всегда совпадает с фактическим положением вещей. Примерно в том же духе высказался глава внешнеполитического ведомства Армении Вардан Осканян. Он, в частности, отметил, что сотрудничество Армении с НАТО следует рассматривать исключительно в рамках программ "Партнерство во имя мира" и Евроатлантического партнерства. Министр не усмотрел противоречий между развитием сотрудничества с НАТО и укреплением военного взаимодействия со своим стратегическим партнером - Россией. Наоборот, отметил Вардан Осканян, развитие отношений с НАТО дополняет военное сотрудничество с Россией.

Примечательны в этом контексте высказывания представителей различных политических сил Армении, предоставленные ИА REGNUM, по поводу визита в республику генсека НАТО.

Экс-советник президента РА по внешнеполитическим вопросам, лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян считает, что заигрывания нынешнего армянского руководства с НАТО рождают недоверие к официальному Еревану со стороны государств Содружества независимых государств. По его словам, нынешние отношения Армении с НАТО могут вызвать вполне резонное недоумение государств - участников Договора о коллективной безопасности и, прежде всего, России, поскольку на территории Армении находятся российская военная база и пограничники Федеральной пограничной службы РФ. В то же время, как отметил Арам Саркисян, геополитические процессы, которые сегодня происходят в мире, имеют тенденцию на консолидацию всех сил в борьбе с международным тероризмом. Именно международный тероризм стал врагом номер один, считает экс-советник. Одновременно он выразил уверенность, что все великие державы, а в первую очередь США, постараются воспользоваться этим моментом с тем, чтобы прибрать к руками те страны, которые в свое время не были под их влиянием. "Существует еще аспект Южного Кавказа, который я считаю одним из политических центров мира и очень важной стратегической точкой. Визит Робертсона в Армению не случаен, поскольку республика занимает в регионе ключевую позицию, являясь при этом стратегическим партнером России. Что касается Азербайджана и Грузии, то последние и так придерживаются четкой западной ориентации", - отметил Саркисян. "Я абсолютно уверен, что гарантом безопасности Аремни является Россия и республика должна быть в том союзе, в котором состоит Россия. Официальный Ереван должен углублять свои отношения с Москвой настолько, насколько они необходимы и целесообразны, с другими же странами – настолько, насколько они способствуют развитию и Армении и России. Если мы назвались стратегическим партнером, то должны идти именно в форватере этого партнерства", - заметил Арам Саркисян. "Исходя из вышесказанного, я полагаю, что Армения в русле союзнических отношений с Россией может идти и на установление отношений с НАТО, но не входить в альянс, по той простой причине, что рядом у нас страна НАТО - Турция, с которой у нас нет абсолютно никаких отношений. Кроме того, Турция владеет семьсоттысячной и очень модернизированной армией в НАТО и, в принципе, мы не застрахованы ни от чего. Поэтому Армения должна ориентироваться на Север. Если бы Грузия не была против, то в регионе возможно было бы провести ось стабильности: Россия – Грузия – Армения – Иран. Эта ось сблизила бы Восток с Западом", - отметил Саркисян. Касаясь запланированных в Армении на июнь 2003 года учений НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира", Арам Саркисян отметил, что тот серьезный, на его взгляд факт, что впервые турецкий солдат с оружием в руках вступит на землю Армении, в моральном аспекте очень пагубен для армянского народа.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Виктор Даллакян оценил ситуацию в регионе как весьма сложную. По его словам, после ввода американских войск в Грузию и известной позиции Азербайджана по этому вопросу, на Южном Кавказе может создасться такая ситуация, при которой НАТО будет представлена фактически в Грузии и Азербайджане, в Армении же будут расположены российские войска. В этой ситуации, тем более с учетом последних событий в Ираке, в регионе, очевидно, возможно столкновение российско-американских интересов, - считает парламентарий. "Грузия и Азербайждан воспринимают Армению как представителя России в Закавказье. Это может иметь очень опасные последствия для нашей страны", - выразил опасения Даллакян, добавив, что НАТО будет пытаться втянуть и Армению в свой круг интересов. "Так называемая внешняя политика комплементаризма, осуществляемая официальным Ереваном, не может себя более оправдать. Я считаю, что руководство Армении уже в течение более десяти лет не обладает самым главным – внешнеполитической концепцией. Кроме того, Армения лишена концепции национальной безопасности, а это означает, что осознавать: кто наши союзники, кто наши будущие союзники и кто наши враги - мы сегодня не в состоянии", - заметил Даллакян. "Я уверен, что визит генсека НАТО в регион после иракских событий имел целью прозондировать позицию Армении, да и всех стран региона, на возможные после Ирака шаги США против Сирии и Ирана. США преследует здесь свои экономичекие и стратегические интересы", - подчеркнул он. Даллакян также не исключил возможности использования США фактора так называемого Южного Азербайджана с целью военно-политического давления на Иран. "Штаты с успехом использует курдский фактор в Ираке и Турции. Это принятая практика. Аналогично США могут разыграть карту и Южного Азербайджана, поскольку проживающая там 16 миллионная азербайджанская диаспора - весьма весомый фактор", - заявил глава парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам.

Член правления экс-правящей партии Армении - Армянского Общенационального Движения (АОД) Арам Манукян осудил откровенно пророссийский внешнеполитический курс нынешнего армянского руководства. Он заметил, что совсем скоро Армения станет третьесортной колонией России. АОД всегда ориентировался на Запад, на США, страны Евросоюза, выступая за развитие сотрудничества с НАТО, сохраняя при этом партнерские, но не более того, отношения с Россией. По его словам, строя внешнеполитический курс, следует всегда рассчитывать на свои силы и исходить сугубо из своих возможностей, интересов соседей по региону и своего географического расположения. АОД всегда отличался, прежде всего, своей конкретностью и отсутствием разделения на "вечных друзей" и "вечных врагов", - заявил Арам Манукян.

Армения не вступит в НАТО и видит свою безопасность в стратегическом партнерстве с Россией: Интервью первого замминистра обороны, начальника Главного штаба Вооруженных сил Армении Микаела Арутюняна ИА REGNUM

В конце апреля, в рамках состоявшейся в Душанбе очередной сессии Совета Коллективной безопасности (СКБ) государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) в контексте развития и углубления военно-политической интеграции были приняты ряд решений. Что конкретно принесет выполнение этих решений ВС Армении?

Подписанные в Душанбе документы для армянской армии имеют первостепенное значение. В особенности это касается двух моментов. Во-первых - Армения в рамках ОДКБ будет обеспечивать свою безопасность. Второе – предусматриваемое военно-техническое сотрудничество на льготных основах. То есть государства, входящие в состав ОДКБ, будут поставлять друг другу те или иные виды вооружения по тем же ценам, по которым приобретают вооружение для своих армий внутри своей страны. То есть, если российский производитель выпускает какой-то вид оружия и продает его российской армии по одной цене, то такая же цена должна быть установлена и для государств ОДКБ, желающих приобрести данный вид оружия. В рамках ОДКБ предусматривается также льготное обучение офицерского состава и курсантов в высших военно-учебных заведениях государств-участников. А это означает, что Армения не будет платить за обучение своих офицеров и курсантов, допустим, той же России. Мы будем платить только за проживание, оплачивать дорожные расходы и обеспечивать зарплату личному составу. Помимо того, предусмотрена совместная программа подготовки кадров. Мы добились того, чтобы подготовка кадров будет осуществляться по единой программе. Вот, в принципе, те основные направления, за исключением блока финансовых вопросов, блока положений различных советов - Совета министров иностранных дел (СМИД), совета министров обороны (СМО). Как начальник Главного штаба Вооруженных сил Армении, я считаю важным достижением создание Объединенного штаба ДКБ. Этот штаб будет контролировать, планировать и организовывать все мероприятия, которые отражены в планах взаимодействия и работы Вооруженных сил стран ДКБ. Раньше мы были по сути бесконтрольными, поскольку главы государств или Совет министров обороны принимали определенные решения, а в промежутках никто не контролировал исполнения принятых решений. Сейчас дело обстоит иначе - Объединенный штаб будет контролировать все процессы и время от времени отчитываться перед главами государств и СМО. Взаимодействие и контроль за принятыми в рамках ОДКБ решениями, без сомнения, положительно отразятся на уровне боеспособности ВС Армении.

Господин генерал-полковник, каковы основные ориентиры безопасности Армении? Как строится сотрудничество Армении с НАТО с учетом того, что наши непосредственные соседи изъявили желание присоединиться к альянсу?

В первую очередь мы ориентируемся конечно на себя. Во-вторых, мы обеспечиваем свою безопасность в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Двустороннее соглашение о стратегическом партнерстве с Россией еще один немаловажный фактор обеспечения безопасности Армении. Вместе с тем, армянская сторона участвует в ряде программ НАТО, в частности, в программе НАТО "Партнерство во имя мира" и других. Арменией подписаны также двусторонние соглашения как со странами НАТО, так и не входящими в состав альянса. Как это уже было озвучено не раз, Армения в перспективе не собирается объявлять о намерении вступить в Северо-Атлантический альянс, в отличие от наших соседних государств - Грузии и Азербайджана. Подчеркиваю, Армения видит свою безопасность именно в рамках ОДКБ и в стратегическом партнерстве с Россией. Мы считаем, что это правильная политика и правильное видение будущего. Что касается Грузии и Азербайджана, то вряд ли двери НАТО сегодня открыты для них. Для того, чтобы достучаться в эти двери необходимо пройти серьезную подготовку.

Не считаете ли Вы, что участие Армении в программах НАТО идет вразрез интересам России в регионе? В частности, как отреагировала Россия на проведение учений НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира" непосредственно на территории республики?

Многонациональные учения НАТО Corporative Best Effort – 2003 проводятся в Армении впервые. Я абсолютно уверен, что это никоим образом не ущемляет интересов России и не идет вразрез нашему стратегическому партнерству с этой страной. В принципе, Россию можно считать 20 членом НАТО, о каком разрезе может идти речь. РФ сама принимает активное участие в программе НАТО "Партнерство во имя мира", и будет также представлена на учениях в Армении, кстати - впервые. Если бы эти учения шли вразрез нашим отношениям, то подобного поведения от России вряд ли следовало бы ожидать. Армения не намерена также оставаться в стороне от миротворческой деятельности в различных горячих точках планеты. С первого июля текущего года армянская сторона готова отправить взвод миротворцев для участия в операции в Косово. Армянские "голубые каски" будут действовать в составе греческого батальона. Мы ждем официального решения политического руководства НАТО, и конечно, политического решения руководства нашей страны - президента и Национального Собрания.

Справедливы ли оценки военных экспертов, утверждающих, что армянская армия наиболее боеспособна в регионе Южного Кавказа? Если да, то какие шаги являются приоритетными для сохранения и повышения этого уровня?

Действительно, наша армия в этом регионе одна из наиболее боеспособных и готова выполнять все задачи, обеспечивающие надежную защиту нашего Отечества. Боеготовность и боеспособность армянской армии необходимо, конечно, рассматривать с учетом масштабов нашего региона. Наивно сравнивать нашу армию с армиями США, России, Франции, Великобритании. Мы, конечно же, постоянно работаем над сохранением и приумножением существующих возможностей нашей армии. Мероприятия по повышению уровня подготовки офицерского состава, ежедневные боевые занятия солдат (стрельба, вождение, тактическая подготовка), поиски возможностей обновления склада вооружений, постепенное внедрение современных видов оружия – вот наши будни.

Г-н Арутюнян, как известно, 9 мая для Армении двойной праздник. В этот день Армения празднует День Победы Советской Армии над фашиcтской Германией и День освобождения Шуши. Какое значение Вы придаете этим двум знаменательным событиям?

Шуши – ворота, обеспечившие сообщение Нагорного Карабаха с Арменией. Освобождение Шуши дало возможность создать гуманитарный коридор и более организованно обеспечить Армию обороны необходимыми материально-техническими средствами. Во-вторых, освобождение Шуши дало нам возможность быть более уверенными в себе и своих силах, показать, что мы в состоянии не только обороняться, но и наступать и освобождать наши земли. После Шушинской операции, как известно, были освобождены некоторые районы, оккупированные азербайджанской армией. Тем самым была обеспечена зона безопасности населенных пунктов Нагорного Карабаха. Так что, освобождение Шуши для нас имело огромное значение не только в военном плане, но и в плане моральном. Народ, который жил там, почувствовал мощную спину в лице Армении и начал более активно вести борьбу за свою безопасность. Вот что дало нам освобождение Шуши.

Что касается Великой Отечественной Войны, то она еще раз доказала миру, что необходимо бороться со злом, что народы должны свободно жить и не порабощаться другими народами. Фашизм, по своей сущности, был агрессивным и имел цель поработить народы. А для Армении, как частички Советского Союза, победа стала такой же свободой, как и для других братских народов. 600 тысяч армян воевали на фронтах, из них более ста стали героями СССР - это люди, которые защищали свою Родину - СССР - и ее частичку -Армению.

00:21 11.05.2003 Арменика Кивирян, Виген Акопян
Иран на Южном Кавказе: 3+3 против 3-3

Региональное турне министра иностранных дел Ирана Кямала Харрази по странам Южного Кавказа было представлено широкой общественности в качестве подготовительной фазы к предстоящему официальному визиту в Армению, Азербайджан и Грузию президента Ирана Мохаммада Хаттами. Однако, как стало ясно уже в ходе самого визита Харрази, глава внешнеполитического ведомства Ирана отнюдь не пожелал ограничиться исключительно этой миссией. Несколько заявлений, сделанные им в трех закавказских столицах на фоне завершившейся активной фазы военных действий в Ираке, дают повод предположить и иные цели.

Система региональной безопасности по-ирански. Казалось, смелая идея официального Тегерана о создании региональной системы безопасности в формате 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия + Россия, Турция, Иран), которую можно назвать идеей "Большого Кавказа", должна была быть давно отринута сторонами за ее несостоятельностью. Достаточно того, что в первой тройке фигурируют страны, разногласия между двумя из которых (Арменией и Азербайджаном) не могут вот уже десяток лет решить на самом авторитетном уровне, а еще две (Азербайджан и Грузия) все свои чаяния о безопасности связывают лишь с одной системой безопасности - НАТО. Примечательна реакция сторон, которые, по иранскому сценарию, должны совместно установить мир и безопасность в регионе.

Официальный Баку не замедлил отреагировать на заявление Кямала Харрази о создании формата 3+3, озвученное им в Ереване. Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев напомнил, что идея о многостороннем региональном сотрудничестве в сфере безопасности в свое время выдвигалась экс-президентом Турции Сулейманом Демирелем. "Безусловно, участие в решении проблем безопасности соседних со странами Южного Кавказа государств должно быть активным. Однако следует принимать во внимание тот факт, что сегодня Азербайджан и Грузия активно интегрируются в евроатлантические структуры", - сказал Гулиев. Глава МИД Азербайджана фактически попутно озвучил и позицию Грузии. "Азербайджан является членом Совета Европы, тесно сотрудничает с НАТО и Европейским союзом, поэтому создание на Южном Кавказе серьезной системы безопасности без участия в ней евроатлантических структур невозможно", - заметил министр. С другой стороны, продолжил Гулиев, создание такой системы безопасности тесно связано с решением наличествующих здесь конфликтов. Глава МИД Азербайджана подчеркнул, что неурегулированность нагорно-карабахского конфликта представляет собой угрозу и для Ирана. Похоже, еще большую угрозу своей безопасности иранцы видят во вторжении в региональные дела иных государств и их союзов. Именно этим объясняется стремление Ирана содействовать разрешению самого сложного конфликта в регионе - нагорно-карабахского. Так, в Баку глава МИД Ирана в который раз прямо предложил взять на себя функции посредника в разрешении конфликта, впрочем, не конкретизировав принципов своей посреднической миссии. Однако ни Азербайджан, ни Армению миротворческие настроения Ирана не прельщают. Так, армянская сторона не раз заявляла, что не видит альтернативы Минской группы ОБСЕ. Что касается Азербайджана, то глава МИД этой страны, комментируя вновь прозвучавшие предложения официального Тегерана, отметил, что Иран является одним из немногих государств, открыто признающих территориальную целостность Азербайджана. Вместе с тем он напомнил, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта является прерогативой Минской группы ОБСЕ. "Наша позиция заключается в том, что лучшей формой посредничества Ирана в карабахском урегулировании будет пересмотр проводимой сегодня этой страной политики широкого торгово-экономического сотрудничества с Арменией", - подчеркнул Вилаят Гулиев.

Иной точки зрения придерживается официальный Ереван. В частности, глава МИД Армении Вардан Осканян, в привычной для себя осторожной манере, высказался за необходимость создания региональной системы безопасности усилиями всех стран Кавказа. По его словам, кавказский регион в основе своей таит две внутренние угрозы - это нерешенные конфликты и возможность возникновения разделительных линий. "Именно поэтому мы должны сами создать такую систему безопасности, которая даст возможность разрешить конфликты и координировать задачи региональной безопасности", - резюмировал Осканян. В словах главы МИД Армении не найти как однозначного согласия, так и отказа от предложения иранской стороны. И все же самое главное здесь то, что Осканян не упомянул о необходимости вовлечения в столь взрывоопасный регион сил извне, к чему, прямо или косвенно, стремятся Азербайджан и Грузия. Министр ИД Армении Вардан Осканян не преминул также провести соответствующие параллели между региональной политикой Ирана и Турции. Он отметил, что Армения приветствует взвешенную политику Ирана в регионе Южного Кавказа. "В отличие от Турции, официальный Тегеран установил добрососедские отношения, как с Арменией, так и Азербайджаном, в трех государствах налажена работа посольств. Анкара же позаботилась об отношениях только с Азербайджаном, с Арменией же граница по-прежнему на замке, а дипломатические отношения отсутствуют вовсе", - сказал Осканян, добавив, что официальный Ереван готов к нормализации отношений с Анкарой без предварительных условий.

Если Азербайджан и Грузия сравнительно недавно обратили свои взоры на НАТО, то Турция, как известно, является непосредственным членом альянса. Таким образом, учитывая вероятное вступление в НАТО Азербайджана и Грузии, и обоюдно натянутые отношения Ирана с США, предложенный Тегераном формат вовсе выглядит нереалистичным. Что же Россия? Очевидно, что в иранском уравнении ей выделяется не последняя роль. Ведь совсем не случайно в последние годы Москва активно наращивает свое экономическое и политическое присутствие в Армении. Тому свидетельством, погашение государственного долга Армении в 100 млн долларов за счет в передачи в собственность России пяти ведущих в своих отраслях армянских предприятий и практически решенный вопрос о передаче в управление России единственной атомной станции в Закавказье - Армянской АЭС. Говоря же о российских политических интересах в Армении, нельзя не упомянуть ту поддержку, которую оказала Россия президенту Армении Роберту Кочаряну в ходе недавних президентских выборов. Армения - стратегический партнер России. При этом и иранская, и российская стороны при каждом удобном случае подчеркивают совпадение интересов и дружеские отношения друг с другом, эти отношения год от года приобретают все более конкретные очертания. Российский проект строительства атомной станции в Иране и недвусмысленные заявления по этому поводу, доносящиеся раз за разом из Вашингтона - еще одно подтверждение конфликта американо-российских интересов в регионе.

Возвращаясь к предложенному Ираном формату 3+3 можно констатировать: официальный Тегеран искренне желает мира на Большом Кавказе, поскольку с Ирана достаточно и той ситуации, которая сложилась в соседнем Ираке. Мало того, предложенный Ираном формат системы региональной безопасности идеален, но в существующей ситуации и при подобной разноголосице - невозможен. Одно очевидно: на сегодняшний день, направленность и расклад сил в регионе более напоминают обратное арифметическое действие 3-3 (Россия, Иран, Армения - Азербайджан, Грузия, Турция). Поскольку именно Азербайджан, Грузия, Турция видят свою безопасность в союзе с США, а не в диалоге с соседями и, в частности, с Россией.

17:29 04.05.2003

Лидер Национально-демократического союза Армении, экс-премьер-министр Вазген Манукян: "Существующий баланс сил может сильно измениться": Интервью ИА REGNUM

Как Вы расцениваете внешнеполитический курс Армении, в частности, проводимую официальным Ереваном политику "комплементаризма" ("дополнительности")? Верен ли этот путь для Армении?

В стародавние времена, когда существовало два полюса - СССР и США со странами Запада, - перед остальными странами мира вставал вопрос: к какому лагерю примкнуть. Некоторые из них проводили комплементарную политику, старались воспользоваться противоречиями между двумя полюсами. В современном мире таких ярко выраженных полюсов, между которыми надо выбирать, уже нет. Сложилась сравнительно однополярная система и для стран есть довольно-таки много возможностей для свободного плавания. Противоречия для трех стран Южнокавказского региона возникли на первых порах, когда Армения, Азербайджан и Грузия стали вдруг независимыми и перед ними возник вопрос - быть с Западом или оставаться с Россией. По-моему, для Армении этот вопрос постепенно отошел на задний план. Мы всегда мечтали быть и считали себя членом европейской цивилизации. Будучи окруженными мусульманскими странами и находясь географически вдали от Европы, для Армении в воплощении этой мечты существовало и продолжает существовать немало преград. Несмотря на это, республика уже стала членом Совета Европы, и наиболее приоритетной задачей для нас сегодня является вхождение в Евросоюз. Я думаю, что именно этой политики надо придерживаться, насколько трудновыполнимой бы ни была задача. Важно то, что подобное наше стремление уже не входит в противоречие с курсом нашего стратегического партнера - России, поскольку вектор российской политики тоже направлен в сторону Европы. Думаю, это очень выгодно для Армении - идти в ногу с Россией в сторону Европы.

Вы уже указали на стратегическое партнерство Армении с Россией на Южном Кавказе. Известно, что соседние страны - Грузия и Азербайджан - все больше склоняются в сторону США и Запада. Верна ли в этом аспекте позиция официального Еревана? Не создает ли наличие российского фактора в армянской политике дисбаланса в регионе, и не допускаете ли Вы возможности, что, в результате ее приверженности России, Армения в конечном итоге окажется в региональной изоляции?

Во внешней политике Армении немало просчетов. Однако не моя миссия перечислять их и указывать, что нам необходимо делать в дальнейшем. Подобные вопросы - прерогатива той политической силы, которая сегодня у руля. Опасения быть изолированными в регионе тоже небезосновательны. Тот факт, что Армения склоняется в сторону России, в немалой степени обусловлен конъюктурными шагами, вынужденно предпринимаемыми президентом страны Робертом Кочаряном с целью продержаться у власти. Сегодня Россия в лице Владимира Путина очень четко встала в поддержку Кочаряна, в то время как многие европейские страны констатировали, что президентские выборы в Армении прошли с большими нарушениями. Однако я не думаю, что проводимая Арменией политика чем-то привязывает нас. Так или иначе, она способствует укреплению нашего стратегического партнерства с Россией. Другое дело, что чем большую привязанность демонстрирует Армения, тем меньшую роль она начинает играть для самой России. В некотором роде Москва уверена, что Армения у нее в кармане и обращает взор на наших соседей - Грузию и Азербайджан. С этой точки зрения, то есть с точки зрения практического воплощения в жизнь комплиментарной политики, просчетов довольно-таки много.

И тем ни менее, как Вы оцениваете взаимоотношения Армения-США, Армения-Россия, Армения-непосредственные соседи?

Часто, как бы ты не лавировал, приходит время, когда необходимо четко ответить на заданный вопрос, к примеру, война в Ираке - за или против. Дело в том, что Армения настолько маленькая страна, что не может позволить себе ответить на подобного рода вопросы не заикаясь. Россия Ельцина и Россия Путина всегда была привержена иметь взаимовыгодные отношения с США, в то же время не позволяя никому считать, что находится под ее крылом. Однако в вопросе Ирака Россия, конечно же, состорожничала. Она сказала: да - режим плохой, с ним надо бороться, но не при помощи войны. Вопрос Ирака вызвал определенный раскол не только между США и Россией, но и между странами Европы, поскольку ряд европейских стран были за военные действия, другие высказались против них. Я уверен, что все те возможности, которые предоставлены Армении для взаимовыгодных отношений с США и европейскими странами используются не полностью. С Россией же отношения продолжают строиться на той основе, на которой строились в советское время. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что выражение односторонней преданности вовсе не обуславливает партнерства. Что касается наших ближайших соседей, то с Азербайджаном у нас, мягко говоря, определенные трудности, связанные с нагорно-карабахским конфликтом. Они привели к тому, что мы изолированы от той транспортной сети, которая проходила в Армению через Азербайджан. Можно отметить довольно-таки нормальные отношения с Грузией, позволяющие осуществлять грузоперевозки в Армению и из нее. С другой стороны, был момент, когда со стороны грузинских властей притеснялись интересы армян, проживающих в этой стране. Сейчас, очевидно, ситуация в Самцхе-Джавахетском регионе Грузии, преимущественно заселенном этническими армянами, немного успокоилась и позволяет нам поддерживать наших соотечественников. С Ираном у Армении сложились весьма добрососедские отношения. Запад не всегда одобрительно отзывается по поводу этого добрососедства. Но, с другой стороны, США и Европа не могут не осознавать, что выжить в регионе, где тлеет нагорно-карабахский конфликт, приведший республику к фактической транспортно-коммуникационной изоляции, без оглядки на Иран невозможно. Я считаю, что взаимоотношения с такой страной, как Иран, независимо от всего, стоит поддерживать и углублять. Самый опасный для Армении сценарий - это эскалация противостояния между мусульманским и христианским миром. Мы находимся на самом стыке этих процессов, и в течение многих столетий страдали именно от этого. Все противоречия между мусульманскими и христианскими странами в конце концов обрушивались на Армению. И для нас очень важен пример поддержания добрососедских отношений с мусульманской страной, каковой и является Иран. Что касается отношений с Турцией, то здесь ...

Забыть события 1915 года невозможно. В результате Геноцида армян, который произошел в Османской Турции в 1915 году, наш народ потерял полтора миллиона человеческих судеб и свои исторические земли. Конечно, прошло довольно-таки много времени, но Геноцид событие не только историческое. Каждый из нас стал прямой жертвой этих событий, к примеру, мой отец был изгнан из своего дома, и с самого моего рождения в нашей семье об этом говорили и помнили. Для Армении и армян важно, чтобы Турция признала факт Геноцида, извинилась, и выразила готовность обсудить вопросы, связанные с компенсацией. В конце концов, многие сотни тысяч людей оказались изгнанными из своих домов и все еще живы те, которые ощутили ужасы этих трагических событий. Если Турция сделает это, Армении будет очень легко и полезно наладить политические и экономические связи с ней. Лично я склоняюсь к той мысли, что параллельно с обсуждением вопроса Геноцида, не стоит оставлять и попыток налаживания экономических связей с Турцией. Нам нет необходимости ставить предварительные условия. Армения должна быть сильным государством. Сильным не по количеству танков, а по уровню развития, в том числе и демократии. Продолжать быть государством, которое быстрыми темпами развивается и имеет реальное влияние в регионе, а за счет всемирного армянства играет не последнюю роль и во всемирной политике. В 90-х годах мы сделали попытку наладить какие-то взаимоотношения с Турцией, однако протянутая рука повисла в воздухе. Турция в одностороннем порядке поддержала Азербайджан в карабахском конфликте. Она проявила себя не как сторона, заинтересованная в установлении мира и стабильности, но как страна - прямой союзник Азербайджана против Армении. Это ощущалось и в ходе переговоров, и в то самое страшное для Армении время, когда Турция полностью блокировала республику. Сейчас с обоих сторон ведется более взвешенная политика, делаются попытки установления экономических отношений. В то же время, Арменией достигнуты определенные успехи в процессе международного признания факта Геноцида армян. Я уверен, что этот курс приведет к положительным результатам.

Вернемся к нагорно-карабахскому конфликту. Сегодня между сторонами сохраняется перемирие, однако конфликт не решен. Каким Вы видите решение проблемы и насколько стороны приблизились к нему? Видите ли Вы возможность возобновления военных действий и как расцениваете роль международных посредников? В последнее время из Баку все чаще слышно недовольство в их адрес, и есть даже высказывания о необходимости вовлечения иных международных структур в переговорный процесс.

В последние годы в мировой политике происходят серьезные изменения. В их свете я не исключаю усиления давления на Армению в процессе решения карабахского конфликта. Я неоднократно говорил, что локальное решение конфликта вряд ли возможно. Трудно найти такое решение, которое будет взаимовыгодно всем сторонам - Армении, Азербайджану и Нагорному Карабаху. Поэтому в свое время я предлагал решить вопрос в более большой связке, то есть начертить более объемный план. В качестве примера можно взять европейское сообщество. В Европе происходили две мировые войны и поднимались территориальные вопросы. Все успокоилось после второй мировой войны, когда народы Европы осознали, что это их общий дом, и они должны объединиться во благо каждого. Сейчас уже многие немцы и французы не могут ответить, где находится Эльзас-Лотарингия. А ведь именно эти земли стали одной из ключевых причин начала первой мировой войны. Я уверен, что в нашем регионе также ожидается большое объединение. Но говорить об этом, конечно, преждевременно, ведь ни одна из стран нашего региона не обладает достаточным видением будущего, планом хотя бы на ближайшие 10 лет. Я думаю, что в становлении общерегионального видения Армения может сыграть особую роль. В армянской политике должно возникнуть конкретное течение - скорее околоправительственное, чем правительственное, и взять на себя функцию работы со многими политическими силами соседних стран, для совместной выработки этого видения, в рамках которого будет намного легче прийти к решению существующих в регионе конфликтов.

Каков предел компромиссов со стороны Армении в процессе решения нагорно-карабахского конфликта?

Очевидно, что никакой конфликт в мире невозможно решить без взаимных компромиссов. Это было известно с самого начала, даже во время военных действий. Однако что можно считать компромиссом, - вот здесь возникает вопрос. То, что Карабах не может быть в составе Азербайджана, для меня однозначно. Что касается Лачинской, Кельбаджарской и остальных территорий, то здесь есть вопросы, которые можно обсудить. Предварительно можно поставить только одно условие - Карабах должен быть свободным государством. Что касается возможности возобновления военных действий, то естественно, со стороны Армении такой шаг исключен. То есть, когда говорят "возобновление военных действий", то подразумевают, что Азербайджан может попытаться военной силой решить этот вопрос. Насколько я могу судить как бывший министр обороны и политик, Азербайджан в ближайшие годы не будет готов к подобного рода кардинальным действиям. Если Азербайджан в одностороннем порядке нарушит режим перемирия, то это будет очевидная авантюра с его стороны, грозящая обернуться для него же самой весьма плачевными последствиями. Почему я говорю "в одностороннем", - потому что не исключаю возможность вовлечения в процесс и других государств, тогда существующий баланс сил может сильно измениться.

Как Вы оцениваете последствия возможного ухода Гейдара Алиева с политической арены, тем более вероятного, что в последнее время наблюдается ухудшение состояния его здоровья?

Конечно, от личности в таких авторитарных государствах, как наши, многое зависит, однако вопросы, которые мы обсуждаем, таят такие глубокие объективные причины, что изменение лидера во время предстоящих в Азербайджане президентских выборов вряд ли приведет к радикальным изменениям политики этой страны. Изменений, конечно же, не избежать, но я не думаю, что придет кто-то и начнет войну, или наоборот, полностью уступит в вопросе Нагорного Карабаха. Все равно переговорный процесс будет продолжаться, и наряду с тем, что необходимо найти общее региональное видение, я не считаю, что Минская группа ОБСЕ исчерпала свои возможности. Приветствую, когда солидные международные организации пытаются помочь переговорному процессу.

Как Вы оцениваете резонанс иракской войны на страны региона? В частности, как война в Ираке скажется на интересах СНГ, а, в частности, России? Ведь попытка США создать широкую антииракскую коалицию не обошла и страны СНГ, спровоцировав некоторую разноголосицу внутри Содружества.

Дискуссия, которая возникла среди стран СНГ по иракскому вопросу, в глубине своей таила не какие-то сложные идеологические корни, а простой вопрос: раз США - самая сильная страна в мире, диктующая всем что делать, какой резон противоречить ей, не лучше ли быть с ней и урвать что-то? Некоторые страны пошли по этому пути, другие примкнули к России, Франции и Германии. Армения больше старалась придерживаться последнего курса и вряд ли что-то от этого потеряла. Когда говорят об Ираке, особое внимание акцентируют на нефти и контроле над месторождениями. Это, вне сомнения, имело большое значение, но не было первостепенным. Любая страна, которая становится мировой державой, старается навязать другим свое мировоззрение, систему ценностей, свой образ мышления. То же самое делал в свое время Советский Союз. Действия США в Ираке, можно охарактеризовать как "сделать Ирак похожим на себя", может даже искренне желая привить там демократию. Что касается нашего региона, то, бесспорно, любые войны для нас чрезвычайно опасны, независимо от того, выгодны они нам по той или иной причине или нет. Южнокавказский регион чрезвычайно взрывоопасен и если пойдет цепная реакция, это приведет к полнейшей дестабилизации. Армении это крайне невыгодно, нам как воздух необходим мир.

18:14 30.04.2003

 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA