Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
E.П.Блаватская Священная наука [3]
 
Пифагор учил, что вся Вселенная представляет собой одну
обширную серию математически точных комбинаций. Платон описывает
Божество, исходя из геометрических принципов. Мир держится тем же
самым законом равновесия и гармонии, при помощи которого он был
создан. В гармоничных круговращениях сфер центростремительная сила
не может проявить себя без центробежной, и все формы являются
продуктом этой двойственной природной силы. Таким образом, чтобы
проиллюстрировать это, мы можем рассмотреть дух в качестве
центробежной, а душу - центростремительной, духовных энергий.
Находясь в совершенной гармонии, обе силы дают один результат;
нарушение центростремительного движения земной души, стремящейся к
центру, который ее притягивает, остановка ее движения посредством
того, что ее нагружают более тяжелым грузом материи, чем она
способна нести; и гармония целого, которая и была жизнью -
разрушена. Индивидуальная жизнь может продолжаться только тогда,
когда она поддерживается этой двойственной силой. Малейшее
отклонение от гармонии повреждает ее; когда она разрушается без
надежды на восстановление, силы обособляются, и форма постепенно
исчезает. После смерти развратных и грешных людей наступает
критический момент. Если в течение времени человек не обращает
внимания на последние и безуспешные попытки внутреннего эго
воссоединиться со слабо-мерцающими лучами своей божественной
монады; если он допускает, что эти лучи все более и более
загораживаются увеличивающимся материальным панцирем - душа,
однажды освободившись от тела, следует земному притяжению, и
магнетически вовлекается и содержится в плотных оковах материальной
атмосферы Камалоки. Затем она начинает опускаться все ниже и ниже,
до тех пор, пока не обнаружит себя, когда к ней вернется сознание,
в том, что древние называли Гадесом, а мы - Авичи. Исчезновение
такой души никогда не происходит мгновенно; оно может длиться
столетия; поскольку природа никогда не развивается прыжками и
толчками, и астральная душа личности формируется из элементов,
закон эволюции должен ожидать своего времени. И тогда начинает
действовать суровый закон воздаяния, Йинь-юань буддийских
посвященных.
Этот класс духов называется "земным", или "земными
элементариями", в противоположность другим классам, как мы это
показали в начале. Но существует другой, еще более опасный класс.
На Востоке они известны как "братья теней", живые люди, захваченные
земными элементариями; некогда - их хозяева, но в конце концов они
всегда становятся жертвами этих ужасных существ. В Сиккиме и Тибете
их называют дугпами (красношапочниками), в противоположность
гелугпами (желтошапочникам), причем к последним принадлежит
большинство адептов. И здесь мы должны попросить читателей
правильно понять нас. Ибо хотя Бутан и Сикким в целом принадлежат к
древней религии бон, ныне обычно известной как дугпа, это вовсе не
значит, что мы должны думать, что ей охвачено все население, en
masse, или что все они являются колдунами. Среди них можно
обнаружить столько же добрых людей, как и в любом другом месте, и
мы говорили выше лишь об элите их ламства, о ядре их
священнослужителей, "танцующих дьяволах", и идолопоклонниках, чьи
страшные и таинственные ритуалы совершенно неизвестны большей части
населения. Существуют два класса этих ужасных "братьев теней" -
живые и мертвые. Оба они представляют коварных, низких, мстительных
людей, которые хотят отплатить человечеству за свои страдания; они
становятся, после конечного уничтожения, вампирами, вурдалаками, и
основными действующими лицами на спиритических сеансах. Это главные
"звезды" великого театра "материализации" духов, феномены которого
они создают при помощи наиболее разумных и подлинных
"элементальных" созданий, кружащихся вокруг, и с удовольствием
откликающихся на приглашения их в их собственных сферах. Великий
немецкий каббалист Генри Кунрат в своей замечательной работе
"Амфитеатр Вечной Мудрости" поместил табличку с изображением
четырех классов этих "элементарных духов". Однажды переступив порог
святилища посвященных, тот, перед кем адепт приподнял "Покрывало
Изиды", таинственной и ревнивой Богини, никогда не почувствует
страха; но он все же находится в постоянной опасности.
Маги и теургические философы особенно резко возражали против
"вызывания душ". "Не вызывай ее (душу) назад, чтобы в момент
кончины она не удержала что-нибудь", - говорит Пселл. "Вы не должны
узреть их до вашего посвящения, так как, используя обаяние, они
соблазняют души непосвященных", - говорит тот же философ в другом
месте.
Они возражали против этого по следующим веским причинам:
1) "исключительно трудно отличить доброго даймона от злого", -
говорит Ямвлих; 2) если личина доброго человека успешно проникает
через плотную земную атмосферу - всегда тягостную для нее, часто
ненавистную - все же существуют опасности, которых она не сможет
избежать. Душа не способна сблизиться с материальным миром и в
момент "кончины не удержать что-либо", иначе говоря, она оскверняет
свою чистоту, из-за чего она должна будет в большей или меньшей
степени пострадать после ее исхода. Поэтому истинный теургист будет
избегать причинять любое большее страдание этому чистому обитателю
высшей сферы, чем это безусловно требуется для интересов
человечества. И только тот, кто практикует черную магию - подобно
дугпам в Бутане и Сиккиме - подчиняет с помощью могущественных
заклинаний некромантии порочные души людей, которые прожили дурные
жизни и готовы помогать их эгоистичным замыслам.
Об общении с Аугоэйдос при помощи медиумических сил
субъективных медиумов мы поговорим в другой раз.
Теургисты используют химические и минеральные вещества для
вызывания злых духов. Из них одним из наиболее сильных был камень,
называемый Мнизурином. "Когда вы увидите приближающегося земного
даймона, вскрикните и принесите в жертву камень Мнизурин", -
возвестил Зороастрийский Оракул (Пселл, 40).
Эти "даймоны" пытаются проникнуть в тела полоумных или
идиотов, и остаются там вплоть до их изгнания могущественной и
чистой волей. Иисус, Аполлоний и некоторые другие адепты имели силу
для того, чтобы изгнать "дьяволов" посредством очищения атмосферы
внутри пациента и вокруг него, и таким образом принудить
непрошенного обитателя улететь. Некоторые нестойкие соли особенно
неприятны им; слова Зороастра об этом подтверждаются м-ром К. Ф.
Варлеем, и древняя наука находит объяснение в современной.
Воздействие некоторых химикатов, помещенных в блюдце, находящемся
под кроватью, согласно м-ру Варлею из Лондона,* с целью
предохранения ночью от неприятных физических явлений, объясняется
им совершенно правильным образом. Не надо бояться чистых или даже
просто безобидных человеческих духов, ибо они освободили себя от
земной материи, и земные компоненты никоим образом не могут влиять
на них; такие духи похожи на дыхание. Но не таковы земные души и
природные духи.
В отношении этих плотских земных лярв, деградировавших
человеческих духов, древние каббалисты питали надежду на
перевоплощение. Но когда и как? В подходящий момент, и если этому
помогает искреннее желание его исправления и раскаяния со стороны
какой-либо сильной симпатизирующей личности, или воли какого-нибудь
адепта, или даже вследствие желания, исходящего от самого
заблуждающегося духа, при условии, что он достаточно силен, чтобы
сбросить с себя груз греховной материи. Целиком утрачивая сознание,
когда-то яркая монада вовлекается еще раз в водоворот нашей земной
эволюции, проходит через низшие царства и снова начинает дышать в
виде живого ребенка. Было бы невозможно определить время,
необходимое для завершения этого процесса. Поскольку в вечности
чувство времени отсутствует, такая попытка была бы пустой затратой
труда.
Говоря об элементариях, Порфирий отмечает: Эти невидимые
существа почитались людьми как боги;..
всеобщая вера признает их способными становиться исключительно
злобными; считается, что их гнев направляется против тех, кто не
оказывает им законного поклонения.*

Гомер описывает их в следующих выражениях:

Ибо всегда нам открыто являются боги... С нами они пировать
без чинов за трапезу садятся; Даже когда кто из них и один на
пути феакийским Странником встретится - он не скрывается; боги
считают Всех нас родными, как диких циклопов, как племя
гигантов.**

Последнее доказывает, что эти боги были добрыми и
благотворными даймонами, и что были ли они бестелесными духами или
элементальными существами, они не были "дьяволами".
Язык Порфирия, который был непосредственным учеником Плотина,
еще более ясно выражает природу этих духов:

Даймоны невидимы; но они знают, как придать себе формы и
конфигурации, подверженные разнообразным изменениям, которые могут
быть объяснены их природой, имеющей в себе много телесного. Их
жилища находятся в непосредственной близости от земли.. и когда они
могут избежать бдительности добрых даймонов, нет такого вреда,
которого они бы не совершили. Иногда они будут использовать грубую
силу, в других случаях - хитрость.***

Далее он говорит:

Для них детская забава пробуждать в нас низкие страсти,
вносить в общества и народы сумасбродные учения, вызывающие войны,
призывы к мятежу, и другие общественные бедствия, и затем свалить
все на "работу богов"... Эти духи проводят время в обмане смертных,
создании вокруг них иллюзий и чудес; их величайшей амбицией
является то, чтобы выступать в качестве богов и душ (бестелесных
духов).****
Ямвлих, крупный теургист неоплатонической школы, человек,
искусный в священной магии, учит, что:

Добрые даймоны являются нам на самом деле, тогда как злые
могут проявляться лишь в призрачной форме фантомов.

Далее он подтверждает Порфирия, говоря:

Добрые даймоны не боятся света, тогда как злые нуждаются в
темноте... Чувства, которые они вызывают в нас, заставляют нас
поверить в реальность вещей, которые они нам показывают, хотя бы
эти вещи отсутствовали.*

Даже наиболее опытные теургисты иногда видели опасность в
своих сношениях с определенными элементариями; Ямвлих говорит, что:

Боги, ангелы и даймоны, также как и души, могут быть вызваны
путем призывания и молитв... Но если во время теургического действа
происходит ошибка, - берегитесь! Не воображайте, что вы общаетесь с
благодетельными божествами, которые отвечают на вашу искреннюю
мольбу; нет, ибо это - злые даймоны, только под личиной добрых, ибо
элементарии часто прикидываются добрыми, и делают вид, что они
принадлежат к гораздо более высокому рангу, чем они занимают на
самом деле. Их выдает хвастовство.**

Древние, которые давали имя только четырем элементам, сделали
эфир пятым. Будучи невидимым по своей сущности, он рассматривался
как божественный посредник между этим и следующим мирами. Они
считали, что когда управляющие разумные силы перемещаются из
какой-либо области эфира, то есть одного из четырех царств,
которыми они обязаны управлять, то пространство оказывается во
владении зла. Адепт, который приготовился к общению с "невидимыми",
должен хорошо знать свой ритуал и быть знакомым с условиями,
которые требуются для состояния совершенного равновесия четырех
элементов в астральном свете. Прежде всего, он должен очистить
сущность, и уравновесить элементы внутри круга, в который он хочет
привлечь чистых духов, так, чтобы предотвратить вторжение
элементалов в эти сферы. Но горе тому опрометчивому вопрошающему,
который по незнанию нарушает границу запретной земли; опасности
будут подстерегать его на каждом шагу. Он вызывает силы, которые не
способен контролировать; он будит часовых, которые позволят пройти
только мастеру. Ибо, по словам бессмертного розенкрейцера:

Как только ты решил сотрудничать с духом живого Бога, заботься
о том, чтобы не мешать Ему в Его работе; ибо, если твой пыл
превысит естественные соотношения, ты возбудишь гнев влажных*
натур, и они могут восстать против центрального огня, и центральный
огонь против них, и тогда возникнет ужасное разделение и хаос.**

Дух гармонии и единства исчезает из элементов, приведенных в
беспорядок неосторожной рукой; и потоки слепых сил станут
немедленно заражены бесчисленными созданиями материи и инстинктов -
злыми демонами теургистов, дьяволами теологии; гномы, саламандры,
сильфы и ундины нападут в виде разнообразных воздушных форм на
неразумного исполнителя. Неспособные придумать что-либо новое, они
обыщут его память до самой ее глубины; отсюда следует нервное
истощение и ментальная депрессия некоторых чувствительных людей в
спиритуальных кругах. Элементалы выносят на свет давно забытые
воспоминания прошлого, формы, образы, любимые моменты и хорошо
знакомые изречения, давно исчезнувшие из наших собственных
воспоминаний, но живо сохранившиеся в непостижимых глубинах нашей
памяти и на астральных скрижалях вечной "Книги Жизни".
Создатель гомеомерийской системы философии, Анаксагор
Клазоменский, твердо верил в то, что духовные прототипы всех вещей,
так же как и их элементов, могут быть обнаружены в безграничном
эфире, где они были созданы, откуда они развились и куда они
возвратятся с земли. Так же, как и индусы, которые
персонифицировали Акашу и рассматривали его как божественную
сущность, греки и латиняне также обожествили Эфир. Вергилий называл
его Зевс, Отец Всемогущий Эфир,* Магнус - Великий Бог, Эфир.
И этих существ, элементальных духов каббалистов,**
христианское духовенство осуждает как "дьяволов", врагов
человечества!

III

Каждый организованный объект в этом мире, как видимый, так и
невидимый, содержит свойственный ему элемент. Рыба живет и дышит в
воде; растение потребляет углекислый газ, который убивает животных
и людей; некоторые существа приспособлены для разреженных слоев
воздуха, другие же существуют только в самых плотных. Жизнь иных
зависит от солнечного света, других же - от темноты; таким образом,
мудрая экономика природы приспосабливает к любым имеющимся условиям
определенные формы жизни. Такие аналогии подтверждают заключение о
том, что не только не существует незаселенных областей во
всеобъемлющей природе, но и то, что каждому живому существу
предоставляются особые условия, и, будучи предоставленными, они
становятся необходимыми. Далее, если мы примем во внимание
существование невидимой стороны вселенной - определенные свойства
природы говорят в пользу того утверждения - что эта половина
населена, подобно другой половине; и что каждая группа ее
обитателей снабжена соответствующими условиями, необходимыми для ее
существования. Было бы столь же нелогично воображать, что всем этим
обитателям предоставлены одинаковые условия, как и в отношении
обитателей видимой природы. То, что существуют "духи",
подразумевает, что существуют и разновидности "духов"; ибо люди
различны, и человеческие "духи" - это лишь люди, освобожденные от
телесной оболочки.
Говорить, что все "духи" одинаковы, или что они приспособлены
к одной и той же атмосфере, или обладают одинаковыми силами, или
управляются благодаря одному и тому же притяжению - электрическому,
магнетическому, одическому, астральному, неважно какому именно- это
столь же абсурдно, как если бы кто-то утверждал, что все планеты
имеют одинаковую природу, или что все животные - амфибии, или что
всех людей можно кормить одинаковой пищей. Начнем с того, что ни
элементалы, ни элементарии сами по себе не могут быть названы
"духами" вообще. Имело бы смысл предположить, что вульгарнейшие из
них будут опускаться в самые нижние слои духовной атмосферы -
другими словами, могут быть обнаружены недалеко от земли. И
наоборот, чистейшие из них будут в наибольшем удалении. Недопустимо
полагать, что какое-либо из этих эфирных существ может занимать
место другого, - создавая новый термин, мы назовем это
"психоматическим" оккультизмом, - или существовать в условиях,
свойственных для иного существа, так же, как невозможно ожидать,
что две жидкости с разными плотностями могут изменить свои
показания на шкале гидрометра Б ме.
Жорес, описывая разговор, который состоялся у него с некими
индусами на Малабарском полуострове, сообщает, что на вопрос о том,
встречали ли они духов, получил такой ответ:

Да, но мы знаем, что они злые бхуты [духи, или скорее
"пустышки", или "оболочки"].. добрые духи едва ли когда-либо вообще
появляются. Они главным образом являются духами самоубийц или
убийц, или же тех, кто умирает насильственной смертью. Они
постоянно в движении и возникают как призраки. Для них благоприятно
ночное время, они соблазняют слабоумных и искушают остальных
тысячью различных способов.*
Порфирий представляет нам ужасные факты, достоверность которых
подтверждается на опыте каждым изучающим магию. Он пишет:

Даже после смерти душа* сохраняет некоторую привязанность к
своему телу, причем это сродство пропорционально тому насилию, с
которой был разорван их союз; мы можем видеть духов, в отчаянии
парящих над своими земными останками; можно видеть даже, как они
жадно ищут разлагающиеся останки других тел, находясь над
свежепролитой кровью, которая, по-видимому, дает им на мгновение
некоторую жизнестойкость.**

Хотя спиритуалисты и отвергали всегда их существование, эти
природные духи - так же, как "элементарии", или "пустые оболочки",
как их называют индусы, - существуют на самом деле. Если гномы,
сильфы, саламандры и ундины розенкрейцеров существовали в их время,
они должны существовать и сейчас. "Житель Порога" Бульвер-Литтона -
это современное представление, основывающееся на древней
разновидности суланат евреев и египтян, о которой есть упоминание в
"Книге Яшера".***
Христиане в высшей степени неправы, когда обозначают их без
разбора "дьяволами", "детьми Сатаны", и дают им сходные
наименования. Элементалы не имеют ничего общего с этим
представлением, это просто существа из эфирной материи,
безразличные, ни хорошие и ни плохие, пока они не подвергнуты
влиянию высшего разума. Очень странно слышать, как благочестивые
католики поносят или неправильно толкуют природных духов, тогда как
один из их величайших авторитетов, Климент Александрийский, описал
эти существа как вполне реальные. Климент, который был вероятно
теургистом так же, как и неоплатоником, и поэтому ссылался на
авторитетные мнения, отмечает, что абсурдно называть их дьяволами,*
поскольку они являются только низшими ангелами, "силами, которые
населяют стихии, приносят ветры и распределяют дожди, и как таковые
являются служителями Бога".** Ориген, который также принадлежал к
платонической школе до того, как стал христианином, придерживался
того же мнения. Порфирий, как мы видели, описывал этих даймонов
наиболее тщательно, чем кто-либо другой.
Тайная Доктрина учит, что человек, если он достигает
бессмертия, навсегда сохраняет семеричную троицу, которой он был в
жизни, и останется таковым во всех сферах. Астральное тело, которое
в этой жизни покрыто плотной физической оболочкой, становится -
после того, как освободится от этого покрова посредством телесной
смерти - в свою очередь оболочкой другого, более эфирного тела. Оно
начинает развиваться с момента смерти, и достигает совершенства,
когда астральное тело земной формы окончательно отделится от него.
Этот процесс, как утверждают, повторяется при каждом новом
прохождении через ту или иную сферу жизни. Бессмертную душу,
"серебряный призрак", д-р Фенвик наблюдал только в мозгу Маргрейва
(в "Странной истории" Бульвер-Литтона), но не находил его у
животных, всегда неизменный, остающийся неразрушимым "нечто, что
разбивает сосуд его вмещающий". Описания духов животных, которые
населяют астральный свет, сделанные Порфирием, Ямвлихом и другими,
подтверждаются многими из наиболее правдоподобных и разумных
ясновидящих. Иногда животные формы становятся видимыми даже для
какого-либо человека, находящегося в спиритуальном круге,
посредством материализации. В своей книге "Люди из иного мира"
полковник Олькотт описывает материализованную белку, которая
сопровождала женщину-спирита перед взорами наблюдателей, некоторое
время появлялась и исчезала перед их глазами, и наконец последовала
в кабинет за спиритом. В современной спиритуалистической литературе
даются многочисленные факты такого рода, и некоторые из них вполне
правдоподобны.
В отношении человеческого духа, точки зрения древних философов
и средневековых каббалистов различались в деталях, но сходились в
главном; поэтому учение одних можно рассматривать как учение и
других. Наиболее существенные различия состояли в том, где
находится бессмертный или божественный дух человека. В то время как
неоплатоники утверждали, что Аугоэйдос никогда не спускается
гипостатически в живых людей, но лишь в той или иной степени
проливает свой свет на внутреннего человека - астральную душу, -
каббалисты средних веков считали, что дух, самоотделившийся от
океана света и духа, входит в человеческую душу, где и остается в
течение жизни заключенным в астральную капсулу. Это различие было
результатом того, что христианские каббалисты, в той или иной
степени, верили в буквальный смысл аллегории о грехопадении
человека. Они говорили, что душа из-за "падения Адама" становится
загрязненной миром материи, или Сатаной. Прежде чем она, с
заключенным в ней божественным духом, могла появиться перед лицом
Вечного, она должна была очиститься от загрязнения темнотой. Они
сравнивали -

Дух, заключенный внутри души, с каплей воды, находящейся
внутри капсулы из желатина и брошенной в океан; пока капсула
остается целой, капля воды изолирована; если разрушить оболочку, то
капля станет частью океана - ее индивидуальное существование
прекратилось. То же самое и с духом. Пока он заключен в своем
пластическом посреднике, или душе, он имеет индивидуальное
существование. Если разрушить капсулу, что может произойти при
агонии ослабленного сознания, преступлении или нравственном
заболевании, - дух возвращается обратно в свое исходное
местопребывание, его индивидуальность исчезает.

С другой стороны, философы, которые по-своему объясняли
"падение в зарождение", рассматривали дух как нечто совершенно
отличное от души. Они допускали его присутствие в астральной
капсуле только в отношении того, что касалось духовных эманаций или
лучей "сверкающего единого". Человек и его духовная душа, или
монада, - то есть, дух и его носитель, - должны были завоевать свое
бессмертие путем подъема к единому, с которым они, если бы все было
удачно, в конце концов соединились, и в котором они бы, так
сказать, растворились. Индивидуализация человека после смерти
зависела от духа, а не от его астральной или человеческой души
(манаса и его носителя - камарупы) и тела. Хотя слово "личность" в
том смысле, в каком оно обычно употребляется, является абсурдным,
если его буквально относить к нашей бессмертной сущности, поскольку
она представляет собой ярко выраженное единство, бессмертное и
вечное, per se [самостоятельное]; и когда (как в случае безнадежных
преступников) сверкающая нить, которая связывает дух с душой с
самого момента рождения ребенка, грубо разрывается, и утратившая
тело личностная сущность остается, чтобы разделить судьбу низших
животных и постепенно раствориться в эфире, попадая в ужасное
состояние авичи, или полностью исчезая в восьмой сфере с полным
уничтожением личности, - даже тогда дух остается отдельным,
отличным от других, существом. Он становится планетарным духом,
ангелом; ибо боги язычников или архангелы христиан, прямые эманации
Первопричины, невзирая на спорное заявление Сведенборга, никогда не
были и не будут людьми, по крайней мере на нашей планете.
Эта специализация во все времена была камнем преткновения для
метафизиков. Весь эзотеризм буддийской философии основан на этом
таинственном учении, понятом столь немногими людьми, и совершенно
искаженным многими из наиболее известных ученых. Даже метафизики
чересчур склонны смешивать следствие с причиной. Человек может
достигнуть бессмертной жизни и остаться в вечности с тем же самым
внутренним эго, которое у него было и на земле; но это не
предполагает с необходимостью, что он или должен остаться м-ром
Смитом или Брауном, каким он был на земле, или утратить свою
индивидуальность. Таким образом, астральная душа, то есть
индивидуальность, подобно земному телу и низшей части человеческой
души, может быть поглощена космическим океаном возвышенных
элементов, и перестанет чувствовать свою личную индивидуальность,
если она не заслужила парения в вышине; а божественный дух, или
духовная индивидуальность, все равно остается неизменной
целостностью, хотя его земной опыт может быть полностью уничтожен в
момент отделения от своего недостойного носителя.
Если "дух", или божественная часть души, предсуществуют от
вечности, как отдельная сущность, как этому учили Ориген, Синезий и
другие отцы христианской церкви и философы, и если он представляет
собой то же самое, и ничего более кроме метафизически объективной
души, как же может он быть чем-либо отличным от вечного? И какой же
в таком случае смысл в том, ведет ли человек животную или чистую
жизнь, если делая то, что он может, он никогда не утратит свою
индивидуальность? Эта доктрина является столь же пагубной по своим
последствиям, как и учение об искуплении чужой вины. Если бы эта
догма вместе с ложной идеей о том, что все мы лично бессмертны,
была бы представлена миру в своем истинном свете, человечество
стало бы лучше благодаря ее распространению. Преступления и греха
избегали бы не из-за страха перед земным наказанием, или из-за
боязни ада, но ради того, что наиболее глубоко укоренилось в нашей
природе - желания иметь личную и отдельную от других жизнь в
будущем, уверенности, что мы не можем достигнуть этого до тех пор,
пока мы "захватываем небеса с помощью насилия", и убеждения в том,
что ни человеческие молитвы, ни кровь другого человека не спасут
нас от личного разрушения после смерти, если во время нашей земной
жизни мы не связали себя прочно с нашим собственным бессмертным
духом - нашим собственным личным богом.
Пифагор, Платон, Тимей Локрийский и вся Александрийская школа
связывали душу с универсальной мировой душой; согласно их учению,
часть этой последней составлял эфир, то есть нечто имеющее столь
тонкую природу, что его можно было воспринимать только нашим
внутренним зрением. Поэтому, он не может быть сущностью монады, или
причиной,* поскольку anima mundi представляет собою лишь следствие,
объективную эманацию первого. Как божественная духовная душа, так и
человеческая душа, являются предсуществующими. Но тогда как первая
существует как отдельная целостность, или индивидуальность, душа
(носитель первой) существует лишь как предсуществующая материя, как
бессознательная часть разумного целого. Обе они были исходно
образованы из Вечного Океана Света; но, как это говорили теософы, в
огне имеется как видимый, так и невидимый дух. Они видели разницу
между anima bruta [животной душой] и anima divina [божественной
душой]. Эмпедокл твердо верил, что все люди и животные имеют две
души; у Аристотеля мы обнаруживаем, что он называет одну разумную
душу - нус, а другую, животную душу - псюхе. Согласно этим
философам, разумная душа происходит извне универсальной души (то
есть из источника более высокого, чем универсальная душа, в его
космическом смысле: это универсальный дух, седьмой принцип
вселенной в ее целостности), а другая душа - изнутри. Эта
божественная и верховная область, в которой они располагали
невидимое верховное божество, рассматривалась ими (самим
Аристотелем, который не был посвященным) как пятый элемент, - тогда
как это седьмой, чисто духовный и божественный элемент в
эзотерической философии, или мулапракрити, а сама же anima mundi
представляется как имеющая тонкую, огненную, эфирную природу,
распространенную по всей вселенной, - коротко говоря, эфир.*
Стоики, величайшие материалисты древности, исключали присутствие
божественного принципа и божественной души в любом таком
материальном организме. Их современные комментаторы и поклонники,
жадно ухватываясь за эту возможность, строят на ее основе
предположение, что стоики не верили ни в Бога, ни в душу, как
сущность материи. Очевидно, что Эпикур не верил в Бога или душу в
том смысле, как это понимали древние и понимают современные теисты.
Но Эпикур, чья доктрина (прямо выступая против деятельности как
Бога, так и богов, в отношении создания и управления миром)
поставила его намного выше стоиков в атеизме и материализме, тем не
менее учил, что душа - это тонкая, нежная сущность, сформированная
из однородных, круглых и мелких атомов - описание которых приводит
нас все к тому же возвышенному эфиру. Кроме того, он верил в богов.
Арнобий, Тертуллиан, Ириней и Ориген, невзирая на свое
христианство, верили, как и более близкие к современности Спиноза и
Гоббс, что душа имеет материальную, хотя и очень тонкую природу -
то есть нечто антропоморфное и индивидуальное, то есть
вещественное, конечное и обусловленное. Может ли она становиться
бессмертной в этих условиях? Может ли смертное стать бессмертным?
Это учение о возможности утраты чьей-либо души и,
следовательно, индивидуальности, борется с идеальными теориями и
прогрессивными идеями некоторых спиритуалистов, хотя Сведенборг
полностью принимал его. Они никогда не согласятся с
каббалистической доктриной, которая учит, что только посредством
наблюдения закона гармонии можно обрести индивидуальную жизнь; и
что чем дальше внутренний и внешний человек отклоняются от этого
источника гармонии, лежащего в нашем божественном духе, тем труднее
ему вновь обрести основу.
Но хотя спиритуалисты и другие приверженцы христианства имеют
слабое (если вообще какое-то) понимание факта смерти и уничтожения
человеческой личности посредством отделения бессмертной части от
тленного тела, некоторые последователи Сведенборга - по крайней
мере те, кто следует духу философии, а не просто буквальному
пониманию учения - полностью осознают это. Один из наиболее
уважаемых священнослужителей новой церкви, преподобный Чонси
Джайлз, доктор богословия, из Нью-Йорка, недавно следующим образом
осветил этот вопрос в своем публичном выступлении. Физическая
смерть, или смерть тела, - это условие божественной экономии ради
благополучия человека, условие, с помощью которого он достигает
высшего завершения своего существования. Но существует и иная
смерть, которая является прерыванием божественного порядка и
разрушением всех человеческих элементов в организме, и какой-либо
возможности человеческого счастья. Это духовная смерть, которая
наступает перед разрушением человеческого тела. "Может произойти
чрезвычайно сильное развитие естественного разума человека, не
сопровождаемое какой-либо частицей божественной любви, или
бескорыстной любви человека". Когда некто, возлюбив себя, любит мир
ради своих собственных интересов, утрачивая божественную любовь к
Богу и своим ближним, он претерпевает падение от жизни к смерти.
Высшие принципы, которые составляют основные элементы его
человеческого существа, умирают, и он живет лишь на заднем плане
своих страстей. Физически он существует, духовно же он мертв. По
отношению ко всему, что относится к высшей и длительной фазе
существования, он столь же мертв, как его тело становится мертвым
для любой деятельности, для всех желаний и ощущений в мире после
того, как дух покидает его. Эта духовная смерть является
результатом несоблюдения законов духовной жизни, которое
сопровождается таким же наказанием, как и нарушение законов
естественной жизни. Но духовно умершие имеют все-таки свои
удовольствия; они обладают интеллектуальными способностями, силами
и ведут бурную деятельность. Они подвержены всем животным желаниям,
и для множества мужчин и женщин последние составляют высший идеал
человеческого счастья. Неустанная погоня за богатством, за
развлечениями и удовольствиями социальной жизни; культивирование
изящества манер, вкусов в одежде, или повышения своего положения в
обществе, научной известности, опьяняет и захватывает этих живых
мертвецов; но, по выразительному замечанию проповедника, "эти
создания, со всеми своими изящными, богатыми платьями и блестящими
манерами, мертвы в глазах Господа и ангелов, и, измеренные при
помощи единственной истинной и бессмертной меры, имеют не в большей
степени настоящую жизнь, чем скелеты, чья плоть рассыпалась в
прах".
Хотя мы и не верим в "Господа и ангелов" (во всяком случае, не
в том смысле, который вкладывают в эти понятия Сведенборг и его
последователи), тем не менее мы восхищены этими чувствами и
полностью разделяем взгляды вышеупомянутого священника.
Высокое развитие интеллектуальных способностей не предполагает
духовную или истинную жизнь. Присутствие в одном из высокоразвитых
людей интеллектуальной души (пятого принципа, или манаса) вполне
совместимо с отсутствием буддхи, или духовной души. Хотя первая и
возникает из последней, и развивается под ее благотворными и
живительными лучами, она может навсегда остаться прямым
последователем земных, низших принципов, неспособной к духовному
восприятию; великолепной, роскошной гробницей, полной сухих костей
и разложившейся плоти внутри. Многие из наших величайших ученых
являются лишь живыми трупами - они не обладают духовным зрением,
потому что их дух покинул их, или, скорее, не смог пробиться к ним.
Таким образом, мы могли бы пройти через все века, проверить все
профессии, взвесить все человеческие достижения, и исследовать все
общественные формы, и мы везде бы обнаружили этих духовных
мертвецов.
Хотя сам Аристотель, предвосхищая представления современных
физиологов, рассматривал человеческий разум как материальную
субстанцию, и высмеивал гилозоистов, тем не менее он, безусловно,
верил в существование "двойной" души, или слияние души с духом, как
это можно увидеть в его "Метафизике" (Кн. II). Он смеялся над
Стратоном, верящим, что любые частицы материи, per se, могут
содержать в себе жизнь и интеллект, достаточные для того, чтобы
сформировать такой разнообразный мир, как наш.* Аристотель обязан
высоким основам морали своей "Никомаховской этики" тщательному
изучению "Этических фрагментов" Пифагора; ибо в последних может
быть легко найден источник, из которого произросли его идеи, хотя
он мог и не присягать "основателю теерикатиды".* Но поистине наши
люди науки не знают ничего определенного об Аристотеле. Его
философия столь трудна для понимания, что он постоянно
предоставляет читателям с помощью воображения восполнять
недостающие звенья в своих логических выводах. Кроме того, мы
знаем, что всегда перед тем, как его труды достигали ученых,
которые восхищались его аргументами (на их взгляд, атеистическими)
в поддержку учения о судьбе, они проходили через слишком многие
руки, чтобы остаться незапятнанными. От Теофраста, его наследника,
они перешли к Нелею, наследник которого оставил их разрушаться в
подземной пещере почти на 150 лет; после этого, как мы знаем, эти
манускрипты были скопированы и сильно дополнены Апелликоном из
Теоса, который восполнил те параграфы, которые стали
неразборчивыми, при помощи своих собственных предположений, многие
из которых, вероятно, были извлечены им из глубин своего
собственного сознания. Наши ученые девятнадцатого столетия могли бы
получить большую пользу благодаря примеру Аристотеля, если бы они
пожелали подражать ему на практике, поскольку они могли бы включить
его индуктивный метод и материалистические теории в учение
платоников. Мы призываем их собирать факты столь же тщательно, как
это делал он, вместо того, чтобы отрицать те из них, о которых они
ничего не знают.
То, что мы говорили здесь и в других местах о различиях
"духов" и других невидимых существ, развивающихся в астральном
свете, и то, что мы имеем ввиду, говоря о медиумах и тенденциях
медиумазма, - все это основывается не на предположениях, но на
реальном опыте и наблюдении. Едва ли существует хотя бы одна фаза
медиумазма, один его вид, пример которого мы бы не видели за
последние тридцать пять лет в различных странах. Индия, Тибет,
Борнео, Сиам, Египет, Малая Азия, Америка (Северная и Южная), и
другие страны света, - каждая из них показала нам свойственные ей
виды медиумистических феноменов и магических сил. Наш разнообразный
опыт полностью подтвердил учения наших Учителей и "Тайной Доктрины"
и научил нас двум важным истинам, а именно, - тому, что для
"медиумических" упражнений совершенно необходимы личная чистота и
тренированная и неукротимая сила воли; и что спиритуалисты никогда
не могут убедить себя в истинности медиумистических проявлений,
хотя они и происходят на свету и в таких разумно проверенных
условиях, при которых любая попытка обмана была бы немедленно
обнаружена.
Боясь быть непонятыми, мы бы отметили, что хотя, как правило,
физические феномены создаются природными духами, их собственным
движением и с помощью элементариев, все же подлинные бестелесные
человеческие духи могут в исключительных обстоятельствах - таких
как стремление чистого, любящего сердца, или под влиянием
напряженных мыслей или неудовлетворенного желания в момент
смерти, - проявить свое присутствие, либо во сне, либо наяву, или
даже вызвать свое объективное появление - вскоре после физической
смерти. Мы опасаемся, что точное описание этого может быть создано
лишь рукой "духа", причем медиум оказывается под влиянием процесса
столь же непонятного ему самому, сколь и современным
спиритуалистам. Но что мы утверждаем и должны будем утверждать
всегда, так это то, что подлинный человеческий дух не может
материализоваться, то есть облечь свою монаду в вещественную форму.
Даже в том, что касается всех остальных, должно существовать
могучее притяжение, в действительности извлекающее чистый,
бестелесный дух из его лучистого, деваханического состояния - его
дома - в загрязненную атмосферу, из которой он освободился, покинув
свое земное тело.
Тогда, когда возможная природа разумных проявлений, которые,
как верит наука, являются "психическими силами", а для
спиритуалистов - "духами мертвых", станет более известной,
академики и верующие обратятся за информацией к древним философам.
Они могут в своей неукротимой гордыне, которая столь часто
становится упрямством и высокомерием, поступать так, как это сделал
д-р Шарко из Сальпетриерского госпиталя в Париже: годами отрицать
существование месмеризма и его феноменов, и признавать и
проповедовать его в публичных лекциях - только под общепринятым
названием "гипнотизма".
Мы находили в спиритуалистических журналах многие примеры
того, как наблюдались призраки умерших любимых собак и других
животных. Поэтому, согласно таким спиритуалистическим
доказательствам, мы должны думать, что такие "духи" животных могут
появляться, хотя мы и оставляем за собой право соглашаться с
древними, что эти формы являются проделками элементалов. Невзирая
на какие-либо доказательства и неправдоподобие, спиритуалисты, тем
не менее, будут утверждать, что это работа "духов" бестелесных
человеческих существ, и даже в случае "материализации" животных. Мы
не будем проверять с их разрешения pro и con (за и против) этих
спорных вопросов. Вообразим на мгновение бестелесного разумного
орангутанга или какую-либо африканскую человекообразную обезьяну,
лишенных физического тела и обладающих астральным, если не
бессмертным телом. Если открыть дверь для сообщения между земным и
духовным миром, что же помешает обезьяне создавать такие же
физические феномены, какие, как она видит, создают человеческие
духи? И почему они не могут превзойти в мудрости и
изобретательности многих из тех, кто был свидетелем в
спиритуалистических кружках? Пусть на это ответят спиритуалисты.
Орангутанг с Борнео стоит по развитию разума не намного ниже, чем
дикарь. М-р Уоллес и другие известные натуралисты предоставили
примеры их (обезьян) удивительной проницательности, хотя по объему
мозга они и находятся ниже даже самого малоразвитого дикаря. Этим
приматам недостает лишь речи, чтобы быть людьми, стоящими на низшем
уровне развития. Часовые, поставленные обезьянами; спальные
помещения, выбранные и построенные орангутангами; их предвидение
опасности и вычисления, которые выглядят чем-то большим, нежели
инстинкт; их выбор вожака, которому они подчиняются; и
использование многих способностей, которые дают им право находиться
по крайней мере на одном уровне с многими из плоскоголовых
австралийцев. М-р Уоллес говорит: "Ментальные потребности дикарей и
проявляемые ими в действительности способности не намного выше, чем
у этих животных".
Люди предполагают, что в другом мире не могут существовать
человекообразные обезьяны, потому что они не имеют "души". Но
обезьяны оказываются столь же разумными, как некоторые люди; почему
же тогда эти люди, ни в чем не превосходящие обезьян, должны иметь
бессмертный дух, а обезьяны нет? Материалист ответит, что ни те, ни
другие не обладают духом, но все они претерпевают уничтожение при
физической смерти. Но духовные философы всех времен были согласны,
что человек занимает ступеньку выше, чем животное (будь он самым
необразованным из дикарей или мудрейшим из философов), и обладает
чем-то, чего недостает последнему. Древние, как мы видели, учили,
что если человек является семеричной троицей, состоящей из тела,
астрального духа и бессмертной души, то животное только двоично -
то есть имеет лишь пять вместо семи принципов, обладает физическим
телом с его астральным телом и жизненным принципом, и животной
душой с оживляющим его носителем. Ученые могут не замечать разницы
между элементами, составляющими тела людей и животных; и каббалисты
согласны с ними, поскольку говорят, что астральные тела (или, как
бы назвали их физики, "жизненные принципы") животных и людей
идентичны по своей сути. Физический человек представляет собой лишь
высшее развитие животной жизни. Если, как говорят нам ученые, даже
мысль является материальной, и каждое ощущение боли или
удовольствия, каждое мимолетное желание сопровождается волнением
эфира; и такие смелые мыслители, как авторы "Невидимой вселенной"
верят, что мысль следует рассматривать "воздействующей на вещество
другой вселенной одновременно с веществом этой"; почему же тогда не
может грубая, животная мысль орангутанга или собаки, запечатляющая
себя на эфирных волнах астрального света так же, как и
человеческая, обеспечить животному продолжение жизни после смерти,
или "будущее состояние"?
Каббалисты утверждали и снова утверждают, что нефилософично
признавать, что астральное тело человека может пережить телесную
смерть, и в то же время заявлять, что астральное тело
человекообразной обезьяны распадется на независимые молекулы. То,
что может сохраниться как некая индивидуальность после смерти
тела - это астральная душа, которую Платон в "Тимее" и "Горгие"
называет смертной душой, ибо, в соответствии с герметической
доктриной, она отбрасывает свои наиболее материальные части при
каждом перемещении в высшую сферу.
Давайте поднимемся на следующую ступень в наших аргументах.
Если есть существование в духовном мире после телесной смерти,
тогда этот процесс должен происходить в соответствии с законом
эволюции. И это снимает человека с занимаемого им места на вершине
пирамиды материи, и погружают его в сферу существования, где его
преследует тот же самый неумолимый закон. И если он преследует его,
то почему же не кого-то еще в природе? Почему не животных и
растений, обладающих всеми жизненными принципами, и чьи организмы
распадаются, как и у человека, после того, как жизненные принципы
покидают их? Если его астральное тело становится более эфирным
после достижения иной сферы, почему же это не происходит с их
телами?..

"Люцифер", август 1893 г.

* В этом месте статья внезапно обрывается - невозможно
сказать, окончена ли она, или же утрачена какая-то часть рукописи.
- Прим. издателей "Люцифера".


* Бульвер-Литтон, "Занони". * Плутарх, "De Isid.", XXV, стр.
360. * "De Natura Deorum" (О природе богов), кн. I, гл. XVIII.
* Пусть изучающий обратится по этому вопросу к "Тайной Доктрине",
в которой он найдет полное объяснение.
* Чтобы затемнить, или набросить покрывало на тайну первичной
эволюции, последние брахманы, также с целью служения ортодоксии,
объяснили этих двоих с помощью такой выдумки: первые питри были
"сынами Бога" и обидели Браму, отказавшись принести ему жертву, за
что Творец проклял их, и они стали глупыми, и они могли избежать
этого проклятья только принимая своих собственных сынов как
учителей и обращаясь к ним как к своим творцам - питри. Такова
экзотерическая версия.
* Мы находим отражение этого в "Назарейском Кодексе".
Бахак-Зиво, "отцу Гениев" (семи), предписано создавать существа.
Но, поскольку он "не знает об Орке" и не знаком с "всепоглощающим
огнем, который нуждается в свете", он не может этого сделать и
призывает на помощь Фетахила, чистейшего духа, который делает еще
хуже, сидя в грязи (Илус, Хаос, Материя), и удивляется, почему так
изменился жизненный огонь. И только тогда, когда на арену творения
вступает "Дух" (Душа) - женская Anima Mundi назареев и гностиков -
и пробуждает Карабтаноса (духа материи и страстных желаний),
который соглашается помочь своей матери, "Дух" понимает и порождает
"Семь Образов", и опять "Семь", и еще раз "Семь" (Семь
Добродетелей, Семь Грехов и Семь Миров). Затем Фетахил погружает
свою руку в Хаос и создает нашу планету. (См. "Разоблаченную
Изиду", том I).
* "Индра-сутра", "Зохар", III, 292 b. * За последнее время
некоторые ограниченные критики - неспособные понять высшую
философию вышеизложенной доктрины, эзотерический смысл которой
открывает широчайшие горизонты в астрофизических и психологических
науках - подвергали осмеянию и относились с презрением к идее о
восьмой сфере, которую они, затуманенные старыми, заплесневелыми
догмами антинаучной веры, восприняли так, что наша "луна
представилась в виде мусорного ящика для собирания грехов
человечества"!
* Люди, которые верят в силу ясновидения, но склонны отвергать
существование в природе каких-либо других духов, кроме бестелесных
человеческих духов, будут заинтересованы отчетом о некоторых
наблюдениях ясновидения, которые появились в лондонском
"Спиритуалисте" за 29 июня 1877 г. Приближается гроза, и провидцы
видят "светящегося духа, возникающего из темного облака и
пересекающего с быстротой молнии небо, и, несколькими минутами
позже, диагональную линию темных духов в облаках". Таковы маруты в
Ведах.
Широко известный лектор, автор и ясновидящая, миссис Эмма
Хардинг Бриттен опубликовала отчет о своих знаменитых опытах с
такими элементальными духами. Если спиритуалисты примут ее
"духовный" опыт, они вряд ли смогут отрицать ее доказательства в
пользу оккультных теорий.
* Дж. Ле Конт, "Взаимоотношения жизненной силы с химической и
физической силами".
** "Archives des Sciences", xiv, декабрь 1872 г. * М-р Кромвель
Ф. Варлей, известный специалист по электричеству
из Атлантической кабельной компании, сообщил результаты своих
исследований в ходе дебатов в Психологическом обществе
Великобритании, которые были освещены в "Спиритуалисте" (Лондон, 14
апреля 1876 года, стр. 174, 175). Он полагает, что воздействие
свободной азотной кислоты в атмосфере может изгонять то, что он
называем "неприятными духами". Он считает, что те, кто испытывают
трудности с неприятными духами в доме, почувствовали бы облегчение,
смешав одну унцию купороса с двумя унциями порошкообразной селитры
в блюдце и поставив эту смесь под кровать. Он - ученый, чью
репутацию признают на двух континентах, и он дает рецепт для
изгнания злых духов! Однако широкая публика осмеивает как
"суеверия" различные травы и ароматические средства, используемые
для достижения той же самой цели индусами, китайцами, африканцами и
другими народами!
* "О жертвоприношениях богам и даймонам", гл. II. ** "Одиссея",
VII, перевод В. А. Жуковского. *** Порфирий, "О
жертвоприношениях богам и даймонам",
Е.П. Блаватская

из книги "Новый Панарион",
перевод (с) Издательство МЦФ, 1994


ПЯТИКОНЕЧНАЯ И ШЕСТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА

Все наиболее известные каббалисты Запада, как средневековые
так и современные, рассматривают пентаграмму, или пятиконечную
звезду, в качестве, микрокосма, а шестиконечный двойной треу-
гольник - как макрокосм. Элифас Леви (аббат Констант) и, по на-
шему мнению, Кунрат, один из величайших оккультистов прошлого,
дают свои обоснования таких представлений. В книге Харгрейва
Дженнингса "Розенкрейцеры" приведено правильное изображение мик-
рокосмоса с человеком в центре пентаграммы. У нас нет никаких
возражений против изложения рассуждений вышеупомянутых лиц, кро-
ме одного - недостатка места в нашем журнале, ибо пришлось бы
давать огромное количество эзотерических понятий. Однако всегда
найдется место для исправления естественных заблуждений, которые
могут возникнуть в умах наших некоторых читателей из-за вынуж-
денной краткости издательских заметок. Пока затрагиваемые вопро-
сы не вызывают повышенного интереса, эти заметки лишь поверхно-
стно касаются всех их подробностей. Опубликованная выше блиста-
тельная работа "Шестиконечная и пятиконечная звезда" Кришны Шан-
кара Лалшанкара - и ценные замечания, содержащиеся в ней, дают
нам возможность исправить подобные ошибки автора этой статьи.
Как понимают на Западе настоящие каббалисты, дух и материя
символизируются соответствующими цветами двух переплетенных тре-
угольников и никоим образом не связаны с линиями, образующими
сами эти фигуры. Для философов-каббалистов и философов-гермети-
ков все в природе представляется в триедином аспекте; все явля-
ется множественным и троичным в единстве, и может быть символи-
чески представлено различными геометрическими фигурами. "Бог
геометризирует",- говорит Платон. "Три каббалистических Лица" -
это "Три Огня" и "Три Жизни" Эйн Софа (Парабрахмана Запада), на-
зываемого также "Центральным Невидимым Солнцем". "Вселенная -
его Дух, Душа и Тело", его "Три Эманации". Эта триединая приро-
да - чисто духовная, чисто материальная и срединная или невесо-
мая материя, из которой состоит астральная душа человека,- пред-
ставлена равносторонним треугольником, стороны которого равны
вследствие того, что эти три первопричины (принципа) растворены
во всей вселенной в равных пропорциях и по природному закону
идеального равновесия вечны и сосуществуют. Далее западная сим-
волика лишь немного отличается от символики ариев. Названия мо-
гут быть различными, могут быть добавлены небольшие детали, но
основные идеи - те же. Двойной треугольник, символически изобра-
жающий макрокосм, или большую вселенную, содержит в себе идеи
Единства, Двойственности (как показано двумя цветами и двумя
треугольниками,- мир духа и мир материи), Троичности, пифагорей-
ской Четверицы, правильного прямоугольника вплоть до двенадцати-
угольника и двенадцатигранника. Халдейские каббалисты древно-
сти - учителя и вдохновители еврейской каббалы - не были похожи
ни на ветхозаветных, ни на современных антропоморфистов. Их Эйн
Соф - Бесконечный и Безграничный - "имеет форму и не имеет фор-
мы",- так говорится в Зогаре,* и далее загадка разъясняется так:
"Незримый принял Форму, когда Он призывал Вселенную к существо-
ванию". То есть Божество можно видеть и воспринимать только в
объективной природе - это чистый пантеизм. Для оккультистов, так
же как и для ариев, три стороны треугольника представляют дух,
материю и срединную природу (идентичную по значению с понятием
"пространство", "космос"), а, следовательно, и созидательную,
охранительную и разрушительную энергии, представленные образно
"Тремя Огнями". Первый Огонь пробуждает разумную, сознательную
жизнь во всей вселенной, соответствуя таким образом созидатель-
ной энергии. Второй Огонь непрерывно создает формы из предсущего
космического вещества внутри космического круга и является, сле-
довательно, охранительной энергией. Третий Огонь создает Вселен-
ную плотной физической материи. По мере удаления последнего от
центрального духовного Огня, яркость его уменьшается; постепенно
он превращается в Тьму или Зло, ведущее к Смерти. Так он стано-
вится разрушительной энергией, постоянно работающей над формами
и очертаниями - временными и меняющимися. "Три каббалистических
Лица" "Основателя Основ" - у которого "нет лица" - это арийские
божества Брахма, Вишну и Рудра, или Шива. Двойной треугольник
каббалистов заключен в круг, образованный змеей, проглатывающей
собственный хвост (египетский символ вечности), а иногда в обыч-
ный круг (см. теософскую печать). Единственное различие, которое
мы видим между арийской и западной символикой двойного треуголь-
ника,- судя по объяснениям автора - заключается в его неупомина-
нии глубокого и особого значения понятий, которые, если мы его
правильно поняли, он называет "зенитом и нулем". По западным
каббалистам, вершина белого треугольника восходит к зениту,* ми-
____________________
* "Книга Сияния", написанная Симоном бен Йохаи в I веке до
н. э.; по другим источникам - в 80 г. н. э.
* Это значение аналогично значению египетских пирамид. Небе-
зызвестный французский археолог д-р Ребо демонстрирует высокую

ру чистой нематериальности или чистого Духа, в то время как ниж-
няя вершина черного треугольника направлена вниз к надиру, т.е.
указывает, если использовать весьма прозаическое высказывание
средневековых герметиков, к чистой, или, скорее, "нечистой" ма-
терии, понимаемой как "грубое чистилище небесного Огня" (Духа),
втянутое в пучину уничтожения, в тот низший мир, где формы,
очертания и сознательная жизнь исчезают, чтобы раствориться и
вернуться к первородному, истинному источнику Космической Мате-
рии. Так же и относительно центральной точки и центральной поло-
сти, которая, по учениям Пуран, "считается местом пребывания
Авьякта Брахмана - Непроявленного Божества".
Оккультисты обычно изображают этот символ таким образом (см.
первый рисунок), как это показано на рисунке, а не просто цент-
ральной геометрической точкой (которая, не имея ни длины, ни ши-
рины, ни толщины, представляет незримое "Центральное Солнце",
Свет "Непроявленного Божества"); они часто помещают в центр изо-
бражения Crux Ansata ("крест с перекладиной", египетское тау), в
вершине которого простую прямую линию заменяют окружностью (кру-
гом, кольцом?), символом беспредельного, несозданного Космоса.
Измененный таким образом, этот крест имеет почти такое же значе-
ние, как и "Космический крест" древних египетских алхимиков (ма-
гов), крест внутри круга.


.G.FIGURE-1.TIF;2.0";2.0";TIFF

Следовательно, ошибочно говорить, будто в издательской заметке
утверждалось, что двойной треугольник представляет "только дух и
материю", ибо этот символ имеет столь много значений, что для их
объяснения не хватило бы и целого тома.
Наш критик пишет: "Если, как вы утверждаете, двойной треуголь-
ник должен представлять только мировой дух и материю, остается
необъяснимым возражение, что две стороны - или любые две вещи -
не могут образовывать треугольник или что треугольник не может
символизировать что-то одно - дух или материю,- как делаете вы,
разделяя белый и черные цвета".

____________________________________________________________
культуру египтян уже в 5000 г. до н. э., показывая по различным
источникам, что в то время существовало не менее "30 или 40 школ
посвященных жрецов, изучавших оккультные науки и практическую
магию".

Считая, что мы уже достаточно объяснили некоторые сложности и
показали, что западные каббалисты всегда почитали "троичность в
единстве" и наоборот, мы можем добавить, что пифагорейцы объяс-
няли "возражение", на котором особенно настаивает автор выше
приведенных строк, около 2500 лет назад. Священные числа этой
школы, основная идея которой заключалась в признании существова-
ния постоянного принципа Единства, превосходящего все силы и
объективные изменения Вселенной,- не включали число Два или Диа-
ду. Пифагорейцы отказывались признавать это число даже как абст-
рактную идею именно на основании того, что в геометрии невозмож-
но построить фигуру из двух прямых линий. Очевидно, что с точки
зрения символов невозможно связать это число ни с какой начерта-
тельной фигурой ни в плоскости, ни в пространстве, и таким обра-
зом, поскольку это число не может представлять единство во мно-
жестве,- в противоположность любой другой многосторонней фигу-
ре,- его нельзя рассматривать как священное число. Учитывая, что
число два изображается в геометрии двойной горизонтальной линией
(=), а в римском исчислении двойной вертикальной линией \\, а
линия имеет длину, но не имеет ширины и толщины, то для предания
значимости к этому числу необходимо прибавить другое число.
Только в сочетании с числом "один" можно получить фигуру, равно-
сторонний треугольник. Таким образом становится очевидным, поче-
му, символизируя дух и материю (начало и конец Космоса), алхими-
ки использовали два переплетенных треугольника (оба представляю-
щих "троичность в единстве") закрашивая один из них, символизи-
рующий дух, белым мелом, а другой, символизирующий материю, чер-
ным углем.
На вопрос, что означают две другие вершины белого треугольни-
ка, если одна "белая вершина, уходящая вверх к небесам, символи-
зирует дух",- мы отвечаем, что, согласно каббалистам, две нижние
вершины означают "дух, нисходящий в порождения", т.е. смешение
чистой божественной Искры с материей объективного мира. Такое же
объяснение справедливо и для двух вершин при основании черного
треугольника; третьи же вершины обоих треугольников символизиру-
ют, соответственно, прогрессирующее очищение духа и прогрессиру-
ющее огрубление материи. Повторяем: сказать, что "любое понятие
верха или низа" в "тонкой идее Космоса" кажется не только оттал-
кивающим, но не существующим",- значит противоречить абстрактно-
му символу, представленному в конкретном образе. Почему бы тогда
не покончить со всеми знаками, в том числе и с изображениями
Вишну и приведенными автором мудрыми объяснениями Пуран? И поче-
му идея каббалы более отталкивающая, чем идея "Смерть, Уничтожи-
тель, Время", в которой "Время" является синонимом Бесконечной
Вечности, представленной кругом, опоясывающим двойной треуголь-
ник? Странная непоследовательность, которая к тому же полностью
расходится со всей остальной статьей! Если автор "нигде не
встречался с различением треугольников на белые и черные", это
просто потому, что он никогда не изучал, а, возможно, и не видел
сочинений и изображений западных каббалистов.
Приведенные выше объяснения содержат ключ к общей пифагорей-
ской формуле единства во множестве, Единого, проявляющегося во
многом, наполняющего многое и все целое. Их мистическая Декада
(единица + два + три + четыре = 10) выражает эту идею целиком;
она не только не отталкивающая, но положительно возвышенная.
Один - это Божество; два - Материя - число настолько презираемое
ими как материя в чистом виде, которая никогда не может быть со-
знательным единством.* Три (или треугольник) сочетают Монаду и
Диаду, берет от природы обеих и становится Триадой - объективным
миром. Тетрада, или священная Четверица,- по пифагорейцам иде-
альная форма,- в то же время выражает пустоту всего - майю. А
Декада - сумма их всех - охватывает весь Космос. "Вселенная есть
комбинация тысячи элементов и одновременно выражение единствен-
ного элемента - абсолютная гармония и дух - это хаос для чувств,
но идеальный космос для разума",- говорится в "Разоблаченной
Изиде".
Пифагор учился в Индии. Вот откуда сходство основных идей в
учениях древних посвященных браминов и пифагорейцев. И когда,
определяя Шаткон,** автор говорит, что эта фигура представляет
великую Вселенную (Брахманду)*** - всю бесконечную Махакашу - со
всеми планетарными и звездными мирами", он лишь повторяет други-
ми словами объяснения шестиконечной звезды или "двойного треу-
гольника", данные Пифагором и философами-алхимиками.
Нам также нетрудно восполнить пробел небольшого сообщения,
опубликованного в августовском номере, в отношении "остальных
трех вершин обоих треугольников", и трех сторон каждого элемента
"двойной фигуры" и круга, опоясывающего ее. Так как алхимики об-

____________________
* Ср. в книге "Санкхья" Капилы - Пуруша и Пракрити; они спо-
собны проявиться в этом мире чувств только в их сочетании преоб-
разовании единства.
** на санскрите - шестиугольник.
*** Брахманда - "Яйцо Брахмана", предсущее яйцо, из которого
родилась Вселенная.

лекали в символы все видимое и невидимое, они не могли не выра-
зить символом макрокосм в его законченности.


.G.FIGURE-2.TIF;2.0";2.0";TIFF

Пифагорейцы, включавшие в свою Декаду весь Космос, еще более
почитали число 12, так как оно образуется умножением священной
Четверицы на 3 и таким образом получается три идеальных (пра-
вильных) прямоугольника, называемых тетрадами. Философы-алхимики
или оккультисты, следовавшие их учению, представляли число 12
"двойным треугольником" - большой вселенной, или макрокосмом -
как показано на рисунке (рис.2) - и включали в эту схему и пен-
тограмму, или микрокосм, которую называли малой вселенной.
Разделяя 12 букв, обозначающих внешние углы, на 4 группы триад
или на 3 группы тетрад, они получали двенадцатиугольник, пра-
вильный геометрический многоугольник, ограниченный двенадцатью
равными сторонами и имеющий двенадцать равных углов, символизи-
рующих, по учению древних халдеев, двенадцать "великих богов".*
Брахма как Праджапати проявляется (как обоеполая Сефира и 10 се-
фирот) в 12 телах, олицетворяемых 12-ю богами, символизирующими:
1) Огонь; 2) Солнце; 3) Сому (Луну); 4) всех живых существ; 5)
Вайю; 6) Смерть - Шиву; 7) Землю; 8) Небеса; 9) Агни; 10)
Адитью; 11) Разум; 12) великий бесконечный цикл, который нельзя
остановить. С небольшими изменениями это соответствует каббали-
стической идее о сефиротах.), а, по учению иудейских каббали-
стов,- десять сефирот, или созидательных сил природы, эманирую-
щих от Сефиры (Святого Огня), которая сама является главой сефи-
рот и эманацией Хокмы, Высшей (или Непроявленной) Мудрости, и
Эйн Софа Бесконечного; а именно: три группы триад сефирот и чет-
вертая триада, состоящая из Сефиры, Эйн Софа и Хокмы, Высшей
Мудрости, которую "нельзя постичь с помощью мысли" и которая
"лежит, сокрытая, внутри и снаружи головы Удлиненного Лица",
наивысшей вершины верхнего треугольника, образующего "Три кабба-
листических Лица". Эти четыре триады образуют число 12. Более
того, двенадцать фигур образуют два прямоугольника или двойную
____________________
* По книге Хауга "Айтарея Брахман", индуистский Манас (ум) или
Бхагаван творит не больше пифагорейского Монаса. Он входит в
Яйцо Мира и посылает оттуда эманации (эманирует оттуда как Брах-
ма, ибо в своем собственном обличье (Бхагавана) не имеет перво-
причины (Апурва).

Четверицу, представляющую в пифагорейской символике два мира -
духовный и физический. Восемнадцать внутренних и шесть централь-
ных углов в сумме дают 24, т.е. дважды священное число, пред-
ставляющее макрокосм, а также 24 "божественных непроявленных
сил". Перечислить их в столь малой по объеме работе невозможно.
Кроме того, в наши дни скептицизма представляется более разумным
следовать совету Ямвлиха, говорившего, что "божественные силы
всегда негодующе относились к тем, кто раскрывал содержание две-
надцатигранника", а именно к тем, кто объяснял метод вписывания
в сферу двенадцатигранника, одну из пяти пространственных фигур
геометрии, состоящей из двенадцати равных и правильных пятиу-
гольников,- тайный каббалистический смысл этой фигуры будет не-
бесполезно изучить нашим оппонентам.


.G.FIGURE-3.TIF;3.0";3.0";TIFF

В добавление к этому, как показано в "двойном треугольнике" на
рисунке, пентограмма в центре дает ключ к осознанию понятий фи-
лософов-алхимиков и каббалистов. Этот двойной знак так хорошо
известен и распространен, что его можно увидеть над входом в
Лха-кханги (храмы с буддистскими статуями и изображениями), в
каждом Цзонг-па (ламаистском святилище) и часто - над хранилищем
реликвий, называемом в Тибете Дунг-тинг.
Каббалисты Средневековья в своих сочинениях дают ключ к пони-
манию значения этого знака. "Человек - это малый мир внутри
большой вселенной",- учит Парацельс. И вновь: "Микрокосм, заклю-
ченный внутри макрокосма, как зародыш, держится на трех основных
силах в матрице Вселенной". Эти три силы описаны как двойные: 1)
силы природы (физическое земное тело, и жизненное начало); 2)
силы звезд (звездное, или астральное тело и воля, управляющая
им); 3) силы духовного мира (животные души и тонкие, божествен-
ные души). Седьмой принцип - почти нематериальная сила, божест-
венный Аугейдес, Атман, представленный точкой в центре, соответ-
ствующей пупку человеческого тела. Этот седьмой принцип является
индивидуальным богом каждого человека - так говорят оккультисты
Запада и Востока.
Следовательно, объяснения Шаткона и Панчкона,* приведенные на-
шим критиком, скорее согласуются, нежели разрушают эту теорию.
Говоря о пяти треугольниках, построенных по "пятью пять", или
____________________
* Шести- и пятиугольника.

25-ти точкам, критик дает разъяснение пентограммы: "Иными слова-
ми, это число, соответствующее 25-ти силам природы, образующим
живое человеческое существо". Предполагаем, что под "силами при-
роды" критик подразумевает именно то, о чем говорят каббалисты,
когда учат, что эманации 24-х божественных "непроявленных сил" и
"несуществующая" или "центральная точка" - 25-я - создают иде-
альное человеческое существо. Но, не споря об относительных зна-
чениях слов "силы природы" и "эманации" и считая, что приведен-
ное выше предположение подтверждается дополнительным пояснением
критика о том, что "вся фигура микрокосма целиком", "фигура
внутреннего мира живых существ" является знаком Брахмы, "божест-
венной созидательной энергии",- каким же образом, спрашиваем мы,
это предположение расходится с нашими утверждениями, что после-
дователи философии алхимиков и каббалы рассматривают пять точек
пентаграммы как символ пяти основных конечностей человека? Мы не
ревностные ученики и не последователи западных каббалистов, од-
нако, считаем, что в этом они правы. Если 25 сил природы, пред-
ставленных пятиконечной звездой, создают "живое человеческое су-
щество", тогда все эти силы жизненно необходимы, независимо от
того ментальные они или физические, а фигура, символизирующая
"созидательную энергию", еще более подтверждает идею каббали-
стов. Каждый из пяти грубых элементов - земля, вода, огонь, воз-
дух (или "ветер") и эфир - имеется в человеческом организме, и
как бы мы ни говорили - "пять органов движения", "пять конечно-
стей" или "пять чувств",- это одно и то же, если не вдаваться в
особо тонкие различения.
Несомненно, "знатоки" могли бы объяснить свои утверждения по
крайней мере так же убедительно, как и автор, который оспаривает
и отрицает их, объясняя свои взгляды. В "Кодексе Назареян", ос-
новной каббалистической книге, Высший Царь Света и основной эон,
Мано, эманирует пять эонов; если учитывать его самого и Бога
Ферхо (эманацию "Непознаваемой бесформенной Жизни") - получается
семь эонов, образно представляющих 7 принципов - основ человека,
причем пять из них - чисто материальные и полуматериальные, а
два высших - почти нематериальные, духовные. От каждого из семи
эонов исходит пять светящихся лучей света; пять потоков проходят
через голову, вытянутые руки и ноги человека, как представлено
пятиконечной звездой, один обволакивает его, наподобие тумана, и
последний - как яркая звезда блестит над головой. Такое изобра-
жение можно видеть в некоторых старинных книгах о "Кодексе Наза-
реян" и каббале. Поскольку электричество или животный магнетизм
наиболее мощно исходит от пяти основных конечностей, и так как
явление того, что сейчас называют "гипнотической" силой, изуча-
лось еще в храмах Древнего Египта и Греции и было познано так
глубоко, как нельзя и надеяться познать его в наш век идиотиче-
ского и априорного отрицания, то неудивительно, что древние каб-
балисты и философы, выражавшие в символах каждую силу природы,
должны были (в силу причин, совершенно очевидных для тех, кто
знает что-либо о таинственных учениях и мистических связях, су-
ществующих между числами, фигурами и мыслями) избрать для изо-
бражения "пяти основных конечностей" человека - головы, рук и
ног - пять точек пентаграммы.
Элифас Леви, современный каббалист, рассматривает эту проблему
столь же глубоко - если не более - как и его древние и средневе-
ковые братья, ибо в книге "Догма и ритуал высшей магии" он ут-
верждает: "Использование пентаграммы в соответствии с учениями
каббалы может влиять на внешность нерожденного ребенка, и посвя-
щенная женщина может придать своему сыну черты Нерея или Ахилле-
са, Людовика XIV или Наполеона".
Астральный огонь оккультистов Запада - это Акаша индуистов.
Мало кто из индусов берется изучать мистические соответствия
Акаши под руководством посвященных каббалистов или браминов,
предпочитая этому свой образ Праджны Парамиты*. И все же и то и
другое существует, и они идентичны.




____________________
* Один из способов "достижения другого берега" - посредством
мудрости - Праджны - воспринимаемой как богиня, эманация Акшоб-
хьи или всех дхьяна-будд; женщина-бодхисатва.

Е.П. Блаватская


ГЕНИАЛЬНОСТЬ

О, гениальность! ты богов подарок, ты свет небесный!
В каком жестоком мире твой рок - гореть!
Сколь часто дух твой истязает недуг телесный
И пламя жизни заставляет тлеть.
Твои измотанные нервы сколь часто не дают тебе
Победу одержать над болью в самоотверженной борьбе.
Увы! нужда - печальный гость...
- Д.Краббе

Среди многих не решенных до сих пор проблем тайны разума существует
столь важная, как проблема гениальности. Откуда она, и что
это такое, каковы ее raison d"etre и причины ее исключительной
редкости? Действительно ли это "подарок богов"? И если это
так, то почему такие подарки даются одному, тогда как тупость,
или даже идиотство - удел другого? Рассматривать появление
гениальных людей среди мужчин и женщин как чисто случайное,
как результат слепого случая, или в зависимости только от
физических причин, - на это способен только материалист.
Как справедливо говорит один автор, в этом случае имеется
лишь одна альтернатива: согласиться с верующим в личного
бога и "связывать появление каждого индивидуума со специальным
актом божественной воли и творческой энергии", или же "осознавать,
во всей последовательности появления таких индивидуумов,
один великий акт некоей воли, выраженной в вечном нерушимом
законе".
Гениальность, по определению Колриджа, это - по крайней
мере с внешней стороны - "способность роста"; но для внутренней
интуиции человека существует вопрос, является ли гениальность
сверхнормальной способностью ума, который развивается
и крепнет, или же физического мозга, то есть его носителя,
который, благодаря некоему таинственному процессу,
становится все лучше приспособленным к восприятию и проявлению
внутренней и божественной природы сверх-души человека.
Может быть, в своей неизощренной мудрости древние философы
были ближе к истине, чем наши современные самодовольные
дураки, которые наделяют человека ангелом-хранителем,
духом, которого они называют гением. Субстанция этой сущности,
не говоря уж о ее сущности - заметь разницу, читатель, -
и наличие их обеих, проявляется в соответствии с организмом
личности, которую она одушевляет. Как говорит Шекспир о
гениальности великого человека - то, что мы принимаем
за ее суть, "совсем не то, что есть на самом деле", ибо:

То, что доступно взору лишь часть ее...
Когда бы целиком она явилась,
Была бы столь обширной, что
Под сводом этим бы не поместилась...

Именно этому учит эзотерическая философия. Пламя гениальности
зажигается не антропоморфной рукой, но лишь исключительно
собственным духа. Сама природа духовной сущности, или нашего
эго, вплетает нити новой жизни в полотно перевоплощения
на ткацком станке времени, от начала до конца великого Цикла
Жизни.* Благодаря его личности, это проявляется лучше,
чем у среднего человека; таким образом то, что мы называем
"проявлениями гениальности" в каком-либо человеке, это
лишь более или менее удачные попытки его Эго утвердить себя
во внешнем плане его объективной формы - телесного человека -
по существу, в повседневной жизни последнего. Эго Ньютона,
Эсхила или Шекспира состоят из той же самой сущности и субстанции,
как и эго деревенщины, невежды, дурака, и даже идиота;
а отстаивание своих прав гениями, одушевляющими их, зависит
от материальной структуры физического человека. Никакая
личность не отличается от другой личности по своей первичной
сущности и природе. То, что делает одного смертного великим
человеком, а другого - вульгарной и глупой личностью, является,
так сказать, качеством физической оболочки, и способностью
или неспособностью мозга или тела передавать и выражать
реального, внутреннего человека; и его пригодность или
непригодность к этому, в свою очередь, является результатом
кармы. Или, если использовать другую аналогию, физический
человек представляет собой музыкальный инструмент, а
эго - играющего на нем музыканта. Потенциальные возможности
совершенной мелодии заключены в первом - инструменте -
и никакое мастерство последнего не может извлечь гармонию
из сломанного или плохо сделанного инструмента. Эта гармония
зависит от надежности передачи словом или делом в объективный
мир невысказанной божественной мысли, находящейся в самых
глубинах субъективной, или внутренней природы человека.
Если продолжить наше сравнение, то физический человек может
быть бесценной скрипкой Страдивари или дешевым и разбитым
инструментом, или же чем-то средним между ними, в руках Паганини,
который вселяет в него душу.
Все древние народы знали это, но хотя все имели свои собственные
мистерии и своих собственных жрецов, не все одинаково учили
этой великой метафизической доктрине; и тогда как немногие
избранные приобретали такие истины при своем посвящении,
массам позволяли приближаться к ним лишь с огромными предосторожностями
и только в весьма ограниченных пределах. "От ВСЕБОЖЕСТВЕННОГО
произошел Амон, Божественная Мудрость.. не сообщай об этом
недостойным", - говорит книга Гермеса. Павел, "мудрый мастер-строитель",*
(I Кор., III, 10) лишь повторяет Тота-Гермеса, говоря коринфянам:
"Мы говорим о Мудрости среди тех, кто совершенен (то есть
посвященных).. о божественной Мудрости в ТАЙНЕ, даже
о сокрытой Мудрости" (там же, II, 7).
Однако, до нашего времени древних обвиняют в богохульстве
и фетишизме из-за их "культа героев". Но понимают ли современные
историки истинную причину такого "культа"! Вряд ли. Иначе
они были бы первыми, кто осознал бы, что то, чему "поклонялись",
или скорее то, чему оказывали почести, - это был не телесный
человек, не личность (герой или святой такой то), что все еще
доминирует в католической церкви, которая канонизирует
не столько душу, сколько тело, - но божественный, заключенный
в тюрьму, дух, сосланный "бог", пребывающий внутри этой личности.
Кто в этом невежественном мире осознает тот факт, что даже
большинство властителей (архонты Афин, ошибочно переведенные
в Библии как "князья"), чьей официальной обязанностью была
подготовка города к таким процессиям, были несведущи
относительно истинного значения общепринятого "культа"?
Поистине прав был Павел, заявляя, что "мы говорим о мудрости-
не о мудрости этого мира - которую не знает ни один из архонтов
этого (непосвященного) мира", но о скрытой мудрости МИСТЕРИЙ.
Ибо, как это выражено в данном апостольском послании, язык
посвященных и их тайны не знает никакой профан, и даже "архонт"
или правитель, находящийся вне храма священных мистерий;
никто "кроме духа человека (эго), который находится в нем"
(там же, V, II).
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA