Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Оккультные корни коммунизма
 
Оккультные корни коммунизма


Оккультные корни нацизма разбирались многими авторами, начиная с Повельса (1) и Бержье. Хотя при всем обилии сенсационных книг, посвященных этой теме, до появления серьезного и документированного исследования Гудрика-Кларка большинство лишь повторяло с незначительными вариациями мотивы "Утра Магов". (1) Мы должны писать именно "Повельс", а не "Повель", как это часто делают, поскольку Луи Повельс — фламандец, и все французы (не говоря уже о бельгийцах) произносит эту фамилию именно так, с "с" на конце. Сегодня некоторые исследователи Запала начинают приходить к выводу, что не менее интересной может стать тема — "оккультные корни коммунизма", так как мало-помалу выясняется, что советская цивилизация и на практике и в своих теоретических предпосылках была чем-то совершенно иным, нежели воплощением в реальности сухого материалистического марксистского догматизма и механицистского практицизма. Вслед за докладом Александра Дугина в 1992 в Сорбонне в рамках коллоквиума межуниверситетской ассоциации "Politica Hermetica" (под председательством проф. Эмиля Пуля), посвященного "Идеологическому заговору русских космистов", стали появляться первые публикации европейских традиционалистов, разбирающие оккультные аспекты коммунизма. Так, тезисы, впервые затронутые Норманом Коном, Анри Безансоном и Михаилом Агурским, стали объектом пристального внимания последователей Генона, Эволы и Элиаде. На данный момент самыми любопытными книгами в этой области являются труды двух итальянских авторов — проф. Джорджио Галли "Политика и маги", (Милан, 1995) и пока неопубликованная диссертация проф. Николы Фумагалли "Политическая и эзотерическая культура русских левых (1880 — 1917). Важный материал по этому вопросу также накоплен ассоциацией "Politica Hermetica", ватиканским специалистом по эзотеризму и сектантству Массимо Интровиньи и американской исследовательницей Беренис Глатцер-Розенталь(2), посвятившей теме "Оккультизм в современной России и советской культуре" интереснейший доклад на лионской конференции "Le Defi Magique". (2) Крайне любопытны приводимые Глатцер-Розенталь материалы относительно эзотерических контактов Николая Устрялова! Первым шагом в этом же направлении среди русских авторов — шагом, претендующим на научную серьезность и документальную подтвержденность — можно считать публикации в русской печати статей Олега Шишкина, посвященных более узкой проблеме — некоторым ответвлениям европейского мартинизма, инкорпорированным в секретные отделы ОГПУ. Общеизвестно, что в России на рубеже XX века существовало множество оккультных и спиритических организаций. Одной из наиболее влиятельных было мартинистское движение, в центре которого стоял Папюс ( настоящее имя Анкосе). Папюс уже в Париже был близок к представителям императорского дома и посвятил в свой орден многих русских аристократов. Шишкин, в частности, приводит факт вступления в ложу Папюса в 1895 В. В. Муравьева-Амурского, военного атташе Российской Империи во Франции. Позже Папюс был принят самим Николаем II и Императрицей и привез в Россию своего друга и учителя "мэтра Филиппа", целителя и духовидца, которого некоторые оккультистские последователи принимали за самого Христа! Краткое отступление: известно, что Папюс был основателем эзотерического журнала "Покрывало Изиды", в котором свои первые статьи опубликовал Рене Генон и который позднее превратился под влиянием последнего в "Etudes Traditionnelles" — первый аутентично традиционалистский журнал, существующий до сих пор. Недавно наш друг Ласло Тот, крупнейший франко-итальянский издатель эзотерической литературы (издательство "Arche"), в журнале "Charis" опубликовал подробное описание всех номеров "Покрывала Изиды" времен Папюса. Особое внимание обращают на себя статьи, подписанные псевдонимом "Niet" (т.е. русское "нет"), в которых подробно развивается тема "еврейского" влияния в России и делаются постоянные предостережения правящему Царскому Дому относительно "еврейской опасности". Контент-анализ стиля г-на "Нет" позволяет почти наверняка опознать в нем самого Папюса. Вместе с тем, основное содержание статей практически на сто процентов совпадает с тезисами знаменитых "Протоколов сионских мудрецов". Если это, действительно, соответствует истине, то не исключено, что разгадкой "Протоколов" будет их не еврейское, а чисто арийское происхождение, так как Папюс был чистокровным французом, чей "антисемитизм" не подлежит сомнению. Косвенно это подтверждается серьезнейшим исследованием Пьер-Андре Тагьеффа, посвященным "Протоколам", в котором он приходит к выводу, что речь идет о продукте совершенно нееврейской, но, напротив, сугубо индоевропейской ментальности, проецирующей свое субъективное представление о "подрывной деятельности" и "мировом заговоре" на "иудео-масонских" мудрецов. Если это так, то в довольно глупом положении оказывается русский издатель "Протоколов" Сергей Нилус, который обращает свои разоблачения против самого автора — Папюса, записывая его в опаснейшие представители "иудеомасонства". (Забавно, что лишь на основании экзотического оккультистского псевдонима, в котором, впрочем, нет ничего специфически "еврейского", Нилус уличает в Анкоссе "иудея"). Как бы то ни было, мартинизм в начале века был занесен в Россию при активном сотрудничестве Папюса. Но в этом деле есть два дополнительных момента. Во-первых, мартинисты в России существовали еще в XVIII — Новиков, Лопухин, Шварц и т.д. Есть основания подозревать, что мартинистом был Оберпрокурор Синода при Александре I масон князь Голицын, а может быть, и сам Государь. Тогда же в Санкт-Петербурге в эмиграции проживал и Жозеф де Мэстр, страстный последователь Сен-Мартена и ...учитель Чаадаева. Но при Николае 1 на масонство и мартинизм были гонения, так что трудно сказать, сохранилась ли чисто российская филиация. (Скорей всего, все же сохранилась...) Во-вторых, учитель Папюса Сент-Ив д"Альвейдр, — он же, кстати, автор "Синархии", пропагандист "Аггарты-Шамбалы" и других тем, ставших центральными в русском и советском мартинизме,— был женат на русской, активно сотрудничал с русской аристократией и засыпал русского царя мистическими посланиями. Ему же принадлежит и профетическое произведение "Миссия Рабочих", идеи которого явно лежат в основании "Единого Трудового Братства". Поэтому можно предположить существование — через баронессу Керн, жену д"Альвейдра — мартинистской или "синархической" организации в России еще до Папюса. Кроме того, Шишкин, особенно интересовавшийся семьей Рерихов, допускает, что отец Николая Рериха был потомственным мартинистом, передавшим сыну филиацию, восходящую к шведским ложам. Эту гипотезу мы на данный момент не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Но она может быть третьим следом в вопросе корней "советского" мартинизма. Так или иначе, но мартинизм в России в предреволюционный период процветал, и членами этого движения были сам Рерих, его жена, академик Ольденбург, скульптор Сергей Меркуров (оказывается, он был двоюродным братом Гурджиева), монгольский интеллигент Хаян Хирва, заведующий отделом философии санкт-петербургского журнала "Русское богатство" Павел Макиевский (о котором еще пойдет речь) и некто Александр Васильевич Барченко. Этот персонаж и является ключевым. Барченко был гипнотизером, писателем-оккультистом и основателем "Единого Трудового Братства", куда вошли Рерихи, ученик Гурджиева Петр Шандерович и многие другие мартинисты. Судя по документам "Единого Трудового Братства", основные идеи были почерпнуты именно из работ Сент-Ив д"Альвейдра, утверждавшего еще до Блаватской о существовании на Востоке (предположительно в Тибете или Гималаях) тайной подземной страны, где пребывают бессмертные посвященные, невидимо соучаствующие в управлении делами мира. Подробнее об этом можно прочитать у Генона в "Царе Мира" и у Оссендовского в "Боги, люди, звери". Социальные перемены, и в частности, "коммунизм", многие оккультисты связывали именно с вмешательством в судьбы мира "невидимых посвященных", а революцию, соответственно, понимали как чисто мистическую акцию. Не случайно многие социалисты (от Вайсхаупта и Фурье до Троцкого) были масонами или мистиками. Итак, в Ордене Барченко сходились воедино две концепции — тема Шамбалы и тема социализма, понятого как восстановление "золотого века". При этом "новый мистицизм" рассматривался не как нечто противоречащее науке, а как дополнение науки, ее продолжение в более тонкие психические области. Отсюда повышенный интерес к телепатии, магнетизму, гипнозу, паранормальным состояниям, трансу и т.д. Эта позиция, заметим, была общей для всех неоспиритуалистов — от первых спиритов до "Золотой Зари" и Алистера Кроули. Все это было довольно банальным, если бы недавняя связь одного из участников "Единого Трудового Братства" — Павла Мокиевского — с юным революционером Глебом Бокием, который всегда интересовался оккультизмом. В 1909 году Мокиевский посвятил Глеба Бокия в мартинистскую ложу, членом которой был также Рерих. В дальнейшем Глеб Бокий стал одним из выдающихся советских чекистов и заведующим Спецотдела ОГПУ. Шишкин пишет, что имеет документальное подтверждение тому, что в 1924 году Барченко был нанесен визит несколькими сотрудниками ОГПУ — Риксом, Оттэ, Лейсмером-Шварцом и Блюмкиным, тем самым Блюмкиным, который убил немецкого посла Мирбаха во время эсеровского мятежа. Блюмкин предложил Барченко инкорпорировать свои оккультистские исследования в структуру ОГПУ. Барченко согласился и был вызван в Москву к тому же Глебу Бокию. Отныне "Единое Трудовое Братство" — со своими "Синархией", "Шамбалой", "тибетскими посвященными" и т.д. стало как бы структурным подразделением советской контрразведки. Шишкин приводит информацию, что Рерих, прибывший в Москву в 1926 году, встречался с Бокием, Ягодой, Трилиссером, и предметом их обсуждений были мартинистские теории и вопросы "сакральной географии". Таким образом, вся теоретическая система Братства представляет собой как бы мистическое оккультистское дублирование советской международной политики, которая помимо официальной марксистской идеологии учитывает "паранормальные" и "сакральные" факторы. Барченко работал вначале на базе Политехнического музея, а его лаборатория называлась "биофизической", потом — в Московском Энергетическом Институте, а с 1935 года во Всесоюзном Институте экспериментальной медицины в нейроэнергетической лаборатории. Помимо "сакральной географии" Барченко преподавал чекистам телепатию, гипноз и др. оккультные практики. Он (как и Рерих) особенно интересовался восточной традицией, и поэтому именно ему принадлежала идея организации тайной экспедиции ОГПУ в Тибет. Вся эта нить прерывается в 1937 году, когда многие члены братства были арестованы и расстреляны вследствие ареста самого Глеба Бокия. Однако, это не означает, что "Единое Трудовое Братство" прекратило свое существование. Кое-кто дожил и до наших дней... Теперь наши комментарии. Не имея возможности проверить всю фактологию этой головокружительной эпопеи, мы все же можем утверждать, что она очень похожа на правду. Поиски "оккультных корней коммунизма" со всей очевидностью приводят к выводу, что изначально в советском режиме должны были существовать оккультистские организации, отчетливо осознающие мистическую подоплеку коммунизма как мировоззрения. История с "Единым Трудовым Братством" настолько правдоподобна и логична, что нет никаких оснований не доверять ее исследователю. Единственно, что следует предусмотреть заранее, так это возможность существования наряду с этим эзотерическим обществом некоторых других организаций — дружественных, враждебных, изолированных или конкурирующих. Так, интересно было бы исследовать отношения "Единого Трудового Братства" с тамплиерской группой анархиста Карелина, с русскими антропософами — последователями Волошина и Андрея Белого, с саббатаистскими и хасидскими кланами в еврейском секторе большевистской верхушки, с Орденом Полярных, к которому, но мнению Парвулеско, принадлежал Тухачевский и т.д. Со своей стороны, приведем интересный архивный документ, находящийся в нашем распоряжении, который косвенно подтверждает информацию Олега Шишкина, Речь идет о стенографическом отчете V конференции Высшего Совета Древнего и Принятого Шотландского Обряда Консистории "Rossia", объединявшей русских масонов-спиритуалистов в европейской эмиграции. Точной даты нет, но из содержания ясно, что речь идет о времени позднейшем, чем май 1929, когда состоялась IV официальная встреча. Конференция состоялась в Брюсселе. После формальных приветствий другим ветвям Франк-Масонства в декларации участников записано следующее (оригинальный текст на французском, мы же даем дословный перевод): Мы считаем, что приближается тот момент, когда Россия будет готова к масонскому действию, и мы должны быть организованы, чтобы приступить к неустанным действиям. В ходе последних лет были постоянные попытки, исходящие со стороны советских властей, представителей и агентов советского правительства, войти в контакт с руководителями русского масонства. Не отвергая эти предложения, братья, к которым это относилось, были вынуждены сохранять некоторую дистанцию, так как за неимением русским масонством статуса суверенной масонерии невозможно было самостоятельно решить проблему и заложить прочную основу будущего масонского действия в сотрудничестве с правительством СССР. Если бы контакты проходили под опекой Высшего Совета Франции, они неизбежно потеряли бы их основную ценность интимности и расовой близости, перейдя в холодную и рациональную область дипломатического торга. С другой стороны, если бы переговоры стали систематическими, но секретными, они грозили превратиться в политическую интригу, в немасонский акт, в заговор на территории Франции, которая дала нам убежище и которая создала русское масонство. Однако, кто, кроме самих русских, может, на самом деле. понять тот комплекс, который английская пресса презрительно называет "азиатским коммунизмом"? Ту социальную систему и политическую доктрину, в которых от материалистических максим марксизма остались лишь крикливые лозунги первомайских демонстраций? В дипломатических отношениях с Советским Союзом Запад стремится найти общность интересов; но самое существенное — область идей — остается неприкосновенным или игнорируемым. Рим заключает с варварами пакты, но игнорирует их душу. II. Вот, что мы видим за фасадом СССР. Полное марксистское образование склонно слишком часто порождать психологических монстров. Это марксистские пешки или роботы с качествами безжалостных и диких животных, вся человечность которых сводится к техническому образованию и которые однажды разорвут своих укротителей. В ожидании этого толпы больших городов, мрачных, обезжизненных, расположенные как стада в стойлах, смотрят, как представители буржуазного мира приезжают договариваться с их хозяевами. Потом есть еще едва живая масса крестьян, которая в избытке отчаянного безумия, не ведомого в человеческой истории, уничтожает своими руками миллионы голов скота, отказываясь отдавать их в пользование коллективному сельскому хозяйству. Эта масса, чей вековой труд стал отныне ненужным для технократической экономики, чьи требования неуместны, чье существование — лишь статистический факт перенаселения. В марксистском мире есть дюжина миллионов ненужных ртов, и это не скрывается. Исключение сделано только для выскочек, принявших правительственную веру и снабжающих огромными ресурсами бюрократический аппарат. Но улучшение ситуации становится возможным, однако, в сфере, неизвестной марксизму, в сфере духа. (...) 2) Сталин недавно подчеркнул, что и среди некоммунистов есть люди высокого достоинства, и что Советской России недостает людей для того, чтобы использовать гигантский инструментарий пятилетних планов. Формулы "лицом к человеку", "кадры решают все" отмечают и подчеркивают этот этап. 3) В литературе проявляется почти благочестивый культ Пушкина, а также ребяческий интерес "новых интеллигентов" к деталям и маньеризму александровской эпохи. Тон безошибочно напоминает интонации "интеллигенции" XIX века. Культ истории прививается повсюду вплоть до казарм ОГПУ, постоянно обещают всеобщие выборы с тайным голосованием, подготовляется амнистия эмигрантам. 4) Наконец, — отдельно стоящий факт. Недавно в лоне Великой Ложи Франции был создана Королевская Ложа "Аггарта". Это Ателье — чье название есть имя таинственного невидимого царства посвященных Индии, ставшего знаменитым благодаря Сент Ив д"Альвейдру — возглавляется убежденным коммунистом, а его сподвижники — все советские активисты и симпатизанты, многие из них — бывшие агенты Советского Правительства. Однако Королевская Ложа "Аггарта" при своем открытии объявляет о цели своих работ как о поиске инициа-тической истины в эзотерических учениях человеческих рас, а ее алтарь украшен священными книгами древних цивилизаций - "Веды", "Авеста", "И Цзнь"... " В этом моменте наш документ прерывается. В архиве, которым мы располагаем, к этому тексту прикладывалось дополнение, на этот раз на русском. "Протокол заседания 24 июня 1938". Но возможно, что это более поздний текст. Присутствующие на этот раз перечислены: Н.Д. Авксентьев, П.А. Бобринский, П.А. Бурышкин, М.П. Кивельович, И.А. Кривошеин, М.А. Кролль, Б.П. Магидович, П.Н. Переверзев. Извинения прислали Альлерин, Вяземский, Прегель, Татаринов, Тер-Погосян, Тесленко. Братья собирались на этой встрече принять в масоны каких-то Фундаминского, Грюнвальда, Шефтеля, Раппапорта, Гвоздановича и Рысса. Но по техническим соображениям на этот раз не приняли (дальнейшими документами мы не располагаем). Но это уже для нас не важно. В любом случае приведенный текст является подтверждением информации Шишкина, и следует предположить, что французская Королевская Ложа "Аггарта" была делом рук Спецотдела Глеба Бокия, и соответственно, "Единое Трудовое Братство" Барченко имело к этому самое прямое отношение. Близость основных тем — налицо: Сент-Ив д"Альвейдр, агенты Советского Правительства, "мистическая страна в Индии" и т.д. У нас есть и еще один документ, на сей раз отчет ГЕСТАПО, где приведено покаянное донесение одного немецкого молодого лоботряса, — некоего Ягильского, — который связался в 30-е годы с буддистской общиной в Берлине. "Буддисты" стали завлекать его в советское посольство, а потом и прямо предложили "работать на СССР". Юноша согласился, но потом передумал и сдался властям. Такое прагматическое использование "буддизма" в геополитических и конспирологических целях вполне вписывается в логику евразийского оккультизма в стиле Рериха, Барченко и прочих советских "строителей Синархии". Все это лишь штрихи к необъятной теме — "оккультные корни коммунизма", которые, однако, уже и на данной стадии изучения поразительно, вплоть до мелочей, напоминают "оккультные корни нацизма". Та же тема "арийских предков", "Аггарты", те же экспедиции в Тибет, тот же интерес к гипнозу и телепатии, тот же "теософизм", "космизм", эсхатология, те же "Протоколы", та же смесь масонства и антимасонства, антииудаизма и каббалистики... Не случайно, один из высших авторитетов "ариософии" Йорг Ланц фон Либенфельс, основатель "Нового Ордена Храма", утверждал после войны, что именно он "спровоцировал приход к власти Гитлера и ...Ленина"! Обоим этим "фанатикам-диктаторам" упорно посылал свою "Книгу Законов" другой знаменитый маг-экстремист — Алистер Кроули. Для нас же особенно интересно, что за выяснением "оккультных корней коммунизма" в будущем маячит уже следующая тема: "оккультные корни национал-большевизма"... Но это впереди. Наталия Мелентьева
http://exorcismo.narod.ru/history/hist001.html
Яблоко раздора в центре Азии

По Библии, Ной спасся на горе Арарат. Высочайшая горная система Гималаи (в переводе на русский "обиталище снегов") могла бы спасти миллион Ноев, да, пожалуй, и весь род человеческий. Неудивительно, что там развернулись драматические события. С точки зрения обывателя Тибет -- медвежий угол, дремучая глухомань. Да так оно и есть: на огромном плато, напоминающем лунный ландшафт, лишь в редких долинах можно встретить человеческое жилье. Но именно здесь сошлись интересы трех империй: Великобритании, Китая и России. Когда-то Екатерина II передавала дары Далай-ламе с калмыками, шедшими поклониться Живому Богу. В начале ХХ века королевство Тибет, со столицей Лхаса, ненадолго обрело независимость -- отпало от Китайской империи и зависло между Британской и Российской. Георг V и Николай II кое-как договорились между собой о сферах влияния - императоры ведь были родственниками. Кое-что выиграл и Тибет, став запретной для европейцев и индусов страной (исключение -- буддисты индийские и российские: калмыки, буряты, алтайцы). Режим изоляции был спасением для особого уклада жизни, и тибетцы жестоко расправлялись с иноземцами, обнаружив их на своей территории. Однажды на границе некто Шельде Занги изрек перед казнью: "Если моя голова отлетит в сторону России, Тибет перейдет во владения белого царя".

Север занимает особое место в мистической географии -- здесь располагается загадочная Шамбала под владычеством белого царя Ригден-жам-по. Но что значит -- Шамбала? Может, это Россия? Или метафора коммунизма? Или Центр изначальной Традиции, территория, населенная мудрецами-медиумами, готовящими Учителей (махатм)? Легенды гласят, что в Шамбале люди рождаются из бутонов цветов и сразу взрослыми, живут 1000 лет, умирают и вновь возрождаются.

Манила Шамбала англичан! Во время вторжения 1903 года британский генерал, поняв, что без крови не обойдется, выслал парламентеров с предложением о переговорах. Простодушные горцы затушили фитили допотопных кремневых ружей, сложили мечи, копья, луки с отравленными стрелами и... попали под шквальный огонь артиллерии. Колониальная армия принесла оккупационный порядок. Россия, связанная войной с Японией, не вмешалась. Но деньги от Далай-ламы приняла: в Санкт-Петербурге началось возведение единственной на всю Европу буддийской молельни, посвященной культу Калачакра-тантры (смысл его -- миф о Шамбале).

Витражи кумирни оформлял Николай Рерих -- глава "Общества поощрения художеств", духовидец и наследник ордена Сен-Мартена, верившего в то, что недоступная страна в глубине Азии населена политическими телепатами и пророками катаклизмов, до срока пребывающими в пещерах. Декаданс, вертящиеся столики, идея тайной власти над человеком... На квартире Фуямы (эзотерическое имя Рериха) собирались члены его кружка: профессора и гвардейские офицеры, студенты и художники, толстые помещицы и представители богемы -- пощекотать нервишки общением с духами из загробного мира, послушать чревовещателя, посмотреть на ясновидящую, приобщиться к тайнам Востока. Адептами ордена были Сергей Меркуров (будущий придворный ваятель И.В. Сталина, кузен Георгия Георгиадиса, более известного как Георгий Гурджиев), поэты Александр Блок и Юргис Балтрушайтис, психиатр К.Н. Рябинин, лечивший от эпилепсии жену Рериха, блестящую светскую красавицу Елену Шапошникову -- племянницу М.П.Мусоргского и правнучку М.И.Кутузова (впрочем, в ней видели не столько болезнь, сколько дар медиума). Самая экзотическая фигура ордена - монгол-путешественник Хаян Хирва, мечтавший о едином общеазиатском языке. Имя студента горного института Глеба Бокия еще не прогремело в России: это случится в 1918 году, когда он возглавит красный террор на посту начальника питерской ЧК.



Кружным путем

Официальными функциями организованного Бокием на Лубянке Спецотдела станут радиоразведка и дешифровка телеграмм, пеленгация вражеских передатчиков, установка подслушивающей аппаратуры. В особо секретной лаборатории нейроэнергетики будет изучаться все таинственное: знахарство, шаманство, гипноз. Прекрасно осведомленный о безостановочной работе мясорубки ОГПУ, Бокий будет уповать на контакт с Шамбалой: "Как, почему обездоленные труженики превратились в зверино-ревущую толпу, массами уничтожающую проводников общечеловеческих идеалов? Как сгладить вражду между простонародьем и работниками мысли? Шамбала выведет человечество из кровавого тупика безумия!" Тибет привлек внимание новых правителей России, когда в 1918-м "Известия" сообщили о начавшемся там национально-освободительном движении. Ничего подобного в действительности не было, но наркоминдела Чичерина это натолкнуло на мысль о "научной" экспедиции, которая помогла бы продвинуть революцию в страны буддийского Востока и приступить к осаде цитадели британского империализма - Индии. Гражданская война застопорила осуществление идеи. Лишь в 1922-м от лица Советского правительства члены экспедиции вручили Наместнику Будды 100 аршин парчи, часы с монограммой "РСФСР", серебряный чайный сервиз и "чудесную машину" -- радиотелеграфный аппарат. Но Далай-лама не разорвал отношения с Англией: она поставляла Тибету оружие и советников для войны с Китаем. Тогда в Москве заговорили о второй экспедиции.

В 1921 году американская газета "Сан" сообщила, что в Нью-Йорке Н.К. Рерих создает IV Интернационал, который объединит оккультные и мистические организации. Операцию начал Коминтерн, ее активно поддержал Спецотдел Бокия. Вербовка художника была непростой! Сначала Рерих, напуганный октябрем 17-го ("Холодно и очень хочется есть"), ухватился за приглашение устроить персональную выставку в Швеции. Семейство оказалось в безопасности, но практически без средств к существованию. Чичерин предложил бывшему сокурснику по университету стать... "контейнером" (в Германии шла подготовка восстания, а советская миссия, снабжавшая коммунистов листовками и ленинскими брошюрами, была выдворена из страны) - никто же не будет "потрошить" багаж всемирно известного художника и ученого! Рериху положили солидный гонорар. И все же при первой возможности он перебрался в Лондон. Некто Шибаев, знаток индийской философии и йоги, свел соотечественников с Рабиндранатом Тагором. Рерихи не догадывались, что Шибаев -- агент ЧК, подвигнутый на знакомство Григорием Зиновьевым, верившим: мистические тайные общества помогут Советам расширить политические контакты в условиях дипломатической изоляции России.

Не коротким оказался путь Рерихов на Восток! Учеба сыновей в Лондонском университете, перевод в Гарвард. Родители возили выставку по городам США. Многие американцы верили, что полотна Рериха целебны и что чета обладает сверхъестественными возможностями. Хозяин квартиры исполнял любую их прихоть, имея на то указание из... Москвы. В здании советского АО "Амторг" (агентурной крыши ОГПУ) Рерихи основали "Орден Будды Всепобеждающего", дочерний "Всемирный Союз Западных Буддистов", организации "Венец мира" и "Пылающее сердце". Члены их занимались спиритизмом, изучали восточную философию и рекрутировали профанов. На первую ступень посвящения вступал "Входящий в поток", на вершине пирамиды находился сам Н.К. -- "Владыка Шамбалы".


Восток -- дело тонкое

В кабинете Лубянки под портретами Ленина и Троцкого беседовали Дзержинский, Зиновьев, Бокий и Блюмкин -- эсер, который в 18-м стрелял в германского посла. Тогда ВЧК, выполняя директиву вождя, "не нашла" Якова Григорьевича, а потом гуманный ВЦИК амнистировал его. Кумиром эрудированного выпускника Военной академии РККА, лихо владевшего револьвером и собственными кулаками, был Лоуренс Оливье -- организатор "Восстания в пустыне", предопределившего триумф Британии на Ближнем Востоке. И вот подобное поприще: Cоветы вынашивают план создания восточной федерации. Если над Эверестом поднимется красный флаг, дни Британской колониальной империи сочтены, на Крыше мира утвердится боевой караул пролетарской диктатуры -- ведь по населению советская Россия (130 миллионов), революционные Индия (200 млн) и Китай (430 млн) составляют гигантское большинство!

Соперники пристально следят друг за другом из-за Гималайского хребта: англичане фиксируют советские тайные посольства к духовному лидеру Тибета, кремлевские агенты следят за визитами британских разведчиков. В покоях Далай-ламы XIII плетутся интриги -- их нити ведут в Москву и Лондон. Ясновидящие и астрологи, рыцари и купцы носят агентурные клички, и каждый их шаг сверен с инструкциями разведывательных бюро. Советские спецы быстро поняли: в загадочной среде мистиков и магов отсутствуют две важные единицы марксистской бухгалтерии -- революционный пролетариат и прогнившая буржуазия. Единственный способ разбудить Везувий народного гнева -- религиозная война. Монахи Тибета издревле делились на красных -- нингма -- и желтых -- гелугба (в зависимости от цвета шапочек). Вот коминтерновские агитаторы и стали вещать: "В Советской России красные монахи победили белых монахов! Вождь красных монахов Ненин (Ленин) готов протянуть братскую руку помощи тибетским красным!"

В свое время Яков Блюмкин спас от голода профессора А.В. Барченко, который за паек читал лекции на судах Балтфлота. В числе просветительских бесед был и зажигательный рассказ о забытом очаге высочайшей культуры и о "Великом Братстве Азии", объединяющем мистические течения. Группа матросов тут же пожелала пробиваться с боями в Тибет, чтобы установить связь с вождями Шамбалы (ответ на письма из Кремля, конечно, не пришел). Когда Блюмкин устроил Барченко в Институт мозга, нацеленный на создание Homo Soveticus -- человека, лишенного частнособственнических инстинктов и пронизанного духом коллективизма, -- профессор основал спиритическую станцию для связи с Шамбалой. Его информировали, что еще в 1919-м, еще Ленину была предложена конкретная схема мероприятий: "Снарядить в Тибет небольшой отряд с винтовками, пулеметами и разными военными припасами для раздачи среди пограничного с Индией населения. Во избежание осложнений с китайскими гарнизонами отряд должен в нужный момент принимать вид каравана пилигримов-буддистов. В идеале параллельно с вооруженным отрядом должна появиться мирная экспедиция европейцев, преследующая чисто научные цели".

В 1923 году Барченко учредил "Единое трудовое братство", устав которого он написал по гурджиевскому требнику (деление на братьев и учеников, отказ от собственности, нравственное усовершенствование). Среди посвященных наряду с интеллигентами оказались старообрядцы-странники (они же бегуны, пустынники, скрытники, голбешники), легенды которых пронизывала романтика подземных ходов и вера в существование праведных царств, где нет ни притеснителей, ни жестоких законов. В книгах странников упоминался царевич Иософат (так на Руси издревле называли Будду) и рассказывалось о калмыцких колдунах с необыкновенными способностями организма, умевших воздействовать на погоду и вызывать гипнотическое состояние. Их бескорыстность и альтруизм так заворожили русских, что они не заметили, как однажды перестали быть староверами и превратились в буддистов.


Между Дзер- и Мен-

Пока был жив Дзержинский, была жива и идея экспедиции в Шамбалу. В засекреченном санатории для семей ОГПУ между подмосковными селами Быково и Измайлово будущие путешественники осваивали английский и урду, занимались верховой ездой, слушали лекции. Барченко вдохновенно пророчествовал: "В ближайшие 120 лет на земле произойдут катаклизмы, подобные исчезновению Атлантиды, когда достигнувшие высшей стадии развития колоссы цивилизации были сметены Всемирным потопом. Но высоко в горах сохранились знания прошлых эпох! Из конспиративного центра, именуемого Шамбалой, исходят сгустки мысленной энергии, посылаемой в пространство планеты величайшими мудрецами". Слушатели записывали в тетрадки, чем отличается иерарх Тибета Далай-лама (буквально -- Всеведущий спаситель), появляющийся вследствие очередной реинкарнации спутника Будды Шакьямуни, от Таши-ламы -- Великого мудреца-драгоценности -- второго признанного высшим авторитета государства. Духовных вождей перетягивали каждая на свою сторону спецслужбы СССР, Англии и Японии.

После смерти "железного Феликса" ОГПУ возглавил мягкотелый Менжинский, не посвященный в тайные планы. Узурпировавшие власть зампреды Ягода и Трилиссер переубедили Чичерина, и он повернул на 180 градусов: "Мы только наживем себе неприятности, ибо ни к каким секретным братствам наши чекисты не будут допущены". А ведь клин между двумя богами Тибета уже был вбит: в 1923-м Таши-лама узнал об убийстве его родственников сторонниками Далай-ламы (правда, не узнал, что совершили его переодетые монахами сотрудник монгольской разведки Сухэ-Батор и его напарник Яков Блюмкин).



Заграница нам поможет

Итак, на экспедиции Барченко был поставлен крест. Оставался "полубуддист-полукоммунист" Рерих. История его экспедиции и советская авантюра с Таши-ламой неразрывно переплелись в один клубок. Замысел ОГПУ был прост: заменить несговорчивого Далай-ламу фигурой, которая более устроит большевиков. 30 ноября 1923 года, едва сойдя на бомбейскую пристань, Рерих с женой и сыном Юрием делают стремительный марш-бросок на север. После встречи с главой тибетской оппозиции семья поселилась (по инструкции Лубянки) в доме, где некогда останавливался эмигрант Далай-лама XIII, в британском протекторате Сикким. Рерих давал монастырям щедрые беспроцентные займы и безвозмездные дары, ни разу не обмолвившись об СССР (монахи проклинали страну, где большевики преследуют национальные меньшинства в Туркестане) -- он представлялся посланцем богатой американской организации "Всемирный Союз Западных Буддистов". Наконец в результате бесконечных переговоров произошел феноменальный поворот интриги: Николай Константинович, имевший характерный знак -- семь родинок на щеке в виде созвездия Большой Медведицы, -- был "опознан" как реинкарнация Далай-ламы Великого Пятого! (Начальник спецотдела ОГПУ Глеб Бокий знал об этом задолго до визита лам в священное бунгало.) Во время церемонии опознания Рерих получил новое имя -- для посвященных он стал Рета Ригденом (буквально "царь Шамбалы"). Вернувшись в США, он добился экспедиционного паспорта на весь состав группы. С финансированием (нешуточная сумма -- 1 миллион долларов!) проблем не было, и американцы были ни при чем -- деньги по линии ВСНХ выделял Советский Союз. Официально гражданин Соединенных Штатов шел в горы, дабы "изучить в Центральной Азии памятники древности и оригинальные восточные рукописи, найти следы великого переселения народов, осуществить зарисовки пейзажей и панорам, собрать фольклор". Из тысячи проблем главной являлась политика: Советы и Британия, владевшая Индией, находились в жестких отношениях. Настолько жестких, что северный пограничный район, примыкавший к Памиру, англичане именовали прифронтовой полосой.

Но наконец помощники Рериха закупили вьючный скот и снаряжение, местные женщины смазали молоком яков лбы животных и людей (так желали удачной дороги жители средневековых крепостей), и на рассвете 19 сентября 1924 года караван вышел в путь. Цепочка растянулась на полкилометра, при подъеме на Карадонг у четвероногих и их погонщиков открылось кровотечение. Спуск оказался не менее трудным, но никто не ныл. Спустя месяц к экспедиции переодетых и загримированных путников присоединился неприметный "лама" -- одиознейший агент ОГПУ Яков Блюмкин, комиссар экспедиции, уже догонявший в послужном списке Лоуренса Аравийского! (А в Москве, чтобы не дразнить людей Ягоды, дубль Блюмкина "ишачил" от зари до зари в Наркомторге.)

"Лама" оставался в лагере считанные часы, потом исчезал -- обследовал прилегающие участки, наносил на карту блок-посты, пограничные кордоны, удобные высоты. Иногда он переодевался купцом и наблюдал, как бойко закупается дешевый провиант для английской армии, как полным ходом идет концентрация войск, инженерные части приводят в порядок горные дороги и мосты, а на аэродромах царит лихорадка и тренировочные полеты проходят чуть ли не каждый день. Однажды Рерих занес в дневник ошеломляющую подробность: "Оказывается, наш лама говорит по-русски! Многое из сообщенного им мы знаем, но поучительно слышать, как по-разному преломляется одно и то же обстоятельство. Разные страны как бы под стеклами разных цветов..."


И вдруг снег на голову -- приказ выдворить путешественников тем же путем, каким пришли. Это оказалось невозможно -- горную дорогу завалил снег (выпавший на голову). Рерих стал жаловаться на произвол властей в Нью-Йорк, Пекин, Париж, Лондон. К губернатору Кашгара с просьбой об освобождении Трансгималайской антропологической экспедиции приехал... консул СССР. Не имея формальных оснований проявлять слишком большую заинтересованность (Рерих -- не советский гражданин!), он старался сделать все возможное. Под покровом ночи пробрался в гостевой домик Русско-Азиатского банка, где остановились Рерихи, и полился разговор: о международном положении, об Атлантиде, о недавней гибели острова Пасхи, о космической энергии... "Да, потоп уже начался, -- думал консул, слушая собеседника. -- Но, может быть, этому старику суждено увидеть сухой Арарат?"

Рерих начал сколачивать из местных калмыков опорную боевую группу, которую можно использовать в случае обострения ситуации (проще говоря -- в случае восстания), склонил на свою сторону здешнего Тойн-ламу. На базаре ходили слухи о приближающейся резне, которую готовит кто-то (неизвестно кто и неизвестно кому, но "когда она начнется, достанется всем!") На Лубянке говорили о том же. А еще там решали, каким образом Рериху попасть в СССР. В итоге появился документ от 8.05.26, который следовало доставить лично:


"Настоящим завещаю все мое имущество, картины, литературные права в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После же ея все указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии. Прошу тт. Г.В. Чичерина, И.В. Сталина распорядиться настоящим завещанием".



Не менее удивительно "Письмо махатм", которое Николай Константинович вез в Кремль:




"Мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь -- рассадник лжи и суеверий. Уничтожили мещанство и семью лицемерия, раздавили пауков наживы, закрыли ворота ночных притонов. Вы угадали эволюцию общины, указали на значение познания, преклонились перед красотой, принесли детям всю мощь космоса.

Мы признаем своевременность вашего движения и утверждаем единение Азии! Привет вам, ищущим Общего Блага!"


По поручению мудрецов Индии Рерих должен был возложить "на могилу брата нашего - махатмы Ленина" ларец с гималайской землей.


На родину в качестве гостя


Встретили Рериха тепло. Блюмкин познакомил его с соседом по лестничной площадке А.В. Луначарским. Жена наркома просвещения Розанель вспоминала: "С Рерихом было интересно и одновременно жутко -- этакий недобрый колдун с белой бородой, похожий на неподвижного китайского мандарина". Глава Всесоюзного общества культурных связей с заграницей С.Д. Каменева, сестра Троцкого, договорилась с художником об организации продажи картин из Эрмитажа и русских икон в Америке. Рерих познакомился с Барченко, узнал о страстной мечте его попасть на Восток. В разговор вмешался взбешенный Блюмкин: "Александр Васильевич! Ты не имеешь права разъезжать где бы то ни было без моей санкции. Ты должен подчиняться моему контролю, иначе я пущу тебя в мясорубку!" Барченко понял: "тебя" -- значит его, его жену и его детей. (В мясорубку он попадет, но в 37-м. А Блюмкина верные коллеги расстреляют в 29-м!)

Взяв с Рериха слово через 10 лет вернуться в СССР с результатами исследований, чекисты простились с ним. Арест с экспедиции был снят, генерал-губернатор Синцзяна вручил огромный ("в человеческий рост") свиток, в котором описывалось снаряжение экспедиции, действия персонала, задачи каравана. На пекинском паспорте Н.К. стояла жирная виза (советского он по-прежнему не имел: наличие его в случае обнаружения китайскими властями или английской разведкой могло привести к самым роковым последствиям). При следующем досмотре чиновники въедливо расспрашивали путешественников, а потом Рерих... обнаружил пропажу нескольких документов экспедиции -- вскоре их уже изучали сотрудники британских спецслужб.

На август 1926 года в Пекине была назначена встреча оппозиционера Таши-ламы, гоминьдановцев и "американца" Рериха. В курсе планов были посол и военный атташе СССР. Елена Ивановна записывала в дневник: "Николай въедет в Тибет как 25-й князь Шамбалы, которого ждут с севера, веря, что он принесет спасение всему миру и станет царем света. Необходимо претворить буддизм в ленинизм!" Был выработан тщательный план операции: ополченцы -- противники принявшего сторону англичан Далай-ламы -- при поддержке гоминьдановских отрядов под флагом Шамбалы и Таши-ламы двинутся в Центральный Тибет; одновременно с этим из Монголии выйдет караван Рериха с оружием, артиллерией и отрядом монгольской конницы; по условному знаку начнется восстание в Западном и Восточном Тибете; судьбу предприятия решит "пятая колонна" -- монахи нескольких монастырей должны восстать, когда отряд войдет в последний перед Лхасой замок. Когда чаша весов склонится в пользу повстанцев, из Пекина на "доджах" отправится делегация Таши-ламы. Его появление вызовет взрыв энтузиазма сторонников, и финал операции можно считать предрешенным!

28.02.27 Москва запросила у МИД Монголии охранную грамоту академику Н.К. Рериху с супругой и сыном на право беспрепятственного перехода границы МНР в пункте Юм-Бейсе -- в документе не было указано ни гражданство Рериха, ни причина интереса СССР в его дипломатическом иммунитете, ни конечный пункт путешествия. В Урге (будущий Улан-Батор) Рерихи нашли самый горячий прием. Юрий муштровал ополченцев Шамбалы, родители читали гранки книг: "Общины" Николая Константиновича -- о принципах построения государства, основанного на элементах коммунизма и "очищенного" им (Н.К.) буддизма, и "Основ буддизма" Елены Ивановны. Выход этих трудов и путешествие в Лхасу супруги рассматривали как два равноценных этапа паломничества к святыням буддизма.

Для скрытного движения экспедиции представители советского торгпредства нашли проводников-контрабандистов. На случай нежелательных встреч придумали легенду об отправленном в Европу куске загадочного метеорита -- Рерих когда-то предлагал его Лиге Наций ("Во времена катаклизмов на его поверхности проступают пророческие буквы. Кроме того, камень распространяет мощное космическое излучение, которое воздействует на сознание людей"), но международная организация не заинтересовалась сакральным предметом; теперь Н.К. должен возвратить метеорит в Тибет. Он идет в Лхасу именно для того, чтобы водрузить осколок на башне Шамбалы!

Жизнь в лагере протекала идиллически. Рерих рисовал, Елена Ивановна вносила в дневник эзотерические записи, Юрий изучал наречия кочевников, доктор Рябинин собирал гербарий лекарственных растений. Уходившая в "Америку" корреспонденция имела приписку "для Я.Г.Б." (Якова Григорьевича Блюмкина)...


А как же Шамбала?

Обвал в горах начинается с одного камушка. Примерно так началась катастрофа экспедиции. Караван с советским оружием попал в зону, где на протяжении столетий горит под землей каменный уголь. В безветренную погоду долина проходима, но поднялся ветер, и она превратилась в газовую камеру, ставшую камерой смертников. Над караваном, груженным амулетами, ладанками и прочими мистическими предметами, который вел Рерих, повеяло тревогой. Когда напряжение стало ощутимо как нечто физическое, Елена Ивановна сказала: "Мне необходим совет махатмы Мории". Перед нею поставили столик для вызывания духов, и спутники -- кто с беспокойством, кто с интересом -- следили за ее пассами. Постепенно дух, требовавший магической связи, успокоился, и караван продолжил путь. Недолгий...

Англичане на основе украденных документов раскрыли тайну экспедиции и протолкнули решение о блокаде ее. В предгорьях Гималаев запахло войной. ОГПУ спешно выдворило на родину Блюмкина; Таши-лама, не рассчитывая на свою неприкосновенность, отложил поездку через опасные районы; Рерих слал отчаянные депеши.


"Я, Рета Ригден, глава Всемирного Союза Западных Буддистов, моя супруга, сын и прочие спутники согласились на опасное путешествие через океан, пустыни и горы для всемирного распространения Учения Истины Благословенного Будды. Но, несмотря на оповещение о священных целях нашего посольства, мы насильственно задержаны в бесплодной местности, среди вихрей и стужи Чантанга. Мороз, разреженная атмосфера, продуваемые ветром палатки -- вопрос идет уже не о здоровье, но о жизни и смерти людей. Гибель первого посольства Западных Буддистов навсегда разделила бы буддийский мир на две несоединимые части, и это стало бы губительным фактом для Тибета".


Депеши никуда не уходили: тибетский офицер-гонец, отъехав от лагеря, читал их и с усмешкой бросал прямо на дорогу. Но все же одна из апелляций дошла до Америки, и Рерих доставил-таки священный осколок в райскую долину. Далай-ламе он отомстил, призвав буддистов всего мира прервать с ним всяческие отношения. "То, что тибетцы называют "величественным снежным дворцом" -- жалкая глинобитка, шаманистские атрибуты - старый хлам, магические ритуалы потеряли свой первоначальный смысл, большинство лам - невежественные подделыватели..."

А как же Шамбала? Она осталась где-то там, на севере, незавоеванная, неприступная, невидимая, как град Китеж, территория, на которой должны уцелеть последние пророки последней цивилизации, когда поднимутся воды нового всемирного потопа.




Эпилог


В 1928 году Рерихи поселились в поместье Нагар в индийской долине Кулу. Под разными предлогами их пытались "вытащить" в СССР: не давало покоя завещание плодовитого художника, написавшего тысячи и тысячи картин! Основоположник музееведения Игорь Грабарь обещал множественные выставки, кремлевские вожди предлагали "приехать и своими глазами увидеть..." Увидеть что? Черные воронки? Рерих понимал: их давно приговорили -- как Блюмкина, Бокия, Барченко... В столице Красной Шамбалы набирала темп косовица неугодных. Николай Константинович давал уклончивые ответы, пробовал шутить ("Я никуда не эмигрировал - эмигрировала страна, в которой я родился"), говорил о проблемах...

Проблем хватало: живописец, театральный художник, археолог, путешественник основал собственный Институт гималайских исследований УРУСВАТИ ("Свет утренней звезды"), обратился к литературе. Книги "Сердце Азии", "Врата в будущее", сборник стихов "Цветы Мории", эссе "Пути благословения", "Твердыня Пламенная", "Нерушимое" написаны им на английском языке. (На русском в Москве выйдут дневники первой экспедиции "Алтай -- Гималаи" в 1974 году -- к столетнему юбилею Рериха.) Когда началась Великая Отечественная война, семья направила в фонд Красной Армии деньги, вырученные от продажи нескольких картин. После Победы Рерихи ходатайствовали о возвращении на родину, и начались радостные хлопоты, и уже было упаковано более 400 картин... Но в декабре 1947-го Николая Константиновича настигли болезнь и смерть. На его могилу водрузили сорвавшийся с заснеженного утеса камень, надписав на санскрите: "Тело махариши РЕРИХА, великого друга Индии... 30 магхар 2004 года Викрам эры".

Елена Ивановна Рерих (1879-1955) после смерти мужа переехала из Нагара, но не в Москву, а в южноиндийский город Калимпонг.

Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), ученый-востоковед, блестящий тибетолог, унаследовал за отцом пост директора УРУСВАТИ. В начале Великой Отечественной вместе с братом подавал прошение о зачислении в Красную Армию, ответа не получил. В 1957-м Ю.Н. вернулся в Советский Союз.


Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), архитектор, живописец, директор Международного центра искусств "Корона Монди", дважды привозил в СССР выставки отца (1960, 1974).

В 1991 году в Москве организован Международный центр Рерихов (преобразованный из Советского фонда Рерихов).

Тибет в 1965 году стал автономной республикой Китая.

Изыскания О.Шишкина и А.Первушина не бесспорны. В "Известиях" за 22 октября 1993 года можно прочесть статью "А.Шальнева "Николай Рерих не был агентом ОГПУ".
http://komok.ru/article.cfm?article=48939&c=3

«Город и горожане»

18.02.2003 Город: Нижний Новгород

Михаил Бурлешин

РОЗА И КРЕСТ - СЕРЫЕ КАРДИНАЛЫ РОССИИ?

Розенкрейцеры, или, как их иногда называют, рыцари "Розы и креста", наверно, одна из самых таинственных организаций мистического толка. Многие считают, что они играли главную роль в мятежах и переворотах, происходивших в разное время в России.

Название общества произошло от эмблемы: розы - символа любви - и креста - символа страдания. Вся его история, происхождение окутаны многочисленными легендами и вымыслами, в которых трудно разобраться.

С одной стороны, считается, что общество возникло во Франции и что его основателями были известные читателям по романам Мориса Дрюона тамплиеры, спасшиеся после разгрома их ордена. Но одновременно оказывается, что основателем общества был немец Христиан Розенкрейц, родившийся в 1378 году. В юном возрасте он побывал в Палестине, Аравии и Египте, набрался там мудрости и основал в Германии орден розенкрейцеров, названный так по его фамилии. И такая двойственность чувствуется во всем, что касается этого таинственного общества.

Розенкрейцеры всячески подчеркивают, что они не являются масонами. Но в то же время один из крупных современных специалистов по мистическим обществам, автор монографии "Масонство" Олег Соловьев пишет: "Адепты "вольных каменщиков" с высокими степенями могут вступать туда (в общество розенкрейцеров) беспрепятственно...".

Об этом свидетельствуют и те цели, которые ставило перед собой общество розенкрейцеров. Первой из них была борьба против нравственного упадка в обществе, сохранение и передача потомству важного таинства, дошедшего от самых древних веков, от знания которого зависит судьба человеческого рода. Большое внимание уделяли розенкрейцеры и оккультным наукам, особенно алхимии. Внешне казалось, что именно она составляет фундамент общества розенкрейцеров. Его члены надеялись изготовить эликсир вечной молодости. Главным же своим занятием они считали "трансмутацию человека путем обретения космического характера".

Казалось бы, все понятно: рыцари "Розы и креста" - люди, полностью оторванные от реальной жизни, занимающиеся совершенно безобидными нравственными и мистическими проблемами.

Но это не так. Выискивая краткие сведения о деятельности ордена розенкрейцеров в России, выстраивая их в цепочку, убеждаешься, что кроме явных, бросающихся в глаза целей, орден имел еще одну, тайную, не имеющую ничего общего с нравственностью и тем более с мистикой.

Впервые эта цель начинает "проступать" во времена царствования Екатерины Великой, точнее, в событиях, приведших ее на российский трон.

В 1762 году в Санкт-Петербурге происходит переворот. Гвардейские полки Измайловский, Семеновский, Преображенский, забыв о присяге, данной Петру III, становятся на сторону Екатерины II, которую провозглашают самодержицей. Через несколько дней братья Орловы убивают в Ропше законного императора. Какие же тайные пружины позволили убрать с престола внука Петра 1 и заменить его на мало кому известную Ангальт-Цербстскую принцессу?

Такой пружиной, по мнению некоторых историков, стал граф Сен-Жермен. Большинству людей он известен только как умелый карточный игрок, ловкий авантюрист. Но это не так, это только внешняя защитная оболочка, маскирующая действия графа. Исследовательница жизни графа госпожа И. Купер-Оукли пишет, что Сен-Жермен был связан с группами розенкрейцеров, существовавшими во Франции, Австрии и Венгрии, а также причастен к деятельности уцелевших после разгрома организаций ордена тамплиеров. В своих мемуарах Калиостро прямо пишет, что был посвящен в орден тамплиеров Сен-Жерменом. Современные розенкрейцеры говорят, что граф имел одно из высших посвящений ордена.

Во времена Сен-Жермена Россия привлекала внимание многих масонских лож, но развернуть в ней активную деятельность им мешало традиционно подозрительное отношение сидящих на троне властителей Северной державы к опасным новшествам. И вот тут-то проявилась еще одна, тайная, сфера деятельности розенкрейцеров.

В Санкт-Петербург прибывает граф Сен-Жермен. Ф. Тастевэн в книге "История французской колонии в Москве" уверенно заявляет, что именно граф "организовал переворот 1762 года, в результате которого император Петр III лишился сначала престола, затем жизни". С ним согласны исследовательницы жизни графа Сен-Жермена - англичанка И. Куперкая. Уже в наши дни историк Роман Белоусов подводит черту под деятельностью таинственного графа в России: "Что касается роли Сен-Жермена в этой истории, то, повторяю, этому есть лишь косвенное свидетельство. Но фактом остается то, что граф был другом, доверенным лицом Орлова, помогал ему в Петербурге накануне переворота 1762 года и будто бы даже Орлов выплачивал "дорогому отцу" крупные суммы за предсказания будущих побед Екатерины II и за помощь в воцарении ее на российском престоле".

Переворот пошел на пользу ордену. Сначала в Санкт-Петербурге, Москве, затем в Орле, Вологде, Симбирске, Могилеве и других провинциальных городах России начинают быстро возникать ложи розенкрейцеров. Появились в стране и ложи масонских орденов. Возникло несколько типографий, специализирующихся на издании мистической литературы. Наиболее известной была типография Новикова.

Такое благоденствие розенкрейцеров, а вместе с ними и масонов, продолжалось 14 лет. В 1786 году ничего не забывающая Екатерина II вспомнила о тех, кто помог ей захватить престол. Вспомнила и испугалась, как бы розенкрейцеры еще раз не помогли сменить императора в России и не поддержали ненавистного Павла, увлекавшегося мистическими учениями и предпринявшего несколько попыток сблизиться с московскими розенкрейцерами. В 1786 году производится обыск в типографии Новикова. Часть книг была уничтожена, часть запрещена к продаже и распространению. Проходит еще несколько лет - и новый удар. Типографическая компания уничтожается, Новиков заключается в Шлиссельбургскую крепость, над известными властям членами ордена розенкрейцеров устанавливается строгий надзор.

В книге "Истоки тайноведения", вышедшей в 1939 году в Шанхае, подчеркивается, что современники этих событий были поражены чрезмерно строгим отношением Екатерины II к розенкрейцерам и подчеркнуто снисходительным к масонским ложам, существовавшим в то время. Объяснить эту разницу можно очень просто. Предусмотрительная императрица на собственном опыте познала третью тайную цель ордена розенкрейцеров - руководить народами через реальное влияние на сильных мира сего.

Эта же цель еще раз проявилась в России на рубеже XIX и XX веков. Как и во времена Екатерины, орден розенкрейцеров занимал особое положение среди масонских орденов. Одним из руководителей рыцарей "Креста и розы" Северной столицы, имевшим высокую степень посвящения, был Константин Рерих, отец крупнейшего российского художника, писателя и путешественника Николая Рериха. На выставке семьи Рерихов в Государственном музее востока в 1994 году демонстрировался редчайший орденский знак розенкрейцеров - изображение святого Георгия Архистрата, поражающего змея.

Состав ложи рыцарей "Розы и креста", на первый взгляд, ошеломляет. В нее вместе с академиком Сергеем Ольденбургом, скульптором Сергеем Меркуровым входили монгольский путешественник Хаян Хирва, впоследствии начальник Государственной внутренней охраны Монголии (попросту говоря, местного аналога ОГПУ-НКВД), мистик Гурджиев, о котором не так давно в одной из газет писали, что он работал на ВЧК, биолог Александр Барченко - после революции научный руководитель нескольких экспедиций в Крым, на Кольский полуостров и Алтай, организованных по личному распоряжению Железного Феликса. В эту ложу входил еще один очень интересный человек - Глеб Бокий.

Глеба Бокия называли основной пружиной (вспомним графа Сен-Жермена) Октябрьской революции. В октябре 1917 года Каменев и Зиновьев выступили против вооруженного восстания. Секретарь Петербургского комитета и член Военно-революционного комитета Г. Бокий убедил соратников в необходимости вооруженного выступления и, став одним из самых деятельных руководителей восстания, способствовал его успеху.

Дальнейшая деятельность этого члена ложи розенкрейцеров в Советской России тоже весьма интересна: заместитель, а потом председатель Петербургской ЧК, организатор знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), где была собрана российская интеллигенция. Мы знаем о СЛОНе в основном из романа Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". В нем описываются чудовищные условия, в которых находились заключенные. Но был еще один СЛОН - лагерь Г. Бокия. Здесь была изолирована (читай: спасена) от произвола местных властей и ЧК российская интеллигенция. "Запертые на острове люди могли жить совершенно свободно, жениться, разводиться, писать стихи или романы, переписываться с кем угодно, получать любую литературу и даже издавать собственный литературный журнал, который свободно продавался на материке в киосках Союзпечати. Единственное, что им запрещалось делать, это заниматься какой-либо физической работой. Для этой цели стали привозить на Соловки урок - обыкновенных блатных", - так описывает порядки в СЛОНе Александр Борисов, исследователь масонских лож в России.

Но основной деятельностью Г. Бокия после революции была работа в им же созданном специальном отделе (СПЕКО). И сам отдел, и его руководитель были самыми засекреченными в машине специальных разведывательных и контрразведывательных органов СССР. Он занимался охраной тайн своего государства и охотился за тайнами других.

Период до 1938 года, как мы видим, был временем, когда члены только одной группы розенкрейцеров достигли высокого положения в "теневом" руководстве страны. Насколько это руководство было успешным, свидетельствует один весьма примечательный факт. В 1926 году Николай Рерих (в Петербургской ложе розенкрейцеров он имел эзотерическое имя Фуяма) ненадолго возвращается из своей гималайской экспедиции в Москву и привозит руководителям советской России письмо махатм Шамбалы, в котором приветствуются изменения, произошедшие в стране. Это письмо выглядит, прямо скажем, очень загадочным. На нем началась и закончилась переписка "индийских учителей" с советским правительством. Поэтому вполне можно предположить, что авторов его можно было найти не в Гималайских горах, а значительно ближе, среди руководителей ордена розенкрейцеров.

А потом власть в Советской России стала все быстрее и быстрее переходить к генеральному секретарю ВКП (б) Иосифу Сталину. Он, похоже, неплохо был осведомлен о деятельности тайных обществ масонского направления в стране и за рубежом и об их реальном влиянии на специальные и хозяйственные органы. Под его давлением Коминтерн еще в 1922 году категорически высказался о невозможности пребывания коммунистов в масонских ложах. "Масонство необходимо вымести железной метлой", - говорилось в резолюции, принятой Коминтерном.

Эта "железная метла" в 30-х годах, когда И. Сталин стал единовластным правителем страны, прошлась по всем его противникам и, в частности, по розенкрейцерам и руководимым ими тайным обществам. Одним из таких обществ было "Единое трудовое братство" (ЕТБ), созданное в 1924 году. Одним из руководителей его был Глеб Бокий. В постановлении об его аресте от 16 июня 1937 года он официально обвинялся в принадлежности к контрреволюционной масонской организации ЕТБ, занимавшейся шпионажем в пользу Англии. За неделю до официального ареста Г. Бокий был вызван к всесильному наркому И. Сталина Николаю Ежову. От него потребовали немедленной выдачи "Черной книги" - компрометирующих материалов, собираемых его спецотделом на всех высокопоставленных коммунистов. Именно "Черная книга" была одним из существенных рычагов влияния Г. Бокия и как начальника отдела, и как члена тайного общества. Г. Бокий отдать материалы отказался. Из кабинета Н. Ежова он в свой отдел не вернулся.

Деятельность рыцарей "Розы и креста" была прекращена в России на многие годы. Восстановлена она была только в 1993 году. Филиалы розенкрейцеров уже существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Великих Луках, Котласе, Перми. На этот раз "свет" тайного учения пришел в Россию не из Франции, а из Америки. Именно там, в Калифорнии, было заново восстановлено братство розенкрейцеров.
http://masonsite.narod.ru/n7.html
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA