ЧУДОВИЩНОЙ ТРАГЕДИИ МАРАГИ - 11 ЛЕТ
14.04.03. В ряду трагических событий, связанных с карабахским конфликтом, произошедшее в селе Марага Мартакертского района НКР занимает особое место по степени жестокости обращения с мирными жителями, числу лиц, одновременно взятых в заложники и подвергшихся насилию, по глубине человеческой трагедии. 10 апреля 1992 года село подверглось нападению со стороны частей регулярной армии Азербайджана, в результате чего оно было основательно разрушено. По разным данным от 53 до 100 мирных жителей было убито с звериной лютостью (в том числе 30 женщин, 20 из коих - преклонного возраста), их тела были изувечены, осквернены, обезглавлены, расчленены и сожжены. 53 мирных жителей взяты в заложники, среди них 9 детей, 29 женщин (29 заложников по некоторым данным были умерщвлены уже в азербайджанском плену). Спустя 2 недели Марага подверглась повторному нападению, население было насильственно депортировано, дома разграблены, многие из них сожжены. Депортация жителей села сопровождалась актами насилия, издевательствами. События в селе Марага примечательны и тем, что насилие над мирным населением совершалось в рамках военной операции конкретной военной частью. Не случайно затем многие заложники оказались в частных домах у служащих МВД, МО, ОМОН и др. Судьба многих заложников неизвестна до сих пор. Посетившую место трагедии баронессу Керолайн Кокс до глубины души потрясла представившаяся картина. , - так она отозвалась об азербайджанских омоновцах, сотворивших резню. К сожалению, трагические события в Мараге не нашли достаточного отражения в зарубежной прессе и по сей день со стороны мирового сообщества ей не дана соответствующая оценка.
***
Рассказ очевидицы событий Седы Погосян: "За несколько дней до нападения на Марагу со стороны соседнего Тартара (Мир-Башир) слышалиь беспрерывные выстрелы и взрывы снарядов. Женщины, старики и дети прятались в подвалах и блиндажах. На третий день - 10 апреля 1992 года азербайджанцы вошли в Марагу:
Несколько человек подошли к блиндажу, где находились и я с невесткой Марине и двумя малолетними внуками - 4-х летним Кареном и 2-х летним Вигеном. Азербайджанцы приказали выходить. Первым по ступенькам поднялся седой старик Саша, за ним Ася, Забел. Как только человек показывался из блиндажа, его тут же убивали-резали. Невестка Марине, оставив детей мне, также поднялась по ступенькам. Азербайджанец, занесший нож для удара, остановился и начал срывать с нее драгоценности. Затем разорвал платье на молодой женщине. Она бросилась бежать, азербайджанец за ней. Выход из блиндажа был свободен. Люди кинулись наверх. Их заметили азербайджанцы, занятые грабежом, и кинулись убивать - топорами, ножами, косами. Сразу были зарезаны Мася и Рубен Ананяны. Я увидела, как убегает от палачей сестра невестки - Карина".
Седу Погосян ударили по голове и выхватили из рук внука Вигена. Она мертвой хваткой вцепилась в Карена, которого также пытались отнять. Ее били по голове, кровь залила глаза, рот. Топором ударили по рукам женщины.
Чудом уцелевшая Седа Погосян попала в заложники в азербайджанскую семью, где надеялись обменять ее на сына. Через 2 года и месяц она была обменена - 24 мая 1994 года.
"Самоназвание армянских цыган - лом (от санскрит. думба - названия одной из низших каст, ср. евр. цыган. ром, азиат. цыган. дом). Языком общения является исключительно армянский (западные диалекты), однако и по сей день бытует тайный язык - ломаврен, который использует словарный фонд индо-арийского происхождения и грамматику армянского языка. Указанный язык используется при тайных разговорах, когда боша не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь. Хотя христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение боша, однако традиционные занятия и образ жизни, оказавшись более живучими, сохранились и поныне. Все армянские цыгане считают себя армянами, хотя на уровне бытового сознания чувствуют некоторую отчужденность. Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии, они подчас скрывают свою принадлежность к данной этнографической группе. Так или иначе, боша оказались в парадоксальном положении - зная, что они не “чистые” армяне, боша всячески стараются доказать свое армянское происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так называемых “чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению, армянские цыгане, однако, стараются ускорить процесс ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта группа полностью исчезнет.
Относительно армянских цыган-боша и армян-татов можно с полной уверенностью утверждать, что активная этническая, лингвистическая и культурная ассимиляция-арменизация в недалеком будущем приведет к полному слиянию их с армянами. И боша, и армяне-таты лишены возможности сыграть какую-либо значительную роль в политическом развитии страны."
КТО ЖЕ ПОДВЕРГАЛ ГЕНОЦИДУ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ?
http://forums.ng.ru/politics/2003/02/01/ar_az_compromiss.html
Владимир СТУПИШИН
Указ Гейдара Алиева о "геноциде азербайджанцев" от 26 марта (Волкодав: 1999 г.), на который ссылается г-н Г. Волынский в своей статье с непонятным названием "Продолжаем делить на своих и чужих" в № 17 "Общей газеты", - совсем не безобидный правовой документ. И статья по его поводу г-на Волынского - отнюдь не бесстрастный научный комментарий. Указ Алиева - это типичный образчик исторического и морального мародерства, к коему неоднократно прибегали тюркские (кавказско-татарские) правители Советского Азербайджана, дабы обосновать свои территориальные притязания практически на все Закавказье, которые еще Г.В. Чичерин считал вздорными. И прибегают до сих пор, используя при случае то ли доверчивых, то ли лукавых историков и политологов московского разлива.
Наиболее распространенный их тезис: армяне в Закавказье -не коренные жители, обосновавшиеся здесь задолго до Рождества Христова, о чем свидетельств масса в трудах античных историков, а якобы пришельцы, в то время как кавказские татары, потомки тюрков-огузов, появившихся здесь в XI веке нашей эры, переименованные советской властью в "азербайджанцев" (коммунисты перехватили пантюркистскую нацеленность на подлинный Азербайджан, что -в Иране), так вот они - самые что ни на есть коренные тутошние жители. Любопытно то, что действительно есть азербайджанцы, то есть жители Азербайджанской Республики, корни которых на Кавказе и в Закавказье, а не в Средней Азии, откуда пришли тюрки. Это лезгины, аварцы, удины, талыши, таты, курды и многие другие, кого на протяжении восьмидесятилетнего существования азербайджанского государства вовсю старались отуречить, лишить своей национальной идентичности или, на худой конец, просто выжить, как армян из Нахичевана и равнинного Карабаха. Но не от их имени выступали и выступают эльчибеевцы и алиевцы. Под азербайджанцами они понимают прежде всего тюрков, родственных анатолийским туркам, с которыми тот же Гейдар Алиев братается при каждом посещении Анкары и принимая турецких руководителей в Баку. От имени всего населения Азербайджана говорить в таких случаях он не имеет никакого права, ибо кавказцы в большинстве своем совсем не тюрки. Но если бы дело ограничивалось только демонстрацией "тюркизма" (по выражению Эльчибея), я бы сказал: ну и Бог с ними. Так ведь мало им такой солидарности с потомками тех, кто осуществлял геноцид армян в начале века и не желает приносить покаяние. Они теперь решили все перевернуть с ног на голову: оказывается, не турки систематически уничтожали подвластное им армянское население с конца XIX века до наших дней (с учетом сумгаитских, гянджинских, бакинских, мартунашенских и т.д. продолжателей), а наоборот, армяне резали турок! Это все равно, что объявить о геноциде немцев евреями или цыганами, или славянами.
С помощью советских псевдоученых азербайджанские политики, начиная с мусаватистов 1918 года, приватизировали чужой этноним (заимствованный у иранского Азербайджана, только буковку заменили - "а" на "е"), присвоили персидских поэтов и армянские крест-камни (хачкары), а теперь хотят еще присвоить и армянскую беду - геноцид. Кощунство? Несомненно. Но зачем? Да затем, что армяне Карабаха и собственно Армении -единственная здесь преграда пантюркизму и единственный союзник России, которая стала мешать бакинским претендентам на господство в Закавказье, ориентирующимся на Турцию, США и НАТО. Клевещи, клевещи, клевещи на армян, авось удастся хапнуть и армянский Карабах, а то и всю Армению (в указе Алиева от 18.12.97 г. вообще говорится о "так называемой Армении", в указе от 26.03.98 г. - об "Иреванском ханстве"), на чью территорию Баку зарится еще с времен мусаватистской республики 1918-1920 гг.
То, что этим занимается насквозь лживая шовинистская пропаганда новоявленных бакинских ханов, понятно: у них свои турецкие и антирусские цели, поэтому им обязательно надо клеветать на наших союзников-армян. Непонятно, зачем это понадобилось русскому историку-демократу (недемократы на страницах "ОГ", наверное, не выступают). Я лично не знаком с Г. Волынским. Мне известен другой Волынский. Был такой русский дипломат в петровские времена. Так вот он как раз боролся против турок в Закавказье. Нынешний Волынский или тот, кто скрывается под этой фамилией, явно танцует под турецкую или турецко-азербайджанскую дудку. И не стесняется порочить свою (или не свою?) ученую степень , кандидата исторических наук повторением беззастенчивых фальсификаций, источник которых находится в Баку. Большинство этих выдумок опровергается совершенно элементарно. Давайте пройдемся по тексту г-на Волынского
Когда Россия присоединяла к своим владениям прикаспийские области Персии, не было там ни "азербайджанских ханов", ни Азербайджана. Независимо от своей этнической принадлежности владетели Кубинского, Бакинского, Карабахского и прочих ханств были персидскими наместниками. И сами они, пока могли, сопротивлялись русским войскам, а подвластное им мусульманское население нередко бунтовало против пришельцев с севера. Поэтому говорить об "осознанном выборе" не существовавшего тогда Азербайджана в пользу России - исторический нонсенс. Но не случайный. Известно, что грузины приветствовали приход России уже в петровские времена. Известно, что и армяне вели переговоры о том же с дипломатами Петра Первого и Екатерины Второй. Известно, что во время русско-персидских и русско-турецких войн первой трети XIX века, результатом которых явилось присоединение Закавказья к России, русским войскам помогало христианское население Грузии, Армении, Ширвана и других областей Закавказья, которые г-н Волынский напрасно называет мусульманскими только потому, что во главе этих персидских областей стояли ханы-мусульмане. Для мусульманской империи, каковой была Персия, было естественно держать наместников мусульман даже в областях исторической Армении, но это совсем не означало, что все тамошнее население состояло из одних только приверженцев Ислама. Что же касается все время упоминаемых Эриванского, Нахичеванского и Карабахского ханств, тоже у Персии нами отвоеванных, то сколько бы там ни проживало в разные эпохи татар и турок, земли эти всегда были и остаются исконно армянскими, и г-н Волынский совершенно напрасно вводит в заблуждение читателей, называя их всего лишь "населенными азербайджанцами территориями". Этому "историку" С.М. Соловьева бы почитать. Тогда бы он узнал, что даже столица Ширвана (а никак не Азербайджана) Шемаха в петровские времена была населена армянами. Нахичеван тоже. И в городе Эриване жило много армян. Столько, что армянские посланцы к Петру предлагали сформировать из них aрмию для войны с персами. "В армянской стране 17 провинций, с которых соберется 116.000 человек войска, да грузинского войска соберется с 30.000..." "В одной Карабахской провинции армян будет со 100.000 дворов, а в другой провинции, Капан, еще больше армян, и все они одинаково хотят быть под покровительством России" (С.М. Соловьев. Сочинения. Книга XX. М., 1996, с.452-453, 456). Именно поэтому и объявлены были Эриванское и Нахичеванское ханства Армянской областью, а совсем не потому, что целью России было "взятие Константинополя и установление контроля над проливами", как утверждает Волынский: далековато от Армении до Босфора, не там плацдарм для взятия проливов выстраивала Россия, это знают даже школьники. Интересно, что ни о каких азербайджанских землях, провинциях, ханствах, ни о каких азербайджанцах применительно к упомянутым областям и событиям Соловьев ничего не говорит, а ведь он - историк, излагающий все до мельчайших подробностей. Неужели не заметил "самого большого народа Закавказья"? Не заметил потому, что нечего было замечать. Это уж потом, в советские времена советские историки, особенно связанные с Баку, экстраполировали Азербайджан, появившийся на карте бывшей Российской империи только в 1918 году, и азербайджанцев, появившихся еще позже, в далекое и не очень далекое прошлое, когда в Ширване и других бывших персидских, а затем российских провинциях наряду с коренными кавказцами жили и кавказские татары, или тюрки, предки которых пришли сюда из-за Каспия. Ну жили бы и жили, так нет, подавай им чужие земли, чужую историю, чужую культуру, даже чужие трагедии ради обоснования непомерных претензий их националистической "элиты".
Я нигде, кроме как у г-на Волынского, не читал о том, как генерал Паскевич "высоко оценивал боевую доблесть азербайджанцев". Он такого и народа-то не знал. Побывавший у него в войсках Александр Сергеевич Пушкин говорил про тех, кого имеет в виду г-н Волынский, несколько иначе: "татаре" (достаточно заглянуть в "Путешествие в Арзрум"). Зато известно, что карабахская конница, участвовавшая в боях в Закавказье в рядах русских войск, состояла из карабахских армян, а не из татар, как пытается внушить нам наш историк. Известно и то, что в тех боях прославилось много генералов-армян. Назову хотя бы такие имена, как князь В.Г. Мадатов, князь В.О. Бебутов, граф М.Т. Лорис-Меликов, князь М.Э. Аргутинский-Долгоруков, генерал-лейтенант А.А. Тер-Гукасов, генерал-лейтенант И.Д. Лазарев и другие. Интересно, что почти все они были выходцами из якобы "азербайджанского" Карабаха. Многим из них Паскевич действительно выносил благодарность. А вот имен "азербайджанских" героев, похоже, даже г-н Волынский не знает, иначе, наверное, назвал бы хоть одно. Однако это все - цветочки по сравнению с совершенно позорным пассажем о "переселении турецких армян в российские пределы (Эриванскую губернию и Нахичеванский уезд)", которое, оказывается, произошло "в 1915 году после неудачной попытки создать в Турции армянское государство". Выходит, по Волынскому, не было геноцида армян, относившихся в Турции к категории "подзащитного населения"(!), а была всего лишь какая-то "неудачная попытка" нехороших дашнаков (эта армянская революционно-демократическая партия, гонимая большевиками, всегда была "нехорошей" в глазах советских историков). И это говорится о годе начала самого крупного геноцида армян, продолжавшегося почти восемь лет, с подключением к этому преступному действу и тех, кто назвал себя азербайджанцами. Это к слову о том, что азербайджанцы якобы стояли в стороне от армяно-турецкой вражды. В городе Шуши в 1920 году они особенно хорошо покaзали, что значит "стоять в стороне", разрушив его армянские кварталы до основания, а сейчас и эта историческая вотчина армянских медиков Шахназарянов, этот очаг армянского сопротивления персам и туркам стал предметом территориальных вожделений бакинских экспансионистов. Геноцид 1915-1922 годов унес, по разным подсчетам, минимум полтора миллиона армянских жизней. На самом деле - значительно больше. Одних вырезали в постели, других высылали в безводную пустыню, третьих расстреливали. В общем, покуражились. Так это младотурки, мусаватисты и иже с ними. Их последователи в Турции и Азербайджане до сих пор не хотят признавать факт геноцида. А теперь вот Г. Алиев взял да и свалил все с больной головы на здоровую. И русский историк на страницах демократической газеты идет по его стопам, откровенно издеваясь над братским, союзным нам, русским, народом. Уму непостижимо!
И дальше что ни строчка, то вранье. Возвращение армян на свои земли, по поводу которого пытается ерничать г-н Волынский, упоминая всуе святое для армян А.С. Грибоедова, было в действительности именно возвращением, а не временным переселением в каких-то тактических целях. Тут наш историк опять перепевает выдумки своих бакинских коллег. И не устраивала Бакинская коммуна в марте 1918 года азербайджанских погромов. Это Алиев выдумал, чтобы оправдать выбор даты 31 марта в качестве "дня геноцида азербайджанцев". Не могла многонациональная Бакинская коммуна, в составе которой были и азербайджанцы, в том числе известный Азизбеков, заниматься чьими бы то ни было национальными погромами.
Мусаватистский мятеж она в марте 1918 года подавляла. Но при чем здесь геноцид? Эдак любое событие гражданской войны под геноцид подвести можно. Только вот международное право не позволяет, понимая под геноцидом умышленную расправу над определенным народом как таковым, а совсем не политические разборки.
Такие же выдумки - утверждения о том, будто армяне изгнали "в очередной раз со своих земель" один миллион азербайджанцев. Не может быть такого числа азербайджанских беженцев, ибо в районах, откуда эти действительно несчастные люди вынуждены были бежать (а вынуждали их к этому не только военные действия, но и бакинская пропаганда), даже по азербайджанской официальной статистике проживало что-то около 300-400 тысяч человек. Армян куда больше выдавили из Азербайджанской Республики погромами и угрозами, их квартир и домов с лихвой хватило бы для азербайджанских беженцев, но не селят тех там почему-то, а держат в черном теле, спекулируя на их бедах, пуская крокодилову слезу на международных форумах, выклянчивая долларовые подачки. Но это опять-таки расхожий прием бакинской пропаганды. Зачем же русскому-то историку его повторять?
И неправда, что Азербайджан - "союзник России". Он - союзник Турции и НАТО, о чем открыто заявляет сам Алиев, особенно перед турецкой или американской аудиториями в Анкаре и Вашингтоне. Да и его кукиш России с нефтетрубой говорит сам за себя. Так что нечего пудрить мозга демократическому читателю "Общей газеты", господин Волынский.
P.S. Эта реплика, переданная в "Общую газету", не была опубликована в ней по причинам, о которых можно только догадываться.
Владимир Ступишин
ИСТОРИЧЕСКОЕ МАРОДЕРСТВО
Просто диву даешься, до чего изобретательны стали бакинские потомки Чингис-хана в мучительных потугах вызвать сочувствие международного сообщества, а заодно и доказать некую исконность, ?историчность? своих притязаний на земли коренных народов Закавказья.
В конце марта президент Азербайджана издал два бесподобных указа. Одним он учредил почетное звание ?шехид 20 января? (шехид значит погибший за родину или что-то в этом роде, иными словами - герой). Другим указом учрежден еще один день памяти жертв геноцида (см. ?НГ?, 3.04.98). Не подумайте только, что г-н Алиев вдруг решил покаяться за своих турецких старших братьев, виновных в преступлении геноцида против армян, или за своих предшественников на посту президента Азербайджанской Республики, которые так и не понесли ответственности за армянские погромы в Сумгаите, Гяндже, Баку, Геташене, Мартунашене, Арцвашене и т.д. Отнюдь нет! Он придумал свой геноцид, которому якобы не раз подвергались азерские тюрки, и, подтвердив одну, установил вторую официальную дату, когда этот артефакт надо отмечать.
Особенно кощунственно выглядит указ о ?героях? 20 января, увязанный с вводом советских войск в Баку в 1990 году. Действительно, были тогда человеческие жертвы, в память о которых ежегодно устраиваются широкомасштабные мероприятия в Азербайджане, и Баку оповещает о них весь мир, упорно забывая о том, что этому предшествовало. ?Забывают?, к сожалению, и многие российские средства массовой информации. А предшествовала вводу войск целая неделя армянских погромов, на протяжении которой при явном попустительстве со стороны местных и центральных властей азербайджанские головорезы целенаправленно грабили, насиловали, пытали, зверски убивали ни в чем не повинных бакинских армян, как уже делалось в Сумгаите и Гяндже до того. В результате от полумиллионной армянской общины в Азербайджане не осталось ровным счетом ничего. Именно такие умышленные действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, и подпадают под состав преступления, именуемого в международном праве геноцидом.
Но не об этом преступлении своих соотечественников думает г-н Алиев, а о жертвах советских войск, хотя эти войска, подавляя распоясавшихся погромщиков, отнюдь не ставили перед собой цель уничтожения именно азерских тюрков. Об отсутствии таких намерений свидетельствует хотя бы тот факт, что стреляли они по всем без разбора и погибли люди самых разных национальностей. Я сам видел на бакинском мемориальном кладбище могилы людей с украинскими и еврейскими именами. Действия советских войск, приведшие и к невинным жертвам, несомненно заслуживают осуждения, только вот актами геноцида их ну никак не назовешь, так как в ходе подавления погромщиков никто не ставил цели уничтожения людей определенной национальности.
Увековечение Г. Алиевым памяти ?шехидов 20 января? - издевательсто над памятью действительных жертв геноцида, учиненного азеро-тюрками. Это - типичный акт морального мародерства, ибо таким образом палачи, а именно в память прежде всего об этих ?героях? той жуткой бакинской недели и установлено ?почетное звание?, заняли место жертв устроенных ими погромов Другая дата - 31 марта - заимствована у мусаватистской Азербайджанской Демократической Республики, которая, как утверждается в алиевском указе, в 1919 и 1920 годах отмечала ?день скорби? в память о событиях 30 марта - 2 апреля, когда Бакинской коммуне пришлось подавлять мусаватистский мятеж. Эту дату Г. Алиев объявил ?Днем геноцида азербайджанцев?, но почему-то увязал с ?переделом исторических земель? Азербайджана, каковой якобы начался с подписания в 1813 и 1828 гг. Гюлистанского и Туркманчайского мирных договоров. И здесь мы уже имеем дело не только с моральным, но еще и с историческим мародерством, бесславные традиции которого нынешние правители Баку унаследовали от мусаватистов и большевиков.
Дело в том, что именно мусаватисты заимствовали этноним провозглашенной ими республики у настоящего Азарбайджана, который всегда находился в Иране, переделав его на турецкий манер в Азербайджан и присвоив это имя закавказским областям Арран и Ширван, чья территория оказалась у них под контролем не без помощи турок. Последние, судя по всему, и подсказали фокус с этнонимом - с дальним прицелом на иранские территории. Арран и Ширван некогда входили в состав христианской Кавказской Албании, исламизованной арабами в VIII веке и впоследствии отуреченной пришельцами из-за Каспия до такой степени, что от коренных жителей почти ничего не осталось. Только вот Азербайджаном этот район никогда не назывался. И, видимо, именно потому большевики сначала провозгласили никакой не Азербайджан, а Бакинскую Коммуну и создали Бакинский Совнарком. Это уж потом, поколотив мусаватистов, они решили сохранить придуманное теми название, переименовав Азербайджанскую Демократическую Республику в Азербайджанскую Советскую Социалистическую Республику.
Всем, кто мало-мальски знаком с историей Закавказья, очень хорошо известно, что Атропатена-Азарбайджан находилась и находится к югу от Аракса, тогда как Ширван и Арран - к северу. И населены они совсем не одним народом, а разными, с разной этнической и исторической основой. Большинство населения Аррана и Ширвана составляли тюрки, кавказские татары, предки которых пришли из-за Каспия, они же доминируют сейчас и в Азербайджанской Республике и говорят на тюркском языке (так стал называть свой родной язык президент Эльчибей, считавший, что ?азербайджанский язык? - это всего лишь сталинское нововведение, отдалившее Азербайджан от турецких братьев). В подлинном же Азарбайджане живут хотя и тюркоязычные, но все же не тюрки, а иранцы, говорившие до прихода тюрков на иранском диалекте азари, о чем свидетельствует и вся топонимика этой области Ирана.
Никакого единого государства или страны, которая соответствовала бы территории Аррана, Ширвана и Азарбайджана вместе взятых, никогда не существовало, и делить там было нечего. Тем более не было никакого ?передела азербайджанских земель? ни в 1813, ни в 1828, ни в какие другие годы. Все это неуклюжая выдумка бакинской пропаганды. К России отошли не ?азербайджанские земли?, а персидские владения, населенные армянами, курдами, лезгинами, талышами, татами, удинами и другими народами, среди которых были и кавказские татары, как их называли в Российской империи и даже в Советском Союзе, пока не переименовали в азербайджанцев.
Азарбайджан же как был, так и остался в составе Ирана, где благополучно пребывает по сею пору. Не придумав ничего оригинального, он снова заговорил о том, что в феврале 1992 года ?армяне учинили невиданную расправу над населением города Ходжалы?, который якобы ?был стерт с лица земли?, а ?тысячи азербайджанцев? истреблены или попали в плен. О том, как и зачем эльчибеевские провокаторы провернули эту анти-муталибовскую операцию, принеся в жертву несколько человеческих жизней, подробно рассказал сам экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов в интервью ?НГ?, опубликованном 2 апреля 1992 года. Может, стоит снова напечатать этот материал, дабы положить конец бессовестному человеконенавистническому вранью бакинской пропаганды? А если в двух словах, то ?городом? Ходжалы был только по названию, скоропалительно присвоенному нескольким домам, которые азерские власти срочно построили вокруг взлетной площадки, чтобы лишить Степанакерт своего аэродрома. Кстати, дома эти, в общем-то говоря, целы и никто их не собирается стирать с лица земли. Но негде там было разместиться ?тысячам? людей. Сотни две -пожалуй. Чуть больше, чуть меньше, но не тысячи, придуманные, чтобы поразить легковерных иностранцев. И самому Муталибову тогда доложили, что ?в Ходжалах всего несколько человек погибших?. Несколько, а не тысячи!
Жители поселка при аэродроме были заранее предупреждены, что карабахцы будут брать аэродром под свой контроль. И желавшим уйти карабахцы дали уйти, как они делали и в дальнейшем каждый раз, когда отбирали у азеров тот или иной населенный пункт или район. Причем давали уходить не только гражданскому населению, но даже обращенным в бегство вооруженным аскерам, то есть доблестному воинству Азербайджанской Республики. И в Ходжалы по беглецам стреляли, скорее всего, не Карабахцы, а азербайджанские солдаты. То ли потому, что был туман и ночная темнота, то ли еще почему. И скальпы, демонстрировавшиеся по телевидению в репортажах из Агдама, снимали с трупов отнюдь не карабахцы, которых там тогда не было, ибо Агдам находился полностью под азербайджанским контролем.
Незадолго до алиевского указа на авансцене вдруг появился некто Низами Бахманов, числящийся на должности главы давно уже не существующей азербайджанской общины Карабаха. И этот деятель ничтоже сумняшеся вновь заговорил о ?вспоротых животах беременных женщин, скальпированных стариках, расстрелянных в упор детях с выколотыми глазами?, которых он якобы видел в Ходжалы, хотя после изгнания оттуда азеров он там ну уж никак побывать не мог (см. ?НГ?, 12.03.98). Всякому непредвзятому наблюдателю совершенно ясно, что это абсолютно не похоже на почерк карабахских войск. Подобные чудовищные зверства творили как раз азеро-турецкие погромщики в Сумгаите в 1988 году и в Баку в январе 1990 года, вдохновляясь преступным опытом своих турецких предшественников, которые ?прославились? дикими армянскими погромами и при недоброй памяти султане Абдул Гамиде, и при изуверах-младотурках, особо отличившихся в 1915 году. Г-ну Бахманову и его шефу Г. Алиеву не мешало хотя бы прислушаться к признаниям находившегося в феврале 1992 года у власти в Баку Аяза Муталибова, который честно сказал корреспонденту ?НГ?: ?Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы? Получить такие документы невозможно прежде всего потому, что армяне подобные действия не совершали. Но бакинские пропагандистские службы очень старательно фабриковали и фабрикуют не только у себя дома, но и за границей, прежде всего в Стамбуле, гнусные антиармянские фальшивки, предназначенные свехдоверчивому мировому общественному мнению. В качестве образчика беспардонной брехни можно привести выпущенный в Стамбуле в 1993 году красочный альбом под пугающим названием ?Побоище?, из которого читатель сделает только один вывод: турки геноцида армян не устраивали, а бедные азеры -жертвы нехороших армян, которые неизвестно откуда пришли в Закавказье, осваиваемое тюрками с библейских времен (Алиев в своих речах говорит вообще о ?многих тысячелетиях?), и начали их, бедных, притеснять. Прочитав такое, в гробу перевернулся бы, наверное, даже наш великий евразиец, фантазер и поклонник тюркской Великой Степи Лев Гумилев, который полагал, что тюрки - ?древние? -создали свой знаменитый каганат не ранее У1 века нашей эры. Общеизвестно также, что в Закавказье турки-огузы, предки нынешних азеров, появились значительно позже арабов, а если точнее, то в веке одиннадцатом. Так что никакими библейскими временами тут никогда и не пахло.
Но историческое мародерство и вытекающая из него ложь, внедряемая в сознание народа, даром не проходят. Своей недобросовестной пропагандой бакинские правители одурачивают собственное население, забивая ему голову антиармянскими баснями до такой степени, что поворот к реализму и справедливости в спорах с армянами надолго окажется просто невозможным чисто психологически. Вряд ли это отвечает правильно понятым национальным интересам самого Азербайджана, который объективно, во всяком случае его народ, крайне заинтересован в установлении стабильного мира, иначе даже нефть в ?братскую? Турцию качать не придется: немирная обстановка не позволит. И никакого Кувейта из Азербайджана не получится.
Над этим неплохо бы задуматься тем, кто будет избирать нового президента Азербайджанской Республики, и тем, кто будет наблюдать за выборами извне. Г. Алиев явно идет по стопам пантюркиста Эльчибея и уже сам нанес ущерб своей стране в 1993 году не меньший, если не больший, чем этот ?демократ?: Эльчибей потерял Кельбаджар, Алиев своей авантюристической политикой погубил куда больше азербайджанцев, чем их погибло в Ходжалы, и потерял целых пять районов собственно Азербайджана. Сейчас ему начало сниться ?Эриванское ханство?. Так недалеко и до потери ханства Бакинского.
*****
http://www.kp.ru/
Нелегко живет страна Армения по причине недоразумения
Наш спецкор Николай Варсегов, вернувшись из Армении, считает, что современный Кавказ Россия может завоевать только разумом и культурой, а не танками
Сказ о государстве Армянском начну с конца. В городе Гюмри (бывший Ленинакан) я вступил в Коммунистическую партию Армении. Сделал это осознанно и будучи практически трезвым. На заседании горкома КПА я изложил свои мотивы перед лицом строгих товарищей и был принят единогласно посредством поднятия рук. Что подвигло меня на столь серьезнейший шаг? Вот об этом и пойдет речь.
Армяне по умственному развитию считаются вторыми в мире после евреев. Думаю, потому судьба их столь же трагична и схожа с участью сынов Моисея. Свою логику поясню позже.
1702 года назад армяне приняли христианство. С тех пор пережили не один геноцид (т. е. массовое истребление населения), в основном со стороны турок, но вере не изменили. Испокон веков жили крепкими родовыми традициями, построенными на вере, пуританстве и уважении к старшим.
Еще в далеком 1987 году Армения удивила меня своим целомудрием. Увидеть женские коленки здесь было немыслимо даже в самые знойные дни. Ныне же любой газетный киоск пестрит порнографией, и вечерние феи, почти без юбок, на любой вкус. Перестройка, капитализм и тлетворное влияние Севера за несколько лет разложили армянское общество так, как не смогли того сделать орды налетчиков за тысячи лет.
Будучи чужестранцем, я должен бы умолчать о многих увиденных здесь неприятностях, дабы не обозлить местных патриотов, но как армянский коммунист не могу, не имею права скрывать жестокую объективность!
И дошел до ручки парень молодой
Производства в Армении уже нет. Остатки советского давно разворованы, и неимущие цепляются за самый неблагодарный труд. В городе Ереване я поселился в гостиницу не для бедных. Жил там почти один и с болью в душе наблюдал за работой молодого здорового парня, делом которого было бежать от лифта и открывать мне с поклоном парадную дверь. Сам я тоже из пролетариев, и ухаживание мужчины за мужчиной рассматриваю под углом извращения. Попросил парня не беспокоиться. «Не могу, уволят». Тогда я стал с улицы подходить - крадучись, впритирку к стене, и он не успевал меня вовремя заметить. А на выходе мы с ним соревновались вперегонки - кто скорее добежит от лифта до ручки. Потом он, каверзный, заслышав лифт, уже ждал меня у дверей с ненавистной улыбкой. Тогда я стал тихо спускаться по лестнице. Он переставил свой стул к ступенькам и опять раньше оказывался у дверной ручки! Через пару дней я нашел черный ход. Но после его запечатали... Эх, этому бы парню да на мартен, да с песней! А он тут зажравшихся ублажает за свою небольшую пайку - 25 000 драм в месяц (примерно 1350 рублей). А на хорошей стройке в городе Ереване классный работник может получить до 3000 по-нашему. Но цены здесь на съестное и водку почти вдвое ниже российских. Зато одежды дороже наших, а литр бензина Аи-92 - 16 - 17 рублей. У каждого кормильца двое-трое малых детей, жена безработная на сносях да стариков пара. Зато армяне стареют на пять лет позже нас и пенсию получают с 60 и 65 лет - рублей до 300.
Работа на внешний рынок весьма затратная по причине блокады. Из Армении открыта только одна дорога к черноморским портам, и та через Грузию. Чтобы вывезти, скажем, коньяк или обувь, водитель фуры должен выбросить на каждом грузинском посту ГАИ спичечный коробок со взяткой. Всего до 1000 долларов по Грузии набегает.
Армянские женщины очень чувственны
От Еревана до героического Степанакерта - столицы Нагорного Карабаха - 8 часов езды на «маршрутке» по горным серпантинам. Но дороги здесь удивительно хороши для Кавказа, не грузинские тропы смерти. Видно, армяне куда больше ценят свои жизни, чем их соседи. И вообще армяне шибко от грузин отличаются спокойным, чуть грустным нравом, отсутствием панибратства с чужим человеком и некой закрытостью. Грузины сразу же чужака допросят: кто? откуда? зачем? Эти за всю поездку - ни слова. Очень давно легендарный генерал Макашов учил меня, молодого корреспондента: «Хочешь понять характер нации, изучи их фольклор, познай, какие сказки и песни им по душе». Почти всю дорогу крутили на русском блатной шансон, примитивнее, чем даже у Шуфутинского. Самая пронзительная песня такая. В далекой русской деревне у мамы старушки были два сына. Одного посадили в тюрьму, а другого в армию взяли сторожить заключенных. И однажды старушке пришли два письма из одного учреждения. Тот и другой сыновья пишут, что жизнь там тяжелая. Тогда собрала старушка последние 40 рублей, напекла пирожков и приехала в Сибирь. Стоит она, бедная, посреди Сибири, мерзнет и видит, как сквозь пургу зеков ведут... (В этом месте армянские женщины начинают хлюпать носами.) И вдруг из последней колонны с криком «Маманя!» бежит к той старушке ее родной сын. Только она распахнула объятия, как грянул выстрел, и Ванечка пал. (Женщины вытирают слезы.) Тут с винтовкой бежит конвоир. «Ты же брата убил!» - говорит старушка. Бабахнул второй выстрел - конвоир застрелился. Женщины в «маршрутке» почти рыдают, а мужики тяжело приуныли.
По дороге нам встретились 5 постов ГАИ. У каждого поста водитель останавливался и давал приветливому постовому взятку - 500 драм (27 рублей). Армянское общество насквозь коррумпировано. Постовой берет не из жадности, он на то и поставлен, чтобы брать и передавать своему начальству, а те еще выше и еще выше... В этом главная суть работы армянской ГАИ, как и прочих государственных органов. Сие есть большая загадка армянской нации - с одной стороны, они гордый, непокорный народ, никогда не пасовавший перед ордами захватчиков, но... готовы смиренно кланяться любому мелкому взяточнику.
В селе Гиши - 40 вдов. О повторном замужестве не помышляют.
Здесь от каждой роты - вдовы да сироты
Город Степанакерт до сих пор в «ранах войны» с выбоинами на стенах. Впрочем, вся история Армении - это сплошная война с перерывами на землетрясения, засуху и прочие катаклизмы. В этом мирном году, например, на 90% вымерзли виноградники, персики и т. д. И всякий разговор здесь в любой компании про войну да неурожай. «...Потом азеры закрепились во-o-он на той горе и лупили из минометов по всему Степанакерту. Но мы подтянули вот сюда артиллерию и как дали! Как дали!»... «А на этом месте у нас стоял деревянный сортир. Только повар оттуда вышел, туда снаряд! Повар весь в г...не и контуженный! Он схватил «калаша» и давай палить во все стороны. Во, зрелище!»
Село Гиши хаотично разметалось домами на плоскогорьях. Красота, коли зреть с вершин, неописуемая! Подошел пьяненький мужичок: «Сфотографируй меня, корреспондент. Вот, всю жизнь копаюсь в земле, как червь, а никто даже не сфотографирует!»
В селе Гиши сорок вдов, большинство молодые, красивые с малыми детьми. О повторном замужестве даже не помышляют. Мужиков на женскую душу населения здесь еще менее, чем по России. Офицерские вдовы имеют пенсию 1230 рублей. Но большинство вдов солдатских с пенсией 855 рублей. Все вдовы, как и прочие крестьяне, получили в аренду по гектару земли. Но попробуй ее одолей. С армянского гектара земли надо выкопать прежде тонны камней, а через год их столько же вылезет. Сели мы с этими вдовами и давай считать. Аренда гектара в год - 650 рублей, вспахать и посеять пшеницу, убрать, если вырастет, забор от скота поставить и т. д. Получается под 4000 рублей. Где солдатской вдове столько взять? У Венеры Шакарян, например, из родни лишь престарелые мать с отцом в далекой деревне. Малолетние сын и дочка - оба больны, но вся надежда только на их хилые детские ручонки. В прогнившем доме, как говорится, шаром покати. Ни телевизора, ни холодильника. Только траурные портреты мужа и брата. Дети настолько истощены, что даже скрипучие половицы под их шагами не издают ни звука. Вот за такую независимость и свободу пали их героические отцы-победители. Но, наверное, по закону прогресса народы должны колошматить друг друга ровно до тех пор, покуда не станут цивилизованными. Ибо, как сказал покойный генерал Лебедь: «Побеждать в цивилизованном обществе - занятие глупейшее, не победить, а убедить - вот что достойно славы».
Но сегодня армянское убеждение - пушки дулами на восток. Без того изнуренная, обескровленная Армения вынуждена тратить огромные деньги и силы на оборону. Равно как и Азербайджан. Тут уж не до вдов и сирот. Победу американцев в Ираке армянские политики приняли радостно, потому как у турок теперь отпала надобность покупать азербайджанскую нефть по трубопроводу Баку - Джейхан.
На пиру победителей
Во дворе здешнего лесника Ярослава Гапаряна, все в том же селе Гиши, собрались уважаемые мужчины-ветераны от 25 лет и старше. Зажарили сочный шашлык, пригласили меня к столу.
- Хотя русские летчики нас бомбили, мы на русских все равно не в обиде, то были наемники.
Почему русские? Потому что представить в небе азербайджанца для воинов Карабаха умопомрачительно. Правду сказать, был случай, когда они сбили азербайджанского летчика-украинца по фамилии Беличенко. После плена он уехал на Украину.
Пили за храбрость освободителей (местный термин) Нагорного Карабаха, за память павших героев. И вдруг я предложил карабахским воинам выпить за память погибших азербайджанцев. Это вызвало замешательство, и компания перешла на армянский язык.
- За память простых азербайджанских крестьян, - уточнил я, - которые не хотели этой кровавой бойни, но были в нее вовлечены. За их вдов и сирот.
- За простых азербайджанских воинов стоит выпить, - сказал старший, и все поддержали тост.
- Среди них тоже были достойные люди, - стали вспоминать ветераны. - Бывало, иной попадает в плен раненный, обреченный. А у тебя товарища разорвало снарядом, ну ты ему сгоряча по морде! А он встает и тебе по морде! Вот таких мы уважали. А еще в Сумгаите иные азербайджанцы с риском для себя спасали от бандитов армянские семьи!
И ветераны опять выпили за азербайджанцев уже по своей охоте и философски так заключили: вражда с Азербайджаном есть не воля народа, а недоразумение политиков!
Застолье закончили контрабандным азербайджанским чаем.
«Лично я не отделялся!»
В Ереване меня познакомили с именитым конструктором советского тракторостроения, ныне пенсионером Робертом Мкртчаном. Роберт Ваганович изобрел принципиально новый БТР особо секретной системы, почти неуязвимой, по его мнению, для противника. Особо хорош в горах. Сначала предложил новшество армянской армии. «Но генералы мне ответили: строить новое очень накладно, проще купить у американцев». Теперь он пытается донести свое детище до военного атташе в российском посольстве, но, как это бывает, не может до того дозвониться.
- А в американское посольство обратиться не пробовали? - спросил я конструктора.
- Разве я похож на предателя? - ответил он с явной обидой.
- Но мы же сейчас вроде как разделены...
- Лично я от России не отделялся! - отрезал изобретатель.
Охраняем мы Кавказ и не думаем о нас
Сегодня мы держим в Армении мощные военные базы и охраняем армяно-турецкую границу. Зачем нам то надо? На этот вопрос вам ответят заученно любой наш ратник и дипломат. Дескать, Армения - главный военный союзник России не только на Кавказе, но и во всем оставшемся мире. У нас с Арменией Договор о коллективной безопасности. Это значит, коль супостат нападет на Армению, мы будем биться за ее свободу. Равно как если, тьфу-тьфу, НАТО нападет на Россию, то армянская армия приедет нас защищать. Друзьям, разумеется, помогать надо. Только разумно ли ныне содержать на Кавказе (как и на Балканах) нашу и без того поредевшую, небогатую армию? Пока мы стережем зарубежье, наш Дальний Восток, например, уже тихо оккупировали китайцы, потому как прикрыть дырявую китайскую границу нам некем и нечем. Ныне в Хабаровск иль в Благовещенск уже не поедешь без китайско-русского разговорника, не поймут, а скоро, может, и вообще не пустят. К слову сказать, все межэтнические войны завязывались именно так. Одна народность постепенно просачивалась на земли другой народности, потом среди просочившихся находились «ученые», которые доказывали, что это и есть их исторические владения. Если взять тех же армян и азербайджанцев, то ныне уже ни один умник не разберется, кто, когда и к кому проник. У каждого своя железная правда. Здесь, полагаю, единственный выход из тупика - собрать какую-то мировую комиссию из «восьмерки», покумекать над картой и сказать им: «Ребята! Кончай базар! «Восьмерка» постановила: вот эта земля армянская, а отсюда досюда азербайджанская. Кто перелезет, тот агрессор и враг «восьмерки»! В противном случае они будут убивать друг дружку и множить сирот до бесконечности. А страны-киты, вместо того чтобы заниматься своим прямым делом - культурой, наукой, космосом, будут до бесконечности разнимать их и цапаться меж собой.
- Кого мы здесь охраняем? - на этот вопрос отвечали мне молодые российские офицеры за столом в ереванской вечерней «кафешке». - Капиталы олигархов российских и армянских мы охраняем! И потому в нынешних войнах бросаться на танки за их воровские деньги никто не будет. Кстати, о танках. У нас, например, в бригаде тринадцать машин. Только четыре из них заправлены и то на полбака. Остальные уже рассохлись... А кто теперь не ворует?! А солдат ныне какой пошел - отпусти его в увольнение, вернется пьян, как свинья! Хорошо, если вернется. Потому увольнения им сейчас запретили, парятся по казармам.
Мы всю жизнь для чего-то завоевываем Кавказ, объявив его зоной каких-то там стратегических интересов. Турок боимся, что ли? А не думают наши великие стратеги, что, пока мы там держим войско, враг может ударить с другого конца? И покуда обратно перетащат танки без украденного топлива через Кавказский хребет, Москву уже переименуют в какой-нибудь Хунь-Юнь?
А может, нам очень хочется любви кавказцев к России? Но с помощью танков и пьяных солдат вряд ли то достижимо? Кавказ можно завоевать только высокой культурой. Но песенки типа «с кем ты, сука, любовь свою крутишь...», что ныне трещат по всем кавказским дорогам, вряд ли несут светоч духовности местным народам и возвышают русскую нацию в глазах здешней интеллигенции. А уж про наше ТВ сконфуженно умолчу. Будь я армянином или грузином, запретил бы детям своим учить русский язык во избежание морального разложения.
«И все хорошее в себе доистребили»?
Землетрясение в Ленинакане случилось 7 декабря 1988 года. Но город далеко не оправился и по сей день. Со всего Советского Союза, со всего мира сюда перебросили столько техники: машины, бульдозеры, краны - рябило в глазах. Где они ныне?
- Все украдено, все распродано за границу! - пояснили мне товарищи из горкома Компартии. - А сколько станков немецких, французских было завезено, всякого оборудования... Все давно разворовано! И нынешняя разруха, которая в головах, страшнее землетрясения! Вы видали, как нищие дерутся возле помойки за остатки отбросов?! Такого в Армении испокон веков не было! Народ спивается, потому как нечем закусывать! Дети умом слабеют от недостатка пищи! Было такое при социализме?!
Еще в Карабахе я шибко задумался: отчего же веками страдают армяне, равно как и евреи? И ответ мне пришел такой: когда Всевышний отметил эти народы большим умом, Он явно замыслил их как своих соработников, которые понесут доброе, мудрое, праведное в остальные народы. Он даже в Писании упредил: «Кому много дано, с того много и спросится!»
Только умные не оправдали Его надежд, а направили гений свой на поиски золотого тельца, на ублажение плоти и похоти. Не за всех говорю, а за сливки наций. Русских это тоже отчасти касается. Оттого-то на умных и все напасти, пока разум свой в созидание не обратят. Армянская нация, изобилуя мудрецами, учеными, больше думает о войне, чем о поиске мира. Отсюда и все проблемы. И армяне, похоже, не сознавая того, ныне переживают самый страшный в своей истории геноцид - демократический. Геноцид армянской культуры, национальных традиций. Еще несколько лет такой жизни, и все хорошее в себе сами же «доистребят».
Только не говорите мне: «А в России?!» - ныне речь идет об Армении.
Когда запахло войной, армяне сплотились, нашли оружие, отвоевали огромные территории. Но чтобы восстать против куда большей беды - разрухи, коррупции, проституции, детского голода, на то нет ни сплоченности, ни героизма мужского.
В Армении, правда, имеется свой президент и правительство, но они, похоже, проводят политику полного невмешательства в дела республики.
Если не считать их постановления о взимании 550 рублей с авиапассажиров за использование воздушного пространства Армении. Проще сказать, взятка за воздух, узаконенная на высшем уровне.
- Армян может спасти только руководящая роль компартии да железная рука коммунистического правосудия! - пояснили мне армянские коммунисты, и я не смог с ними не согласиться. А и правда, на кой армянскому мужику этакая демократия? Она во благо лишь единицам - олигархам да диссидентам. Но народу с нее какая польза? А я за нищий народ, и посему в знак протеста олигархической верхушке попросил здешних большевиков принять меня в армянскую Коммунистическую партию. После недолгого совещания они согласились.
В этой связи автор сердечно благодарит за оказанное доверие партийное руководство КПА города Гюмри Роберта Мкртчана, Владимира Хачатуряна, Лёву Оганесяна и других проголосовавших за меня товарищей.
Пусть мой пример послужит недобрым предупреждением и нашим демократам - российским. Пока в СНГ разруха, безработица, слезы - мы, армянские коммунисты, будем крепить и множить свои ряды!
Николай ВАРСЕГОВ 13 Мая 2003 г.
Немного про Шуши.
В Шуши, в третьем после Тифлиса и Баку значению городе Закавказья, армяне до революции составляли примерно половину населения от 41,1 тыс.В городе издавались 21 газета - 19 на армянском языке и 2 на русском. В 1918-1919 гг армяне были вырезаны практически подчистую. Армянский квартал оставался в руинах до 1960-ых гг. Затем туда начали селить овцеводов азеритурков. После начала конфликта в Карабахе Шуши стал опорным пунктом противника, из которого Степанакерт обстреливался из Систем Град. Город был освобожден отрядами самообороны НКР в ночь с 8 по 9 мая.
Все основные транснациональные магистрали прокладываются в обход Армении. Вы представляете, чтобы какой-либо вопрос регионального характера можно было рассмотреть без непосредственного участия или без согласия Грузии или Азербайджана? А без участия Армении это вполне возможно. Нам следует исходить из реалий, в которых мы находимся. К сожалению, Армения по своему географическому положению не может влиять ни на кого, тогда как все могут на нее очень сильно влиять. То есть перспектива нашего динамичного развития все время будет зависеть от политической воли наших соседей. Следовательно, для того, чтобы сформировать стабильно развивающийся регион, в чем заинтересованы также сверхдержавы, нужно уже сегодня заложить какие-то основы региональной безопасности. Она может быть реализована лишь в том случае, если все государства региона будут взаимоувязаны и заинтересованы в общем нормальном развитии. Только в этом случае можно ожидать нормального развития региона на длительную перспективу. Нам следовало бы с самого начала поставить вопрос о том, что разрешение карабахского конфликта непосредственно связано с наращиванием регионального геополитического потенциала Армении, то есть с наличием у последней адекватных ее существованию возможностей. К примеру, с прохождением через ее территорию какой-либо транснациональной магистрали. К сожалению, мы упустили эту возможность, упускаем ее и сегодня. Уже идут разговоры о строительстве газопровода Баку-Тбилиси-Карс или -Эрзерум. Иран думает о строительстве газопровода через Турцию и, насколько мне известно, они уже двигаются в этом направлении. Россия свой газ по Черному морю доставляет в Турцию. То есть каждое государство решает свои вопросы. Нам же нужно самим понять наши цели и задачи. Перспектива оказаться на обочине региона нас, естественно, устраивать не может. В этом случае говорить о динамично развивающемся армянском государстве вряд ли будет возможно. Мы изначально должны были понять, что так или иначе конфликт должен быть разрешен, и это разрешение будет иметь свою цену. Поэтому мы должны были задаться вопросом: а что мы будем иметь в результате - такое, что ощутимо увеличило бы наш геополитический потенциал и позволило бы со временем расширить географию нашего политического и духовного влияния не только в регионе. Вот вопросы, которые надо решать, но которые почему-то не только не решаются, но даже не обсуждаются. ("Де-Факто").
Хосров Арутюнян
ЧТО ТАКОЕ "АРМЯНСКИЙ ФЕНОМЕН"
Тоска по великой родине, или 1700-летию христианства посвящается
Наталья Шастик
Вартан Тоганян, Арман Джилавян. Армения на перекрестке цивилизаций. - М.: Диадема-Пресс, 211 с.
ЭТО ОЧЕНЬ красочная и чрезвычайно познавательная книга. Читать ее надо дома, не торопясь, бережно перелистывая страницы и внимательно рассматривая иллюстрации. Книга посвящена 1700-летию принятия Арменией христианства как государственной религии.
По жанру это, скорее, мини-энциклопедия, правда, без традиционной для энциклопедии структуры. Книга состоит из пяти глав: о вере, истории, культуре, экономике и национальных особенностях армянского народа. Написанная на двух языках (русском и английском), она, безусловно, обращена к иностранному читателю, для которого Армения - одна из трех Закавказских республик. Раскрыть уникальность армянской цивилизации - цель данного издания.
И авторам, политологу Вартану Тоганяну и журналисту Арману Джилавяну, это вполне удалось. Доступно разъяснено, чем отличается вера Армянской Апостольской Церкви от иных христианских церквей. Занимательно изложена 4000-летняя история армянского народа. Объективно рассказано о проблемах и противоречиях современного развития Армении. Затронута тема международного признания геноцида армян (1915-1923 гг.). Отдельный параграф посвящен нагорно-карабахскому противостоянию, причинам и предыстории конфликта. Единственное, что вызывает недоумение, - во всей книге ни слова о Сергее Параджанове. Правда, его имя упоминается среди других знаменитых армян, чьи музеи находятся в Ереване. Однако один из самых выдающихся кинорежиссеров второй половины XX в. явно заслуживает более внимательного к себе отношения.
Особо стоит отметить последнюю главу книги. Она затрагивает проблему национальной самоидентификации армянского народа. Если о "загадочной русской душе" сказано много, то "армянский национальный феномен" для российского читателя - тема новая. С одной стороны, армяне - один из самых "глобальных" народов. Более 60% от их общего числа (9 млн.) проживает вне пределов Армении. Такая миграция обусловлена историческими и культурологическими факторами. С другой стороны, разбросанная по всему миру армянская диаспора не только не утрачивает национальную самобытность и связи со своей исторической родиной, но и активно участвует в ее судьбе. Повсеместно распространена практика лоббирования политических и экономических интересов Армении представителями армянской диаспоры в зарубежных странах. Это очень интересное явление, малохарактерное для представителей других диаспор. Более того, часто бытует мнение, что только подавив свою национальную идентичность, можно добиться успеха на новой родине. Однако армяне успешно игнорируют это правило, чему пример - индивидуальные истории Михаила Лорис-Меликова, Ивана Айвазовского, Шарля Азнавура и Вильяма Сарояна, ни один из которых не утратил связи с Арменией. Не случайно Азнавур однажды сказал: "Рождение, вероисповедание - это важно, но если ты действительно армянин - помогай Армении".
Авторы книги объясняют "армянский феномен" особенностями национального политического мировоззрения, основу которого составляет "геополитическая картина мира", когда внутренняя политика является для армян вторичной, производной от внешней. При этом внешняя политика интерпретируется как "комплекс представлений о принципах взаимодействия с миром, способах самореализации и сохранения при неблагоприятных внешних условиях своей субъектности, что, по сути, и является реализацией национального мифа".
География и история сыграли злую шутку с Арменией. Армянскому государству надо было возникнуть на берегу океана, тогда бы армяне стали знаменитыми путешественниками, отважными моряками и создали бы Великую империю. Наверняка, где-то в глубинах национального самосознания скрыта тоска по имперской идее. Не случайно, что именно армяне первыми приняли христианство в качестве государственной религии. Христианское вселенское сознание хорошо соответствовало национальным мечтам и чаяниям. Но армянское государство так и не получило выход к морю. Напротив, миллионы армян, гонимые то арабами, то турками, вынуждены были покинуть родину и скитаться по свету. Но память о Великой Армении, просуществовавшей, по историческим меркам, не так уж долго - лишь несколько веков, осталась. Прикоснуться к ней можно в этой книге.
104 (2414) 10 июня 2001 г.
http://www.ng.ru/cis/2001-06-10/5_phenomen.html
Армения в Париже
Армяне в Париже
20.06.2001 17:08 | Немецкая волна
О сегодняшней жизни армянской общины во Франции я попросил рассказать Ару Мусаяна. У него интересная судьба: родился во Франции, какое-то время жил с родителями в Армении (в советскую эпоху), потом реэмигрировал и сейчас живёт в Париже, как многие французские армяне. Сколько их вообще?
- Это зависит от того, кого считать армянином... Кто армянин? Если это человек с фамилией, заканчивающейся на "ян", то это одно, но есть люди с армянской фамилией, которым если Вы скажете, что они - армяне, они сами будут удивлены... Считается, что армян во Франции теперь где-то около полумиллиона. В Марселе их очень много, ибо этот порт был первым городом во Франции, куда после турецкой резни попали беженцы, в том числе мои родители. Поэтому многие осели в Марселе. После этого пошла волна на север, многие остановились в Лионе, на полпути к Парижу, а также вокруг Парижа. Так что, в основном, это и есть три центра проживания армян во Франции.
Вы говорите, что не всегда можно точно определить, кто же, собственно, армянин, а кто нет. Но вот мы знаем, что, например, Шарль Азнавур - армянин. Есть ли ещё такие знаменитые армяне во Франции?
- Во Франции есть знаменитый кинорежиссёр Анри Верней. Он "офранцузил" свою фамилию. Он много ставил фильмов, в основном, полицейских боевиков с Делоном, с Бельмондо. Или вот ещё другой режиссёр, но он более элитарный... Так как он коммунист, то его интересует, прежде всего, жизнь низших социальных слоёв. Это Гедикян, он сам из Марселя. В прошлом или позапрошлом году он даже получил в Каннах какую-то награду. Или вот руководитель телекоммуникационного концерна Alcatel... Это крупный промышленник - Серж Чурук.
В Париже - многочисленная армянская община, значит, есть место, где люди встречаются?
- Есть несколько армянских церквей. Главная церковь была построена, кажется, в начале этого века в армянском стиле. Каждую неделю в ней проходят службы, на которые приходят сотни людей. Есть армянские католические и протестантские церкви, в том числе и вокруг Парижа. Главное место встречи членов общины - это всё- таки церковь. Правда, есть в Париже два-три культурных центра. Там люди также встречаются, но только если, например, проводится выставка или какое-то другое мероприятие.
А насколько тесны связи с исторической родиной и с армянами, живущими в Армении?
- Всё зависит от того, насколько армянин себя считает причастным к армянской общине. Многие ведь "офранцузились". Но, как всегда, достаточно какого-нибудь происшествия, чтобы вдруг вспомнилась наша внутренняя история. Например, встреча с какой-нибудь армянкой из Армении, и "офранцузившийся" армянин женится именно на ней. Такие случаи бывают. Либо такой человек едет в Армению, знакомится со страной, и это служит как бы толчком к возврату к своим корням. Есть также клуб предпринимателей, который ориентируется на армян, на связи с Арменией и армянской общиной...
...выходит газета...
- Да, есть ежедневная газета, которая стала выходить после резни, с 20-х годов. Выпускает её одна дама. Ей, наверное, уже около ста лет, но она вот до сих пор выпускает эту газету - только на армянском языке. Кроме того, есть ещё одна газета, тоже ежедневная, - она выпускается дашнаками как на французском, так и на армянском языке... Насчёт школ. Это, наверное, тот вопрос, который Вы готовились мне задать. Так вот: есть школы в разных городах, в первую очередь в Марселе, в Лионе и под Парижем. Там, конечно, всего несколько классов. Это, в основном, школы- интернаты. Зато есть так называемые факультативные курсы или школы. То есть дети ходят в нормальную школу, а, скажем, в среду (так как среда во Франции - свободный день для школьников) ходят в эту "факультативную" армянскую школу учить армянский язык (так же, кстати, как и русские дети, которые ходят в посольство учить русский язык). Под Парижем есть пригороды, где живёт много армян. И там немало таких школ.
Скажите, пожалуйста, развал Советского Союза и образование (или восстановление) независимости Армении как-то сказались на жизни армян во Франции? Какие-то изменения произошли с тех пор?
- Да. Контакты стали гораздо более непринуждёнными, естественными, спонтанными. Раньше те, кто хотел иметь какие-то связи с Арменией, вынуждены были пройти через коммунистические организации и симпатизировать им что ли... Теперь всё изменилось. Сам факт, что там существует независимое государство, возбуждает интерес, желание развивать контакты, ездить в Армению, знакомиться со страной и т.д. Предп риниматели хотят как-то участвовать в развитии экономики в Армении. Конечно, всё это связано с определёнными трудностями. Но желание у людей появилось.
Добавлю к сказанному Арой Мусаяном, что ещё сильнее это желание - желание наладить связи - у представителей творческой интеллигенции. Как армянской интеллигенции в Армении, так и армянской интеллигенции во Франции. И знаете, может быть, почему? Потому что в Ереване никто не говорит, что настоящий армянский писатель может и должен жить и творить только в Армении...
Ефим Шуман, журнал "Европа и европейцы" на "Немецкой волне".
Начальник управления по охране и изучению и памятников Министерства образования, культуры и спорта НКР Слава Саркисян назвал абсурдом протест министерства иностранных дел Азербайджана в связи с ведением раскопок группой карабахских и иностранных ученых-палеонтологов в Азохской пещере Нагорного Карабаха. "Никак не могу понять, что может иметь общего местность и, в частности, пещера, имеющая миллионный возраст, с народом (я имею ввиду азербайджанцев), который появился в данном регионе лишь в последние 100-150 лет? Между тем факты говорят о том, что в районе Азоха в свое время образовались древнейшие индоевропейские племена, на основе которых впоследствии сформировался армянский этнос, из поколения в поколение проживающий на указанной территории. Азохская пещера веками входит в одну из 15 исторических армянских провинций - Арцах (Нагорного Карабаха). И ничего кроме недоумения и возмущения не могут вызвать обвинения Баку в том, что армянская сторона, якобы, пытается присвоить азербайджанские "исторические и археологические памятники". О каких археологических памятниках в указанном регионе могут говорить азербайджанцы, если вообще тюркский элемент появился здесь в самое последнее время, а само название "азербайджанцы" вошло в обиход лишь в первой четверти 20-ого века. Да и где историко-архитектурные свидетельства о том, что в регионе проживали азербайджанцы?", - отметил он. В то же время Слава Саркисян сообщил, что на всей территории Нагорного Карабаха зарегистрированы и находятся под защитой государства более 10 тысяч армянских историко-архитектурных памятников, в то время как мусульманских обнаружено лишь до 15. "Заявление МИД Азербайджана расцениваю как очередную провокацию Баку, направленную на дезориентацию общественного мнения и дискредитацию Нагорного Карабаха и всего армянского народа в глазах международного сообщества", - отметил Слава Саркисян. (ArCNews - REGNUM)
|