Глава двадцать третья
КАК МОЖНО УЗНАТЬ, ОТ КАКИХ ЗВЕЗД ЗАВИСЯТ НАТУРАЛЬНЫЕ ВЕЩИ И ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ПОДЧИНЕНЫ СОЛНЦУ
Очень трудно узнать, какие вещи каким звездам и знакам зодиака подчиняются; тем не менее это узнают у одних вещей по подражанию высшим лучам, движению и фигуре, у других — по их цветам и запахам, а у некоторых — по эффектам их действий, которые соответствуют определенным звездам. Вот те из элементов, которые являются солнечными: огонь и блестящее пламя; среди соков — кровь и, более чистый, жизненный дух; среди вкусов — те, которые остры и едки и сильно смешаны со сладостью; среди металлов — золото по причине его цвета и блеска, и оно содержит в себе солнечное свойство быть комфортативным; среди камней — те, которые имитируют лучи солнца, отражая золотые искры, как аэрит, которые соответствует солнцу, или имитирует его, отбрасывая подобный вид искр, и лечит болезни дряхлости и от яда; также — камень, называемый глаз солнца, т.к. он имеет вид зрачка глаза, в середине которого появляется луч — он укрепляет мозг и соединяет воедино зрение. Существует здесь также карбункул (темнокрасный рубин), которые светится ночью и предохраняет от испарений и ядов, исходящих из воздуха, также — камень хризолит, который имеет слабый зеленый светящийся цвет, в котором, когда он выставлен на солнце, чудится золотая звезда. Он укрепляет ум, успокаивает астму, а прикрепленный к левой руке, он снимает сновидения, видения, кошмары и безумие и возвращает здравый смысл. Камень ирис, цвет которого подобен хрусталю, и который часто бывает гексагональным, будучи выставлен отчасти на солнце, отчасти в тени, собирает солнечные лучи в себе, и, отражая, отбрасывает их, делая радугу на противоположной стене. Также, камень гелиотроп или подсолнечник зеленый со звездчатыми красными капельками дает постоянство, славу и добрую репутацию тому, кто его носит, и он имеет в лучах солнца столь замечательные свойства, что как будто превращается в кровь. Если его натереть травой, которая носит то же название, и положить в сосуд, полный воды, то он приобретает такие свойства, что будет ослеплять людей, которые не смогут видеть того, кто носит этот камень. Альберт Великий и Гильом Парижский подтверждают эти свойства травы и камня. Гиацинт также имеет от солнца способность против яда и поветрия чумы; он делает того, кто его носит уверенным, приятным или грациозным; он способствует приобретению богатств и ума; он укрепляет сердце, когда его (камень) держат во рту; он сильно радует дух. А камень пирофилос, смешанно красный, о котором Эскулап сообщает в книге своих посланий Октавиану Августу, и следуя свидетельству Альберта, — это яд столь холодный, что он мешает сердцу мертвого человека сгореть или разложиться (?), так что помещая его в огонь и сохраняя его там некоторое время, оно превращается в камень; и поэтому он берет свое имя от огня (пирофилос). Он имеет замечательный способ борьбы против всякого вида ядов и он делает тех, кто его носит славными и грозными для врагов. Среди прочих, есть солнечный камень, который привлекает к себе другие камни, как магнит железо; он очень эффективен против всякого рода ядов, и называется "пантера" из-за своего вида, похожего на это животное, и еще потому, что он разноцветный. Аарон называет его Эвантум. Есть еще другие солнечные камни, каковы — топаз, рубин. Есть еще множество солнечных вещей, такие, как мышьяк, и такие, которые имеют цвет и блеск золота. Среди растений и деревьев солнечными являются те, которые поворачиваются к солнцу, как подсолнечник, и те, которые переворачивают или закрывают свои листья с удалением солнца (заходом), и которые их мало-помалу открывают или протягивают, когда солнце восходит; так лавр, листья и вид этого деревца, показывают, что он солнечное растение; также пион, чистотел, лимонное дерево, имбиры, ясенец, вербена, которая позволяет гадать, предсказывать и прогонять демонов; лавр, кедр, пальма, ясень, плющ, виноград и те, которые предохраняют от молнии и не бояться суровых зим посвящены Юпитеру. Следующие снадобья являются также солнечными: мята или лаванда, мастика, цытварь, шафран, бальзам, амбра, мускус, желтый мед, кусты алоэ, гвоздика, истинная корица, перец, ладан, майоран и розмарин, который Орфей называет Солис Тимиана. Среди животных солнечные те, которые великодушны, отважны, и которые любят победу и славу: лев — царь зверей, крокодил, рысь, баран. Кроме того, солнечными являются кинокефал, который лает в течение дня 12 раз через час и мочится 12 раз через час в равноденствие, и делает те же самые действия в течение ночи; вот почему египтяне гравировали его на водных часах.
Среди птиц солнечной является птица Феникс, которая существует в единственном числе в своем виде и есть царь птиц; и те, которые гимнами или пением как бы аплодируют восходу солнца и, так сказать, призывают его и пробуждают, как петух, ворон и ястреб. Кроме этого — все, что имеет некоторое сходство в своих действиях с действиями солнца, как ночные светляки, навозный жук, который имеет светящийся вид, называемый скарабеем, скатывающий и носящий шарики или пилюли и спящий на них. Из всех рыб солнечной является прежде всего нерпа (тюлень), которая устойчива против молнии; также раковины камнеточец, блестящие ночью и при звездах по причине их жгучего жара и потому, что они носят жемчужины, и когда их высушат, они превращаются в камень цвета золота.
Глава двадцать четвертая
О ВЕЩАХ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ ЛУНЫ
Среди элементов, которые зависят от луны, находятся земля, вода, как морская, так и речная, и все, что влажно — соки растений и животных, в особенности тех, которые белы, как белизна яиц, сало, пот, слизь и излишки тела, что касается вкуса — соленые и безвкусные.
Среди металлов — серебро. Среди камней — хрусталь, серебристый маркасит и все те, которые белые и зеленые. Также — камень селенит, так сказать, лунный, прозрачно-белый камень, имеющий блеск или цвет меда, подражающий движению луны, имеющий ее вид и показывающий каждый день ее рост и ущерб. А еще жемчужины, которые происходят от падения звезд; хрусталь и берилл.
Среди лунных растений, — селенотропион, который поворачивается к луне, как подсолнечник к солнцу, пальма, которая пускает ветви при каждом подъеме луны; иссоп (синий зверобой). Оливковое дерево является бесспорным агнцем или деревом целомудренным и чистым; трава chirostares, которая растет и ущербляется, как луна, а именно, в субстанции и числе листьев, а не только в жидкости, свойствах и силе, что свойственно определенным образом всем растениям, за исключением луковиц Марса, которые лишь одни имеют свойства противоположные свойствам луны расти и ущербляться, или увеличивать и уменьшать их силы.
Лунные животные — те, которые разговаривают с людьми, и которые имеют различную природу любви и ненависти, чем они и отличаются, как собаки всех видов. Хамелеон является также лунным, т.к. он меняется, следуя разнообразиям предстоящих объектов, как луна, которая меняет свою натуру, следуя изменению знака зодиака, в котором она находится. Следующие животные являются тоже лунными: свиньи (самки), лани, козы и все виды животных, которые соблюдают и следуют движению луны как кинокефал, пантера. Говорят, что они имеют на плече пятно, похожее на луну, которое растет и сгибает таким образом свои рога. Кошки, глаза которых становятся больше или меньше, смотря по изысканиям луны, и все, что есть подобного, как например, менструальная кровь, с которой маги совершают множество вещей и чудес, или вещей чудовищных. Гиена, которая меняет свой пол, и которая является сюжетом (?) для ядов, и все виды животных, которые зовутся амфибиями, т.к. они живут на земле, как и в воде, подобно бобрам и гидрам. Кроме этого, животные уродливые и, если неизвестно от какого семени они произведены, как крысы от совокупления и загнивания земли. Среди птиц лунными являются гуси, утки, нырки, — все водоплавающие и те, которые едят рыб; те, которые рождаются двойственным образом, как мухи и осы, которые формируются из трупов лошадей; навозные жуки — из тела осла; особенно, жук-рогач, который носит два рога и, который напоминает форму тельца, является лунным; он закапывает маленький шарик и оставляет его в течение 28 дней, пока луна делает зодиакальный круг, а на 29 день, когда, считают, происходит соединение светил, он выкатывает его и бросает в воду. Среди рыб — морская кошка, глаза которой изменяются при изменениях луны, и все те, которые следуют или соблюдают движения луны, как электрический скат, прилипала, рак, устрицы, ракушки и лягушки.
Глава двадцать пятая
О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ САТУРНА
Среди элементов сатурновыми являются земля и вода; среди жидкостей организма — черная желчь, которая увлажняет, за исключением того, что хорошо согрето или обожжено. Что касается вкусов — все кислое, терпкое, весомое и тяжелое. Среди металлов — свинец и золото, по причине их веса, и золотой маркассит. Среди камней — сердолик, сапфир, коричневая яшма, халцедон, магнит и все вещи землисто-темные и весомые. Среди растений и деревьев — асфодель, змеиное растение, рута, тмин, черемица, бензой, мандрагора, маковый сок, и те, которые не являются продуктивными, и которые не дают никакого Плода, или те, которые производят черные корни, листья и ветви, и черные плоды, как например, черная смоковница, сосна и кипарис. Все деревья, которые дают мало плодов, которые кривы, горького вкуса, с сильным запахом, с черной тенью, с очень едкой, терпкой смолой, которые не носят плодов долго, зловещие и посвященные Плутону, как например, большая петрушка или дикая петрушка, которыми пользовались древние, чтобы класть их вокруг могил перед тем, как положить туда тело; вот почему они клали все виды трав и цветов на пирах, за исключением этой травы, т.к. она грустная и не подобает к радости. Животные — одинокие, ночные, грустные, созерцательные, виды диких, гадкие или скупые, робкие, меланхолические, очень трудолюбивые, или очень усталые, медлительные в движениях, со страшным криком, и те, которые пожирают своих малышей; из подобных животных — крот, обезьяна, дракон, василиск, жаба, все змеи и рептилии, скорпионы, муравьи, и все то, что рождается из гнили в земле, в воде, в развалинах домов, как-то крысы и разные виды червей. Среди птиц Сатурну принадлежат те, которые имеют длинную шею и грубый голос, как-то журавли, страусы и павлины, которые были посвящены Сатурну и Юноне, а также сова, летучая мышь, удод, ворон. Рыбы-угри, которые живут отдельно и особняком от других рыб, и кролики, которые поедают своих малышей.
Глава двадцать шестая
О ТОМ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ЮПИТЕРА
Среди элементов от Юпитера зависит воздух, среди жидкостей организма — кровь и жизненный дух и все, что касается продления и поддержания в хорошем состоянии, полноты и роста; среди вкусов — все, что есть нежного и приятного. Среди металлов — олово, серебро и золото. Среди камней — гиацинт, берилл, сапфир, титус, изумруд, зеленая яшма и все зеленого и небесного цвета. Среди трав и деревьев — "борода Юпитера" (серебряник), гречиха, воловий язык, мускатный орех, хлебный колос, мята, мастика, конское драже, девясил, плевел, фиалка, белена, тополь и деревья, которые считают счастливыми, как например, дуб, конский каштан, каменный дуб, бук, орешник. рябина, белая смоковница, груша, яблоня, виноград, слива, ясень, кизил, олива и маслина; кроме того — хлеб, пщеница, ячмень, фасоль, солодка, сахар и все вещи, у которых, как у орехов, миндаля, сосновой шишки, лесных орехов, фисташков проявляется сладость, пикантный вкус, сильный или острый.
Орфей приписывает ему (Юпитеру) также Стиракс. Среди зверей — те, которые отмечены неким достоинством и мудростью и те, которые нежны и послушны, как овцы и ягнята. Из птиц — те, которые имеют умеренное телосложение, как куры и цыплята, куропатки, фазаны, ласточки и пеликаны; также — сисирпа и аист, которые очень нежны. И орел посвящен Юпитеру и является символом справедливости и милосердия, которым украшено оружие императоров. Среди рыб — дельфины, анчоус и один из видов большой рыбы Нила, называемой сом, по причине его нежности.
Глава двадцать седьмая
О ТОМ, ЧТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К МАРСУ
Среди элементов — это огонь, так же, как и все то, что имеет огонь, и что пылко, жгуче и остро; среди жидкостей организма — желчь. Из вкусов — те, которые горьки, едкие и которые колят язык и те, которые называют "вызывающими слезами", и которые заставляют плакать. Среди металлов — железо, медь или красная бронза, и все те, которые имеют огонь и серу. Среди камней — диамант, магнит, кровавый камень, все виды яшмы и аметисты. Среди растений и деревьев — черемица, чеснок, молочай, желтая акация, абрикос, сурепица, репа, маленький лавр, "песья смерть" и все то, что ядовито благодаря избытку жара, и все те растения, которые имеют колючки, колющие или раздражающие кожу (вызывающие зуд) при прикосновении, или вызывающие припухлость как чертополох, крапива и все то, что вызывает слезы при еде, как лук разных сортов, горчица, "бобовое семя", и все деревья, которые имеют колючки (иголки), и кизил — посвящены Марсу. Среди животных — те, которые воинственны, смелы, силой похищающие, и с живым воображением, как лошадь, лошак, козел, волк, леопард, дикий осел, змеи, имеющие яд, и все то, что неудобно человеку, как блохи, мухи; кинокефал или обезьяна с головой собаки. Все хищные птицы, которые применяют в пищу мясо и гложущие кости, как орел, сокол, ястреб, гриф и птицы, которые дики и жестоки, как ночные совы, некоторые соколы, коршуны и те, которые всегда очень голодны и пожирают, жадно проглатывая или те, которые имеют резкий, грубый и сдавленный голос, как вороны, сороки, которые особенно посвящаются Марсу. Из рыб — щука, рыба усач, шилохвост (род ската) и другие виды рыб.
Глава двадцать восьмая
О ТОМ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ВЕНЕРЫ
Среди элементов воздух и вода зависят от Венеры, среди жидкостей организма — слизь, кровь, дух и сперма. Среди вкусов — нежные, маслянистые и усладительные. Среди металлов — серебро и медь желтая и красная. Среди камней — берилл, хризолит, изумруд, сапфир, яшма зеленая, сердолик, камень аэрит, лазуревый камень, коралл и все те, которые красивых расцветок — меняющихся, белых и зеленых. Среди растений и деревьев — вербена, фиалка, "женский волос", трава заманиха, валериана, тмин, ладан, амбра, кориандр и все виды благовоний и плодов усладительных и нежных, как нежные груши, фиги и апельсины, о которых поэты говорят, что их первой посеяла Венера на Кипре; кроме того,ей посвящены утренние розы и вечерний мирт. Среди животных те, которые похотливы, любят наслаждения пылкой любви, как кошки, кролики, козлы, козы; особенно козел, который рождает быстрее, чем другие животные и о котором говорят, что он начал жить с седьмого дня после рождения; бык — по причине его пышности, а теленок — по причине его сладострастия. Из птиц — лебедь, трясогузка, ласточка, пеликан, гусь, который любит своих малышей; ворон и голубь, который посвящен Венере, горлица, которую прежде предписывали принести в жертву одному из богов, чтобы очиститься от детства; воробей тоже посвящен Венере настолько, что закон предписывает его для очищения от проказы, которая является болезнью, подчиненной Марсу, и является лекарством наиболее спасительным. Египтяне называют также Венерой орлицу, по причине ее крайней пылкости, ибо если она жила тридцать раз в день с самцом, и если самец позовет ее еще раз, то она побежит опять.
Из птиц Венере принадлежат журавли, которые очень похотливы, очень склонны жить вместе, дрозды — по причине их желания рождать и производить.
Глава двадцать девятая
О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЮТ МЕРКУРИЮ
Среди элементов вода зависит от Меркурия, т.к. она смутно влечет и движет разные вещи и, подобно этому, жидкости организма — особенно которые смешаны. Но еще он управляет животным духом и разными вкусами, которые странны и смешаны. Из металлов ему принадлежит ртуть, олово, маркасит серебра. Среди камней — изумруд, агат, порфирий, топаз и те, которые разноцветны, и те, которые разнофигурны в естественном состоянии, или получают отпечаток искусства, или те, которые обрабатываются. Среди растений и деревьев — орешник, пятилистник, пролеска многолетняя (пролесная трава, кур-зелье), дикая петрушка и те, которые имеют более короткие и более мелкие листья, и которые состоят из разных натур и различных цветов. Животные — те, которые имеют такие качества, как тонкость, ловкость, легкость в поворотах, быстрота в беге, и которые легко общаются с людьми, как собаки, обезьяны, лисы, ласки, олень, мул; и животные гермафродиты и те, которые по очереди меняют свой пол, как гиена и тому подобные. Из птиц — те, которые имеют ясный и музыкальный голос, и которые изменчивы, как щеглята, лесные жаворонки, попугаи, дрозды, певчие дрозды, жаворонки, соловьи, горные жаворонки, сороки, некая птица, которая ест змей, называемая ибис. Среди рыб — troding, который живет сам с собой, что заставляет его называть самец-самка.
Глава тридцатая
О ТОМ, ЧТО ПОДЛУННЫЙ МИР И ВСЕ, ЧТО ОН СОДЕРЖИТ, РАСПРЕДЕЛЕНО МЕЖДУ ПЛАНЕТАМИ
Кроме того, все, что находится во всем мире, следует доминации планет и имеет только те свойства, которые сообщаются ими: так живительный свет приписывается солнечному огню, жар — Марсу, все разнообразие поверхности земли — Луне, Меркурию и небесным звездам, а всю тяжесть Сатурну. Но среди элементов, где доминирует влага воздуха, эта влага приписывается Юпитеру, а вода — Луне, а влага смешанная — Меркурию и Венере.
По тем же основаниям, причины, которые действуют натурально, следуют Солнцу, материя — Луне, плодовитость действующих причин — Юпитеру, плодовитость материи — Венере, быстрое исполнение или выполнение действий (эффектов) — Марсу по причине его пылкости и Меркурию — по причине его ловкости и его различных способностей. Но устойчивость или постоянство и продолжительность всех вещей посвящены Сатурну. А у растений, у всего того, что несет плоды, исходит от Юпитера; все, что несет цветы, — от Венеры; а всякое семя и кора исходят от Меркурия. Но всякий корень происходит от Сатурна, а вся крепкая древесина — от Марса; листья — от Луны. Отсюда явствует, что все несущее плоды и совсем не цветущее принадлежит Сатурну и Юпитеру, растения цветущие и производящие семена, а не плоды, принадлежат к Венере и Меркурию; все, что производится само собой, без семян, происходит от Луны и от Сатурна. Всякий вид красоты исходит от Венеры, а сила от Марса; каждая планета располагается и управляет тем, что ей подобно. Также в камнях — вес, связь и неподвижность есть благодаря Сатурну; нежность исходит от Юпитера; твердость — от Марса; жизнь — от Солнца; изящество или приятность или красота идут от Венеры; секретные свойства происходят от Меркурия и от Луны.
Глава тридцать первая
КАК ПРОВИНЦИИ И ЦАРСТВА РАСПРЕДЕЛЕНЫ МЕЖДУ ПЛАНЕТАМИ
Вся Вселенная также распределена по своим королевствам и провинциям между планетами и знаками Зодиака; так все следующие края являются предметом Сатурна и Козерога: Македония, Франция, Иллирия, Инлия, Арриана, из которых многие находятся в малой Азии; следующие являются предметом Сатурна с Водолеем: Сарматия, Согдиана, Аравия, Павсания, Мидия, Эфиопия — большая часть этих стран находится в Великой Азии. Но следующие края принадлежат Юпитеру со Стрельцом: Тоскания, Кельтская Галлия, Испания и счастливая Аравия; а Юпитеру с Рыбами — Ликия, Мидия, Сицилия, Памфилия, Пафлагония, Нисагодия, Гаромантика; Марс с Овном управляют Британией, Францией, Германией, Парфией, сердцем Сирии, Идумеей и Иудеей; а Марс со Скорпионом — Сирией, Комагеной, Каппадокией, Матагонитидой, Мавританией и Гепулией. Следующие являются предметом Солнца и Льва: Италия, Гуйя, Сицилия, Финикия, Халдея, Орсема и Орхена. Венера с Тельцом управляют Кикладами, морскими странами алой Азии, островом Кипр, Парфией, Мидией и Персией; Венера с Весами — Бактрией, Каспийскими горами, Серикой, Фиваидой, Орсидой и Троглодитами; Меркурий с Близнецами управляет Гирканией, Арменией, Мантианой, Киренаикой, Марматикой и нижним Египтом; Меркурий с Девой — Грецией, Ахайей, Кандией, Вавилонией, Месопотамией, Африкой, Зламом, откуда эламиты, о которых упоминает Писание, берут свое название. Луна с Раком управляет Вифинией, Фригией, Колхидой, Нумидией, Африкой, Картагеной и всей Кархедонией. Мы узнали все это от Птолемея, к чему можно прибавить мнения других астрологов. Но те, кто умеют комбинировать это деление стран с помощью духов, которые ими управляют, Апостольских миссий и подлинных отметок св.Писания, могут из этого распределения извлечь великие последствия и даже понять великие Пророчества и Оракулы для будущего каждой из этих стран.
Глава тридцать вторая
О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЗНАКОВ ЗОДИАКА И НЕПОДВИЖНЫХ ЗВЕЗД; ОБ ИХ ФИГУРАХ И СХОДСТВАХ
Нужно точно сказать те же вещи о фигурах неподвижных звезд; так утверждают, что Овен небесный управляет земным, Рак — раками; Телец небесный — тельцом и быком земным; Лев — львами; Дева — девами; Скорпион управляет скорпионами, Козерог — козерогами; Стрелец — лошадьми, а Рыбы есть объект для рыб. Также Медведица небесная руководит медведями, Гидра — змеями, а собаки являются объектами из созвездия Псов, а также любая вещь.
Но Апулей приписывает знакам Зодиака и некоторым планетам основные и особые травы, которые им свойственны, например, Овну — шалфей, Тельцу — вербену мужскую, Близнецам — вербену женскую, Раку — сальный корень, Льву — Lepaiu deporceau, Деве — полей дикий, Весам — подсолнечник, Скорпиону — чернобыльник, Стрельцу — курослепник (мокрица, звездчатка), Козерогу — чистотел (конский щавель), Водолею — змеевик, Рыбам — гречиха. Также планетам: Сатурну — мололия (очиток), Юпитеру — репейник, Марсу — горичник, Солнцу — l"herbeau chance, Венере — женский волос, Меркурию — коровяк, царский скипетр, Луне — пион. Но Гермес, которому следует Альберт, дает Сатурну асфодель, Юпитеру — белену, Марсу — подорожник, Венере — вербену, Меркурию — пятилистник, Луне — chenostare. И мы знаем по опыту, что спаржа есть объект Овна, а базилик — Скорпиона, т.к. после посева оскребков с рогов Овна, восходит спаржа; а базилик растертый между двумя камнями, порождает скорпионов. Кроме того, следуя доктрине Гермеса я упомяну несколько самых значительных звезд, из которых первая называется предводителем, есть Алгал, руководящий камнями и алмазами; а из растений — черемицей черной и чернобыльником. Далее — Плеяды, которые руководят из камней хрусталем, из растений ладаном и укропом; кроме того, они желают доминировать над ртутью. Третья, Альдебаран, имеет в подчинении все камни карбункулы и рубины, а из растений молочай и жимолость. Четвертая называется Козел, она имеет из камней сапфир, а из растений — шандру (конскую мяту), чернобыльник, мяту, мандрагору. Седьмая — Большой Пес, которая управляет среди камней бериллами, а из растений — чернобыльником и змеевиком, а из животных — языком ужа. Шестая — Малый Пес, он имеет из камней — агат, из растений — подсолнечник, из цветов — полей. Сельмая — Сердце Льва, который среди камней имеет гранат, из растений — чистотел, чернобыльник и мастику. Восьмая — хвост Большой Медведицы, которая из камней имеет магнит, из растений — цикорий, цветы и листья которого поворачиваются к северу, а из животных — волчий зуб. Девятая называется Крылом Ворона, имеющая из камней — сердолик, из растений — шалфей, барвинок, чернобыльник и мандрагору. Одиннадцатая называется Alckameile, руководящая среди камней — яшмой, среди растений — подорожником. Двенадцатая — Elphera, имеющая из камней, — топаз, из трав — розмарин, клевер, плющ. Тринадцатая называется Сердцем Скорпиона, доминирующая из камней сардониксы и аметисты, а из растений — гречиху и шафран. Четырнадцатая — Падающий Ястреб, который среди камней управляет хризолитом, а среди растений — чабером и дымянкой. Пятнадцатая — Хвост Козерога, владеющая из камней халцедоном, а из растений — майораном, чернобыльником, котовиком (шанта, степная мята) и корнем мандрагоры. Кроме того, следует знать, что камни, растения, животные или иные вещи не управляются только одной звездой, но что многие получают влияния многих, оставляя в стороне соединение. Так из камней халцедон является объектом Сатурна и Меркурия, с хвостом Скорпиона и Козерога; сапфир — Юпитер и Сатурна, со звездой Alhoyif; latutie копоть — Юпитера, Солнца и Луны, изумруд Юпитера, Венеры и Меркурия со звездой Lepic; аметист, следуя мнению Гермеса, есть объект Марса, Юпитера и Сердца Скорпиона; яшма многих видов — Марса, Юпитера и звезды Альхамет; хризолит — Солнца, Венеры, Меркурия со звездой, называемой Падающий Ястреб; топаз — Солнца и Эльфейя; алмаз — Марса и предводителя Алголь. Также среди растений трава сетенера подчинена Сатурну и небесному сетенеру; мастика и мята — Юпитеру и Солнцу, но мастика связана еще с сердцем Льва, а мята — с Козлом. Также, чемерица — с Марсом и предводителем Алголь. Мускус и сандал — с Солнцем, Венерой; кориандр — с Венерой и Сатурном. Среди животных подобно тому, нерпа есть предмет Солнца и Юпитера; лисы и обезьяны — Сатурна и Меркурия, а собаки домашние — Меркурия и Луны. Мы забыли про десятую звезду, она называется — l"epic, имеет в подчинении изумруды из камней, а из растений — шалфей, барвинок.
Глава тридцать третья
О ЗНАКАХ И ХАРАКТЕРЕ ВЕЩЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ
Все звезды имеют свою собственную натуру, свойства и условия, знаки или отметки, характеры которых производится лучами в телах низших: в элементах, в камнях, в растениях, животных и в их членах. Вот почему каждая вещь получает особую отметку благодаря гармоничному расположению и своей горящей звезде, которая с ней сообщается и запечатлевает ее определенный характер. Он обозначает звезду и ее гармонию и совершенство, которые она вмещает и которые различаются по роду, виду и числу материи, предоставленной ей.
Итак, любая вещь имеет своей сущностью характер для какого-либо особого действия, который запечатлен ее звездой, особенно той, которая доминирует в ней больше всего. Ее характер содержит и удерживает в себе природу, свойственную звездам, их совершенству и совершает подобные действия в других вещах, в которых они отражаются. Если вещи изготовлены из подходящего материала, в надлежащее время и с соблюдением необходимых церемоний, то они смогут привлечь внимание своих звезд. Древние философы, которые приложили много усилий для изыскания оккультных условий вещей, отметили изображения, фигуры, знаки, печати и буквы звезд, которые сама природа пишет лучами звезд на вещах здесь на Земле, — одни на камнях, другие — на растениях, на суставах, на узлах мышц, третьи — на различных членах животных; так лавр, боярышник, подсолнечник и все солнечные растения демонстрируют знаки солнца в своих корнях и узлах, когда их срезают. В столь огромном разнообразии вещей можно дать или сообщить принципы науки только в малом числе, которое человеческое благоразумие может понять. Здесь нужно остановиться на рассмотрении того, что касается человеческой природы, которая будучи полный и совершенным их изображением и монтажом всей вселенной, вмещает в себя всю небесную гармонию. Без сомнения мы найдем в ней достаточно знаков и характеров всех звезд и небесных влияний, тем более действенных, чем меньше они удалены от небесной природы. Но т.к. число звезд известно только Богу, то также обстоит дело и относительно их знаков и их действий на вещи здесь внизу; вот почему никакой человеческий ум не может за ними угнаться или углубить их. Таким образом здесь мы отметим только знаки и буквы нескольких планет, которые древние хироманты познали в руках людей. Юлиан называет их священными или божественными линиями, т.к. следуя тексту Св.Писания, он отметил, что жизнь людей — на их руках; и они такие же у всех наций, на каких бы языках они не говорили. Они те же самые у древних хиромантов, как и у современных, и чтоб их знать, нужно иметь и изучать их книги. Здесь достаточно показать откуда буквы натуры ведут свое происхождение, и в каких вещах их можно найти. Вот фигуры священных или божественных письмен, а именно буквы Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны (см. рис. 1 соотв. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Глава тридцать четвертая
КАК МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВЛИЯНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ И ИХ СВОЙСТВА ПОСРЕДСТВОМ ВЕЩЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ
Таким образом, когда кто-либо хочет познать силу какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют отношение к ней и получают ее влияние. Тем не менее, когда пользуются разными вещами какого-либо вида, которые ему соответствуют, и которые ему подходят по идее и звезде, то видят, как в эту материю вливается особая благость, исходящая, кстати, из мировой души. Я говорю "кстати", т.е. нужно, чтобы материя была расположена соответствующим образом и была в гармонии с той, которая влила некое свойство этой материи. Хотя вещи имеют свойства, о которых мы говорили, но эти свойства столь тонки, столь деликатны и неуловимы, что трудно сделать совершенную работу с помощью такого свойства и довести ее до конца. Если раздавить зернышко горчицы, то чувствуется нечто резкое и острое, что заставляет плакать и отчего навертываются слезы на глаза, так же, как жар огня заставляет проявиться то, что написано молоком, луковым соком и жиром козла на камне, опуская который в уксус, буквы появляются и становятся как выгравированные. Так небесная гармония выявляет свойство, которые спрятано в материи, возбуждает его, усиливает его и показывает его и из силы она низводит его к действию, когда вещи расположены выгодно, относительно своих небесных тел. Например, когда хотят извлечь совершенство из солнца, то нужно найти, что есть солнечного среди растений, трав, металлов, камней и животных, и это будет больше всего способствовать успеху. Таким образом, с помощью мирового духа извлекают самое большое благо из Солнца.
Глава тридцать пятая
О СМЕСЯХ ВЕЩЕЙ НАТУРАЛЬНЫХ И ИХ ПОЛЬЗЕ
Мы знаем, что природа здесь — внизу — не включает ни в одно из тел всех свойств небесных тел, но они сообщаются нам из многих видов вещей. Есть много солнечных вещей, из которых любая не вмещает всего солнечного совершенства, но содержит часть свойств от солнца; вот почему иногда необходимо делать смеси в операциях, чтобы мы могли их собрать и привести к необходимой форме, в которой мы их увидим объединенными. Итак, есть два вида свойств в смесях, а именно: первое — является небесным; второе — отчасти подобает и согласуется с небом, под определенной констелляцией, которая известна. Это свойство проистекает от некоего сообщения, некоего сходства и привычки вещей с высшим или небесным, так что последние свойства отвечают первым и руководят теми, которые им следуют, особенно когда объект, который получает, подходит тому, который отдает. Так из определенной композиции трав, паров и тому подобного, вытекает определенная форма, составленная физически и астрономически, имеющая много выгодных качеств, которые она получила от звезд, подобно пчелиному меду, который происходит из соков многих цветов, и который сведен к одной форме, содержащей всю их силу посредством замечательного действия. Не менее замечательно то, что говорил Эвдокс об искусственном меде, а именно то, что некий народ гигантов в Ливии умеет очень хорошо делать его из многих цветов так, что он вовсе не отличается от пчелиного, а всякая смесь, сделанная из многих вещей, очень совершенна, когда она составлена во всех своих частях определенным образом. Эти смеси составляют одно целое и не рассеиваются легко.
Примером может быть Эбена, которая является то деревом, то камнем или одновременно смешанной из дерева и камня. Так, когда сделана смесь из многих материалов с небесными влияниями, имеющей с одной стороны разнообразие небесных действий, а с другой стороны действия естественных сил, то эта смесь способна делать определенные чудесные эффекты, что видно из книг Архита, Демокрита и Гермеса.
Глава тридцать шестая
ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ СМЕШИВАЮТСЯ; КАК ИМ ДАЮТ ФОРМУ И ЧУВСТВО ЖИЗНИ
Следует знать, что чем благороднее форма вещи, тем более она расположена к восприятию, тем живее воспринимает, и тем больше имеет силы действовать. Вот почему существуют непонятные эффекты вещей, кажущиеся чудесными, когда они использованы вовремя, и приготовлены с помощью пропорциональных смесей, способных оживить их. Привлекая к ним от звезд жизнь и душу, как форму наиболее благородную; приготовленные материалы имеют такую силу, что они начинают обладать высочайшей мощью, превращаясь в совершенную смесь. Итак, небо, которое всемогуще, когда оно начинает рождать что-нибудь посредством совершенной переработки (пищеварения) и переваривания материи, сообщает ей вместе с жизнью небесные влияния и чудесные качества, в той мере, в какой материя способна расположить, принять свойства самые благородные и возвышенные. Вне этого свойства небесного материя есть нечто уснувшее, подобно сере, удаленной от огня или пламени. Но все эти зарождения могут быть чудовищны, если свершаются не по правилам природы, и тогда может происходить следующие: трава базилик, растертая между двух камней, порождает скорпионов; и что из волос женщины, у которой менструации, положенных в навоз, происходят змеи; что конский волос с хвоста лошади, брошенный в воду, оживает и превращается в опасного червя; и есть искусство с помощью которого в яйце курицы, которое высиживается, зарождается форма, которая, как говорят маги, имеет замечательные свойства, и которую они называют истинной мандрагорой. Однако следует знать, каковы материалы, зачатые природой, и каковые способы для восприятия небесных влияний; а также какие материалы способны воспринимать небесные влияния. Так, отношения или соответствия вещей естественных с небесными достаточно, чтобы мы притягивали их влияния, т.к. ничто не мешает телам небесным разливать свой свет на вещи низшие, и они не позволяют никакой материи быть невосприимчивой к их совершенству. Вот почему все, что есть совершенного и Чистого, вовсе не является неспособным к восприятию небесных влияний. Так, существует такая связь и сродство материи с душой мира, которая постоянно влияет на вещи естественные и, особенно, приготовленные природой, поэтому не может быть так, чтобы приготовленная материя не получила бы жизни и благородной формы.
Глава тридцать седьмая
КАК МЫ ПРИВЛЕКАЕМ СВЕРХУ, ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИГОТОВЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ БЛАГА НЕБЕСНЫЕ И ЖИВИТЕЛЬНЫЕ
Академики вместе с Трисмегистом говорят, а Jarchas Beuchalt и Mecubales евреев подтверждают, что все имеющееся под Луной в этом мире есть объект рождения и разложения. Также и в интеллектуальном мире, но более совершенным образом, более высокой значимости, происходящей от очень совершенной модели и Совершенного Создателя. Вследствие этого, каждая низшая вещь по роду своему отвечает высшей вещи, и она получает с неба эту небесную силу, которую называют квинтэссенцией, мировым духом или посредствующей природой, а из мира интеллектуального — силу духовную и живительную, которая превосходит любое свойство (небесное), дающее какое-либо качество, и, наконец, от Создателя — через его посредников, следуя их степеням, — первородное свойство всяческого совершенства. Поэтому каждая вещь может быть доведена от этих низших вещей до звездных, от звездных — до их духов, затем — до их создателя. От вытекающих из этого следствия выводов происходят вся магия и тайная философия. Так, постоянно делают что-либо из естественных вещей с помощью искусства и что-либо из божественных вещей с помощью природы. Это изучалось египтянами; они называли это Большой Природой, т.к. магическими свойствами привлекали подобные вещи посредством их подобий и вещи соответствующие — посредством их согласия или соответствия. И греки называли это влечение, которое совершается посредством взаимного соответствия вещей между собой, а именно высших с низшими, СИМПАТИЕЙ. Так, земля подходит воде по холоду, вода — воздуху по влажности, воздух — огню благодаря теплу; огонь сходен с небом по своей материи, и огонь смешивается с водой только посредством воздуха, а воздух с землей только посредством воды. Также душа смешивается с телами посредством духа (мира), а разум — с духом только посредством души. Это-то мы и видим, когда природа, давая форму зародышу, благодаря этому приготовлению дает дух всем человеческим телам, а этот дух связывает дух и тело с разумом и располагает тело к приобретению способности суждения. Огонь есть колесница света, или носитель света. Благодаря этим примерам мы видим, как посредством определенных естественных и искусственных приготовлений, мы можем привлечь к нам определенные благодеяния сверху. Камни и металлы согласуются с травами, а травы с животными, а животные — с небесами; небеса — с духами (умами), а те с божественными свойствами и атрибутами Бога и с самим Богом, по сходству и подобию с которым сотворены все вещи. Итак, первым образом Бога является мир, образом мира — человек, образом человека — животное, образом животного Zoophyte, т.е. полурастение-полуживотное; его образом является растение, образом растения металлы, а камни представляют собой подобия или образы последних. Растение еще сходно с животным по духу роста, животное — с человеком по чувствам, люди — с духами по разумности, духи — с Богом по бессмертию. Божественность признается у духов, духовность — у разумности; разумность — у намерения, последнее — у сходства; сходство — у ощущения, ощущение — у чувств, а чувства признаются у вещей. Существует такая связь и постоянство в природе, что всякое высшее совершенство, распространяя свои лучи в определенной и непрерывной последовательности на все низшие вещи, растекается вплоть до последних и крайних, или проникает повсюду; так, что вещи низшие взаимно доходят до высших. Таким образом, вещи низшие имеют такую связь с высшими вещами, что влияния, исходящие от их Руководителя, как от первой причины, идут как по натянутой струне вплоть до последних оконечностей мира и проникают до самых глубин. Если притронуться к малейшей вещи или (ее) оконечности, то все приходит в волнение таким образом, что при прикосновении в оконечности это прикосновение дается или отражается в другой вещи, и что при волнении какой-нибудь вещи низшей взволнуется так же и высшая вещь, которой она соответствует, как струны гитары, которые хорошо согласованы.
Глава тридцать восьмая
КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ ПОЛУЧАТЬ СВЕРХУ НЕ ТОЛЬКО НЕБЕСНЫЕ И ЖИВИТЕЛЬНЫЕ ДАРЫ, НО НЕКОТОРЫЕ ДАРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И БОЖЕСТВЕННЫЕ
Маги утверждают, что благодаря соответствию тел низших с высшими, можно привлечь небесные тела, пользуясь удобством небесных влияний, а через них привлечь духов, т.к. они сопутствуют звездам. Вот почему Ямвлих, Прокл, Синезий, так же как и все платоники, утверждают, что можно получать не только дары небесные и жизненные, но интеллектуальные и божественные, благодаря определенным материалам, которые имеют природную силу божественности, т.е. естественно согласуются с высшим, будучи хорошо соединены или объединены, или скомпонованы вместе, отчасти физическим образом, а отчасти — астрономическим образом. И Меркурий (Гермес) Трисмегист пишет, что определенный подобающий дух оживляет тотчас фигуру или статую, хорошо составленную из определенных вещей, которые подобают этому духу; о чем Св. Августин тоже делает упоминание в своей восьмой книге "О граде Божьем". Есть такая связанность в мире, что вещи небесные привлекают сверхнебесные, вещи естественные — сверхъестественные, т.к. действующее средство и причастие видов распространяется повсюду. И т.к. это действующее и причастное свойство из вещей тайных делает явные, оно охватывает явные вещи больше и охватывает их все дальше, чтобы привлечь туда тайное и секретное, а именно, посредством солнечных лучей, посредством излияний, посредством света, посредством чувств, посредством вещей естественных, которые соответствуют небесным, в которых помимо качеств телесных, оно находит способы существования, смыслы, чувства, воплощенные числа и меры и божественность. Так, мы можем видеть, что древние часто применяли вещи божественные и восхитительные с помощью вещей естественных, например, камень, находящийся в зрачке глаза гиены, положенный под язык осуществляет девинацию. Говорят, что лунный камень-селенит дает тот же эффект, и что посредством anchitide заставляет явиться богов; что посредством Synoehitide заставляют явиться и останавливают тени преисподней, что пион имеет подобное свойство; он называется также Marmaritide (мраморный), т.к. он идет в мраморе из Аравии в Персию, и маги пользуются им, когда они хотят заставить прийти богов. И есть трава, называемая Theangecida, которая дает девинацию магам, когда они ее поедают. Кроме того, что есть травы, которые воскрешают мертвых; вот почему историк Ксаиф сообщает, что посредством травы, называемой bule (мякина, плева) один маг возвратил жизнь одному из своих детей; а некто Тифон воскрес посредством этой же травы. И рассказывают, что в Аравии возвратили жизнь одному человеку с помощью некой травы.
Мы рассмотрим впоследствии, могут ли действительно происходить такие вещи с человеком посредством трав или какой-либо другой естественной вещи, но ясно и определенно, что это может быть с животными. Если мы поместим утонувших мух в теплый пепел, то они оживут; а утонувшие пчелы возвращаются к жизни в соке дикого палея или котовика. Поместив угрей, умерших из-за отсутствия воды, в уксус под навоз и налив туда кровь ястреба, они через несколько дней возвращаются к жизни. Также обстоит дело и с маленькой рыбкой (прилипало, держиладья), если разрезав ее на куски, бросить их в море, то куски воссоединяются и обретают жизнь. Известно, что пеликан, убив своих малышей, оживляет их своей собственной кровью.
Глава тридцать девятая
КАК ПОСРЕДСТВОМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ БОЖЕСТВ, КОМАНДУЮЩИХ МИРОМ И ДУХОВ — ИХ МИНИСТРОВ
Всякий знает, что посредством искусства злого можно привлечь злых духов, что обычно делали маги гностики, делавшие почти мерзкие и отвратительные гадости, совершавшие при жертвах Приапу, или при служении идолу, называемому Панор, где произносились в жертву постыдно раскрытые части тела. Известны и другие подобные вещи колдунов, где слабость и безумие добрых женщин проявляется в этих преступлениях. Посредством этих вещей привлекают и составляют сговор с духами, как говорит маг об Оанне — злом духе из Синопы: "все могущество Сатаны, — говорит он, — в нем, и он вошел в заговор со всеми началами, и они также с ним; а Синопа послушна нам, как и мы ей повинуемся взаимно". Каждому известно также, в противовес этому, что посредством добрых деланий, посредством чистого духа, посредством мистических молитв, посредством набожных умерщвлений плоти и других подобных вещей мы можем привлечь ангелов с неба. Не нужно сомневаться в том, что таким образом, посредством определенных материалов, можно также привлечь божественные атрибуты мира, или по меньшей мере, духов — их министров, которые сопровождают их (атрибуты); как говорит Меркурий, — демонов воздуха, но не тех, которые над небесами, а более высоких.
Так, мы читаем, что древние жрецы делали статуи и изображения, которые предсказывали будущее, и что ими управляли духи звезд, заключавшиеся не только в определенных материалах, но пребывшие в Них, поскольку.получали удовольствие в этом и поскольку они знали, что материалы подобного рода их существу подобающи и пропорциональны, и они охотно пребывали в них, и говорили и делали замечательные вещи с помощью этих статуй, подобно демонам, овладевающим человеческими телами.
Глава сороковая
О СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ: КАКОГО ВИДА ОНИ БЫВАЮТ И КАК ОНИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ
Мы говорили о свойствах и замечательной деятельности вещей натуральных. Сейчас остается рассмотреть весьма замечательную вещь, а именно, способ связывать людей для любви, или ненависти, для болезней или для здоровья и тому подобное. Связывание жуликов и воров, чтобы они не могли воровать в данном месте, способ связывать торговцев, чтобы они не могли покупать или продавать в определенном месте; связывать или зачаровать оружие, чтобы оно не могло перейти определенных границ; способ зачаровывать корабли, чтобы они не могли выйти из порта, несмотря на любую силу ветра и количество парусов; также способ зачаровывать мельницу, чтобы она не могла вращаться. Способ зачаровать водоем или источник, чтобы из него нельзя было черпать воду. Способ зачаровывать поле, чтобы оно не могло ничего родить; огонь, чтобы он не мог гореть в определенном месте, и чтобы вещи горящие не могли гореть в пламени большого огня. Также способ зачаровывать молнии и гром, и бури, чтобы они не могли вредить. Таким же образом зачаровывать собак, чтобы помешать лаять. Способ зачаровывать птиц и диких зверей, чтобы они не могли летать или убегать; и многие другие подобные вещи, которые мы узнали благодаря частому опыту. Очарование совершается посредством ядов, мазей, лекарственного питья или любовных ядов, посредством вещей, которые привязывают или берут, посредством колец, посредством колдовства, посредством воображения духа, посредством изображений и букв; посредством очарований и проклятий, посредством света, звука, чисел, слов и имен, посредством инвокаций, посредством жертв, заклинаний, экзорцизмов (заклинаний, изгнание бесов), освящений (посвящений); посредством набожности и суеверий, и наблюдений и другими подобными способами.
Глава сорок первая
О ЯДАХ И ИХ СВОЙСТВАХ
Сообщают, что яды имеют такое совершенство, что думается, — они изменяют вещи, что они вызывают увядание, исчезновение. и меняют все, что под нами, как говорит Вергилий: "Мерис дал мне эти травы и эти яды, которые он собрал в море, где они имеются в изобилии; посредством которых я часто видел Мериса, превращающимся в волка и прячущегося в лесах. Я вижу также часто, как он заставляет выйти мертвецов из их склепов и переносить посеянную жатву из одного места в другое". Также, говоря о спутниках Улисса, он говорит: "Жестокая волшебница Цирцея заставила превратиться тех, которые имели человеческую форму, в форму подлинных скотов".
Но имеются разные виды ядов этого типа, об определенном виде которых говорит Лукиан, касаясь волшебницы из Фессалии, которая заставляла прийти или повиноваться манов:
"Смешивают все самое губительное, что произвела природа, используя пену и собак, боящихся воды, внутренности рыси и сустав жестокой гиены, также внутренности оленя, не забывая ни прилипало (держиладья), останавливающий корабли на ветру, ни глаза дракона". И есть еще один вид, о котором говорит Апулей, касаясь волшебницы Памфилы, операции которой были для любви. Когда ее служанка Фотис принесла шерсть с брюха наполненного бурдюка, вместо волос молодого Боэция, то Памфила, пользуясь разными видами Магии и посредством слепой силы духов, которую она использовала, заставила принять бурдюки человеческий вид, сложив их в кучу и связав их многими узлами и заставив появиться вместо юного Боэция. Св. Августин говорит о том, что в Италии есть женщины, которые с помощью сыра сразу меняют людей в скотов и заставляют их делать то, что им нужно, а когда они сделают все, что те хотят, они снова превращаются в людей.
Глава сорок вторая
О ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ НЕКОТОРЫХ ЯДОВ
Я сделаю здесь упоминание только о нескольких ядах и, чтобы дать какой-нибудь пример, я начну с менструальной женской крови. Посмотрим, какую силу она имеет как яд, т.к. говорят, что она заставляет скисать всякий свежий продукт. Прежде всего, если она попадает на Виноградник, он становится бесплодным навсегда; деревья посаженные Или привитые гибнут, и плоды сохнут; продукция садов сгорает, и плоды деревьев падают; блеск зеркал блекнет и исчезает, также, как острота бритв и красота слоновой кости; железо тотчас ржавеет; бронза отмечается губительной ржавчиной и дает очень скверный яд; собаки становятся бешеными, и тех, кого они кусают, нельзя вылечить. Пчелиный расплод гибнет и пчелы покидают ульи; лен чернеет, когда его варят; кобылы выкидывают и менструальная кровь мешает им зачать; ослицы не могут рожать в течение многих лет, если они поели ячменя, который соприкасается или был испорчен менструальной кровью; а пепел полотна, где была эта кровь, заставляет измениться цвет пурпура, а цветы лишает красок. Говорят, что она лечит четырехдневную лихорадку, будучи нанесенной на шерсть черного овна и на серебряный браслет. Говорят также, что она хороша для подошвы стоп больного, что она значительно более эффективна, если взята от женщины, которая не знает, что у нее месячные; и она лечит от дряхлости, и особенно хороша, если ее применяют с водой, или с каким-нибудь лекарственным питьем от укуса собаки. С другой стороны говорят, что если менструирующие женщины идут на жатву, они заставляют погибнуть моль, червей, жуков и все скверное и вредное. Нужно однако остерегаться, чтобы это не было при восходе солнца, т.к. они заставляют засохнуть жатву; менструальная кровь останавливает град, вихри и молнии. Плиний много говорит об этом. Уместно знать, что свойства этого яда наиболее велики при ущербе луны, и даже больше, когда луна вовсе не показывается; и она имеет очень большую силу или свойство, когда месячные идут первые годы, или у девушки, и эта кровь имеет силу обезвредить любое колдовство, когда ее наносят на пороги домов. Кроме того, говорят, что нити платья, которое ею натерто, не могут гореть и что, если его поместить в огонь, они больше не растягиваются. Говорят еще, что если давать корень пиона со струей бобра и простынь с менструальной кровью мужчине, страдающему падучей болезнью, то он вылечивается. Кроме того, если сжечь или поджарить желудок оленя, примешав туда нечто от тряпок, испачканных менструальной кровью, то стрелы не причиняют вреда тем, кто его носят; а волосы девушки у которой месячные, положенные в навоз или на навоз, дают начало змеям, и от их запаха, если их сжигать, змеи убегают. Сила этого яда столь велика, что он отравляет даже то, что отравлено. Говорят, что он имеет очень большую власть возбуждать любовь, когда его дают в лекарственном питье тому, кого любят.
Есть еще другой яд, который называется тем же именем, а именно, яд, который выходит из внутренностей кобыл, когда они теплы, о котором Вергилий упоминает. Апполоний рассказывает своим Аргонавтам, что трава Прометея, которая происходит из мертвеющей и загнивающей, пролитой на землю крови, когда гриф разрывал печень Прометея и пожирал ее, — эта трава имеет цветок, похожий на цветок шафрана, а корень глубиной в локоть, испускающий черный сок, которым если натереть тело, то ни железо, ни огонь не смогут причинить вреда. А Саксон Грамматик пишет, что некий Фро имел платье, которому не могли причинить никакого вреда.
Гиена имеет также разные яды. Как сообщает Плиний, если натереть ее кровью пороги двери, то действие колдовства прекращается. Также те, кто натер свою правую пятку кровью рыси или ласки, заставляет бояться себя всех людей. Того же эффекта достигают, принимая отвар ее глаз. А наружное отверстие и небольшой конец ее кишок служит против раздражения знати, и имеет свойство для успеха просьб и прошений в судах. Говорят, что кровь василиска, которую зовут еще кровью сатурна, имеет такую отравляющую силу, что дает возможность тем, кто ее носит, добиться успеха в своих просьбах у оккультных сил, и боги их лечат от болезней и желают им всяческих благ. Говорят, что клещ, которого извлекли из левого уха совершенно черной собаки, может многое для предсказания длительности жизни; так больной, отвечающий тому, кто его положил ему, умрет, если ничего не отвечает. Еще говорят, что камень, укушенный бешеной собакой, имеет силу возбуждать разногласия, если положить его в лекарственное питье, а язык одной собаки мешает другой собаке лаять, после того, как его положили в известь. Говорят также, что собаки бегут от тех, кто носит сердце собаки. Плиний рассказывает, что есть лягушки, которые полны яда и совершают чрезвычайно чудесные вещи, — маленькая кость этих лягушек, находящаяся с левой стороны, будучи брошенная в холодную воду, заставляет ее тотчас же закипеть; она останавливает наглость и нападение собак; она возбуждает любовь и ненависть, принимая ее или заставив принять ее в питье, она побуждает к соитию, иногда имеет противоположный эффект: кипящая вода, в которую брошена эта косточка, может кипеть только после того, как ее вынут из нее; лечит четырехдневную лихорадку, будучи привязанной к свежеснятой коже змеи; она лечит также и другие лихорадки, препятствует любви и подавляет похоть. А селезенка и печень лягушек хорошо служит против ядов, которые из них изготовляют. Об этом пишет Плиний.
Говорят также, что железо, которым убили человека, имеет свойство как яд; так если из него сделать удила и шпоры, то можно садиться на самую дурную или дикую лошадь и ее укротить, а если им охватить ноги лошади, то она становится очень быстрой в беге и неутомимой. Еще говорят, что такая вещь как тесак, которым обезглавливали людей, погруженный в вино, лечит четырехдневную лихорадку, если дать выпить вино больному. Говорят еще, что питье, составленное из мозга медведя и принятое в его черепе, делает разъяренным, как медведь, так что человек, выпивший его, считает себя превратившимся в медведя.
Глава сорок третья
ОБ АРОМАТАХ, ОБ ИХ ВИДАХ И СИЛЕ
Есть также некоторые ароматы, которые имеют отношение к звездам, и которые сильно способствуют приобретению небесных качеств в лучах звезд, т.к. они сообщаются воздуху и духу, нашему духу, большие изменения посредством определенных видов паров. Воздух легко принимает качества вещей низших или небес посредством этих паров, и постоянно проникающий, прежде всего в сердце, приводит нас чудесным образом к подобным качествам пара. Вот почему делают ароматы для человека, который должен девинировать, чтобы предрасположить свой дух, готовя его к восприятию божественных вдохновений. Ароматы семян льна и семян комарника (блешники, богатинки), корней фиалки и большой петрушки дают видение вещей будущих и способствуют предсказанию. Духи воздуха притягиваются и проникают посредством определенных паров, исходящих от ароматов растений и цветов, которые они распространяют. Не следует поражаться свойству запахов, т.к. известно, что запах печени хамелеона, сожженная с его конечностями, вызывает дожди и грозы. Также его голова и глотка, будучи сожжены с большим количеством дров, побеждают дожди и грозы. Также делаются ароматы, подобающим влияниям звезд, заставляя появиться в воздухе или другом месте изображения духов. Так говорят, что сделав аромат кориандра, петрушки или белены с цикутой (крапчатый болиголов), тотчас заставляет появиться демонов; поэтому эти травы называются травами демонов. Говорят также, что сделав аромат Корня тростника или камыша ферулы с соком цикуты (болиголова), белены, тиса, красного сандала и черного мака заставляют появиться демонов, и странных фигур, а если туда добавить сок мака, то прогоняют демонов из любых мест и разрушают их идолов. Также, делая аромат дикого полея, пиона (марьина корня), мяты, клещевины, прогоняют всех злых духов и отдельных животных. Плиний говорит, что с помощью ароматной lipase заставляют прийти все виды животных; а также если сжечь кость, располагающуюся у оленя над глоткой, то заставляют собираться змей; рог оленя их прогоняет. Крылья павлина производят тот же эффект. Также, сжигая легкое оленя или осла, заставляют убегать крыс; копыто мула, если оно с левой ноги, заставляет улетать мух. Нужно помнить, что пары, входящие в состав тела, могут сохраняться долгое время, пропитывая ими другие предметы. Пар заразы, яда или чумы, которые сохраняясь более других, до двух лет в доме, заражают того, кто там живет; а также эпидемии или проказа, от которых остается нечто в одеждах того, кто ими болел, заражают тех, кто их носит; вот почему пользуются ароматическими веществами, кольцами и подобными инструментами и сокровищами магии, о чем Порфирий говорит, что они сильно содействуют удалению вредных влияний. Так говорят, если кто-нибудь спрятал золото, серебро или еще что-нибудь, когда Луна присоединилась к Солнцу в основании неба, и если место окурено кориандром, шафраном и черным маком, растертыми вместе в количествах, равных по весу, то сокровище никогда нельзя найти и унести, т.к. их все время стерегут демоны; а если кто-либо хочет их взять, то они истязают его так, что он впадает в безумие. И Гермес говорит, что сперма морской свиньи (касатки) или кита не имеет себе подобных для привлечения демонов; вот почему делая аромат из этой спермы, древовидного алоэ, из мускуса, шафрана, заставляют тотчас прийти духов воздуха, а если окурили вокруг могил мертвецов, собираются маны и тени усопших. Также когда мы адресуем какую-либо работу солнцу, то окуриваем с солнечными телами, если к луне, то лунными телами, и также с остальными. И нужно знать, что те же противоположности, которые существуют в звездах и духах, есть также и в ароматах, которые для них делают. Так, древовидное алоэ и сера — противоположны и духи, которых извлекают из зажженного древовидного алоэ, перемешанного с серой, недолговечны, как и в примере, который дает Прокл, показывая, что дух, которого обычно заставляют появляться в образе льва, исчезает, если ему противопоставить и представить духа в образе петуха, т.к. лев и петух противоположны. Также следует рассматривать и остальное и практиковать.
Глава сорок четвертая
СОСТАВ НЕКОТОРЫХ АРОМАТОВ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ К ПЛАНЕТАМ
Аромат Солнца делают из шафрана, аморы, мускуса, древовидного алоэ и плодов лавра с гвоздиками (корицей), миррой и ладаном. Все эти вещи растирают и перемешивают в определенной пропорции, а именно, чтобы запах был как можно нежнее, соединяя с мозгом орла или кровью белого петуха, в виде пилюль или шариков.
Аромат Луны делают из головы лягушки, которую высушивают, и глаз тельца, семян белого мака с ладаном и камфарой, в которые включают менструальную кровь женщины или кровь гуся.
Аромат Сатурна изготовляется при помощи зерна черного мака, зерна белены с корнем мандрагоры, магнита и мирры, и завершается кровью кошки и летучей мыши.
Аромат Юпитера делают с семенами: ясеня, древовидного алоэ, стираксом, растительным клеем и верхом крыльев павлина, куда включают кровь аиста или ласточки или мозг оленя.
Марсу кадят молочаем, черным деревом с названием Бделии, корнями двух черемиц, камнем магнитом с небольшим количеством серы; во все это включается мозг ворона, кровь мужчины и кровь черного кота.
Венере кадят мускусом, аморой, древовидным алоэ, красными розами и красным кораллом, а довершают мозгом воробьев и кровью голубей.
Ароматы Меркурию делаются из мастики, мозга лисы, ласки и крови сороки, ладана, камнем агатом, пятилистником.
Помимо того, есть ароматы Сатурна из всевозможных видов пахучих корней, как-то из Costum Cogl и Lhebeaenofn. Ароматы Юпитера — все благоухающие деревья: сандал, кипарис, бальзаминовое дерево и алоэ. Солнце — все виды растительного клея, ладан, мастика, стиракс, зеленая камедь, амбра и мускус.
Венера — цветы: фиолетовые розы, шафран и т.п.
Меркурий — все виды коры деревьев и плодов, как например, истинной корицы, дерева кассия, мускатного ореха, корка лимона, зерна лавра и всех благоухающих зерен.
Луна — все листья растений, как-то: лист малобарского лавра, листья мирта и лавра.
Кроме того, нужно знать, что, по мнению магов, во всяком добром делании, каковы любовь и благосклонность, аромат должен быть хорошим, с хорошим запахом и дорогой, а в злом деянии, каковы ненависть, гнев, порча и прочее, аромат должен быть нечистым со скверным запахом и дешевый.
Двенадцать знаков Зодиака имеют также свои ароматы: так Овен — мирру, Телец — капуфер, Близнецы — мастику, Рак — камфару, Лев — ладан, Дева — сандал, Весы — гальбан, Скорпион — дягильный сок, Стрелец — древовидное алоэ, Козерог — l"ase, Водолей — молочай, Рыбы — тимьян. Гермес описал самый великий и сильный аромат, составленный из препаратов, следующих силе и свойству семи планет, т.к. он берет от Сатурна — le cost (капуфер), от Юпитера — мускатный орех, от Марса — древовидное алоэ, от Солнца — мастику, от Венеры — шафран, от Меркурия — истинную корицу, а от Луны — мирру.
Глава сорок пятая
О ПЛАСТЫРЯХ, О МАЗЯХ, О ЯДАХ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЯТ ЛЮБИТЬ, И ОБ ИХ СВОЙСТВАХ
Пластыри и мази, которые составляют ансамбль свойств естественных и небесных вещей, могут умножать, изменять, преображать, трансформировать наш дух и повлечь его преобразование той силой, из которой они состоят. Итак, дух наш будучи субтильным испарением крови, чистым, блестящим, воздушным и маслянистым, хорош поэтому для составления этих пластырей из мазей с подобными испарениями, которые имеют большое сообщение в субстанции с нашим духом, больше привлекают его благодаря сходству, и трансформируют его; некоторые мази и другие снадобья обладают подобным свойством. Так, иногда вдыхают посредством прикосновения болезни или любовь, натирая ядами и мазями свои руки или одежды; также посредством поцелуев внушают любовь к определенным вещам; так мы читаем у Вергилия, как Венера вызывала любовь в следующих словах:
"Когда радостная Дидона заполучит вас в свои руки среди дорогих яств и вин, когда она вас обнимет и одарит вас нежными поцелуями, внушите ей тайный огонь и заставьте вас полюбить".
Однако зрение, т.к. оно воспринимает способом более чистым и более ясным, чем другие чувства, и запечатлевает в нас признаки вещей способом более проникновенным и глубоким, подходит более всего духу фантастики; что особенно проявляется в снах. Вот почему, когда мази трансформируют дух видения, этот дух легко сообщает свои впечатления воображению, которое, получив различные виды и формы, отсылает их посредством того же духа высшему чувству зрения, и тогда оно формирует в нем чувственное качество на свой манер таких видов и форм, как будто в нем есть что-то от посторонних объектов, так, что видятся странные изображения демонов и других подобных идей. Так делаются мази и глазные капли, которые нас заставляют видеть сначала тени в воздухе и прочее, как я это умею делать сам из желчи человека и глаз черного кота и определенных иных вещей. Подобное делают из крови удода, летучей мыши и козла и говорят, что намазав стальное зеркало соком полыни и окурив его, оно явит духов. Подобным образом делают также ароматы и елей, которые заставляют спящих говорить, ходить и делать все то, что делают бодрствующие, и даже такие вещи, которые они делали бы с трудом, или не понимали. Существуют также такие ароматы из ели, которые заставляют нас слышать звуки, которых никогда не было; человек считает, что видит и слышит снаружи то, что его фантастическое воображение создает и представляет лишь внутренне; также он боится того, чего вовсе не следует бояться, и впадая в особенные и ложные подозрения, он убегает, хотя его никто не преследует, впадает в гнев и дерется, никого не видя. Страсти магии могут также делать эти виды составов из ароматов, из мазей, из микстур, из ядов, посредством ламп и света, посредством зеркал и изображений, посредством очарования и посредством стихов, звуков и концерта определенных струн, составленных в определенной гармонии, что заставляет не только появляться страсти, совершаться различным явлениям, но изменяются даже вещам и людям, и трансформироваться в различные формы. Так поэты упоминают о Протее, о Периклимоне, о Ахелее и о Метре, дочери Эрихифтона, также и Цирцея превращает товарищей Одиссея (Улисса), а другой раз люди превращаются в волков, попробовав то, что было пожертвовано Юпитеру. Св. Августин говорит, что некоторые женщины в Италии превращают человека в скот, заставляя их переносить ношу, а затем делают их людьми. В Св. Писании видим, что маги фараона превращали свои жезлы в змей, а кровь — в воду и другие вещи.
Глава сорок шестая
О СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ ИЛИ ЛИГАТУРАХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПОДВЕШИВАНИЯХ
Когда Мировая душа породила своим совершенством или искусством все вещи, она сделала их плодородными, влив в них небесные свойства, чтобы достичь чудесных эффектов, которые они совершают. Вещи отпечатывают на нас свои свойства не только когда они прикасаются посредством аромата, или питья, или другим подобным образом, но еще и тогда, когда, будучи завернутыми, они привязаны к нам, или подвешены на нас, или надеты на нас каким-либо другим путем, или приближены к нам, или настолько легко прикасаются к нам, насколько это возможно. Посредством подобных связей и прикосновений тела и вещей последние дают здоровье, придают отвагу, страх, грусть, радость, делают тех, кто их носит грациозными, приятными, делают их отталкивающими или презираемыми, уважаемыми и обожаемыми, или заставляют их ненавидеть, или делают их ужасными. Мы видим, что морской электрический скат, который коснулся издалека мази, вызывает онемение в руках у тех, кто прикасается к ней. Так же, как только касаются палкой морского зайца, начинают плохо себя чувствовать. Говорят также, что мужчина не может жить с женщиной, которая носит с собой иголку, покрытую грязью, в похоронном полотне. Таким образом, мы видим на этих примерах, что мы можем получить определенное свойство, посредством привязывания некоторых вещей, посредством привешивания, прикосновения или привязывания на нити. Нужно знать способ, т.е. нужно, чтобы это делалось определенной подходящей констелляцией, и чтобы эти привязывания и подвешивания были сделаны из ниток металлов, из волос или кишок, из шерсти определенных животных, и обернуты листьями трав, шкурами зверей, кожами и тому подобным, таким образом, чтобы вещи подходили друг другу. Чтобы привлечь свойства Солнца или какого-либо солнечного тела во что-нибудь, нужно обернуть его золотой нитью и привязать к себе, когда появляются лучи Солнца.
Глава сорок седьмая
О КОЛЬЦАХ И МАНЕРЕ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Кольца, которые играли большую роль в древности, сообщали их свойства тем, кто их носил, и сообщались с их духом, делая радостными или грустными, нежными или страстными, отважными либо робкими, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от демонов и от всего вредоносного. Итак, способ делать эти кольца: взять траву, которая является сюжетом счастливой звезды, когда эта звезда доминирует, и сделать кольцо из металла, который ей подходит, и поместить внутрь маленький камень с травой, или подходящим корнем, и не преминуть сделать ароматы, поместив начертания изображений и букв. Но мы рассмотрим эти вещи, когда будем говорить об изображениях и буквах. Так, у Филострата читаем, что Пархас, принц индийский, дал Апполонию семь подобных колец, которые имели свойства и имена семи планет, чтобы он их носил каждый день, различая по именам дни. Благодаря этим кольцам он жил до 130 лет, всегда сохраняя красоту и юность. Подобно этому читаем у Иосифа, что Моисей — законодатель евреев, изучив магию в Египте, делал кольца любви и забвения. Кроме того, читаем, что некий философ, по имени Эвдам, делал кольца против укусов.змей и колдовства. Иосиф говорит то же о Соломоне; и мы видим у Платона, что Гиг, царь лидийский, имел кольцо замечательного и необычного свойства: когда он держал его в руке, его никто не видел, хотя он видел все, и благодаря этому кольцу он жил с царицей, убил царя, ее мужа и истребил всех тех, которые противились ему, и никто не мог его видеть, когда он совершал все эти преступления и, наконец, с помощью этого кольца он стал царем Лидии.
Глава сорок восьмая
О СВОЙСТВАХ МЕСТ И КАКОЙ ЗВЕЗДЕ ОТВЕЧАЕТ КАЖДОЕ МЕСТО
Места тоже имеют значительные эффекты, которые они берут у вещей, расположенных там, или у свойств, которые их сопровождают, происходящих от небесных влияний, а иные — способом внешним и посторонним. Так, по сообщению Плиния, тотчас, как кто-либо услышал кукушку и заметил место, занимаемое его правой ногой и, сделав канавку в этом месте, поместит эту землю в какое-либо место, то туда никогда не прилетят мухи. Также говорят, что бросив землю с того места, где проползали змеи, можно заставить их приползти туда; также помещая на свое тело пыль или землю, в которой катался мул, уменьшают жар любви; и Плиний рассказывает, что забить железный гвоздь в то место, где больной клал голову — это высшее лекарство от этой болезни. Еще, говорят, что взяв траву, росшую на голове статуи, и привязав ее рыжей нитью к какому-либо месту своей одежды, тотчас излечиваются от головной боли, а если взять все виды трав, растущие в ручье или вдоль ручья или реки перед восходом солнца так, чтобы никто не видел, изложив ее в свою левую руку, она лечит от трехдневной лихорадки. Итак, из всех мест, соответствующих звездам, те, которые смердны, умны, подземны, грустны и зловещи, как-то: кладбища, сараи, покинутые жилища, старые хижины, готовые рухнуть от старости, места мрачные и ужасные, одинокие пещеры, ямы, колодцы — соответствуют Сатурну и, сверх того бассейны и пруды, болота и тому подобное. Юпитеру приписывают все привилегированные места — места, где держат совет, ассамблеи владык и министров, трибунов, кафедры, академии, школы и все места блестящие, чистые и где распространены приятные запахи. Марс придерживается мест огня и крови: печей, боен, крестов, виселиц и мест, где произошли резня, войны и казни и тому подобное. Солнце держится мест светлых спокойного вида, дворцов владык, пюпитров, театров, тронов и всего, что царственно и великолепно. Венера владеет и обитает в приятных источниках, зеленеющих лугах, садах, наполненных цветами, в украшенных лозах и, как говорит Орфей, голубые берега и купальни, места и залы для танцев и все, что касается женщин. Меркурий держится школ, рынков и ярмарок и тому подобное. Луна занимает пустыни, леса, скалы, каменистые местности, горы, источники, воды, реки, моря, берега и порты; суда, разные полевые места; она придерживается публичных дорог, мест наиболее потаенных и тому подобное. Вот почему те, которые хотят делать операции на любовь, прячут обычно или зарывают инструменты их искусства, т.е. кольца, изображения, зеркала и т.п. в какое-нибудь злачное место, которое дает им свое свойство, благодаря венериальной способности; также считают, что вещи, которые приобретают скверный запах мест, плохо пахнущих, портятся или становятся гнилыми и смердными, в то время, как другие приобретают хороший запах мест, где они были. И страны света также принадлежат им. Вот почему те, кто хотят пользоваться травой Сатурна, Марса и Юпитера, смотрят на восток или на юг; на первый — потому, что они исходят или рождаются от восхода солнца; на второй — потому, что их главные дома являются меридиональными знаками, а именно: Водолей, Скорпион, Стрелец, Козерог и Рыбы. И говорят, что те, кто хочет воспользоваться какой-либо вещью венериальной, меркуриальной и лунной, смотрят на запад, т.к. эти звезды являются западными, или к северу, т.к. их главные дома являются северными, а именно: Телец, Близнецы, Рак, Дева. Чтобы делать операции солнечные, нужно смотреть на восток или на юг и даже на само солнечное тело и свет.
Глава сорок девятая
О СВЕТЕ И О ЦВЕТАХ ФАКЕЛОВ И ЛАМП; ЦВЕТА, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ЗВЕЗДАМ, ИХ ДОМАМ И ЭЛЕМЕНТАМ
Свет есть некое качество большей частью фориальное, некий простой акт ума и некое изображение, которые разлиты изначала божественным духом во всех вещах; и в Боге Отце, который есть отец светов, первый и истинный свет; и затем в его Сыне, освещающий отсвет, и в Святом Духе, сверкающий пыл, который превосходит всякую разумность, и даже свет Серафимов, как сообщает Дионисий. Будучи радостью, простирается он за границы разума. Тем не менее, он принимается посредством разных степеней: следуя природе воспринимающего объекта, свет опускается на небесное тело, где совершается изобильное и длительное распространение жизни в видимое сияние; и в огне — естественная сила, которая влита в него небесными телами; в людях, наконец, это блестящая речь, знания и разумное восприятие вещей божественных. Свет существует в разумных формах, следуя предрасположению тел, следуя распределяющей причине, которая распределяет его каждому. Свет переходит затем в фантазии, который выше чувств, переходит к глазам, где он делается видимой ясностью, которая сообщается поочередно со светлыми и темными телами. Все вещи чувствуют силу света, в зависимости от емкости, которая воссоединяет в себе все, благодаря живительному жару и проникает все существа, заставляя действовать и качества и свойства во всех вещах. Вот почему маги не хотят, чтобы что-либо было покрыто светом большого, так например, чтобы открывали его мочу перед солнцем или луной, т.к. лучи проникающего света уносят с собой плохие качества, изменяют тело и делают его больным, и сообщают ему это плохое качество. Вот почему колдуны и волшебники стремятся, чтобы их тень покрыла того, кого они хотят околдовать; также гиена, посредством прикосновения своего тела заставляет замолчать собак. Также делают искусственно свет с помощью ламп, факелов, свечей и тому подобного, из определенных вещей и жидкостей, извлеченных или составленных как звезды, которые формируются в зависимости от того, что им подходит. Они производят, обычно осенью, какие-либо замечательные и небесные эффекты, которыми люди часто восхищались. Как сообщает Плиний, сжигая или подогревая яд от кантуса кобыл на факеле, заставляют покориться чудовищ и лошадей; та же вещь происходит с мухами, погруженные в песок и сожженные, заставляют появиться мух. А кожа змеи, сожженной на лампе, заставляет появиться змей. Говорят, что если поместить виноград в цвету в бутылку, наполненную маслом и оставить его там до тех пор, пока она не погибнет, зажигая затем эту лампу, видят виноград. Говорят также, что свеча, сделанная из определенных сатурнических вещей, будучи погашенной во рту умирающего человека, каждый раз, когда ее зажигают одну, делает окружающих очень грустными и робкими. Гермес, Платон и Хирамид, а из более современных — Альберт — в одном трактате, сообщают, что существует много видов таких факелов и ламп.
Цвета — также от света, и смешиваясь с вещами, представляют их звездам и небесным телам, которым они соответствуют. И мы скажем впоследствии какого цвета свет планет, благодаря которому узнают природу неподвижных звезд, и чем нужно пользоваться, чтобы жечь лампы этого света. Но сейчас мы покажем каким образом цвета вещей и смесей здесь внизу распределены среди планет. Так, все цвета, которые подобают Сатурну, или его представляют — черные, блестящие, землистые, свинцовые и темные; те, которые принадлежат Юпитеру — цвета сапфира, воздуха или воздушные, и всегда зеленоватые или зеленые, светлые, цвета пурпурные, смеси золота и серебра. Цвета красные, пылающие, огненные, цвета пламени, фиолетовый, пурпурные цвета, цвета крови и железа представляет Марс. Цвета золота, желтые и наиболее сверкающие пурпурным представляют Солнце. Все цвета белые, прекрасные, разные, зеленые, красные, несколько желтоватые и пурпурные представляют Венеру, Меркурий и Луну. Также первый и седьмой дома Солнца имеют белый цвет, потом второй и двенадцатый — зеленый; третий и одиннадцатый имеют желтый; четвертый и десятый — красный; пятый и девятый — цвет меда, шестой и Восьмой — черный. Также и элементы имеют свои цвета. Так, цвет земли происходит из холодного и сухого, темного и черного и означает черную желчь и сатурническую натуру; голубой, который исходит из белого, означает слизь, полукрасный или красный смешанный означает кровь и цвет огня пылающего пламени. Светлая желчь можно удобно смешивать, благодаря ее тонкости, со всеми остальными, вызывая этим разные цвета. Будучи смешана с кровью, смесь имеет много силы, когда кровь доминирует, если же доминирует светлая желчь, она делает цвет несколько рыжеватым; если смесь равная — рыжий цвет; если светлая желчь сожжена с кровью, она дает серо-рыжий. А когда она смешана с соком черной желчи, смесь становится черной, с меланхолическим соком (черной желчью) и флегмой (слизью) поровну — серым; если изобилует флегма — цветом грязи, а если она смешана только с флегмой — цветок лимона; если есть избыток чего-то другого — бледным цветом, или несколько бледноватым. Итак, все цвета более сильны, когда они идут от металлов или от блестящих субстанций, или от драгоценных камней, или от того, что более всего подобно небесным телам.
Глава пятидесятая
О КОЛДОВСТВЕ, ОКОЛДОВАНИИ И ЕГО ИСКУССТВЕ
Околдование есть связь или очарование, которое идет из духа чародея через глаза в сердце околдованного. Околдование есть инструмент духа, так сказать некое чистое испарение, блестящее, тонкое, происходящее из наиболее чистой крови, рожденное жаром сердца. Оно постоянно посылает через глаза лучи и эти лучи несут с собой испарение; это испарение несет кровь. Лучи, посланные в глаза тех, кто смотрит на них, привлекают с испарениями взгляда поврежденную кровь, и заражают их кровь. Так расширенный или открытый глаз, который бросает свои лучи на кого-нибудь с неким воображением, является переносчиком и духа, этот дух медленно поражая глаза очарованного, возбуждается через сердце того, кто поражает, входит внутрь того, кого он поразил и становится господином принадлежащей ему территории; этот посторонний дух ранит его сердце и заражает его.
Вот что заставило сказать: "Ваши глаза — войдя через мои глаза внутрь меня, возбудили великий пожар в глубине моего тела и мозга костей моих". Нужно знать, что людей очень часто очаровывают посредством взгляда, когда они направляют пункт их зрения к пункту другого чародея, и когда глаза сильно приковывают друг к другу, и свет к свету, когда дух соединяется с духом и несет к нему искры; так формируются связи наиболее сильные и чары, наиболее связывающие. Так любовь наиболее страстная загорается с одного взгляда, возникая посредством одних лучей глаз, как посредством стрел разом пронизывающих все тело. Так дух и кровь любящего, будучи таким образом пораженным, проходят таким образом в любовника и его очаровывают, что заставило сказать Лукреция в своих стихах о чарах любви: "Наша душа, пораженная любовью, тотчас чувствует ее в теле, т.к. почти все подвержены этой страсти, и кровь обнаружится тотчас в той части, которая была поражена, и сок или красный цвет охватит тотчас того, кто поразил, если он рядом". Такова сила очарования, особенно, когда испарение глаз используют связывающие мази и тому подобные вещи, чтобы расположить дух и усилить его чем-либо иным образом, так чтобы давать любовь. Они пользуются венериальными мазями, из hyppumanes или кусками плоти, которые находятся aux frand des poulans во лбу жеребят; кровью голубей или воробьев и т.п. Чтобы заставить бояться, они пользуются мазями Марса, такими, как волчьи глаза, глаза гиены и т.д.; чтобы причинить несчастье или какую-нибудь болезнь, они пользуются сатурническими мазями. Также и для других вещей.
|