Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
. Коларов

Из речи В. Коларова на III Всемирном Конгрессе Коминтерна

... [Армянский) народ имеет самую трагическую историю. На всем ее протяжении он был предметом вражды отдельных наций между собою, вражды, которую усердно поддерживал варварский деспотизм старого турецкого строя. Напрасно народ этот многократно обращался с призывом к человеческим чувствам так называемых цивилизованных государств. Результаты его призывов вызывали лишь новые кровопролития. В последний раз, во время европейской войны, армянский народ хотел своей помощью, которую он оказал державам Антанты, добыть себе свободу и право на жизнь, но он был обманут в своих ожиданиях. Он стал снова жертвой фанатизма. Но после этого кровопролития армянский народ обратил свой взор к России и последовал примеру ее пролетариата... (Петроград, 1922, с. 469)
Ариадна Пыркова

- русская журналистка и писательница

"Беспримерное истребление армянского народа показало, что, несмотря на заимствованные из Европы программы и лозунги, младотурки в сущности ничем не отличаются от, старых турок"

"Описание армянских погромов напоминает страшные летописи древних истреблений, когда победители убивали и мучили, и насиловали, и грабили побежденных с той разнузданностью, на которую из всех зверей способен только человек. В 1896 г. в самом Константинополе было убито в течение трех дней около 10 тысяч армян, не говоря о десятках тысяч убитых, раненных и разоренных в больших и малых городах. После свержения Абдул Гамида, тотчас после объявления конституции, произошли погромы в Адане"
Веселовский Ю. А.

- русский литературовед, поэт, переводчик

"В 1890 году произошла известная эрзрумская резня, причем слабые попытки армянского населения воспротивиться своевольному обращению турецких солдат и чиновников были потоплены в волнах крови. К 1894 году относится грандиозная резня в Сасуне - нечто совершенно чудовищное... при трогательном единодушии курдских шаек и регулярных турецких войск эта резня, с которою был связан ряд отдельных эпизодов, один возмутительнее другого, - вместе с погромами и избиениями 1895 года, устраивались планомерно и периодически. Цель этих кровавых погромов - истребление или "насколько возможно" сокращение армянского элемента в Западной Армении".

"Лживость этой обычной "канцелярской отписки", к какой прибегала столько раз Турция, чтобы замести следы или выйти сухой из воды, когда ее уличали в жестокости и беззаконии, конечно, была слишком очевидна, и ввести в заблуждение турецким дипломатам никого не удалось. Что среди "революционеров", с которыми боролось турецкое правительство, были дети моложе 10 лет, иногда грудные младенцы, это подтверждено было показаниями всех тех, кто не утратил чувства справедливости и беспристрастия"
Городецкий С. М

"Невыносима мысль, что сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людьми же неслыханным по зверству истязаниям, тончайшим пыткам тела и духа... Чувство, с которым стоишь на месте погрома, ни с чем не сравнимо по горю. Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление души человеческой - вот... ощущения, которыми дарит Турция…"

"Никогда не погибают народы, умеющие в минуты тягчайших бед и унижений сохранить свое национальное достоинство. Не погибнет и Армения!"

"Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, таков он сейчас, таким он будет и всегда".
Мандельштам А.Н

"Именно младотурецкое правительство с заранее обдуманным намерением хладнокровно декретировало уничтожение армянского народа... С безжалостной твердостью турецкое правительство запрещало и отклоняло всякое милосердное вмешательство... С большей жестокостью, чем при султане Абдул Гамиде, оно казнило тех турок, которые осмеливались помогать армянам"
Максим Горький

"...Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX, начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, "великого убийцу", гнусное равнодушие христиан "культурной" Европы, с которым они относились к истреблению их "братьев во Христе", позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом. Удивительно быстро и ловко забывают факты такого рода господа "гуманисты", идеалисты, "защитники культуры", основанной на жадности, зависти, на рабстве и на циническом истреблении народных масс. Ложь и лицемерие защитников этой "культуры по уши в крови и грязи" восходят до явного безумия, до преступления, которому нет достойной кары".
Валерий Брюсов

"Нужны мировые катастрофы, нужны беспримерные ужасы турецкой резни или дикого преследования целой нации (что имело место, например, в начале нынешней великой войны), чтобы мы вновь обратили внимание на бедствия "многострадального народа"… Мы русские, как и вся Европа, вспоминаем об армянах лишь в те дни, когда им нужна бывает рука помощи, чтобы спасти их от поголовного истребления озверевшими полчищами султана. Между тем, есть у армян более высокое право на наше внимание и на внимание всего мира: та высокая культура, которую выработал армянский народ за долгие века своего самостоятельного существования, и та исключительно богатая литература, которая составляет драгоценный вклад Армении в общую сокровищницу человечества"
Валерий Брюсов

Чтобы не говорили защитники турок, как бы ни ссылались на доводы "государственной необходимости", ничто не может оправдать массовых избиений, опустошения целых провинций, обрекания на голодную смерть изгоняемого населения деревень и городов и т. п. Вовсе не фантастичен подсчет, указывающий, что в начале современной войны в турецких областях от казней, от убийств, от голода, от истощения, в пожарах, на пути в ссылку, в пустынях, назначенных для жительства, и т. п. погибло свыше миллиона душ армянского населения.
***
тюркские племена закрепились в Закавказье лишь в 11-13 веке, причём в Карабахе появились лишь в конце 18 века при Панахе и к 1921 году составляли лишь 3-4% от населения Карабаха. Но самое интересное это то, что основная масса азери-турок появилась в Закавказье лишь в конце 19 века. В 1897 году суммарное азери-турецкое население Бакинской и Елизаветпольской губерний составляло 1 миллион человек. Однако, начиная с 1880 года число сезонных рабочих из северо-западных провинций Южного Азербаиджана составляло 30 000-35 000 в год. В реальности же, эти цифры были намного выше, поскольку многие из сезонных рабочих никаких документов не имели и пересекали границу нелегально. Только одни Велкидж и Ардебил обеспечивали до 20 000 сезонных рабочих в год. Абсолютное большинство сезонных рабочих осело в Баку. Из всеговышесказанного следует, что не менее чем 600 000 азери-тюрок из 1 000 000 миллиона (60%) появились в Бакинской и Елизаветпольской губерниях лишь после 1880 года.
Армяне были там так долго, что вся история края написанна на армянском... Или вы забыли об этом??
Вы лучше заботьтесь о том, как азери-тюрки перебрались из провинций Ирана в конце 19 века, чтобы затем переписать курдов, талышей и лезгин.
Азеритурецкое государство, которое было впервые образованно мусаватистами при прямом участии младотурок и непосредственном вовлечении турецкого военного контингента не имело и не имеет никаких прав на Карабах. только на 50 лет Панаху Али и сын его Ибрагим-беку удалось самопровозгласиться независимым ханством. Это однако не дает никакого права азеритуркам на Карабах. А термин азербайджанский в ретроактивном применении -- просто смешон. Это все равно, как если бы турки претендовали на византийские или древнегреческие и древнеримские памятники на нынешней территории. Они это делают. И тоже смешны. Ведь только турки могут выдавать христианский храм Св. Софии за мечеть.

Все данные о массовой миграции из северных провинций Ирана взяты из История Азербайджана, под редакцией академиков Гусейнова и Сумбатзаде, Издательский дом Академии наук Аз СР, в Зх томах, том 2, страницы 253, 261-262
***
Максим ОВАННИСЯН, редактор газеты "Советский Карабах" с 1988 по 1993г.
В 1965 году я работал старшим редактором областного Комитета радиовещания. По работе мне необходимо было встретиться с одним из ответственных работников сельхозуправления Варленом Лазаряном. Войдя к нему в кабинет, застал его разъяренным. В чем дело? Оказалось, Варлен возмущен цифрами, спущенными на пятилетку из Совмина Азербайджана - опять Нагорный Карабах оказался на обочине финансирования. По сравнению с Нахичеванской автономной республикой мы были на положении бедного родственника. Спонтанно родилась идея написать письмо в Москву, в ЦК КПСС. Тогда это было в порядке вещей - правду искали в Центре.
Я и Григорий Степанян, главный редактор Комитета радиовещания, засели за письмо. Писали, конечно же, на армянском, хотя, разумеется, в Москву надо было направлять на русском. Пошли к редактору областной газеты Лазарю Гаспаряну. Письмо он одобрил, но порекомендовал обратиться к Юрию Хачияну как к специалисту русского языка. Так и появилось на свет то самое историческое письмо тринадцати представителей Нагорного Карабаха, в котором в очередной раз выражалось недовольство карабахцев руководством Азербайджана и желание воссоединиться с Арменией. Письмо было показано и Баграту Улубабяну, писателю и лидеру карабахской интеллигенции. Он внес добавления, касающиеся дискредитации армянской национальной культуры, уничтожения ее исторических памятников.
Конечно, вам бы хотелось знать, кто подписал письмо. Еще раз напомню их имена: Баграт Улубабян; Лазарь Гаспарян, редактор областной газеты; Альберт Сейранян, директор Степанакертского электротехнического завода; Аркадий Манучаров, управляющий стройтрестом; Сергей Шакарян, председатель Степанакертского горисполкома; Михаил Корганян, артист Степанакертского драмтеатра; Богдан Джанян, поэт; уже упомянутый мной Григорий Степанян; Сергей Григорян, главный инженер стройтреста; Арсен Муканян, председатель колхоза села Сос; поэт Гурген Габриелян, заведовавший в то время отделом культуры облисполкома; Арам Бабаян, управляющий Карвинтрестом, и я, радиожурналист.
Словом, люди собрались, что называется, солидные в том смысле, что каждый из них прекрасно отдавал себе отчет в том, что за этим письмом может последовать. Лазарь Гаспарян так и сказал: "Я подписываюсь под своим приказом об увольнении". Так оно и случилось, и не только с ним. Со многими, в том числе и со мной.
Реакция оказалась немедленной - в Степанакерт примчался второй секретарь ЦК КП Азербайджана Елистратов. Собрали бюро обкома, стали нас увещевать - откажитесь от письма, покайтесь. Но как можно отказаться? Ведь письмо было, по сути, концентрированным выражением многолетних чаяний карабахцев, которые всего лишь хотели чувствовать себя полноценными людьми со своими правами, нам не хотелось мириться с положением людей второго сорта, что нам цинично демонстрировал официальный Баку. Вот и на сей раз из уст второго секретаря ЦК КП Азербайджана прозвучала фраза: "Вы еще пожалеете. Не успеете чихнуть (он, конечно же, выразился более вульгарно), как вас всех заберут".
Дабы не забрали, многие из нас вынуждены были покинуть Нагорный Карабах. Так что нынешний этап Карабахского движения берет начало еще с тех времен, и даже раньше. Помню, в начале 60-х запротестовали карабахские таксисты, а затем и строители...
... Причина во всех случаях была одна - ущемление не только социально-экономических прав людей, но и ущемление, замешанное на национальной дискриминации. Нигде в Советском Союзе она не принимала столь уродливых форм, как в Нагорном Карабахе. Руководствуясь политикой выдавливания армян из области, власти Азербайджана использовали любой механизм для изменения демографической ситауации Нагорного Карабаха.

А реакция была незамедлителбная. Агдам на Степанакерт, а через неделю—Сумгаит.
***
3459 13:34 09.03.2003
ARMEN (id:344)
(В ответ на 3243) http://forums.ng.ru/archive/theme?tid=ar_az_compromiss&offset=80
В 1920 году в Баку приютили военного министра млодотурков Энвер пашу (конечно с согласии Москвы). Он обещал верой и правдой служить страну советов, но несмотря на то, что в Турции его осудили на смертную казнь, он идее пантуркизма не изменил и достаточно похлопотал по этой направлении. Когда в Москве поняли что он за фрукт, Энер удрал в Средную Азию и там возглавил движение басмачей. Летом 22-ого корпус красного командира Акоба Мелкумова разгромил басмачей Энвера, а Энвер с небольшим отрядом хотел скрыться за кордон. Мелкумов своим эскадроном преследовал его и 4-ого августа 1922 года догнал Энвера, взял в плен и собственноручно ракстрелял. Пишу эти подробности, чтобв в список «армянских террористов» добавили и Акоба Мелкумова.:-) Генерал Советской Армии Акоб Мелкумов так и жил в Средней Азии и умер где-то в 70-их годах.
***
3474 17:28 09.03.2003
Vengeance (id:2267)

После Сан-Стефанского и Берлинского конгресса балканские народы получили свои суверенные государства, тогда как в отношении армянского населения османское правительство обещало провести реформы. СТАТЬЯ LXI Берлинского трактата (1878), в частности, гласит следующее:

"Блистательная Порта обязуется осуществить, без дальнейшего замедления, улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами, и обеспечить их безопасность от черкесов и курдов. Она будет периодически сообщать о мерах, принятых ею для этой цели, державам, которые будут наблюдать за их применением."

Никакие обещания по проведению реформ исполненны не были, а в 1894-1896 годах султан Абдул Гамид Кровавый санкоционировал резню более сотни тысяч армян. О каком предательстве армян в 1914-1915 может идти речь, если за 35(!) лет османским правительством не было сдержано ни одно из своих обещаний? Желание переиначить те или иные факты истории для оправдания своих зверств- это система внешней политики двух турецких государств. История показывает, что каждый раз когда армяне доверяли лживым обещаниям "про реформы" и "установление мира" с турками в составе турецкого государства результат был катастрофическим, сопровождаемый беспрецендентными зверствами и кровопролитием. Нет никаких гарантии того, что в случае Карабаха развитие событий будет другим. Хватит крови, зверств и ненависти.
***
3510 01:32 10.03.2003
Волкодав (id:1451)
(В ответ на 3485)
Армяне и евреи уже в начале 19 века были ближе к новой буржуазной парадигме, чем вся кавказская братия вместе взятая. Буржуазной парадигме свойственен письменный контракт. Эта же парадигма создала национальное государство. Азиатам свойственны либо империи, либо племенное феодальное и полуфеодальное сосуществование.
***
Kаково было отношение к армянам у нас в селе Муганлы Агдамского района. Это было в 30-е годы (через 100 лет после прихода сюда армянских переселенцев из Ирана и Турции в 1828 г. и позже).
Воду армянам подавали (отказать живому существу напиться воды — тяжкий грех для мусульман) только в медной посуде — «ее можно очистить, от погани, протерев потом песком» — считали сельчане. Если кто, например, малолетний, по незнанию подавал армянину воду в керамической посуде, то эту посуду разбивали и закапывали или использовали для собак, а если в деревянной — ее сжигали. Армянина «дядей», мужчиной (киши), не называли: «эрмэни» или «кирва» (кум). Сказать армянину: «салам алейкум» — грешно. Говорили: «Аллах сахласын» — береги Бог. Была (и сейчас есть) поговорка: «Ради выгоды он готов назвать армянина дядей». Самым оскорбительным ругательством было «армянин сын армянина».
***

КУЛЬТУРНОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ НАГОРНОГО КАРАБАХА
http://forums.ng.ru/politics/2003/02/01/ar_az_compromiss.html
Исторически Карабах является северо-восточной провинцией Армении. Распространение по всему Армянскому нагорью одинаковых форм хозяйственной деятельности, обычаев и верований, а также единый менталитет его обитателей стали основой того, что Нагорный Карабах (Арцах), как и в древности, сегодня составляет с другими областями Армении одно неразрывное целое в культурном, экономическом и лингвистическом отношениях. Многочисленные археологические данные, относящиеся к эпохам энеолита, бронзы и железа свидетельствуют о том, что культура Нагорного Карабаха по существу является ветвью единой армянской культуры и имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода. Далее рассматриваются памятники культуры, сохранившиеся на территории княжества Арцах.

Предки нынешних карабахских армян, несмотря на непрерывные в прошлом войны, оставили удивительно богатое культурное наследие. Только на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) площадью в 4.5 тысячи кв.км (чуть более трети территории Нагорного Карабаха в целом) сохранилось по меньшей мере 1700 историко-архитектурных памятников: крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен, мостов, дворцовых сооружений, большое количество хачкаров (надгробные или памятные стелы, название которых в переводе с армянского буквально означает "крест-камень", так как в основе их композиции лежит христианский крест, выполненный в традиционной для Армении манере церковного искусства, причем ни на одном из дошедших до наших дней хачкаров орнамент не повторяется), свыше 1000 единиц настенных и надгробных надписей на древнеармянском языке. Основная масса сохранившихся на территории Арцаха памятников - христианские культовые сооружения, хронологически охватывающие, начиная с IV века - времени принятия в Армении христианства как государственной религии, - все этапы средневековой истории. Среди них около 60 монастырских комплексов и более 500 церквей.
Из памятников дохристианского периода на территории Арцаха сохранились первобытные стоянки, руины древних армянских поселений, в том числе и относящиеся к периоду Араратского царства (Урарту) и сменившего его армянского царства Ервандидов, гробницы, культовые статуэтки раннеармянской эпохи, межевые камни времен армянской династии Арташесидов, а также капители, разнообразная домашняя утварь и монеты. Так, на территории современного поселка Истису (Кельбаджар) в далеком прошлом располагалась летняя резиденция араратского царя Руса I (I тыс. до Р.Х.). Самым крупным и знаменитым поселением дохристианского периода на территории Арцаха являлся основанный в 90-е годы до Р.Х. армянским царем Тиграном II город Тигранакерт. Любопытно, что это первый из четырех городов, основанных впоследствии Тиграном II в разных частях Армянского нагорья, названных его именем. Остатки этого поселения были обнаружены на территории современного Агдамского района вблизи границы НКР.
Богатый материал по средневековой истории Арцаха содержится в трудах армянских, персидских, византийских, арабских историков, географов и путешественников, старинных картах Армении (IV-VIIвв. от Р.Х.), неизменно свидетельствующих об армянском этнокультурном облике края. При этом Арцах называется десятой по счету областью Армении. Древние эпические песни и сказки, до сих пор живущие в сознании современных карабахских армян, жанровые, сюжетные и художественно-выразительные средства фольклора Арцаха также свидетельствуют об их местном происхождении. В период арабского владычества армянские князья Арцаха продолжали свою энергичную созидательную деятельность. Под их покровительством развиваются и крепнут такие культурные центры, как Амарас, Цицернаванк (Кашатагский район НКР), Гтич (Гадрутский район НКР), монастыри Урек и Гандзасар (Мардакертский район НКР), монастыри Дади и Хада в Вайкунике и др. В начале IX в. вновь набирает силу княжеский род Араншахиков. Представители двух его ратных ветвей и другие арцахские князья для усиления обороноспособности своих владений проводили большие работы по укреплению монастырей, возводя вблизи многих из них неприступные крепости, где во время нашествий укрывалось гражданское население и хранились монастырские ценности. Наиболее известными крепостями Арцаха были Шикакар, Хаченаберд, Тигранаберд, Циранакар, Акнаберд, Левонаберд, Джраберд, крепости Гюлистана, Фарисоса, Дизапайт и многие другие. Более ста крепостей Арцаха-Карабаха, при всех их местных особенностях напоминают укрепления, сохранившиеся в других провинциях исторической Армении, и представляют собой крупные инженерные оборонительные сооружения, созданные по классическим образцам армянского военно-фортификационного строительного искусства.

В конце IX в. Арцах, сбросивший с себя арабское иго, стал одной из восточных провинций в составе утвердившегося в Армении царства Багратидов. Время краткой мирной передышки, когда арабы уже не представляли опасности, персы были разобщены, а турки-сельджуки еще не появились, - стало временем созидательной деятельности и бурного развития культуры. В этот период были построены знаменитый архитектурный комплекс края - монастырь Таргманчац (989г.) и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) Агарцина (1071г.).

Наиболее благодатными для развития культуры Арцаха оказались XII - XIIIвв. С Хв. доминирующую роль в политической и культурной жизни края начинает играть княжество Хачен, границы которого охватывали центральную часть древнего Арцаха. В отмеченный выше период здесь были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой фонд армянского художественного наследия. Армянскую средневековую литературу и историографию в Арцахе достойно представляли Мовсес Каланкатваци, Мовсес Дасхуранци, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Григор Акнеци, Степанос Орбелян и Мхитар Айриванеци. С Арцахом также связано имя выдающегося армянского правоведа, автора "Судебника", оказавшего влияние на развитие юридической мысли в странах Европы и Древней Руси, Мхитара Гоша. Особого прогресса достигло развитие архитектурных форм, позволивших специалистам по средневековой культуре Армении выделить наряду с Анийской, Сюникской, Васпураканской и Лорийской - Арцахскую архитектурную школу. Шедеврами Арцахской школы признаны такие сооружения монастырских комплексов, как церковь Сурб Аствацацин Макараванка (1198г.), храм Сурб Ншан Нор Варагаванка (1190-1200гг.), Соборная церковь Ованнеса Мкртича, придавшая особое величие Гандзасару (1216-1238гг.), Катогике Хоранашата (1211-1222гг.), церкви Гошаванка (1191-1241гг.), соборная церковь знаменитого монастыря Дадиванк (1214г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248гг.), великолепные хачкары комплекса Бри ехци (1230-1270гг.), Соборная церковь Хадаванка (1204г.) и многие другие.

Монастырские комплексы в Арцахе, как и повсюду в Армении, были не только религиозными очагами, но и влиятельными политическими, культурными и просветительскими центрами. Уже в раннем средневековье, несмотря на то, что территория Армении была поделена между христианской Византией (Западная Армения) и зороастрийской Персией (Восточная Армения), сфера влияния армянской церкви распространялась на всю административно-политическую территорию северо-восточных провинций страны. До начала IX в. духовный центр восточных армянских земель находился в Партаве (ныне город Барда на территории Азербайджана), а начиная с XIVв. духовным центром края становится монастырь Гандзасар с Гандзасарским католикосатом. Необходимо отметить, что в силу ряда политических обстоятельств в Армянской Апостольской Церкви, начиная с XVв., существовали четыре католикосата: Эчмиадзинский (Восточная Армения, Араратская долина), Киликийский (Западная Армения), Ахтамарский (Западная Армения, озеро Ван) и Гандзасарский. Последние два прекратили свое существование в XIX в. В 1836 году русскими властями Гандзасарский католикосат был разделен на три епархии - Арцах, Гандзак и Шемаха, которые, как всегда, подчинялись Эчмиадзинскому собору. Изучению Гандзасарского монастыря отдали свой талант многие исследователи, среди которых нельзя не упомянуть известного советского историка и специалиста по средневековой христианской архитектуре Анатолия Якобсона. В одной из работ, посвященных Гандзасару, он характеризует собор и придел как "два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII в." Высоко оценил творение арцахских зодчих и знаменитый византолог конца прошлого века профессор Сорбонны Шарль Диль. По его мнению, Гандзасар - третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Упоминание о Гандзасаре будет неполным, если не отметить его роль как одного из центров национально-освободительного движения, охватившего восточные армянские земли в конце XVII - начале XVIIIвв. Именно в этот период при непосредственном руководстве католикоса Гандзасара Есаи, в период царствования в России Петра I, велись переговоры с целью присоединения Арцаха-Карабаха к России. Да и сама политическая идея русской ориентации армян, прочно овладевшая умами армянских деятелей национально-освободительного движения в XIX и XX вв., родилась и сформировалась в армянском Арцахе-Карабахе в конце XVIIIв.

Длительные войны - в первой половине XIIIв. монголо-татары завоевали Закавказье, - многочисленные интриги внешних врагов и междоусобица привели Арцах к распаду. Важные северо-восточные и равнинные восточные провинции Хачена постепенно отторгаются от армянской среды и теряют свою этнографическую целостность. Положение еще более ухудшается в период владычества кочевых тюркских племен кара-коюнлу (черная овца) и ак-коюнлу (белая овца). Периодические набеги, разруха и грабежи привели к запустению некогда процветающих культурных центров и, как следствие, к падению уровня искусства: сегодня на территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника XV – XVIвв., который можно было бы поставить в один ряд с великолепными сооружениями предыдущих столетий.

С конца ХVIв. в Арцахе устанавливается своеобразное административно-политическое правление, получившее название "меликство". Активной политической деятельностью выделялись меликства Гюлистана (примерно соответствует территории Шаумянского района НКР), Джраберда (соответствует северной и центральной частям Мардакертского района НКР), Варанды (самое крупное меликство. Ныне на его территории расположены большая часть Аскеранского района, Шушинский и Мартунинский районы НКР), Хачена и Дизака. Этот период отмечен ростом строительства гражданских и военных сооружений. Местные владетельные князья - мелики - возводили собственные дворцы и сгнахи - резиденции стратегического назначения, укрепленные крепостями. Так, одна из крепостей меликов Варанды (Мелик-Шахназарянов) располагалась в их резиденции - селении Аветараноц, другая - Шошваберд - на месте нынешнего города Шуши. В крепости располагался также дворец меликов, ныне разрушенный. Одним из известных памятников на территории нынешнего Гадрутского района НКР является двухэтажный дворец мелика Дизака - Егана. Княжеские дворцы меликов Арцаха, несмотря на то, что далеко не все из них сохранились, представляют собой лучшие образцы армянских дворцовых сооружений и дают богатый материал для оценки позднесредневекового гражданского зодчества. В это время в Нагорном Карабахе сооружаются в основном лишь бескупольные церкви, преимущественно базиликального типа. Сохранились лишь шесть купольных церквей, датированных XVII веком, две из которых находятся в Северном Арцахе.
В начале второй четверти XVIII в. большая часть Закавказья была захвачена турками. Единственным независимым краем Армении оставались области Арцах-Карабах и Сюник, жителям которых приходилось постоянно бороться с турками и набегами кочевых тюркских и курдских племен, образовавших ханства в северо-восточных районах Куро-Аракской степи. Обнаруженные на территории Арцаха эпиграфические надписи свидетельствуют о политической независимости меликов и о вооруженной защите ими своих владений. Это зафиксировано, в частности, в уцелевших текстах (разумеется, на армянском языке) эпитафий на надгробьях (cередина XVIIIв.) арцахских правителей Дизака и Варанды, названных армянскими князьями.

В середине XVIIIв., воспользовавшись междоусобицей карабахских меликов, здесь обосновывается предводитель одного из кочевых племен Панах Али. Примерно в это же время кочевые скотоводческие племена тюркского и курдского происхождения проникают в западные районы Арцаха. В Арцахе, в провинциях Бердадзор, Вайкуник и некоторых других, были опустошены сотни деревень. Только на территории Кельбаджара до наших дней сохранились руины более 60-и армянских поселений, и среди них городище Цар. Это крупное армянское поселение являлось в средние века не только административным и торговым центром, но и крупным очагом культуры как Арцаха, так и Армении в целом. Кроме крепостных стен и дворцов здесь были три церкви и монастырь. В настоящее время ни зданий, ни многочисленных хачкаров уже не существует: окончательное их уничтожение произошло за последние 30-40 лет. Ленинградский археолог Е.Г.Пчелина о виденных ею в 1940 году развалинах Цара, включающего древние жилища, вырубленные прямо в скалах, писала следующее: "Многочисленные жилые пещеры, развалины селений, крепостные стены и церкви говорят о былой жизни в теперь уже почти безлюдных пространствах. К сожалению, в преобладающем большинстве все эти памятники не только не исследованы, но даже не отмечены в литературе... От армян, живших здесь повсеместно, остались обширные кладбища, раскинувшиеся как вокруг полуразрушенных церквей, так и отдельно". (Пчелина Е.Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР. В издании "Труды отдела Востока Эрмитажа", 1940, т.30, с.243.)

Пришельцы не восприняли, да и не могли воспринять совершенно чуждую им местную материальную и духовную культуру. Даже спустя два века ни в Кельбаджарском, ни в Лачинском районе невозможно было найти сколько-нибудь значительных следов мусульманской или тюркской культуры. Местность долго не заселялась, земли не обрабатывались. Более полутора веков пришлые племена продолжали вести кочевой образ жизни, не переходя на оседлый, и не нуждаясь в долговременных каменных строениях. По крайней мере до 1860г. на территории нынешнего Кельбаджарского района насчитывалось всего девять кочевых кишлаков. И только в XX веке, постепенно перейдя к оседлой жизни, потомки пришлых кочевников частично восстановили и заселили старые армянские поселения.

Таким образом, до середины XVIIIв. в Нагорном Карабахе татар (так до 20-х годов XX столетия называли азербайджанцев) и мусульман иной национальности не проживало. Эту реальность не отрицают даже ханские хроники и все азербайджанские историки дореволюционной эпохи. Поэтому на всей территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника исламской или специфически тюркской культуры, датированного ранее второй половины XVIIIв.
Новый социально-экономический подъем Арцаха начался с XIX в., когда край в 1805 году вошел в состав России. Быстрыми темпами развивались ремесла, шелковые промыслы, торговля. Были созданы крупные села и поселки городского типа с жилыми и административными зданиями, построены примечательные с архитектурной точки зрения церкви, школы, мосты и дороги. О духовной жизни того периода можно судить и по таким цифрам: к 1914г. Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви имела на территории края 222 действующие церкви и храмы; 188 священников окормляли 206768 прихожан из 224 армянских селений.

В XIX в. особую роль в общекавказской жизни начинает играть единственный город Карабаха - Шуши, который становится одним из центров армянской культурно-просветительской жизни.

С 1828г. здесь стали издаваться армянские книги и периодические издания (журналы и газеты), открываются армянская епархиальная школа (1838г.), армянский театр (1891 г.), больница Жамгаряна (1900г.), женская и мужская армянские гимназии, реальное училище, построены монастырь Кусанац (1818г.), здание Общественного собрания с зимним и летним клубами, пять купольных церквей, две мечети. Одним из самых величественных церковных сооружений Закавказья признан храм Казанчецоц (1868-1887гг.). Большого развития достигает в общеармянской культуре декоративно-прикладное искусство Арцаха. Образцы изделий из натурального местного шелка, ковры, гобелены, ювелирные и серебряные изделия, в том числе изготовленные в прошлые времена, неоднократно экспонировались и получали высокие оценки на международных выставках и ярмарках в Москве, Филадельфии, Париже.

В начале XX века в Карабахе уже имелся ряд крупных поселений и деревень (с общественными и жилыми зданиями городского типа), построены интересные в архитектурном отношении мосты, церкви, школы, особняки.

В мае 1920г. в Карабахе была установлена Советская власть, а в1923г. образована НКАО в составе Азербайджанской ССР. Реализуемая азербайджанскими властями в НКАО социально-экономическая политика являлась продолжением националистической политики ущемления интересов армянского населения и его вытеснения с территории своего постоянного проживания.

Почти все культурное наследие было сокрыто от народа, в вопросах истории и культуры НКАО действовал установившийся в то время негласный закон: "Все, что находится в Азербайджане - азербайджанское".

Вмешательство в вопросы духовной и культурной жизни края, оскорбление национального достоинства, грубая фальсификация истории - такова была политика Азербайджана в сфере культуры. Во всех справочниках Азербайджанской ССР коренным населением области стали называться азербайджанцы. Было наложено вето на прием теле- и радиопередач из Еревана. Культурно-духовная связь с Арменией фактически была прервана. Закрывались армянские школы, с 1960 года 46 из них в области было ликвидировано. Из школьных программ был изъят предмет "История армянского народа", а вместо нее введена "История Азербайджана". В Законе Азербайджанской ССР об НКАО не указывался язык автономной области.
Объектом антиармянской политики азербайджанских властей становились даже исторические памятники Нагорного Карабаха. По неполным данным, общее число историко-архитектурных памятников НКАО составляет по меньшей мере 1700. Они, большинство которых составляют церкви и монастырские комплексы, не только не вошли в утвержденный правительством Азербайджанской ССР список памятников, находящихся под охраной государства, но и специальной комиссией Академии наук АзССР были причислены к "опасным религиозным центрам прошлого".

Многие из этих памятников построены в средневековье и в истории армянского народа сыграли исключительную роль. Об их этнокультурной принадлежности говорят не только армянские нарративные источники разных эпох, но и высеченные на них армянские надписи, насчитывающие свыше 1000 единиц.

Игнорирование памятников материальной культуры армян, датируемых от античности до XIXв., служило одной цели - создать обманчивое мнение, будто до XVIIIв. Нагорный Карабах армянами не был заселен. Кроме того, стремясь культурно "исламизировать" край, азербайджанские власти причислили эти памятники к албанским, которые совершенно безосновательно относят к материальной культуре азербайджанского народа.

Массовый и планомерный характер в советский период приобрело разрушение армянских памятников. Только на территории края взорваны, уничтожены и полностью искоренены сотни церквей, монастырских комплексов, кладбищенских поселений. Разбиты и использованы в качестве стройматериала сотни хачкаров. Повреждены стоянки первобытного человека в пещерах Ццахач, в Мец Тагларе и Азохе, разрыт подземный склеп Св.Григориса (Vв.) в монастыре Амарас. Наглядным примером дискриминационной политики Азербайджана служит хотя бы тот факт, что начиная с середины 30-х годов в Нагорном Карабахе не было ни одной действующей церкви, в то время как для удовлетворения религиозных нужд проживавших в Шуши азербайджанцев свободно действовали мечети.

Упоминание о Гандзасаре будет неполным, если не отметить его роль как одного из центров национально-освободительного движения, охватившего восточные армянские земли в конце XVII - начале XVIIIвв. Именно в этот период при непосредственном руководстве католикоса Гандзасара Есаи, в период царствования в России Петра I, велись переговоры с целью присоединения Арцаха-Карабаха к России. Да и сама политическая идея русской ориентации армян, прочно овладевшая умами армянских деятелей национально-освободительного движения в XIX и XX вв., родилась и сформировалась в армянском Арцахе-Карабахе в конце XVIIIв.

Длительные войны - в первой половине XIIIв. монголо-татары завоевали Закавказье, - многочисленные интриги внешних врагов и междоусобица привели Арцах к распаду. Важные северо-восточные и равнинные восточные провинции Хачена постепенно отторгаются от армянской среды и теряют свою этнографическую целостность. Положение еще более ухудшается в период владычества кочевых тюркских племен кара-коюнлу (черная овца) и ак-коюнлу (белая овца). Периодические набеги, разруха и грабежи привели к запустению некогда процветающих культурных центров и, как следствие, к падению уровня искусства: сегодня на территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника XV – XVIвв., который можно было бы поставить в один ряд с великолепными сооружениями предыдущих столетий.

С конца ХVIв. в Арцахе устанавливается своеобразное административно-политическое правление, получившее название "меликство". Активной политической деятельностью выделялись меликства Гюлистана (примерно соответствует территории Шаумянского района НКР), Джраберда (соответствует северной и центральной частям Мардакертского района НКР), Варанды (самое крупное меликство. Ныне на его территории расположены большая часть Аскеранского района, Шушинский и Мартунинский районы НКР), Хачена и Дизака. Этот период отмечен ростом строительства гражданских и военных сооружений. Местные владетельные князья - мелики - возводили собственные дворцы и сгнахи - резиденции стратегического назначения, укрепленные крепостями. Так, одна из крепостей меликов Варанды (Мелик-Шахназарянов) располагалась в их резиденции - селении Аветараноц, другая - Шошваберд - на месте нынешнего города Шуши. В крепости располагался также дворец меликов, ныне разрушенный. Одним из известных памятников на территории нынешнего Гадрутского района НКР является двухэтажный дворец мелика Дизака - Егана. Княжеские дворцы меликов Арцаха, несмотря на то, что далеко не все из них сохранились, представляют собой лучшие образцы армянских дворцовых сооружений и дают богатый материал для оценки позднесредневекового гражданского зодчества. В это время в Нагорном Карабахе сооружаются в основном лишь бескупольные церкви, преимущественно базиликального типа. Сохранились лишь шесть купольных церквей, датированных XVII веком, две из которых находятся в Северном Арцахе.
В начале второй четверти XVIII в. большая часть Закавказья была захвачена турками. Единственным независимым краем Армении оставались области Арцах-Карабах и Сюник, жителям которых приходилось постоянно бороться с турками и набегами кочевых тюркских и курдских племен, образовавших ханства в северо-восточных районах Куро-Аракской степи. Обнаруженные на территории Арцаха эпиграфические надписи свидетельствуют о политической независимости меликов и о вооруженной защите ими своих владений. Это зафиксировано, в частности, в уцелевших текстах (разумеется, на армянском языке) эпитафий на надгробьях (cередина XVIIIв.) арцахских правителей Дизака и Варанды, названных армянскими князьями.

В середине XVIIIв., воспользовавшись междоусобицей карабахских меликов, здесь обосновывается предводитель одного из кочевых племен Панах Али. Примерно в это же время кочевые скотоводческие племена тюркского и курдского происхождения проникают в западные районы Арцаха. В Арцахе, в провинциях Бердадзор, Вайкуник и некоторых других, были опустошены сотни деревень. Только на территории Кельбаджара до наших дней сохранились руины более 60-и армянских поселений, и среди них городище Цар. Это крупное армянское поселение являлось в средние века не только административным и торговым центром, но и крупным очагом культуры как Арцаха, так и Армении в целом. Кроме крепостных стен и дворцов здесь были три церкви и монастырь. В настоящее время ни зданий, ни многочисленных хачкаров уже не существует: окончательное их уничтожение произошло за последние 30-40 лет. Ленинградский археолог Е.Г.Пчелина о виденных ею в 1940 году развалинах Цара, включающего древние жилища, вырубленные прямо в скалах, писала следующее: "Многочисленные жилые пещеры, развалины селений, крепостные стены и церкви говорят о былой жизни в теперь уже почти безлюдных пространствах. К сожалению, в преобладающем большинстве все эти памятники не только не исследованы, но даже не отмечены в литературе... От армян, живших здесь повсеместно, остались обширные кладбища, раскинувшиеся как вокруг полуразрушенных церквей, так и отдельно". (Пчелина Е.Г. Армянские памятники на территории Азербайджанской ССР. В издании "Труды отдела Востока Эрмитажа", 1940, т.30, с.243.)

Пришельцы не восприняли, да и не могли воспринять совершенно чуждую им местную материальную и духовную культуру. Даже спустя два века ни в Кельбаджарском, ни в Лачинском районе невозможно было найти сколько-нибудь значительных следов мусульманской или тюркской культуры. Местность долго не заселялась, земли не обрабатывались. Более полутора веков пришлые племена продолжали вести кочевой образ жизни, не переходя на оседлый, и не нуждаясь в долговременных каменных строениях. По крайней мере до 1860г. на территории нынешнего Кельбаджарского района насчитывалось всего девять кочевых кишлаков. И только в XX веке, постепенно перейдя к оседлой жизни, потомки пришлых кочевников частично восстановили и заселили старые армянские поселения.

Таким образом, до середины XVIIIв. в Нагорном Карабахе татар (так до 20-х годов XX столетия называли азербайджанцев) и мусульман иной национальности не проживало. Эту реальность не отрицают даже ханские хроники и все азербайджанские историки дореволюционной эпохи. Поэтому на всей территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника исламской или специфически тюркской культуры, датированного ранее второй половины XVIIIв.
Новый социально-экономический подъем Арцаха начался с XIX в., когда край в 1805 году вошел в состав России. Быстрыми темпами развивались ремесла, шелковые промыслы, торговля. Были созданы крупные села и поселки городского типа с жилыми и административными зданиями, построены примечательные с архитектурной точки зрения церкви, школы, мосты и дороги. О духовной жизни того периода можно судить и по таким цифрам: к 1914г. Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви имела на территории края 222 действующие церкви и храмы; 188 священников окормляли 206768 прихожан из 224 армянских селений.

В XIX в. особую роль в общекавказской жизни начинает играть единственный город Карабаха - Шуши, который становится одним из центров армянской культурно-просветительской жизни.

С 1828г. здесь стали издаваться армянские книги и периодические издания (журналы и газеты), открываются армянская епархиальная школа (1838г.), армянский театр (1891 г.), больница Жамгаряна (1900г.), женская и мужская армянские гимназии, реальное училище, построены монастырь Кусанац (1818г.), здание Общественного собрания с зимним и летним клубами, пять купольных церквей, две мечети. Одним из самых величественных церковных сооружений Закавказья признан храм Казанчецоц (1868-1887гг.). Большого развития достигает в общеармянской культуре декоративно-прикладное искусство Арцаха. Образцы изделий из натурального местного шелка, ковры, гобелены, ювелирные и серебряные изделия, в том числе изготовленные в прошлые времена, неоднократно экспонировались и получали высокие оценки на международных выставках и ярмарках в Москве, Филадельфии, Париже.

В начале XX века в Карабахе уже имелся ряд крупных поселений и деревень (с общественными и жилыми зданиями городского типа), построены интересные в архитектурном отношении мосты, церкви, школы, особняки.

В мае 1920г. в Карабахе была установлена Советская власть, а в1923г. образована НКАО в составе Азербайджанской ССР. Реализуемая азербайджанскими властями в НКАО социально-экономическая политика являлась продолжением националистической политики ущемления интересов армянского населения и его вытеснения с территории своего постоянного проживания.

Почти все культурное наследие было сокрыто от народа, в вопросах истории и культуры НКАО действовал установившийся в то время негласный закон: "Все, что находится в Азербайджане - азербайджанское".

Вмешательство в вопросы духовной и культурной жизни края, оскорбление национального достоинства, грубая фальсификация истории - такова была политика Азербайджана в сфере культуры. Во всех справочниках Азербайджанской ССР коренным населением области стали называться азербайджанцы. Было наложено вето на прием теле- и радиопередач из Еревана. Культурно-духовная связь с Арменией фактически была прервана. Закрывались армянские школы, с 1960 года 46 из них в области было ликвидировано. Из школьных программ был изъят предмет "История армянского народа", а вместо нее введена "История Азербайджана". В Законе Азербайджанской ССР об НКАО не указывался язык автономной области.
Объектом антиармянской политики азербайджанских властей становились даже исторические памятники Нагорного Карабаха. По неполным данным, общее число историко-архитектурных памятников НКАО составляет по меньшей мере 1700. Они, большинство которых составляют церкви и монастырские комплексы, не только не вошли в утвержденный правительством Азербайджанской ССР список памятников, находящихся под охраной государства, но и специальной комиссией Академии наук АзССР были причислены к "опасным религиозным центрам прошлого".

Многие из этих памятников построены в средневековье и в истории армянского народа сыграли исключительную роль. Об их этнокультурной принадлежности говорят не только армянские нарративные источники разных эпох, но и высеченные на них армянские надписи, насчитывающие свыше 1000 единиц.

Игнорирование памятников материальной культуры армян, датируемых от античности до XIXв., служило одной цели - создать обманчивое мнение, будто до XVIIIв. Нагорный Карабах армянами не был заселен. Кроме того, стремясь культурно "исламизировать" край, азербайджанские власти причислили эти памятники к албанским, которые совершенно безосновательно относят к материальной культуре азербайджанского народа.

Массовый и планомерный характер в советский период приобрело разрушение армянских памятников. Только на территории края взорваны, уничтожены и полностью искоренены сотни церквей, монастырских комплексов, кладбищенских поселений. Разбиты и использованы в качестве стройматериала сотни хачкаров. Повреждены стоянки первобытного человека в пещерах Ццахач, в Мец Тагларе и Азохе, разрыт подземный склеп Св.Григориса (Vв.) в монастыре Амарас. Наглядным примером дискриминационной политики Азербайджана служит хотя бы тот факт, что начиная с середины 30-х годов в Нагорном Карабахе не было ни одной действующей церкви, в то время как для удовлетворения религиозных нужд проживавших в Шуши азербайджанцев свободно действовали мечети.
--
Г-жа Анна Эшу (Anna Eshoo, штат Калифорния)

«Сегодня и в Конгрессе, и во всей нашей стране есть еще люди, которые игнорируют уроки прошлого, отказываясь учитывать события, связанные с Геноцидом . Призывая отказаться от санкций против Азербайджана, вызванных его блокадой Армении, они способствуют тому, чтобы армянский народ продолжал терпеть лишения и дальше.

Я горжусь своим происхождением. Во мне частично армянская, частично ассирийская кровь. Наверное, в Конгрессе у меня у единственной такое происхождение - и в Палате Представителей, и в Сенате. Понимание армянских проблем пришло ко мне не в день моего появления в Конгрессе. Ведь многие из нас слышали истории очевидцев о тяжелых страданиях и лишениях, еще сидя на коленях своих бабушек и дедушек... Я горжусь своим происхождением и тем вкладом, который мой народ внес в жизнь великой американской нации... И для меня непостижимо, как эта великая нация в некоторых вопросах предпочитает оставаться в неведении, избегая ясных слов о признании Геноцида и отчетливого осуждения происшедшего...

Отрицание Геноцида ставит черное пятно на те ценности, за которые выступает и борется великая американская нация. Я горжусь тем, что была соавтором резолюции, которая выводит трагедию армянской истории из тени на свет. Резолюция 155 Палаты Представителей, резолюция о документах США по Геноциду армян, предлагает президенту США обеспечить сбор всех документов США по Геноциду армян... Резолюция 398 Палаты Представителей - резолюция об изучении и сохранении в США памяти о Геноциде армян. Очень важно в образовательных и воспитательных целях, чтобы люди узнали о зверствах, которые имели место, и смогли извлечь урок из трагедии армянского народа. Эти два важных шага Конгресс может сделать уже сегодня.

Я призываю своих коллег поддержать усилия по продвижению этих законопроектов... Мы сделаем это для просвещения нашей молодежи, для того, чтобы еще раз напомнить самим себе, что если где-либо на земле случится подобное, то мы, как конгрессмены и как граждане великой нации, возвысим голос протеста».
**Картли & Кахетия были крайне слабым, нищим государством, отрезанным от центров мировой цивилизации, находящимся в вассальной зависимости от Персии (тогда как в западной Грузии стояли турецкие гарнизоны), регулярно разоряемым набегами лезгин. Их цари все надежды избавиться от персидской опеки возлагали именно на Россию, и обращались к ней с просьбами о вводе войск еще лет за сто до Георгиевского трактата. Некоторые из них вообще искали убежища в Москве, с тысячами подданых (так, в 1724 г. 3 тыс. беженцев во главе с Вахтангом 6-м образовали целый квартал в Москве - сейчас Бол. и Мал. Грузинская ул., Грузинский вал).
Колебалась и уклонялась как раз российская сторона, из-за отсутствия коммуникаций.
Наконец, в 1783 г., под влиянием эйфории от присоединения Крыма и перехода в вассальную зависимость Кабарды, Екатерина 2-я пошла навстречу царю Ираклию и заключила Георгиевский трактат, послав 2 батальона в Тифлис.
Однако через несколько лет, в связи с русско-турецкой войной 1787-91 гг., этот договор был фактически расторгнут и российский отряд выведен. Поскольку его дальнейшее пребывание привело бы к открытию русско-турецкого фронта в Закавказье, крайне невыгодного, поскольку все подкрепления и снабжение приходилось завозить из Астрахани или с Дона через территории, подвергавшиеся набегам чеченцев и прочих диких горцев. Кроме того, ухудшались отношения с Персией - важным торговым партнером.
Так что минимум на 6 лет Грузия была предоставлена сама себе. Следствием стал известный поход Ага-Мохаммеда в 1795 г. Это был обычный для востока карательный рейд против неверного вассала, вздумавшего переметнуться к другому государю. С 1783 г. по 1801 г. население этого царства уменьшилось с 61 тыс. по 35 тыс. семей.
Однако в России это было воспринято как "истребление православных братьев" (глубокое заблуждение!), уже в 1796 г. в Грузию были вновь переброшены войска и начата война с Персией (заняты Баку, Шемаха, все западное побережье Каспийского моря).
Царь Ираклий и его окружение вполне осознали свою неспособность к самозащите после персидского погрома 1795 г.
Затем в 1798 г. Ираклий 2-й умер. Его слабый преемник, последний вост.-груз. царь Георгий 12-й (1798-1800 гг.) обратился с ходатайством о вступлении в состав Рос. империи. Вызвано это было междоусобицами среди родственников Ираклия 2-го, часть из которых не побрезговала стать персидскими агентами.
Посел серьезных и продолжительных колебаний рос. имп. Александр 1-й удовлетворил это ходатайство манифестом 12 сент. 1801 г.
Наместником был назначен ген. П.Д. Цицианов, из грузинских князей (1802-1806 гг.). Именно он, по своей инициативе и во многом по своим чисто местным симпатиям и антипатиям, разгромил царское семейство и жесткой рукой превратил Грузию в губернию. В 1803 г. он присоединил Мегрелию, в 1804 г. Имеретию. Во многом его усилиями была развязана очередная русско-персидская война (1804-13 гг.), во время которой он и погиб. Сразу после его смерти началась русско-турецкая война 1806-12 гг., окончательно закрепившая за Россией зап. Грузию и Абхазию (1810 г.).

-------------
Источник:
1. Вазген Азатян. ЕРЕВАН. Второе переработанное и дополненное издание. Издательско-производственное объединение "Парберакан". Е.: 1989,- 318 с.


На земном шаре нет другой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян...
(великий английский поэт Джорж Байрон)
Прибыв в Венецию в 1816 году, на меня, как, вероятно, и на всех других путешественников, произвела большое впечатление община св. Лазаря, которая, кажется, соединяет в себе все преимущества монастырского учреждения, не обладая ни одним из его пороков. Чистота, комфорт, кротость, непритворное благочестие, таланты и добродетели братьев ордена способны внушить светскому человеку убеждение, что существует другой, лучший мир даже в этой жизни. Эти люди - духовные лица парабощенной, но благодарной нации, которая подверглась изгнанию и гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из него ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве без интриг... Трудно было бы, быть может, найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летопись армян, добродетели которых были мирные, а пороки - следствие притеснений.
Но какова ни была бы их судьба, а она печальна, что бы не ожидало их в будущем - их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре; и уже самый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать все больше привлекательности... Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила также дорого, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве того, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода после потопа и вылетел голубь. Но почти что с исчезновением рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долгое время была могущественным царством - она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению того края, где бог создал человека по своему образу и подобию.
(великий английский поэт Джорж Байрон)
Свет Армении доходит до нас благодаря Мариросу Сарьяну. Радостный свет, озаряющий людей, горы, плоды... Это сокровище, найденное вновь. Цвет у него столь прекрасен, что рядом с нашим Сезаном и Матиссом столетия должны отвести Сарьяну первостепенное место.
(великий сын Франции Луи Арагон)
Украшением нашего века являются яркие имена поэтов. В Англии - это Киплинг, во Франции - Аполлинер и Элюар, в Германии - Рильке, в Испании - Гарсиа Лорка, в России - Маяковский и Есенин, в Армении - Чаренц и Исаакян. Каждый раз, когда гаснет одно из этих светил, кажется, что тьма покрывает мир.
(великий сын Франции Луи Арагон)
Поэзия Туманяна есть сама Армения, древняя и новая, воскрешенная и запечатленная в стихах большим мастером... Туманян - целый эпос, национальная эпопея!
(Большой друг армянского народа Валерий Брюсов)
Как высоки горы Армении, так высок облик Ованеса Туманяна. Как глубоки озера Армении, так же глубоки мысли Ованеса Туманяна.
(Украинский поэт Павло Тычина)
Все человечество - одна семья. Народы - члены этой большой семьи. И цель у них одна, и у каждого свой вклад, чтобы сделать счастливым каждого и счастье всех разделить на каждого...
(Ованес Туманян)
Как поток, опустился он с диких гор легендарного Лори, принеся с собой целый мир природы, пышный и многообразный, древний народ с родовыми песнями и словом, чувствами и воображением. И как великая созидательница - природа, раскрыл он перед нашей думой искреннюю, неподвижную поэзию.
Мутным был вначале этот стихийный поток, но со временем, высветляясь, обрел кристальную чистоту и вылился в те прекрасные бессмертные легенды и поэмы, которые составляют вечную славу и никем не превзойденную жемчужную вершину нашей литературы.
(Аветик Исаакян)
Слишком велик его эмоциональный заряд
(Всемирно известный скрипач Давид Ойстрах об Араме Хачатуряне)
Арам Хачатурян богат, богат всем тем, что дала ему Родина, его родная Армения
(Композитор Дмитрий Кабалевский)
Редкостный мастер гармонии и полифонии
(Австрийский музыковед Веллеш, услышав песни Комитаса)
Комитас - основоположник армянской музыкальной школы - был, есть и останется для меня великим учителем. Комитас прокладывал первые пути. И мы, музыканты, это хорошо помним. Помнит и вся страна.
По-моему, каждый армянин-музыкант должен считать своей священной обязанностью развивать те великие традиции, которые завещал нам в своем творчестве Комитас.
(Арам Хачатурян)
Комитас рожден на армянской земле и взращен гением своего народа. Все созданное им составляет гордость Армении, ее культуры, ее искусства. Но, как всякое подлинно выдающееся явление, Комитас принадлежит не только своему народу. Он принадлежит всем народам нашей страны, принадлежит нашей эпохе.
(Дмитрий Кабалевский)
Мечтаю, чтобы руководимый мною хор исполнил несколько "патараков" Комитаса. Это что за своеобразное мастерство!
(Руководитель русского государственного хора Александр Светланов)
--------------------------------------------------------------------------------

Европейский
Совет министров иностранных дел и Совет Европы вступиться за армян перед
советским правительством и требовавшую оказания немедленной помощи Армении и
Нагорному Карабаху.
18 января группа американских сенаторов отправила совместное письмо
Горбачеву, в котором выразила озабоченность в связи с погромами армян в Баку и
призвала к воссоединению Нагорного Карабаха с Арменией.
Установить точное число погибших в Баку не представляется возможным, да и
вряд ли когда-нибудь будет установлено - СЛЕДСТВИЕ ПО ДЕЛУ О ПОГРОМАХ АРМЯНСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ В БАКУ НЕ ПРОВОДИЛОСЬ. Ясно только, что речь может идти о сотнях
человек. Согласно опосредованным данным, значительное количество которых собрано
в книге И. Мосесовой и А. Овнанян “Вандализм в Баку” (Ереван, 1991), количество
жертв геноцида армян в Баку превышает четыреста человек. Независимое
расследование резни в Баку затруднено также и рассредоточением беженцев по всей
территории бывшего Советского Союза и невозможностью опросить всех
потерпевших.
Очевидцы событий рассказывают, как людей выбрасывали из окон домов, убивали
обрезками арматуры, закалывали ножами. Взрослые мужчины не скрывают страха,
когда рассказывают, как несколько дней назад у здания железнодорожного вокзала
заживо сожгли четверых людей...” (“Известия”, 18.01.1990).
Некоторое время спустя один из лидеров Народного фронта Азербайджана,
писатель Юсиф Самед оглы писал: “НФА - далеко не однородная организация, есть, к
сожалению, экстремистски настроенные лица, есть люди, далекие от политики,
которые пришли из-за каких-то личных обид, амбиций... Что касается событий 20
января, то история рано или поздно все расставит по своим местам. Кто, к
примеру, организовал армянские погромы 13-14 января? Почему, когда я звонил во
все инстанции, пытаясь хоть до кого-нибудь докричаться, что в городе творится
беспредел и надо принимать решительные меры, на мои слова не было никакой
реакции?Я пользуюсь трибуной Литгазеты, чтобы задать простейший вопрос, и пусть
бывшее руководство республиканской прокуратуры мне ответит: кто конкретно
привлечен к ответственности за погромы 13-14 января из организаторов, а не
исполнителей? Ведь не возбуждено ни одного уголовного дела, по крайней мере в
печати я об этом ничего не читал” (“Ностальгия по Баку”. “Литературная газета”,
N 31, 29 мая, 1991).
Во всех цивилизованных странах мира средства массовой информации с глубоким
возмущением писали о просходящих в Баку антиармянских погромах. В американских и
европейских сводках новостей по телевидению прошло множество репортажей о
нечеловеческих зверствах, совершенных над армянами Баку. “Национализм в самых
страшных его проявлениях”, - писала “Нью-Йорк таймс”. Английский историк
Кристофер Уикер в статье “Слепота Москвы к несправедливости” писал в лондонской
“Таймс”: “Баку остался безнаказанным за попытку заморить Армению голодом с
помощью блокады... С тех пор национальная нетерпимость азербайджанцев принимала
две формы. Первая - это прямое насилие над национальным меньшинством в Баку.
Например, над евреями. Вторая - нападение на коренных, но чуждых правящей
группировке армянских крестьян Карабаха. Это лишь продолжение массовой
дискриминации, проводившейся против армян в течение 68 лет”. Мнение “Манчестер
гардиан уикли”: “Теперь, когда армяне глубоко разочарованы неспособностью Москвы
защитить их от азербайджанцев, они должны защищаться сами...”
Можно однозначно констатировать, что все это немыслимое, нечеловеческое
преступление, превосходящее по жестокости даже события 1988 года в Сумгаите,
происходило под контролем и при непосредственном участии активистов НФА. Между
тем руководство этой организации предпринимало шаги, направленные на легализацию
своей власти: НФА предъявил ультиматум о немедленном созыве сессии Верховного
Совета Азербайджана. Радиотелецентр и ряд правительственных зданий находились в
руках Фронта, круглосуточный многотысячный митинг перед зданием ЦК требовал
отставки первого секретаря ЦК КП Азербайджана Везирова. Тогда же НФА сформировал
Совет национальной обороны и призвал народ на площади готовиться к военным
действиям в случае вступления войск в Баку.
Москва отреагировала на события в Баку лишь 15 января. В этот день Президиум
Верховного Совета СССР утвердил подписанный президентом Горбачевым указ о
введении режима чрезвычайного положения в Азербайджане. Чрезвычайное положение
безусловно устанавливалось на территории Нагорного Карабаха и пограничных с
Ираном районах, но ввести его в Баку предлагалось Президиуму Верховного Совета
Азербайджана. Вскоре, однако, стало очевидно, что республиканское руководство
безнадежно утратило способность контролировать ситуацию в Баку и что НФА не
удовлетворится армянскими погромами и сменой партийного лидера. 20 января войска
вошли в Баку, преодолевая заграждения и баррикады на въездах в город. Боевые
действия велись и на улицах столицы Азербайджана.



Было бы ошибкой считать, что геноцид армян в Баку является исключительно
делом рук НФА. Сотрудник ЦК КПСС, член Комитета особого управления Нагорным
Карабахом В. Сидоров, обрисовав в одном из своих интервью истоки карабахского
движения, высказал следующее мнение: “В общественном сознании азербайджанского
населения средствами массовой информации, выступлениями интеллигенции,
руководителей республики начала утверждаться другая концепция. О том, что
выступления карабахцев носят оскорбительный для азербайджанцев характер, что
требования о пересмотре границ - оскорбление для чести народа, покушение на
суверенитет и т. д. Подчас эти выступления, даже первых лиц, приобретали просто
кликушеский характер, звали всеми методами защищать каждую пядь родной земли,
каждый куст... Все это рождало в республике такую истерическую атмосферу, когда
и стал возможен Сумгаит” (“Аргументы и факты”, N 39, 1989). Это было сказано за
три месяца до трагедии в Баку. Заметим, однако, что никаким кликушеством,
никакой атмосферой истерии нельзя объяснить многократные факты сожжения людей,
групповых публичных изнасилований или каннибализма, если тяга к подобным
извращениям не сидит в глубинном сознании существа, лишь по недоразумению
именуемом человеком.
Погромы армян в Баку имели организованный характер: Баку методично, дом за
домом, квартал за кварталом “очищали” от армян. Тех, кого оставляли в живых,
отправляли в порт - для посадки на паромы, идущие через Каспийское море в
Туркмению. Лишь единицам удалось при бегстве из охваченного кровавой вакханалией
Баку воспользоваться воздушным транспортом. В частности, чемпион мира по
шахматам Гарри Каспаров с большим трудом сумел вывезти из Баку семью и
родственников на лично им зафрахтованном самолете, хотя, и это понятно, он
пользовался опекой спецслужб. Мировая пресса в те дни цитировала слова
выдающегося шахматиста: “То, что вы видели по телевидению, ничто по сравнению с
тем, что мне довелось пережить”.
Согласно показаниям многих сотен спасшихся беженцев из Баку, схема действий
погромщиков была одинаковой. Вначале в квартиру врывалась толпа в 10 - 20
человек, начинались избиения и насилия. Затем появлялись официальные
представители НФА (зачастую с оформленными по всем правилам документами на
квартиру), предлагавшие для спасения жизни немедленно отправиться в порт; людям
разрешали брать с собой вещи, сколько смогут унести, но при этом отбирали
деньги, ценности, сберегательные книжки, документы на квартиру. В порту
находились пикеты НФА; беженцы вновь подвергались обыскам, грабежу и, нередко,
избиениям. Большинство сохранившегося к тому времени армянского населения Баку
составляли пожилые люди, что привело к высокой среди них смертности уже после
депортации - многте не смогли пережить выпавшие на их долю жестокие побои и
душевные потрясения. Из паромов в Туркмении нередко выгружались трупы умерших в
пути людей.сообщение ТАСС : “Баку. 15 января. Как свидетельствует сводка,
предоставленная пресс-бюро МВД СССР, в Баку погромы и нападения на армян
продолжаются. Всего же в результате столкновений за последние трое суток, по
предварительным данным, погибло 33 человека. Однако эту цифру нельзя считать
окончательной, поскольку в Баку проверены еще не все квартиры, где побывали
погромщики.В самом Баку к началу января 1990 года власть безраздельно принадлежала НФА.
К тому времени в городе уже около месяца совершались нападения на армянские
квартиры, убийства, насилия и грабежи. По свидетельствам многих очевидцев, в
городе были зафиксированы неоднократные факты каннибализма, сожжения людей
заживо, групповых изнасилований. Такое казалось невозможным в регионе, где
исторически отсутствовало явление каннибализма, хотя и все помыслы
азербайджанских властей, как и вся изощренная фантазия погромщиков преследовали
цель (естественно, не единственную), запугать армянское население Нагорного
Карабаха. К сожалению, невозможное оказалось возможным.
13 января первый секретарь ЦК КП Азербайджана А. Везиров встретился с активом
Народного фронта. Встреча транслировалась по республиканскому телевидению. Лидер
коммунистов Азербайджана, обращаясь к собравшимся, произнес буквально следующее:
“Вам известно имя так называемого академика Сахарова? Он требовал передать
Нагорный Карабах Армении. Я ему тогда ответил: “Пожалуйста, взвалите на свои
плечи и отнесите им”. Но вы знаете, куда он отнес (Ровно за месяц до этой
встречи академик Сахаров скончался - ред.). Да. Тот, кто поднимет этот вопрос,
найдет свое место там, где нашел его Сахаров. Наших врагов мы должны смести с
нашего пути, как снесли Нагорно-Карабахский обком партии, Комитет особого
управления НКАО и многих других...” Вечером того же дня было распространено
сообщение Азеринформ - ТАСС: “Сегодня вечером в городе Баку группами
хулиганствующих элементов спровоцированы беспорядки и бесчинства. Произошли
трагические события, имеются человеческие жертвы”

 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA