Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
E.П.Блаватская Священная наука
 
Вот уже в течение четыpех лет мы боpемся пpотив этой жестокой неспpаведли-
вости. Нас бpанили и называли пpедателями спиpитуалисты, хpистиане и их ду-
ховенство выдали нам пpоклятие на вечные вpемена и паспоpта на свободный
вход в ад, нас осмеивали скептики, общество взиpало на нас как на наглых лу-
натиков, а консеpвативная пpесса вообще наложила на нас табу. Мы уж думали,
что испили до дна чашу злобы. Мы надеялись, что хоть в Индии, стpане, знаме-
нитой своими учеными психологами и метафизиками, мы могли бы найти твеpдую
почву, чтобы встать на ноги. Но не тут-то было! Является наш бpат, котоpый,
не дав себе тpуда пpовеpить сплетни, ходящие о нашей веpе в Магию или
спиpитуализм... Хоpошо! Мы ни в ком не нуждаемся. Мы пpишли сюда, чтобы
откpыть "ведическое учение и философию" миллионам изголодавшихся душ на За-
паде, котоpые ознакомились с феноменами, но, благодаpя своим понятиям о ду-
хах, идут по невеpному пути. Но если нас отталкивают в самом начале, если
мнение этого "члена" pазделяет пpедставительная часть Аpья Cамадж, тогда Те-
ософское Общество, вместе с 45 000 западных спиpитуалистов опять станет
гоpделивым одиноким путником, ищущим пpосвещения в абсуpдных спиpитизме и
магии.


На этом тpетья статья в разделе СВЯЩЕННАЯ НАУКА
закончена. Cледующую статью вы сможете
найти в Magic Club BBS в ближайшее вpемя.
Мы - московская гpуппа оккультистов - будем
очень благодаpны вам за ваши отзывы о лекциях
и за любые тексты теософских автоpов -
Е.П.Блаватской, А.Безант, Н.Реpиха.
Cвязаться с нами вы можете чеpез SysOp"a
Magic Club BBS Алексея Еpмакова, KoSysOp"a
Сашу Детюка или чеpез Usera Pastor Bon, который,
кстати является SysOp"oм Gnosis Occultus BBS.

Е.П.Блаватская

CВЯЩЕННАЯ НАУКА
________________________________________________________________________________

В поисках оккультизма
(Из жуpнала "The Spiritual Scientist")

Получая ежедневно много писем с пpосьбой посоветовать лучший способ изуче-
ния Оккультизма и его связи с совpеменным Cпиpитуализмом, но не имея доста-
точно вpемени, чтобы ответить на все эти запpосы, пpедлагаю читателям
статью, в котоpой назову несколько основных тpудов по Магии и тайнам совpе-
менных геpметиков.
Здесь необходимо добавить, учитывая все сказанное pанее, что те кто соби-
pается изучать эти тpуды, не должен обольщаться мыслью и возможностью стать
оккультистами-пpактиками только лишь на основе знаний, почеpпнутых из книг.
Тpуды философов-геpметиков никогда не пpедназначались для шиpоких масс, и
как замечает в своей последней статье мистеp Чаpльз Cотеpан, ученый член об-
щества Розенкpейцеpов: "Габpиель Розетти в подpобном тpактате об анти-папс-
ком духе, пpиведшем к pефоpмации, показывает, что искусство говоpить и пи-
сать на языке, котоpый можно интеpпpетиpовать двояко, -- очень дpевнее ис-
кусство. Это искусство пpактиковали египетские жpецы, от них ему научились
манихеи, далее - тамплиеpы и альбигойцы pаспpостpанили его по всей Евpопе,
что и пpивело к Рефоpмации".
Лучшей книгой, когда-либо написанной о Cимволах и Мистических Оpденах,
бесспоpно является книга Хаpгpейва Дженингса "Розенкрейцеры". Однако в моем
присутствии ее неоднократно называли "невразумительной чепухой", причем это
делали люди, прекрасно разбирающиеся в обрядах и мистериях современного
франкмасонства. Те же, кто не знает и этого, легко могут представить, прочтя
эту книгу, сколько они вынесут из еще более неясных мистических трудов, ибо
если сравнить книгу Харгрейва Дженингса с некоторыми средневековыми тракта-
тами или трудами древних алхимиков и магов, последние намного непонятнее с
точки зрения языка. Также непонятна была бы Книга Небес для изучающего не-
бесную философию, если бы он взялся рассматривать далекие звезды не с по-
мощью мощного телескопа, а невооруженным глазом.
Но я далека от мысли обесславить чей бы то ни было похвальный порыв к рев-
ностным поискам Истины, независимо от того, сколь бесплодным и неблагодарным
это на первый взгляд может выглядеть.
Моим основным пpинципом было сделать Cвет Истины маяком моей жизни. Cлова,
18 столетий назад пpоизнесенные Хpистом: "Веpуйте и тогда поймете", - можно
пpименить и ныне, я лишь не6много изменю их: "Обpетайте знания и вы увеpуе-
те".
Но я не готова пpинять на себя ответственность отпpавить желающих начать
изучение тайн пpиpоды к какой- либо опpеделенной книге по оккультизму. Что
может быть ясно тому, кто обладает интуицией, для дpугого может оказаться
бессмысленным. Пока человек не готов посвятить всю свою жизнь великому зна-
нию Оккультных Наук, их изучение, вне всякого сомнения, сделает его мишенью
насмешек и издевательств миллионов невежд. Кpоме того, выбоp этой науки в
качестве пpостого pазвлечения более чем опасен. Всегда следует помнить поу-
чительную истоpию Эдипа, чтобы не повтоpить ее последствия. Эдип pазгадал
тайну Cфинкса лишь наполовину и умеpтвил его, но втоpая половина тайны
отомстила за смеpть символического звеpя и вынудила цаpя Фив пpедпочесть
слепоту и ссылку тому, что он считал недостаточно чистым. Он pазгадал тайну
человека, фоpмы, но забыл о Боге, о мысли.
Если человек собиpается следовать стопам философов-геpметиков, он должен
быть заpанее готов к мученичеству. Он должен оставить личную гоpдость и все
эгоистические поpывы, быть готовым к постоянным столкновениям с дpузьями и
вpагами. Он pаз и навсегда должен пpоститься со своими пpедшествовавшими
мыслями. Все pелигии, знания, науки должны снова стать для него незнакомой
книгой, как в дни младенчества, потому что если он хочет добиться чего-либо,
ему пpидется заново изучать азбуку на коленях Матеpи-Пpиpоды, но каждая бук-
ва этой азбуки будет даpить ему пpозpение, каждый слог и слово - неожиданное
откpовение. Но пpотив совpеменного оккультизма поднимутся, став союзниками,
два доселе непpимиpимых вpага - наука и теология - эти Монтекки и Капулетти
ХIХ века. Если уже пройден век сжигания на кострах, то в полном расцвете век
клеветы, ядовитой прессы и злословия, так живо выраженный бессмертным Доном
Базилио. Долг кабблиста относительно науки - доказать, что с самого начала
существовала лишь одна позитивная наука - Оккультизм, что он был таинствен-
ным рычагом всех интеллектуальных сил, Древом познания добра и зла аллегори-
ческого рая, от гигантского ствола которого во всех направлениях расходились
сучья, ветви и веточки; первые сначала очень порямы, последние, искривленные
по всей длине, принимают самые фантастические формы, но в конце концов теря-
ют жизненные соки, деформируются, высыхают, отваливаются от ветвей и покры-
вают землю вокруг дерева грудой мусора. Оккультисту будущего придется пока-
зать теологам, что Боги их мифов, Элохимы Израиля, а также религиозные и фи-
лософские тайны христианства, как то: Троица и другие, родились в Мемфисе и
Фивах, что их праматерь Ева - лишь одухотворенная древняя Психея, причем обе
они одинаково поплатились за свое любопытство тем, что одной пришлось спус-
титься в Аид, другой - в Ад. Психее - затем, чтобы принести на землю извест-
ный ящик Пандоры, Еве - чтобы найти и размозжить голову Змию, символу време-
ни и зла; преступление обеих было искуплено - языческим Прометеем через Гер-
кулеса и христианским Люцифером, побежденным Спасителем.
Более того, оккультисту придется публично показывать христианским теологам
то, о чем многие священники-христиане в тайне знают, а именно: что их Бог на
земле был каббалистом, скромным представителем огромной Силы, которая при
неправильном приложении может сотрясти мир до основания; и что все их еван-
гельские cимволы происходят из одного источника. Например, их воплощенное
слово (Verbum), Логос при рождении приветствовали три Волхва, пришедшие по
звезде, они одарили его золотом, благовониями и мирром - все это лишь вы-
держки из Каббалы, которую презирают наши современные теологи; здесь волхвы
представляют еще одну, более таинственную "Троицу", заключающую высшие тайны
Каббалы.
Священнослужители, чьей основной целью всегда было сделать из Божественно-
го Креста виселицу для Истины и Свободы, не могут поступить иначе, кaк попы-
таться предать забвению происхождение этого креста; который даже в самых
примитивных символах египетских магов представляет ключ к небесам. Но их
анафемы не имеют силы в наши дни. Люди в большинстве своем стали мудрее, од-
нако, именно здесь и подстерегает основная опасность - если не удастся убе-
дить людей, чтобы пока они не обретут больших знаний, они оставались хотя бы
нейтральными в наступающем конфликте между Истиной, Суеверием и Самонадеян-
ностью, или, другими словами, между Оккультным Спиритуализмом, Теологией и
Наукой. Не бойтесь ни игрушечных бурь, устраиваемых священниками, ни бесс-
мысленных отрицаний ученых. Но, если собираетесь стать оккультистом, как бы
мужественны Вы ни были, не пренебрегайте одним врагом - Общественным Мнени-
ем, этим невидимым, неуловимым, вездесущим, деспотическим тираном, этой ты-
сячеголовой Гидрой, еще более опасной тем, что состоит она из отдельных пос-
редственностей. Многие слишком невинные спиритуалисты оставили свои овечьи
шкуры в цепких лапах этого вечно голодного, рыкающего льва, ибо из трех на-
ших врагов это - самый опасный. Какая же судьба ждет в таком случае несчаст-
ного оккультиста, если ему хоть раз удастся продемонстрировать это сходство?
Людские массы, не ценящие обычно науку Истины и не имеющие реальных знаний,
руководствуются безошибочным инстинктом; они интуитивно чувствуют (если поз-
волят мне так сказать), где величие истинной силы. Люди никогда не будут за-
мышлять против чего-либо кроме реальной Силы. Из-за их слепого невежества
Тайны и Неведомое всегда были и будут для них источником ужаса. Цивилизация
может прогрессировать; человеческая природа останется такой же на протяжении
столетий. Будьте бдительны, оккультисты!
И пусть будет ясно, что я обращаюсь лишь к истинно мужественным и упорным.
Кроме отмеченной уже опасности человек, решивший стать оккультистом-практи-
ком, столкнется в этой стране почти с бессчетным количеством трудностей. Пе-
ред ним предстанут барьер за барьером, всевозможные препятствия, ибо глубоко
зарыты ключи от Золотых Врат, ведущих к Беспредельной Истине, а сами Врата
окутаны туманом, рассеивающимся лишь под пылкими лучами беззаветной веры.
Только вера - одна ее крупица величиной с горчичное зерно, по словам Христа,
может сдвинуть гору; вера покажет, сколь простой и ясной становится Каббала
для посвященного, как только он преодолеет первые и самые глубокие труднос-
ти. Учение Кабаллы логично, просто н абсолютно. Необходимый союз мыслей и
знаков; троичность слов, букв, чисел и теорем; ее религию можно выразить
несколькими словами. "Это Бесконечность, умещающаяся в руке ребенка", - ска-
зал Элифас Леви. 10 арабских цифр, 22 буквы алфавита, один треугольник,
квадрат и круг. Это элементы Каббалы, на таинственной груди которой были
вскормлены все религии, древние и настоящие; которая снабдила символами и
тайнами все франкмасонские общества, которая единственно может примирить
рассудок человека с Богом и Верой, Силу со Свободой, Науку с Тайнами, и ко-
торая единственно держит ключи прошлого, настоящего и будущего.
Первая трудность для вступающего на путь оккультизма заключается в его
неспособности понять, как я уже отмечала, значение лучших книг филосо-
фов-герметиков. Эти философы в основном жили в средние века и, руководству-
ясь, с одной стороны, долгом перед братьями и желанием только им и их после-
дователям сообщить великие тайны, а, с другой стороны, естественным желанием
избежать кровожадной христианской инквизиции, - окутывали себя тайной более,
чем обычно Они изобрели новые знаки и иероглифы, обновили символический язык
верховных жрецов древности, которые также пользавались этим языком как барь-
ером между своими священными обрядами и невежеством толпы непосвященных; и
создали настоящий каббалистический разговорный язык. Именно этот язык ослеп-
лял ложных неофитов, притягивавшихся к науке из жадности, желания богатства
и силы, которыми они бы, конечно, неверно воспользовались, если бы обрели
их; но этот язык в то же время - живой, красноречивый, ясный - для истинного
ученика и последователя Гермеса.
Но даже, если бы это было не так, а для изучения Каббалы можно было бы
легко приобрести книги по оккультизму, написанные простым и точным языком,
этого все равно было бы недостаточно для настоящего, глубокого и истинного
понимания некоторых авторов. Галатинус, Пике делла Мирандола, Парацельс, Ро-
бертус де Флуктибус не дают ключа к практическим тайнам. Они просто расска-
зывают, что может быть сделано, но не говорят как. Многие философы, знающие
чуть ли не наизусть всю литературу герметиков и посвятившие ее изучению
30-40 лет жизни, терпят неудачу именно когда думают, что близки к достижению
конечного результата. Необходимо знать древнееврейских авторов, как "Сефер
Йецира" или выучить наизусть великую книгу "Зохар" в оригинале, изучить
"Каbblah Denudatа" из Собрания 1684 г. (Париж), заняться каббалистической
пневматикой, а затем броситься с головой в туманные воды этого таинственно-
го* . . . . .


--------------
* Далее неясно, пропущено около параграфа. (Прим. первого издателя).


никогда не пытались объяснить: Пророчество Иезекииля и Апокалипсис, 2 кабба-
листических трактата, прокомментировать которые могут лишь великие волхвы;
книги за семью печатями для верных христиан, но ясные для неверных, посвя-
щенных оккультных наук. Итак, повторяю, оккультная литература писалась не
для масс, но для тех членов Братства, кто основной целью жизни избирал раз-
решение тайн Каббалы и кто уже покорил первые сложности азбуки философии
герметиков.
Пылким и упорным могу предложить один совет: "Дерзайте". Одно путешествие
на Восток, если вы пребудете в должном состоянии духа, - и возможные "слу-
чайные" встречи, обычные при путешествиях, вполне могут помочь открыться
настежь дотоле закрытым дверям, ведущим к разгадкам тайн. Скажу больше: если
вы отправитесь в такое путешествие с одной, непокидающей Вас мыслью, и с
пылкой волей, результаты будут быстрее, лучше и практичнее, чем самое усерд-
ное изучение оккультизма по книгам, даже если посвятить этому десятки лет.


На этом четвеpтая статья в разделе СВЯЩЕННАЯ НАУКА
закончена. Cледующую статью вы сможете
найти в Magic Club BBS в ближайшее вpемя.
Мы - московская гpуппа оккультистов - будем
очень благодаpны вам за ваши отзывы о лекциях
и за любые тексты теософских автоpов -
Е.П.Блаватской, А.Безант, Н.Реpиха.
Cвязаться с нами вы можете чеpез SysOp"a
Magic Club BBS Алексея Еpмакова, KoSysOp"a
Сашу Детюка или чеpез Usera Pastor Bon, который,
кстати является SysOp"oм Gnosis Occultus BBS.
Е.П. Блаватская

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ И СИМОН МАГ

В "Истории христианской религии до двухсотого года" Чарльза
Б. Уайта, магистра гуманитарных наук, анонсированной и
подвергнутой рецензии в "Banner of Light" (Бостон), мы обнаруживаем,
что часть книги посвящена великому чудотворцу второго
века нашей эры - Аполлонию Тианскому, у которого никогда
не было конкурента в Римской Империи.
Период времени, на которое обращено особое внимание в
этой книге, разделяется на шесть частей, вторая из которых,
от 80 до 120 года н.э., включает в себя Век Чудес, история
которого будет интересна спиритуалистам, как некое средство
для сравнения проявлений невидимых разумных существ в наше
время с похожими событиями во времена, последовавшие
за введением христианства. Аполлоний Тианский был наиболее
знаменитой фигурой этого периода и свидетелем царствования
дюжины римских императоров. Перед его рождением, Протей,
египетский бог, появился перед его матерью и предупредил
ее, что он воплотится в ее будущего ребенка. Следуя наставлениям,
данным ей во сне, она пошла на луг собирать цветы. Пока она
делала это, стая лебедей образовала хор вокруг нее и, хлопая
крыльями, лебеди пели в унисон. В это время внезапно подул
ласковый ветерок, и Аполлоний родился.
Такова легенда, которая в древние времена делала из каждой
значительной личности - "сына Бога", таинственно рожденного
девой. А дальше следует история.

В юности он имел удивительные умственные способности и
был очень красив, и находил величайшее счастье в разговорах
с последователями Платона, Хрисиппа и Аристотеля. Он
не ел ничего, что было живым, и питался лишь фруктами и плодами
земли; он был энергичным поклонником и последователем Пифагора,
и как таковой, хранил молчание в течение пяти лет. Куда бы
он не отправлялся, везде он реформировал религиозные культы
и совершал удивительные поступки. На праздниках он удивлял
гостей, заставляя хлеб, фрукты, овощи и разнообразные лакомства
появляться перед ним по его повелению. Статуи оживали, и
бронзовые фигуры сходили со своих пьедесталов, изменяя
свои позы и работая в качестве слуг. Применением той же
самой силы совершались дематериализации; исчезали золотые
и серебряные сосуды вместе с их содержимым; в одном случае,
даже слуги исчезли из виду.
В Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его
обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток, на котором
было записано обвинение, и был изумлен, обнаружив чистый
лист.
Встретив похоронную процессию, он сказал сопровождающим:
"Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете
над этой девушкой". Он дотронулся до молодой женщины, произнес
несколько слов, и мертвая возвратилась к жизни. Когда он
был в Смирне, в Эфесе свирепствовала чума, и его позвали
отправится туда. "Путешествие не может быть отложено",-
сказал он; и не успел он закончить произнесение этих слов,
как он уже был в Эфесе.
Когда ему было около ста лет, его привели к императору Рима
по обвинению в чародействе. Он был заключен в тюрьму. В
это время его спросили, когда он мог бы быть на свободе? "Завтра,
если это зависит от судьи; сейчас, если это зависит от меня".
Произнеся это, он вынул свои ноги из кандалов и сказал: "Вы
видите свободу, которой я обладаю". Затем он вернулся в
кандалы.
На трибунале его спросили: "Почему люди называют тебя
богом?"
"Потому что",- сказал он,- "каждый человек, который добр,
имеет право так называться".
"Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе?"
Он ответил: "Благодаря тому, что я живу на более легкой пище,
чем другие люди".
Его ответы на эти и другие вопросы его обвинителей показали
такую силу, что император был очень сильно взволнован и объявил
его невиновным; но сказал, что он задержит его для личного
разговора. Он ответил: "Вы можете задержать мое тело, но
не мою душу; и, я добавлю, не можете даже мое тело". Произнеся
эти слова, он исчез из трибунала, и в тот же самый день встретил
своего друга в Путеоли, в трех днях ходьбы от Рима.
Писания Аполлония показывают его ученым человеком, наделенным
совершенным знанием человеческой природы и наполненным
благородными чувствами и принципами мудрой философии.
Он говорит в своем послании к Валерию:
"Не существует смерти чего-либо, за исключением внешности;
и также нет рождения чего-либо, кроме внешнего облика. То,
что переходит из субстанции в природу, кажется рожденным,
и то, что переходит из природы в субстанцию, кажется, подобным
же образом, умершим; хотя в действительности ничего не
порождается и ничего не исчезает; но лишь сейчас попадает
в поле зрения и сейчас исчезает из него. Нечто появляется
по причине плотности материи и исчезает по причине разреженности
субстанции; но это всегда одно и то же, различающееся только
по движению и условиям".
Высочайшая похвала была оказана Аполлонию императором
Титом. Философ написал ему вскоре после его вступления на
престол, советуя ему быть умеренным в своем правлении, и Тит
ответил:
"От своего имени и от имени моей страны я благодарю вас и
буду помнить об этом. Поистине, я захватил Иерусалим, но вы
взяли меня в плен".
В удивительные деяния, совершенные Аполлонием (хотя бы
они и были чудесными), источник и порождающие причины
которых ясно обнаружил современный спиритуализм, повсеместно
верили во втором веке и в последующие века; и христиане
делали это в той же мере, что и остальные. Симон Маг был другим
знаменитым чудотворцем второго века, и никто не отрицает
его силы. Даже христиане были вынуждены признать то, что
он совершал чудеса. Упоминание о нем сделано в Деяниях
апостолов, VIII, 9-10. Его слава была всемирной, его последователи -
в каждом народе, и в Риме была воздвигнута статуя в его честь.
Он часто вступал в споры с Петром, которые мы в наши дни могли
бы назвать "соревнованием чудес" с целью установить, чья
сила была большей. В "Деяниях Петра и Павла" утверждается,
что Симон заставил двигаться бронзовую змею, смеяться статую,
и сам поднялся в воздух; к этому добавлено: "в противовес
этому, Петр излечил болезнь словом, сделал слепого зрячим,
и т. д.". Симон, оказавшись перед Нероном, изменил свою внешность:
внезапно он стал ребенком, затем - стариком; в другое время -
молодым человеком. "И Нерон, увидев это, предположил, что
он - Сын Бога".
В "Признаниях", работе Петрина о древних веках, приводится
описание публичной дискуссии между Петром и Симоном Магом,
которое и воспроизводится в данной работе.
Приводимые сообщения о многих других чудотворцах в высшей
степени убедительно показывают, что та сила, при помощи
которой они работали, не ограничивалась каким-либо человеком
или неким количеством людей, как этому учат христиане, но
что медиумическим даром тогда, как и сейчас, обладали многие
люди. Заявления, цитируемые из трудов писателей первых
двух веков о том, что происходило в те времена, подвергнут
строгому испытанию доверчивость даже наиболее доверчивых,
и даже относительно самой веры в эту эру чудес. Многие из
этих сообщений могут быть сильно преувеличены, но неразумно
было бы предполагать, что все они являются чистыми фальсификациями,
без какой-либо доли истины в своем основании; и еще меньше
это можно бы было сделать после тех открытий, которые были
сделаны после возникновения современного спиритуализма.
Некоторое представление о той тщательности, с которой надо
относится к любому предмету, содержащемуся в этих книгах,
может быть получено, когда мы сообщим, что в индексе содержится
двести тридцать ссылок на выражения, связанные с "Иисусом
Христом"; из которых может быть сделан справедливый вывод
о том, что данные сообщения имеют огромную ценность для получения
искомой информации, чтобы иметь возможность различить, был
ли Иисус - "Человек, Миф или Бог". "Возникновение и история
христианских учений", а также "Возникновение и установление
авторитета римской церкви надо всеми другими церквями"
в полном объеме показывают и во многом проясняют многие
препятствия и спорные вопросы. Короче говоря, для нас невозможно,
без серьезного расширения тех границ, которые отведены
для данной статьи, отдать всю дань справедливости этой очень
поучительной книге; но мы думаем, что было сказано достаточно,
чтобы убедить наших читателей в том, что это одно из наиболее
интересных и долгожданных приобретений в литературе
этого прогрессивного века.

Некоторые авторы пытаются придать появлению Аполлония
легендарный характер, в то время как набожные христиане
будут продолжать называть его мошенником. Если бы существование
Иисуса из Назарета было бы столь же хорошо удостоверено
историей, и он сам был хотя бы наполовину столь же известен
классическим авторам, как Аполлоний,- то никакой скептик
не сомневался бы в действительном существовании такого
человека, как Сын Марии и Иосифа. Аполлоний из Тиана был
другом и корреспондентом римских императриц и некоторых
императоров, в то время как Иисус оставил на страницах истории
не больше, чем если бы его жизнь была записана на песке в
пустыне. Его письмо к Акбару, правителю Эдессы, аутентичность
которого утверждается одним лишь Евсевием,- этим бароном
Мюнхгаузеном патристической иерархии,- названо в "Основаниях
Христианства" "попыткой подделки" даже самим Палеем, чья
сильная вера признает даже наиболее неправдоподобные истории.
Таким образом, Аполлоний - это исторический персонаж; между
тем, даже многие из самих апостольских отцов, помещенные
перед скрупулезным взором исторического критицизма, начинают
дрожать, а многие из них - угасают и исчезают, подобно "блуждающим
огонькам", или ignis fatus.


"Теософист", июнь 1881 г.

В добавление к этому ещ заметка:

Не безынтересно будет привести пример искусственного существа,
заимствованный из легенды о свадьбе Мелиппа.

Во время пребывания Аполлония Тианского в Коринфе, рассказывает Филострат,
-- был среди его бесчисленных последователей некий Мелипп, уроженец Ликии.
Этот молодой человек, отличавшийся замечательным умом, был необычайно красив.
Его товарищи начали замечать, что он оставляет занятия, которым ревностно
предавался, для любви -- его начали встречать в различное время в сообществе
особы, никому в Коринфе неизвестной, но повидимому, очень богатой. Это была,
по словам Мелиппа, молодая финикиянка, любившая путешествия, и которую он
завоевал. И действительно, вскоре он пригласил своего учителя на свадьбу.
Аполлоний, узнавший эту новость, не мог не содрогнуться, так как обладал
даром второго зрения, но хладнокровно спросил, уверен ли Мелипп в любви и
богатстве своей будущей супруги. "Как уверен в свидетельстве своих
глаз" -- отвечал молодой человек. -- "Обладание особой, такой
красивой, богатой и любящей -- драгоценность какою только могли меня
одарить боги." Аполлоний опустил голову и сказал спокойно: "Если
это так, то я не должен откладывать поднесения вам свадебного подарка".

В назначенный день, когда все приглаш нные уже собрались в свадебный зал,
Аполлоний, заставивший себя ожидать, вдруг появился, неся в руках золотую
палочку с изображ нными на ней таинственными знаками. Ропот приветствий
обнаружил его присутствие, и Мелипп приблизился, чтобы представить ему свою
супругу. Но как только эта последняя увидела теурга и встретила его
сосредоточенный холодный взгляд, то остановилась в оцепенении, как бы
пораж нная ужасом. "Кому принадлежит этот великолепный дом и эта
роскошная обстановка, тебе или твоей жене?" -- спросил Аполлоний у
Мелиппа. "Учитель" -- отвечал юноша -- "вс , что ты тут
видишь, принадлежит моей жене, так как я по правде имею только платье,
надетое на мне". "Итак," -- сказал Аполлоний, -- "ты
должен удовольствоваться своим костюмом, потому что это богатство -- не
более, как иллюзия, а твоя супруга -- ни что иное, как привидение"...
Затем, приложив золотую палочку ко лбу женщины, он прибавил громким голосом:
"Дьявол, оставь это заимствованное тело и войди в сво "...

Тотчас, к ужасу присутствовавших, она испустила страшный крик. Розовое
тело е лица испарилось как дым, и под фатой и цветами новобрачной оказался
череп, а скелет рассыпался грудой сухих костей, в то время как род ларва,
призрак -- наполовину женщина, наполовину змея -- скрылся, уползая в
кусты, где и исчез.

Когда присутствующие пришли в себя от изумления, то увидели, что
роскошные палаты, со всей утварью, исчезли бесследно и они находятся посреди
дикой пустыни. Спокойный и невозмутимый Аполлоний казался им божеством.
"Вы видите," -- сказал он, -- "к чему служит изучение тайных наук.
Ни один из вас не предполагал, что эта мнимая женщина была эмпуз, один
из тех демонов, которые подчас облекаются в обольстительные формы, чтобы
пленять живущих. Без моего счастливого вмешательства этот эмпуз окончил бы
свадьбу, высосав кровь из нашего милого Мелиппа во время его сна."

(Цитировано по соч. P. Christian -- "Histoire de la Magic",
стр. 306).
Е. П. Блаватская

ЭЛЕМЕНТАЛЫ

I

В глазах древних Универсальный Эфир представлял собой не
что-то безлюдное, охватывающее все небесное пространство; для них
это был безграничный океан, населенный, как наши обычные земные
моря, богами, планетарными духами, огромными и мелкими существами,
содержащими в каждой своей молекуле зародыши жизни, от потенциально
возможных до наиболее высокоразвитых. Подобно рыбам, которые кишат
в океанах и других водоемах, причем каждый вид имеет свое место
обитания, к которому он удивительным образом приспособлен, и
некоторые из них дружелюбны, а некоторые враждебны человеку,
некоторые приятны на вид, а другие пугающи, некоторые ищут убежища
в спокойных уголках и глубоких гаванях, тогда как другие пересекают
огромные пространства воды, - так и различные расы планетарных,
элементальных и других духов, как верили в древности, населяют
разные части великого эфирного океана, и прекрасно приспособлены к
соответствующим условиям.
Согласно древним учениям, каждый член этой разнообразной
эфирной популяции, от самых высоких "богов" и до бездушных
элементалов, получил развитие вследствие беспрестанного движения,
присущего астральному свету. Свет является силой, а последняя
создается волей. Поскольку эта воля проистекает из разума, который
не может ошибаться, так как он является абсолютным и неизменным, и
не имеет в себе ничего от материальных органов человеческого
мышления, будучи сверхтонкой, чистой эманацией ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, - она
вызывает развитие с самого начала времен в соответствии с
неизменными законами элементарных структурных предпосылок для
последующих поколений того, что мы называем человеческими расами.
Эти последние, принадлежат ли они нашей планете или какой-нибудь
другой из мириад, находящихся в космосе, имеют свои земные тела,
которые развились в исходной среде из тел определенного класса
элементальных существ (первичных зачатков богов и людей), которые
удалились в невидимые миры. В древней философии не было
недостающего звена, которое следовало бы создать при помощи того,
что Тиндаль называет "просвещенным воображением"; никакого разрыва,
который следовало бы заполнить огромным количеством
материалистических спекуляций, ставших необходимыми из-за абсурдной
попытки решить уравнение с помощью лишь одного набора величин, -
наши "невежественные" предки видели действие закона эволюции во
всей вселенной. Они прослеживали одну непрерывную серию сущностей
как при постепенном переходе от звездного облака до развития
физического тела человека, так и от Универсального Эфира - до
воплощенного человеческого духа. Эти превращения происходили из
мира Духа в мир грубой Материи, и через посредство этого - обратно
к источнику всех вещей. "Происхождение видов" было для них
нисхождением Духа, первичного источника всего, до "деградации
Материи". В этой всеохватывающей цепи преобразования элементарные,
духовные существа занимали особое место посреди двух крайностей,
как недостающее звено Дарвина - между обезьяной и человеком.
Никто в мировой литературе не дал когда-либо более правдивого
и более поэтического описания этих существ, чем Э. Бульвер-Литтон,
автор "Занони". Поскольку он сам не столько "материальное
существо", сколько "идея радости и света", то его слова более
похожи на достоверное эхо памяти, чем на всплеск чистого
воображения. Он заставляет мудрого Мейнура сказать Глиндону:

Человек является самонадеянным пропорционально своему
невежеству. В течение нескольких веков он видел в бесчисленных
мирах, которые мерцают в пространстве как пузырьки бесконечного
океана, только маленькие свечи.. которые Провидение зажгло без
какой-либо иной цели, кроме как сделать ночь более приятной для
человека... Астрономия исправила это заблуждение человеческого
тщеславия, и сейчас человек неохотно признает, что звезды - это
целые миры, более крупные и более величественные, чем его
собственный... Повсюду, в этой необъятной конструкции, наука
выявляет все новую жизнь... Рассуждая, путем очевидной аналогии,
что если и лист, и капля воды, не в меньшей степени, чем вон та
звезда, представляют собой обитаемый и дышащий мир, - если и сам
человек является миром для других жизней, миллионы и мириады
которых живут в реках его крови и населяют его тело так же, как
люди населяют землю, - то достаточно было бы здравого смысла (если
наши ученые его вообще имеют), чтобы учить тому, что окружающая нас
со всех сторон бесконечность, которую мы называем пространством,
безграничная и неощутимая, которая отделяет землю от луны и звезд,
наполнена также соответствующей жизнью. Не является ли очевидным
абсурдом предположение о том, что эти существа имеются на каждом
листе, и в то же время они отсутствуют в безграничном пространстве!
Закон великой системы запрещает исчезновение хотя бы одного атома;
он не знает ни одного места, где не было бы дыхания какой-либо
жизни... Таким образом, можете ли вы понять, что одно лишь
космическое пространство, являющееся бесконечным, и в то же время
пустым, безжизненным, и менее пригодным для замысла универсального
существования.. чем населенный лист, чем капля, наполненная живыми
существами? Микроскоп показывает вам существа, находящиеся на
листе; однако не изобретено такого устройства, чтобы можно было
обнаружить более благородные и более одаренные объекты, которые
парят в безграничном пространстве. И все же между этими последними
и человеком существует таинственное и ужасное сродство... Но прежде
чем проникнуть через этот барьер, восприятие, которое
осуществляется вашей душой, должно быть обострено с помощью
сильного энтузиазма и очищено от всех земных желаний... Когда это
совершено, наука может быть призвана на помощь; сам взгляд может
быть сделан более тонким, нервы более острыми, дух более
одухотворенным и направленным наружу, и сама стихия - воздух,
пространство - может, с помощью определенных секретов высшей химии,
быть сделана более ощутимой и ясной. И это не является магией, как
ее называют легковерные; как я многократно говорил ранее, магии
(науки, которая нарушает законы природы) не существует; это лишь
наука, посредством которой можно контролировать природу. Так, в
пространстве, где имеются миллионы существ, духовных не в
буквальном смысле слова, поскольку все они имеют определенные
материальные формы (подобно мельчайшим животным, невидимым
невооруженным глазом), хотя материя эта столь нежна и тонка,
соткана из воздуха, что кажется лишь пленкой, паутиной, покрывающей
дух... Все же, на самом деле, эти существа исключительно широко
отличаются друг от друга.. некоторые из них обладают исключительной
мудростью, другие ужасной зловредностью; некоторые враждебны к
человеку, как демоны, другие добры и ласковы, как посредники между
землей и небесами.*

Таков краткий очерк элементальных существ, лишенных
Божественного Духа, данный одним из тех, в ком многие резонно видят
человека, знающего больше, чем он готов сообщить перед лицом
скептически настроенной публики. Здесь можно выделить несколько
строчек, дающих наиболее яркое изображение описываемого.
Посвященный, имеющий личное знание об этих существах, не смог бы
сделать это лучше.
Теперь мы можем перейти к "богам", или даймонам древних
египтян и греков, а от них - к девам и питри еще более древних
индийских ариев.
Кем или чем были боги или даймоны греков и римлян? Это
название было монополизировано и искажено для своей выгоды отцами
христианской церкви. Постоянно следуя по стопам древних языческих
философов, по проторенным путям их спекуляций, и в то же время
постоянно пытаясь перенести их на девственную почву, и представить
себя первопроходцами в этом до сих пор нехоженном лесу вечных
истин, они повторили уловку зороастрийцев: чтобы разделаться со
всеми индийскими богами и божествами, Зороастр назвал всех их
дэвами, и использовал это имя для обозначения только злых сил. То
же самое сделали и христианские отцы. Они применили священное имя
даймонов (божественного эго человека) - к своим дьяволам, выдумке
больного мозга, и таким образом обесславили антропоморфизированные
символы естественных наук мудрой античности, и сделали их
отталкивающими для несведущего и необученного человека.
Что собой на самом деле представляли боги и даймонии, или
даймоны, мы можем узнать у Сократа, Платона, Плутарха, и многих
других известных мудрецов и философов дохристианского, также как и
послехристианского времени. Рассмотрим некоторые из их взглядов.
Ксенократ, который обнародовал многие из незаписанных теорий
своего учителя, и превзошел Платона в своем определении учения о
невидимых величинах, считал, что даймоны - это промежуточные
существа, находящиеся между божественным совершенством и
человеческой греховностью;* он разделял их на несколько классов,
которые, в свою очередь, делил на более мелкие категории. Он
специально отмечал, что индивидуальная, или личная душа каждого
человека является ведущим и охраняющим даймоном, и что никакой
даймон не имеет над нами большей власти, чем наш собственный. Таким
образом, даймоний Сократа - это бог, или божественная сущность,
которая вдохновляла его всю жизнь. От человека зависит - открыт или
закрыт он восприятию божественного голоса.
Гераклид, который полностью принял пифагорейские и
платоновские взгляды на человеческую душу, ее природу и свойства,
говоря о духах, называет их "даймонами, тела которых состоят из
воздуха и пара", и утверждает, что души населяют Млечный Путь,
прежде чем стать "рожденными" в подлунном мире.
Опять-таки, когда автор "Эпиномиса" располагает между самыми
высшими и самыми низшими богами (воплощенными душами) три класса
даймонов и населяет вселенную невидимыми существами, он поступает
более разумно, чем наши современные ученые, которые видят между
двумя крайностями пустое пространство, арену слепых сил, или же
христианские теологи, которые называют каждого языческого бога -
демоном, или дьяволом. Из этих трех классов первые два являются
невидимыми; их тела представляют собой чистый эфир и огонь
(планетарные духи); даймоны третьего класса покрыты парообразными
телами; они обычно невидимы, но иногда, отвердевая, становятся
видимыми на несколько секунд. Это земные духи, или наши астральные
души.
Факт состоит в том, что слово "даймон" употреблялось древними,
и особенно философами Александрийской школы, для обозначения всех
видов духов, добрых или злых, человеческих, или имеющих другой вид,
но это название часто было синонимом с именами богов или ангелов.
Например, "самофраками" называли храмовых божеств, которым
поклонялись во время мистерий в Самофракии. Они считаются
идентичными с кабирами, диоскурами и корибантами. Их имена были
мистическими, обозначающими Плутона, Цереру или Прозерпину, Бахуса
и Эскулапа или Гермеса, и всех их считали даймонами.
Апулей, говоря столь же символическим и скрытным языком о двух
душах, человеческой и божественной, отмечает:

Человеческая душа - это демон, которого наш язык может назвать
гением. Она является бессмертным божеством, хотя в определенном
смысле она рождается в тот же момент, что и человек, в котором она
находится. Следовательно, мы можем сказать, что она умирает тем же
сам путем, каким и рождается.

Древние называли богами также и выдающихся людей.
Обожествленные в течение жизни, даже их "оболочки" были почитаемыми
в определенной части мистерий. Вера в богов, в ларв и умбр, была
тогда универсальной, так же как она стремительно возрождается в
наше время. Даже величайшие философы, которые известны своим
потомкам как самые строгие материалисты и атеисты, - только потому,
что они отрицали гротескную идею личного не-всеобъемлющего бога, -
такие как, например, Эпикур, верили в богов и невидимых существ.
Продвигаясь в еще большую древность, из огромного количества
философов дохристианской эры мы можем упомянуть Цицерона, которого
менее всего можно обвинить в предрассудках и доверчивости. Говоря о
тех, кого он называет богами, и кто является или человеческими, или
атмосферными духами, он отмечает:

Мы знаем, что из всех живых существ человек имеет наилучшую
форму, и, поскольку боги принадлежат к их числу, они должны иметь
человеческий вид... Я не собираюсь сказать, что боги имеют тело и
кровь; но я говорю, что они выглядят так, как будто они имеют тела,
наполненные кровью... Эпикур, для которого скрытые вещи были столь
же легко ощутимыми, как если бы он касался их своими пальцами, учит
нас, что боги в общем являются невидимыми, но что они постижимы;
что они не являются телами с определенной плотностью.. но мы можем
распознать их посредством их преходящих образов; что, поскольку в
бесконечном пространстве имеется достаточно атомов, чтобы создать
такие образы, они возникают перед нами и побуждают нас понимать,
что представляют собой эти счастливые бессмертные существа.*

Если, переходя от Греции и Египта к колыбели всемирной
цивилизации - Индии, мы обращаемся к брахманам и их наиболее
замечательным философским учениям, то обнаруживаем, что они
называют своих богов и даймониев таким количеством разнообразных
наименований, что тридцать три миллиона этих божеств потребовали бы
целой библиотеки только для того, чтобы перечислить их имена и
атрибуты. Выберем сейчас лишь два имени из этого пантеона. Эти
группы являются наиболее важными и наименее изученными
ориенталистами - причем их истинная природа специально затуманена
нежеланием брахманов раскрывать свои философские тайны. Мы будем
говорить сейчас лишь о девах и питри.
Первые воздушные существа могут быть как высшими, так и
низшими по отношению к человеку. Этот термин буквально означает
нечто "сверкающее", блестящее; он относится к духовным существам
разной степени, включая сущности из предыдущих планетарных
периодов, которые принимают активное участие в образовании новой
солнечной системы и обучении человечества, находящегося в периоде
детства, а также и неразвивающихся планетарных духов, которые на
спиритуалистических сеансах будут принимать облик человеческих
божеств и даже героев человеческой истории.
Что касается дева-юни, то они представляют собой элементалов
низшего сорта по сравнению с космическими "богами", подчиняющихся
даже воле колдуна. К этому классу принадлежат гномы, сильфы, феи,
джинны и т. д. Они являются душой элементов, непостоянными силами
природы, действующими в соответствии с вечным законом, присущим
центрам силы, с неразвитым сознанием и телами пластичной формы,
которые могут менять свой облик в соответствии с сознательной или
бессознательной волей человека, который вступает в некие отношения
с ними. Именно путем привлечения некоторых существ этого рода,
современные спиритуалистические медиумы наделяют оболочки умерших
человеческих существ неким видом индивидуальной силы. Эти существа
никогда не были людьми, но они будут развиваться в человека в
течение огромного количества лет. Они принадлежат к трем низшим
царствам и участвуют в мистериях вследствие своей опасной природы.
Мы обнаружили крайне ошибочные мнения, распространенные не
только среди спиритуалистов, которые повсюду видят духов своих
бестелесных последователей, но даже среди рядов востоковедов,
которым следовало бы знать об этом больше. Они в целом уверены в
том, что санскритский термин "питри" обозначает духов наших прямых
предков, людей, лишенных тела. Отсюда аргумент некоторых
спиритуалистов, что факиры и другие восточные чародеи являются
медиумами; что они сами верят в свою неспособность создать что-либо
без помощи питри, по отношению к которым они являются лишь
послушными инструментами. Это ошибочно во многих отношениях, причем
эта ошибка возникла впервые, как мы полагаем, благодаря мосье Л.
Жаколио в его книге "Спиритизм в мире", и Говинда Свами, или, как
говорится, феномена "факира Ковиндасами". Питри - это предки не
ныне живущих людей, они являются предками людей первичной расы,
духами человеческих рас, которые предшествовали нынешним расам
людей на великой шкале нисходящей эволюции, и, как физически, так и
духовно были намного выше наших современных пигмеев. В
Манавадхармашастре они называются лунными предками. Индус - и менее
всего гордый брахман - не имеет такого страстного желания вернуться
в страну изгнания после того, как он сбросил свои смертные путы,
как обычный спиритуалист; и смерть для него не содержит того ужаса,
как для христианина. Таким образом, наиболее высокоразвитые умы в
Индии, покидая свою смертную оболочку, всегда озабочены тем, чтобы
заявить: "Нахапунараварти" - "Я не вернусь обратно"; этим самым
заявлением он делает себя недосягаемым для любого живого человека
или медиума. Но, можно спросить, что же следует понимать под питри?
Они являются девами, лунными и солнечными, тесно связанными с
эволюцией человека, поскольку лунные питри - это те, кто дает свои
чхайя как образцы Первой Расы Четвертого Цикла, тогда как солнечные
питри одаряют человечество интеллектом. Более того, эти лунные девы
проходят через все царство Земной Цепи в Первом Цикле, а во время
Второго и Третьего Циклов они "ведут и представляют человеческий
элемент".*
Краткое исследование той роли, которую они играют, должно
предотвратить смешение питри и элементалов в уме изучающего этот
вопрос. В Ригведе, Вишну (или всепроникающий Огонь, Эфир) показан
прежде всего шагающим через семь областей мира в три шага, будучи
проявлением центрального Солнца. Позже он становится проявлением
нашей солнечной энергии и связан с семеричной формой и с богами,
Агни, Индра и другими солнечными божествами. Поэтому, тогда как
"сыны огня", первичная Семерка нашей системы, исходит из первичного
Пламени, - "семь строителей" нашей Планетарной Цепи являются
"сынами разума" последних, а также - их учителями. Ибо, хотя с
одной стороны все они являются богами и называются питри (питарами,
отцами, предками), между ними имеется большое, хотя и очень тонкое
различие (оккультного характера), которое следует отметить. В
Ригведе они разделяются на два класса - питри агни-дагдха
("огонь-дающие"), и питри анагни-дагдха ("огонь-не-дающие"),* то
есть, как это объясняется экзотерически, - питри, которые приносят
жертвы богам и те, которые этого не делают. Но эзотерический и
истинный смысл этого состоит в следующем. Первые, или первичные
питри, "семь сыновей огня", или пламени, разделяются на семь
классов (подобно семи сефиротам, и т. п., см. Вайа-пурану и
Харивамсу, а также Ригведу); три из этих классов - арупа, то есть
бесформенные, "состоящие из интеллектуальной субстанции", а четыре
являются телесными. Первичные питрасы - это чистый агни (огонь),
или сапта-джива ("семь жизней", теперь становятся сапта-джихва,
семиязычными, поскольку Агни представляется с семью языками и семью
ветрами, которые являются колесами его повозки). Будучи
бесформенными и чисто духовными сущностями, они не могли создать
то, чьей прототипической формы уже не было бы в их разуме, и могли
произвести лишь "порожденных разумом" существ, своих "сынов",
второй класс питри (или праджапати, или риши и т. п.), на одну
ступень более материальных; а они, в свою очередь, породили третий,
и последний среди класса арупа. И только эти последние с помощью
Четвертого принципа Универсальной Души (Адити, Акаша) были способны
создать вещественные и имеющие форму существа.* Но когда они
появились на свет, обнаружилось, что они обладают столь малой
частью божественной вечной Души, или Огня, что их стали
рассматривать как неудачу. "Третий взывает ко второму, второй к
первому, и все три должны стать четырьмя (совершенный квадрат или
куб, представляющий "квадратуру круга" или погружение чистого
Духа), прежде чем первый может быть обучен" (санскритское
толкование). Только тогда могут быть созданы Существа, совершенные
в интеллектуальном и физическом отношении. Это, хотя в значительной
степени и философская, но все же - аллегория. Но ее смысл ясен,
сколь бы абсурдным не могло бы показаться это объяснение с научной
точки зрения. Доктрина говорит о Наличии Универсальной Жизни (или
движения), внутри которой пребывает все, и вне которой не может
быть ничего. Это - чистый Дух. Его проявлением является космическая
первичная Материя, существующая одновременно с ним. Наполовину
духовная по сравнению с первым, это оболочка Жизни-Духа, это то,
что наука называет эфиром, который заполняет безграничные
пространства и является по своей сути мировым веществом, которое
порождает все атомы и молекулы того, что называется материей.
Однако гомогенный по своему вечному происхождению, этот
Универсальный Элемент после того, как его излучение попадает в
пространство проявленной Вселенной, то центробежные и
центростремительные силы вечного движения, силы притяжения и
отталкивания приводят к быстрой поляризации рассеянных частиц,
приобретающих свои особенные свойства, которые сейчас
рассматриваются наукой как множество элементов, отличных друг от
друга. Как гомогенное целое, мировое вещество в своем первичном
состоянии является совершенным; после дезинтеграции оно утрачивает
способность творческой силы, не ограниченной никакими условиями, и
должно соединиться со своей противоположностью. Таким образом,
первые миры и космические Существа, хотя и "Само-Сущие", - это
тайна, которую никто не пытается затронуть всерьез, поскольку она
воспринимается лишь божественными глазами самых высших посвященных,
которую никто не может объяснить при помощи человеческого языка
детям нашего времени, - эти первые миры и существа не удались;
ввиду того, что одни: утратили присущую им творческую силу,
необходимую им для последующего развития эволюции, а другие - свою
бессмертную душу. Будучи частью Anima Mundi (Мировой Души) в
практическом аспекте, элемент Пуруши был в них слишком слаб, чтобы
дать им возможность иметь сознание в интервалах (перерывах) между
существованиями во время эволюционного периода и цикла Жизни. Эти
три порядка существ - питри-риши, сыны пламени - должны были
объединить три своих высших принципа с Четвертым (Кругом) и Пятым
(микрокосмическим) принципом для того, чтобы получить необходимый
союз и достичь результата. "Были древние миры, которые погибали,
как только они начинали существовать; они были бесформенными как
то, что называют "искрами". Эти "искры" представляют собой
первичные миры, которые не могут продолжаться, поскольку Святой
Старец не придал им форму"* (совершенных противоположностей, не
только в виде противоположных полов, но и - космической
полярности). "Почему разрушились эти первичные миры? Потому", -
отвечает "Зохар", - "что человек, представленный десятью сефиротами
еще не существовал тогда. Человеческая форма содержит все [дух,
душу и тело], и поскольку ее до того времени не было, миры были
разрушены".
Далеко отстоящими от питри и охотно принимаемыми публикой
являются различные проявления мастерства факиров, фокусников и т.
п., явления, в сотни раз более разнообразные и удивительные, чем
все, с чем встречалась когда-либо цивилизованная Европа и Америка.
Питри не имеют ничего общего с такими демонстрациями перед широкой
публикой и не являются "бестелесными духами". Мы должны лишь
познакомиться со списком основных даймонов, или элементальных
духов, чтобы обнаружить, что их имена указывают на их род занятий,
или, выражаясь более ясно, на трюки, к которым каждый из них лучше
всего приспособлен. Так, имеются маданы - это родовое имя,
означающее злых элементальных духов, наполовину животных,
наполовину чудовищ, поскольку "мадан" обозначает того, кто выглядит
как корова. Он является приятелем злобных волшебников и помогает им
осуществлять свои злые мстительные намерения посредством поражения
людей и домашних животных внезапным заболеванием, приводящим к
смерти.
Шудала-мадан, или кладбищенский демон, соответствует нашим
вурдалакам и вампирам. Он любит находиться там, где совершаются
преступления и убийства, поблизости от мест захоронения и
экзекуций. Он помогает фокусникам в разнообразных чудесах,
связанных с огнем, так же как кутти-шаттан, маленький озорной
чертенок. Шудала, как говорят, является наполовину огненным,
наполовину водным демоном, поскольку он получил от Шивы разрешение
принимать любую форму и превращать один предмет в другой; и если он
не находится в огне, он пребывает в воде. Это тот, кто не дает
людям "видеть то, что они не видят". Шула-мадан - это другое
вредоносное привидение. Это печной демон, искусный в изготовлении
керамики и приготовлении пищи. Если вы находитесь с ним в дружбе,
он не повредит вам; но горе тому, кто навлечет на себя его гнев.
Шула любит похвалу и лесть, и так как он обычно находится под
землей, то именно у него должен просить помощи фокусник в том,
чтобы за четверть часа вырастить из ростка дерево и получить плоды
от него.
Кумил-мадан - это собственно ундина. Это элементальный дух
воды, и его имя означает "бурлящий, как пузырьки". Он очень веселый
и смешной чертенок, который может помочь другу в чем-либо, что
относится к его владениям. Он может вызвать дождь и показать
будущее и настоящее тем, кто прибегает к гаданию на воде.
Поруту-мадан - это демон "борьбы"; он самый сильный из всех; и
там, где нужно мастерство, требующее физической силы, например,
левитация и дрессировка диких животных, он будет помогать
исполнителю, приподнимая его над землей, или оказывая на дикое
животное сильное воздействие, прежде чем дрессировщик начнет
действовать на него своими чарами. Таким образом, каждое
"физическое проявление" имеет свой собственный класс элементальных
духов, надзирающих за ними. Помимо вышеуказанных в Индии имеются
пишачи, даймоны гномов, гигантов и вампиров; гандхарвы, добрые
даймоны, небесные серафимы, певцы; и асуры и наги, титанические
духи и драконы, или змееголовые духи.
Их нельзя путать с элементариями, душами и оболочками
бестелесных человеческих существ; и здесь мы опять-таки должны
различать между тем, что было названо астральной душой, то есть
низшей частью двойственного пятого принципа, соединенной с
животным, и истинным Эго. Ибо учение посвященных состоит в том, что
астральная душа, даже если она принадлежала чистому и
добродетельному человеку, не является бессмертной в строгом смысле
слова; "она была создана из элементов - и к элементам она должна
возвратиться". Остановимся здесь и не скажем более ничего: каждый
ученый брахман, каждый чела и разумный теософ поймет, почему. Ибо
они знают, что тогда как душа грешного человека исчезает,
поглощается без освобождения, то душа другого человека, даже
умеренно чистого, просто меняет свои эфирные частицы на еще более
эфирные, и поскольку в ней остается дух Божественного,
богоподобного человека, или скорее его индивидуальное Эго, то она
не может умереть. Прокл говорит:

После смерти, душа (дух) продолжает пребывать в воздушном теле
(астральной форме), пока она полностью не очистится от всех злых и
чувственных страстей.. тогда она освобождается путем второго
умирания от воздушного тела так же, как она освободилась от
земного. Тогда, говорят древние, образуется небесное тело, всегда
соединенное с душой, которая является бессмертной, лучезарной и
подобной звезде, - тогда как чисто человеческая душа, или низшая
часть пятого принципа, не такова. Эти объяснения, а также знание
значения, истинных атрибутов и миссии питри, могут помочь лучшему
пониманию нижеследующих отрывков из Плутарха:

"И из этих душ луна является стихией, потому что в ней
растворяются души, когда тела погребенных оказываются в земле. Те,
кто были добродетельны и честны, вели спокойный и философский образ
жизни, не вовлекали себя в сомнительные дела, растворяются быстро;
жизнь, потеряв разум (осмысление) и не используя более телесные
страсти, тотчас же угасает".*
Древние египтяне, получившие свое знание от индийских ариев,
глубоко продвинули свои исследования в царства "элементальных" и
"элементарных" существ. Современные археологи решили, что рисунки,
изображенные на различных папирусах Книги Мертвых, и другие
символы, относящиеся к предметам, изображенным на саркофагах,
стенах подземных храмов, скульптуры на зданиях, все это просто
фантастические изображения своих богов, с одной стороны, а с
другой - доказательства того, что египтяне поклонялись кошкам,
собакам и разнообразным пресмыкающимся. Эта современная идея
полностью ошибочна, она проистекает из незнания астрального мира и
его странных обитателей.
Имеется много различных классов "элементариев" и
"элементалов". Самые высокие по своей разумности и ловкости среди
первых - это так называемые "земные духи". Сейчас достаточно
сказать о них, что это лярвы, или тени тех, кто жил на земле,
равным образом как добрых, так и злых. Они являются низшим
принципом всех бестелесных существ, и их можно разделить на три
группы. Первая включает в себя тех, кто полностью отказался от
духовного света и умер глубоко погруженный в трясину материи, и от
греховных душ которых постепенно отделялся бессмертный дух.
Собственно говоря, они являются бестелесными душами развращенных
людей; их души, отделившись за некоторое время до смерти от своего
божественного духа, утратили таким образом свой шанс на бессмертие.
Элифас Леви и некоторые другие каббалисты делали лишь очень
небольшое различие между элементарными духами, которые были людьми,
и теми существами, которые населяют стихии и являются слепыми
силами природы. Разлученные со своими телами, эти души (называемые
также "астральными телами"), особенно в случае чисто
материалистических личностей, неукротимо притягиваются к земле, где
получают временную жизнь среди стихий, соответствующих их природе.
Из-за того, что в течение своей естественной жизни они никогда не
культивировали свою духовность, но подчиняли ее материальному, они
не приспособлены и не годятся для возвышенной деятельности чистого
бестелесного существа, для которого земная атмосфера является
удушающей и зловонной. Силы, притягивающие ее, не только удалены от
земли, но и она сама не может, даже если бы и хотела, благодаря
своему деваханическому состоянию, иметь каких-либо сознательных
взаимоотношений с землей и ее обитателями. Исключения из этого
правила будут указаны далее. После более или менее продолжительного
периода времени эти "материальные" души начнут распадаться, и
наконец, подобно туману, они рассеются, атом за атомом, среди
окружающих элементов.
Они являются "оболочками", которые остаются в течение долгого
времени в Камалоке; насыщенные всеми земными испарениями, их
камарупы (тела желаний), растолстевшие от чувственности и ставшие
непроницаемыми для одухотворяющего влияния высших принципов, долго
не гибнут и угасают с трудом. Нас учат, что иногда они могут
сохраняться в течение столетий, прежде чем произойдет окончательный
распад на соответствующие элементы.
Вторая группа включает всех тех, кто, имея в себе определенную
долю духовности, однако в большей или меньшей степени привязан к
земным вещам и земной жизни, и чьи устремления и пристрастия
сконцентрированы в большей степени не на небе, а на земле;
пребывание в Камалоке останков этой группы людей, принадлежащих к
средним человеческим существам, имеет гораздо меньшую длительность,
и все же достаточно длинную и зависящую от интенсивности их желания
жить.
Оставшиеся, то есть третий класс, бестелесные души тех, чьи
тела погибли от насилия; они представляют собой людей во всем, за
исключением физического тела, пока не исчерпается срок их жизни.
Среди элементариев каббалисты признают также то, что мы
называем психическими эмбрионами, - "первообразец" формы у ребенка,
который должен существовать. В соответствии с учением Аристотеля
имеется три принципа естественных тел: "первообразец" (парадигма),
содержание и форма. Эти принципы можно использовать и в данном
конкретном случае. "Первообразец" нерожденного ребенка
располагается в невидимом разуме Универсальной Души, в которой от
вечности существуют все виды и формы - "первообразец"
рассматривается философией Аристотеля не как принцип, участвующий в
построении тел, но как некое внешнее, по отношению к ним, свойство;
ибо в этом случае материя не переходит из той формы, которую она
имеет, в ту форму, которую она должна получить. Хотя первообразец
формы неродившегося ребенка, так же как в случае предполагаемой
формы несделанных часов, - это то, что не является ни субстанцией,
ни протяженностью, ни качеством, ни каким-либо видом
существования, - и все же это нечто, что существует, хотя для того,
чтобы приобрести внешний вид, оно должно приобрести объективную
форму - коротко говоря, абстрактное должно стать конкретным. Таким
образом, поскольку этот "первообразец" материи передается
энергетическим путем универсальному эфиру, он обретает материальную
форму, хотя и сублимированную. Если современная наука учит, что
человеческая мысль "влияет одновременно и на вещество другой
вселенной", как может тот, кто верит в Универсальный Разум,
отрицать, что божественная мысль передается посредством того же
самого энергетического закона нашему общему посреднику,
универсальному Эфиру - низшему Миру-Душе? Поистине верно, что
оккультная философия отрицает разум и сознание, присущее этим
конечным и зависящим от условий проявлениям этого мира материальных
феноменов. Но ведантическая и буддийская философии, говоря об этом
как об Абсолютном Сознании, показывают, что форма и прогресс
каждого атома обусловленной вселенной должны существовать в нем в
течение бесконечных циклов Вечности. И если это так, то отсюда
должно следовать, что когда Божественная Мысль проявляется
объективно, то ее энергия достоверно воспроизводит внешний вид
того, чей "первообразец" уже содержится в божественном разуме. Не
следует однако понимать это таким образом, что эта Мысль создает
материю, или даже ее "первообразец". Нет; она развивает из скрытого
в ней эскиза лишь замысел будущей формы; материя, которая служит
для того, чтобы исполнить этот замысел, уже имеется в наличии и
готовится к тому, чтобы сформировать человеческое тело через серию
прогрессивных трансформаций в ходе эволюции. Формы проходят; идеи,
которые создают их, и материал, который дает им объективность,
остаются. Эти модели, поскольку они еще лишены бессмертного духа,
являются "элементалями" - или, лучше, психическими эмбрионами -
которые, когда приходит их время, погибают для невидимого мира и
рождаются в видимом, как человеческие младенцы, получающие in
transitu Божественное Дыхание, называемое Духом, которое придает
окончательную форму совершенному человеку. Этот класс не может
субъективно или объективно общаться с людьми.
Существенное различие между телами такого эмбриона и
элементала состоит с том, что эмбрион - будущий человек - содержит
в себе частицу каждого из четырех великих царств, то есть: огня,
воздуха, земли и воды; в то время как элементал имеет частицу лишь
одного из этих царств. Так, например, саламандра, или огненный
элементал, имеет лишь часть первоначального огня и ничего более.
Человек выше их, и закон эволюции проявляет в нем наличие всех
четырех царств. Поэтому, элементалы огня не могут быть обнаружены в
воде, или овоздушных лементалов нельзя найти в огне. И так как
частица воды обнаруживается не только в человеке, но и в других
телах, элементалы реально существуют среди других тел и в них во
всякой субстанции подобно тому, как духовный мир существует в
материальном. Но последние представляют собой элементалов в их
наиболее первичном и латентном состоянии.


II

Другой класс представляет таких элементальных существ, которые
никогда не разовьются в человеческие существа в этой манвантаре, но
занимают, так сказать, определенную ступеньку на лестнице бытия, и,
по сравнению с другими, могут быть правильно названы природными
духами, или космическими действующими силами природы, причем каждое
существо ограничено своей собственной стихией и никогда не может
пересечь границы других. Это те, которых Тертуллиан назвал
"принцами воздушных стихий".
В учениях восточных каббалистов, западных розенкрейцеров и
алхимиков о них говорилось как о созданиях, развившихся из четырех
царств - земли, воздуха, огня и воды - и их соответственно называли
гномами, сильфами, саламандрами и ундинами. Эти силы природы могут
действовать как послушные работники всеобщего закона, или же могут
служить, как это показано выше, бестелесным духам - чистым или
нечистым - и живым адептам магии и колдовства, производя желаемые
феноменальные результаты. Такие существа никогда не становятся
людьми.*
Под общим названием фей, или волшебниц, эти духи стихий
появляются в мифах, баснях, преданиях и поэзии всех народов,
древних и современных. У них существует целый легион имен - пери,
девы, джинны, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, норны,
ниссы, брауни, некки, карлики, ундины, водяные, русалки, гоблины,
понки, баньши, келпи, пикси, лешие, домовые, дикие женщины, белые
леди - и многие другие. Их видели, их боялись, восхваляли и
проклинали, их вызывали во всех странах во все века. Должны ли мы
из этого сделать вывод о том, что все, кто встречались с ними, были
в состоянии галлюцинации?
Эти элементалы являются главными действующими силами
бестелесных и никогда не видимых "оболочек", вызывающихся в
качестве духов во время спиритических сеансов, и они, как показано
выше, производят все феномены, кроме субъективных.
В рамках данной статьи мы принимаем термин "элементал" для
обозначения только таких природных духов, не присоединяя к ним
никаких других духов, воплощенных в человеческую форму. Элементалы,
как уже говорилось, не имеют формы, и, пытаясь сказать о том, что
они из себя представляют, лучше всего говорить, что они являются
"средоточиями силы", имеющими инстинктивные желания, но не
обладающими сознанием, как мы его понимаем. Поэтому их поступки
могут быть как добрыми, так и дурными, без разницы.
Верят, что этот класс обладает лишь одним из трех главных
атрибутов человека. Они не имеют ни бессмертного духа, ни
материального тела, но только астральную форму, которая действует в
разной мере в стихии, к которой она принадлежит, а также в эфире.
Они представляют собой комбинацию сублимированной материи и
рудиментарного разума. Некоторые из них остаются неизменными в
течение нескольких циклов, но все же не имея индивидуальности и
действуя, так сказать, коллективно. Другие, принадлежащие к
определенным стихиям и видам, изменяют форму в соответствии с
точным законом, объясненным каббалистами. Наиболее плотные из этих
тел обычно все же достаточно нематериальны, чтобы избегнуть
восприятия с помощью обычного физического зрения, но в то же время
достаточно субстанциональны, чтобы быть прекрасно различимыми с
помощью внутреннего видения, или ясновидения. Они не только
существуют и могут обитать в эфире, но могут руководить и управлять
им для получения физических эффектов столь же легко, как мы можем
сжимать воздух или воду для подобных целей с помощью пневматических
и гидравлических машин; в таких занятиях они легко могут помочь
"человеческим элементариям", или "оболочкам". Более того, они могут
так сгущать их, что образуют для себя материальные тела, которые
благодаря их Протеевой силе могут принимать такое сходство, какое
они захотят, благодаря тому, что они принимают в качестве модели
изображения, которые они обнаруживают в памяти живых людей.
Необязательно думать о человеке в момент его "воплощения". Его
образ может стереться за многие годы до этого. Разум получает
неизгладимое впечатление даже от случайных встреч или от человека,
с которым столкнулся лишь однажды. Как для чувствительной
фотографической пластинки достаточно экспозиции в течение
нескольких секунд, чтобы навсегда сохранить облик снимаемого
человека, то же самое верно и для разума.
В соответствии с учением Прокла, высшая область от Зенита
Вселенной до Луны принадлежит богам, или планетарным духам, в
соответствии с их иерархией и классами. Высшими среди них были
двенадцать хупер-ураниоев, или трансцендентальные боги, с целым
легионом подчиненных даймонов под их командой. За ними по рангу и
силе следовали эгкосмиои, или космические боги, каждый из которых
руководил огромным количеством даймонов, которым они передают свою
силу и видоизменяют ее в соответствии со своей волей. Эти очевидные
персонифицированные силы природы в их взаимоотношениях,
представленных тремя классами, или элементалы - мы уже описывали.
Далее Прокл показывает в соответствии с герметической
аксиомой - о типах и прототипах - что низшие сферы имеют свои
подразделения и классы существ так же, как и высшие небесные, и
первые существа всегда подчинены более высшим. Он полагает, что
четыре стихии наполнены даймонами, соглашаясь с Аристотелем, что
вселенная полна, и в природе нет пустоты. Даймоны земли, воздуха,
огня и воды представляют собой эластичные, эфирные и полу-телесные
существа. Существуют такие классы существ, которые исполняют роль
посредников между богами и людьми. Хотя они и обладают низшим
разумом, чем шестой порядок высших даймонов, эти существа
непосредственно управляют элементами и органической жизнью. Они
управляют ростом, цветением, свойствами и различными изменениями
растений. Они являются персонифицированными идеями или свойствами,
которые были спущены из небесной Гили в неорганическую материю; и,
так как царство растений - это более высокая ступень, чем царство
минералов, эти эманации небесных богов обрели форму и существование
в растениях, они стали их "душами". И это то, что названо в учении
Аристотеля "формой" в трех принципах естественных тел, которые
классифицированы им как "первообразец", материя и форма. Его
философия учит, что кроме подлинной материи необходимо наличие
другого принципа для завершения триединой природы каждой частицы, и
это - форма, невидимая, но все же, в онтологическом смысле слова,
субстанциональная сущность, на самом деле отличная от самой
материи. Таким образом, в животном или растении - кроме костей,
мяса, нервов, мозга и крови в первом; и кроме мясистого вещества,
тканей, жилок и соков во втором, кровь и соки которых, циркулируя
по венам и жилкам, питают все части животного и растения; и кроме
духов животного, которые являются принципами движения, и химической
энергии, которая преобразуется в жизненную силу в зеленом листе, -
в них должна быть субстанциональная форма, которую Аристотель в
случае лошади назвал лошадиной душой; Прокл - даймоном какого-либо
минерала, растения или животного; и средневековые философы -
элементарными духами четырех царств.
Все это в нашем веке считается "поэтической метафизикой" и
великим суеверием. Согласно точным онтологическим принципам, в этих
старых гипотезах все же есть некоторая тень вероятности, некоторый
ключ к обретению недостающего звена, приводящего в недоумение
точную науку, которая стала в последнее время столь догматичной,
что все то, что лежит за пределом круга знаний индуктивной науки,
объявляется нереальным. И, как утверждает профессор Джозеф Ле Конт,
некоторые известные ученые "высмеивают использование термина
"жизненная сила", или витальность, как пережиток суеверий.* Де
Кендолл предлагает термин "жизненное движение", вместо жизненной
силы;** таким образом подготавливается последний научный скачок,
который преобразует бессмертного, мыслящего человека в автомат с
часовым механизмом внутри него. "Но", - спрашивает Ле Конт, -
"можем ли мы представить себе движение без силы? И если движение
индивидуально, то он также является формой силы".
В еврейской каббале природные духи были известны под общим
именем шедим и разделялись на четыре класса. Индусы называли их
бхутами или девами, и персы также называли их всех дивами; греки
невнятно обозначали их даймонами; они были известны египтянам как
Африты. По словам Кайзера, древние мексиканцы верили в
многочисленные жилища духов, в одном из которых пребывали тени
невинных младенцев вплоть до их рождения; в другое, находящееся на
солнце, восходили доблестные души героев; в то время как ужасные
призраки неисправимых грешников были приговорены к блужданиям и
отчаянию в подземных пещерах, находясь в оковах земной атмосферы,
не желающие и не способные освободить себя. Это замечательным
образом доказывает то, что "древние" мексиканцы знали кое-что о
доктринах Камалоки. Эти духи проводили свое время, общаясь со
смертными и пугая тех, кто мог их видеть. Некоторые африканские
племена знали их под именем йоваху. В индийском пантеоне, как мы
уже не раз отмечали, имеется не менее 330 000 000 духов разных
видов, включая элементалов, и некоторых из них брахманы называли
дайтьями. Эти существа, как известно адептам, притягиваются к
определенным четвертям неба благодаря такому же таинственному
свойству, которое заставляет магнитную иголку поворачиваться к
северу; некоторые растения также подчиняются этому притяжению. Если
учесть тот факт, что продвижение планет в космическом пространстве
должно производить какое-то нарушение в пластичной и разреженной
эфирной среде, подобно тому, которое пушечный выстрел производит в
воздухе, пароход - в воде; то можно сделать вывод, что на
космическом плане определенные планетарные конфигурации могут
вызвать гораздо более сильные колебания и привести к тому, что в
данном направлении будут течь более сильные токи, чем в других.
Становится также очевидным, почему, посредством различных сочетаний
звезд, массы дружественных или враждебных элементалов могут
спуститься в нашу атмосферу, или в какой-то определенный ее
участок. Их появление можно определить по тем эффектам, которые они
вызовут. Если наши английские астрономы иногда способны
предсказывать катаклизмы, такие как землетрясения и наводнения, то
индийские астрологи и математики могут делать то же самое, и делают
это с гораздо большей точностью, хотя они руководствуются при этом
тем, что нашим современным скептикам кажется в высшей степени
абсурдным. Считается, что различные виды духов имеют особую
симпатию к определенным человеческим темпераментам, на которые они
и действуют наиболее охотно. Так, люди желчного, лимфатического,
нервного, или сангвинического, темпераментов будут подвергаться
благоприятному или неблагоприятному влиянию в зависимости от
условий астрального света, зависящего в свою очередь от различных
аспектов планетарных тел. Усвоив этот общий принцип благодаря
наблюдениям, длящимся на протяжении многих веков, адепту-астрологу
нужно было только установить, какой была конфигурация планет в
предшествующей дате, и соотнести свои данные с последующими фазами
движения небесных тел, после чего он мог набросать, с достаточной
точностью, судьбу человека, гороскоп которого составлялся, и даже
предугадать будущее. Точность гороскопа зависела, естественно, не
только от астрономической эрудиции, но и от его знания оккультных
сил и природных явлений.
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA