Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
СТЕНОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

23 января 1998 года Дневное заседание

Уважаемые депутаты, Владимир Вольфович, Тельман Хоренович!.. (Выкрики из зала.) Ну, я понимаю, всем нам испортили настроение. Но что делать?!

(Выкрики из зала.) Уважаемые депутаты, пожалуйста, сядьте. Пожалуйста, сядьте! Владимир Александрович Рыжков, призовите свою фракцию сесть, они уже все собрались на обед.

Пожалуйста.

Пастухов Б. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Уважаемые депутаты Государственной Думы, прежде всего я благодарен вам за то, что вы решили в счет своего личного времени рассмотреть вопрос о ратификации двух принципиально важных для нашей внешней политики документов. Дело в том, что и в Армении, и в Азербайджане с определенным напряжением ждут итогов рассмотрения этих вопросов в Государственной Думе.

Позвольте начать с Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. Мы считаем этот договор важным шагом в решении основной задачи нашей политики в Закавказье - обеспечения надежной стабильности на южных рубежах Российской Федерации и содействия укреплению безопасности дружественной нам Армении. Россия признала суверенитет и независимость Армении. Это произошло в 1991 году.

За эти годы оба государства осмыслили и оценили свое новое положение и окончательно определились в своих взаимоотношениях как государства дружественные, связанные многовековой общностью истории, культуры, экономики и жизненно важных геополитических интересов. В испытаниях и трудностях переходного периода вновь проявились взаимная тяга народов обоих государств, желание вместе и опираясь на помощь друг друга двигаться вперед.

Полагаю, что многие депутаты Государственной Думы знают, например, о том, что в Армении собрано более 1200 тысяч подписей за присоединение к Союзу Белоруси и России. Новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи выражает волю наших народов быть еще ближе в принципиальных направлениях того, что и составляет двусторонние отношения. Считаю необходимым обратить внимание на то, что документ закрепляет новый этап в двусторонних отношениях России и Армении, стратегический, союзнический характер которых наполняется все более высоким и значительным содержанием.

Я не буду пересказывать договор, я полагаю, что этот документ достаточно известен всем присутствующим, ибо он очень глубоко и серьезно обсуждался в комитетах Государственной Думы.

Я полагаю, что активность Российской Федерации в Закавказье перед лицом того, что в регионе этом наблюдается растущая активность внешних сил, которые объявляют, как это было в Соединенных Штатах, Закавказье зоной своих жизненно важных стратегических интересов, послужит делу, которому служило не одно поколение российских политиков и дипломатов.

Нужно сказать (и я был бы не прав, не отметив этого), что подписание документа о дружбе России и Армении вызвало острую реакцию в ряде государств. Особенно острой эта реакция была в Азербайджане, где некоторые политики увидели в договоре оформление военного союза со всеми вытекающими последствиями. Страсти эти сейчас относительно улеглись. Мы предпринимали целый ряд политических и пропагандистских шагов для того, чтобы разъяснить существо этого документа.

Хотел бы обратиться к вам с убедительной просьбой поддержать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения.

Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Рыжков

Председательствующий. Спасибо, Борис Николаевич.

Георгий Иванович Тихонов, председатель комитета по делам Содружества.

Пожалуйста. Содоклад.

Тихонов Г. И. Уважаемые коллеги...

Из зала. Без содоклада!

Председательствующий. Нет, не полагается.

Говорят: без содоклада. А я говорю: не положено.

Тихонов Г. И. А содоклада и не надо. Очень хорошо доложил заместитель министра иностранных дел.

Дорогие коллеги, у меня к вам только одна просьба. Это два серьезнейших документа, подряд ратифицируются два договора. Мы проводили работу в комитете, наверное, полгода по этой теме, начиная с лета, чтобы совместить сразу два договора и чтобы за них было проголосовано. Я говорю про второй договор сразу потому, что если один будет проголосован, а второй нет (один - за, второй - против), то мы развяжем еще одну, я бы сказал, если не войну в Закавказье, то что - то похожее на нее.

Вопрос очень сложный. Спорили мы долго в комитете: в какой позиции, как ставить? Но мы считаем, что и армянский договор, и азербайджанский должны быть проголосованы.

Ко мне приходил посол Армении и просил, чтобы мы проголосовали за договор с Азербайджаном. Это первый случай, наверное, в истории. Я разговаривал с послом Азербайджана в последний раз уже сегодня утром (был сегодня советник), он о том же самом просит. Вы поймите, два эти государства просят, чтобы мы выступили в данном случае в прямом смысле миротворцами.

Есть сомнение, основанное на том, что сегодня там еще война. Войны как таковой юридически нет. Напряженность, конечно, есть. Если мы проголосуем за один договор, а за другой не проголосуем, мы эту напряженность увеличим. Голоса могут расколоться. Но еще раз от имени комитета, в котором все - таки большинство проголосовало (по Армении вообще, по - моему, 100 процентов проголосовало), я прошу поддержать сразу два договора.

Первым, естественно по поступлению, сегодня был договор с Арменией. И надо поставить на этом вопросе, как говорится, точку. Ведь американское влияние в том регионе уже открытое.

Вопросы, может быть?

Председательствующий. Вопросы.

Пожалуйста, депутат Макашов. Потом, естественно, - депутат Старовойтова.

Макашов А. М. Если можно, я прошу буквально несколько минут не для вопроса. Хотя можно и вопрос.

Я не был советником по национальным вопросам ни у Горбачева, ни у Ельцина, как вот депутат Старовойтова. Я был в Закавказье командиром дивизионной разведроты, начальником разведки полка, батальоном командовал, ну и первым заместителем. И разнимал, к сожалению, два этих древнейших народа, стоял между ними со своими солдатами, пока политики их стравливали.

На сегодняшний день, желаем мы или не желаем, эти два народа без объявления войны воюют. И сегодня, даже когда там Строев находится, в районе Карабаха снайперы стреляют. Сегодня одна республика оккупировала 30 процентов территории другой, и они не могут...

Председательствующий. У вас вопрос или выступление, Альберт Михайлович?

Альберт Михайлович, пожалуйста, задайте ваш вопрос.

Макашов А. М. Пожалуйста, потому что, повторяю, я там, не знаю за что, за 10 лет все пешком исходил.

Председательствующий. Вопрос ваш какой, Альберт Михайлович?

Макашов А. М. Вопрос такой сегодня. Если мы в договоре с Арменией со статьи 2 по статью 10 принимаем военную поддержку одной стороны - это неправильно.

Председательствующий. Ясно.

Макашов А. М. Советский Союз признали только в 1936 году. Можно заключать договоры экономические, культурные, но когда мы с одной стороной заключаем только военный договор, мы Россию втягиваем в конфликт со всем мусульманским миром.

Председательствующий. Пожалуйста, Георгий Иванович или Борис Николаевич.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Вопрос ясен.

Пожалуйста, Георгий Иванович или Борис Николаевич.

Тихонов Г. И. Но там не вопрос, там ведь практически был ответ. Макашов прав, кроме одного момента. Юридически сегодня войны там, Альберт Михайлович, нет. (Выкрики из зала.) И дай Бог, война больше не начнется.

Но вот если мы не заключим или заключим договор с одной стороной, тут вы будете правы: она может начаться.

Председательствующий. Борис Николаевич, чтоб вам было удобнее. Слева от вас есть ложа Правительства, там вам сейчас включим микрофон, и вы дадите свой ответ.

Пожалуйста, включите микрофон в ложе Правительства.

Пожалуйста, Борис Николаевич.

Пастухов Б. Н. Дорогие друзья, я хотел бы сделать только два комментария.

Первый. Боевые действия в Нагорном Карабахе не ведутся с 1994 года. Но вы правы: напряжение существует, стрельба время от времени идет, ибо слишком много желающих сорвать этот мир.

Второе. Да, если посмотреть договор с Арменией, то видно, что там достаточно убедительно изложено все то, что связано с нашим сотрудничеством по военной линии. Хотя формулировки (если мы на них посмотрим пристально) сделаны весьма взвешенно и сделаны они таким образом, как это принято в международной практике, когда государства заключают подобного рода соглашения. Зная, что по этому поводу могут возникнуть у азербайджанской стороны возражения и непонимание, так как документы готовились примерно в одно время, мы предложили азербайджанской стороне повторить в военной части все то, что мы предложили нашим коллегам из Армении. Азербайджанцы отказались от этого. И часть о военном сотрудничестве с Азербайджаном в документе выглядит так, как это было предложено и как на этом настояли наши коллеги из Азербайджана.

Председательствующий. Спасибо.

Старовойтова Галина Васильевна, пожалуйста. Потом - Жанна Михайловна Лозинская.

А где ваша карточка? На карточку депутата Юшенкова включите микрофон депутату Старовойтовой, пожалуйста.

Старовойтова Г. В. Спасибо, Владимир Александрович.

Действительно, в отличие от генерала Макашова я не вводила войска в Закавказье, не арестовывала лично президента Армении Тер - Петросяна, депутатов парламента Армении, обладающих иммунитетом...

Председательствующий. Галина Васильевна, просьба: по существу.

Старовойтова Г. В.... Безерджяна, Манучаряна и других, не заключала их в тюрьмы.

По существу. Мне представляется, что эти два документа не могут быть равноправными и не могут быть идентичными. Потому что мы должны исходить из национальных интересов России в этой части, в Закавказье, там, где присутствует очень агрессивный и активный член НАТО - Турция.

Азербайджан сегодня, как только что, по сути дела, признал Борис Николаевич Пастухов, является в известной мере сателлитом Турции и строит именно с этой страной свою систему безопасности, систему разведки и совместную систему обороны. Азербайджан сегодня, к сожалению...

Председательствующий. Вы выступаете или вопрос задаете?

Старовойтова Г. В. Так же, как Макашов, задаю вопрос со вступлением.

К сожалению, именно эта сторона не позволяет нам совместную охрану...

(Микрофон отключен.)

Рыжков В. А. Добавьте время.

Задайте ваш вопрос, пожалуйста.

Старовойтова Г. В. В отличие от Армении и Грузии, христианских республик, в этом регионе нам не позволяется совместная охрана границы, размещение военных баз и так далее. Поэтому договоры не могут быть симметричными. Я и задаю об этом вопрос. Отчасти на него Борис Николаевич уже ответил, сказав, что военная часть сотрудничества прописана по - разному. Я не уверена, несмотря даже на просьбы послов Азербайджана и Армении, в том, что мы сегодня должны голосовать обязательно одинаково, и обязательно в один день, и обязательно равноправные договора. России пора дифференцировать свою политику внутри Содружества Независимых Государств в зависимости от того, как эти государства ведут себя по отношению к России.

Спасибо.

Председательствующий. Так как вопрос не прозвучал, Жанна Михайловна Лозинская, пожалуйста.

Вопроса не было, было выступление.

Лозинская Ж. М., депутатская группа "Народовластие".

Спасибо, уважаемый Владимир Александрович.

У меня один вопрос - к Борису Николаевичу, а другой - к Георгию Ивановичу.

Уважаемый Борис Николаевич, скажите, пожалуйста, какова позиция Министерства иностранных дел в отношении того факта, что в проектах постановлений Государственной Думы в том, что касается договора с Арменией и договора с Азербайджаном, прописывается разный статус русского языка. В отношении Азербайджана это берем по максимуму: как государственный язык. А здесь - просто пишем: статус русского языка не определен. Это может быть статус национального меньшинства, даже неофициальный язык.

А к уважаемому Георгию Ивановичу такой вопрос. У нас прекрасно получилась все - таки ратификация договора с Молдовой по транспорту. И там мы вносили наши оговорки в проект федерального закона. К сожалению, здесь только в проект постановления. Мы понимаем, что это не носит четкой, обязательной нормы для нашей исполнительной власти. Почему, чем вызван этот как бы разный подход к этим двум...

Председательствующий. Спасибо.

Борис Николаевич, пожалуйста.

Пастухов Б. Н. Вы знаете, на ваш вопрос лаконично ответить очень сложно.

Во - первых, конечно, мы не подгоняем документы под какую - то единую колодку.

Но при этом мы исходим из того, что, скажем, в Азербайджане (и я бы подчеркнул это) традиционно русский язык занимал доминирующее положение. И совсем недавно русскоязычных там было более полумиллиона человек. Сейчас русских - 170 тысяч, татар - 30, лезгин - 200 тысяч.

Что касается Армении, то сейчас там осталось всего 15 тысяч русских. С самого начала руководство Армении и парламент занимали довольно воинственную позицию по отношению к русскому языку. В последние годы отношение изменилось, и мы знаем о том, что в парламенте есть документы, которые по - новому определят отношение к русскому языку, и есть практические решения о том, чтобы в Ереване открыть славянский университет, русско - армянский университет. Мы считаем, что это решение, когда уже и помещение выделено, и деньги, подтверждает желание руководства Армении решить эту проблему.

Председательствующий. Георгий Иванович, ответ на вопрос к вам.

Тихонов Г. И. Жанна Михайловна, ваш вопрос относится ко второму проекту закона "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой".

Но уж коли параллельно, я вам отвечу. Когда обсуждалось в комитетах, у нас было единственное предложение от Комитета по вопросам геополитики, от Митрофанова, - включить их замечание в стенограмму. Только вчера мы получили дополнительный документ за его подписью (от комитета) с просьбой внести изменения в закон, и там есть одно дополнение: все принимается при условии, что не будет, как там написано (вы прочитайте), снова военного вмешательства, аналогичного Нагорному Карабаху. Мы, когда проводили заседание комитета, выразили Борису Николаевичу благодарность за то, что они поработали над этим проектом закона, слова "Нагорный Карабах" из этого соглашения практически были убраны, чтобы не разжигать лишних страстей.

Председательствующий. Уважаемые депутаты, нам нужно посоветоваться. Одну секундочку, Алексей Георгиевич. Постоянно все новые и новые депутаты просят дать им возможность задать вопросы. Депутат Чехоев, депутат Арбатов, депутат Рогозин, депутат Шевелуха. Я пока вижу четырех. Сколько еще времени мы отведем на вопросы? Пять минут. Кто за то, чтобы пять минут отвести на вопросы? Пожалуйста, определитесь голосованием. Я назвал всех в том порядке, в каком они поднимали руки: Чехоев, Арбатов, Рогозин и Шевелуха.

Покажите результаты.Результаты голосования (14 час. 31 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 249 чел. 97, 6 %
Проголосовало против 6 чел. 2, 4 %
Воздержалось 0 чел. 0, 0 %
Голосовало 255 чел.
Не голосовало 0 чел.
Результат: принято



Решение принимается.

Пожалуйста, депутат Чехоев.

Чехоев А. Г. Уважаемые коллеги, я - по мотивам голосования. У нас в апреле этого года прошли очень большие парламентские слушания по Закавказью. И в том, что сейчас так активно начала работать наша дипломатия в Закавказье, - наверное, в какой - то степени и наша заслуга. У нас присутствовали представители всех фракций на этих закрытых парламентских слушаниях. И мнение было абсолютно единодушное: нам надо нашу политику в Закавказье укреплять. Самое главное, сегодня и армянская сторона, и азербайджанская сторона пока только в России, к счастью, видят единственного посредника в урегулировании всех вопросов. И поэтому я обращаюсь и от имени парламентских слушаний с убедительной просьбой - обязательно проголосовать за ратификацию обоих договоров. Мы этим укрепили бы позицию России в этом регионе.

Председательствующий. Ясно. Я вам вынужден сделать замечание. Вы лишаете других депутатов права задать вопросы, так как не вопрос задаете, а выступаете по мотивам.

Депутат Арбатов.

Арбатов А. Г., фракция "ЯБЛОКО".

Уважаемый Георгий Иванович, считаете ли вы, что Армения - одна из немногих республик СНГ, которая открыто связывает свою безопасность с союзом с Российской Федерацией, открыто выступает против расширения НАТО, оплачивает половину стоимости наших военных баз и сотрудничает в защите границы, - заслуживает особо благожелательного отношения с нашей стороны и заслуживает того, чтобы в договоре содержались некоторые специфические статьи.

Тихонов Г. И. Да, я с вами согласен. Но я вам скажу больше: по Армении мы с вами имеем информации намного больше. А шаги, которые делаются со стороны Азербайджана, к сожалению, часто гасятся у нас в России. У меня была трехчасовая беседа один на один с Гейдаром Алиевым. И я пришел к выводу, что очень многое, что он хотел бы сделать, у нас просто неправильно освещают. Но вы правы, армяне ближе к этому сотрудничеству.

Председательствующий. Рогозин Дмитрий Олегович.

Рогозин Д. О., депутатская группа "Российские регионы".

У меня вопрос к Борису Николаевичу Пастухову.

Борис Николаевич, вы привели данные по количеству русского населения и в Армении, и в Азербайджане. Насколько нам известно, русское население в Азербайджане составляло 350 тысяч человек, а сейчас осталось, как вы сказали, чуть более половины. В Армении было всего лишь около 30 тысяч человек - осталось 15 тысяч человек. Поэтому я хотел бы вас спросить: каковы источники той информации, которую вы привели сейчас в своем выступлении?

Председательствующий. Пожалуйста, Борис Николаевич.

Пастухов Б. Н. Видите ли, по головам мы, конечно, не считали, но в каждом государстве существует официальная государственная статистика по результатам переписи и с текущими поправками. Наши консульские отделы в посольствах внимательно следят за тем, каков поток отъезжающих.

Что касается Армении. Вы знаете, она пережила очень сложные периоды в своей самой - самой новой истории. Из Армении выехало очень большое количество и армян. Поэтому выяснить и вывести эту цифру по Армении, в общем, особенного труда не составляло. Конечно, в этих цифрах есть неточности, но совершенно определенно можно сказать, что этим цифрам можно доверять.

Председательствующий. Спасибо.

Виктор Степанович Шевелуха. Еще минута у нас есть.

Шевелуха В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.

Борис Николаевич, почему вы, как ведомство, не в полной мере использовали форму договора для защиты интересов русскоязычного населения, проживающего там? Вывод делаю из вашей же информации: они там не выдерживают и все уезжают. Будьте добры, ответьте.

Председательствующий. Борис Николаевич, пожалуйста.

Пастухов Б. Н. Если мы проанализируем главные причины выезда людей, то они были связаны с тяжелейшей экономической ситуацией и в Армении, и в Азербайджане, с национальной враждой, которая вспыхнула в Баку, в Азербайджане в определенный период времени. Удержать людей в блокаде, когда жить не на что, невозможно. Я должен сказать, что русскоязычное население в Армении в отличие от целого ряда государств СНГ никаких притеснений ни в плане официальном, скажем, определяющемся законодательством, ни на бытовом уровне в массовом порядке не испытывают.

В Азербайджане к русским отношение в целом также очень неплохое. Это мы можем подтвердить.

Председательствующий. Спасибо, Борис Николаевич.

Пожалуйста, Георгий Иванович.

Тихонов Г. И. Беженцы из Азербайджана были в основном во время войны.

Больше того, занимали русские квартиры, вышвыривали, как говорится, на улицу русские семьи. Опять - таки это было при том правительстве. Сегодня все - таки Гейдаром Алиевым проводится линия, вы знаете... Из 159 квартир больше сотни вернули, русские семьи поселили в эти квартиры. Не все еще, но процесс этот идет. То есть там есть резкий поворот.

И второе. В Баку 490 школ, из них русскоязычных - 190 при минимуме населения.

Председательствующий. Спасибо, Георгий Иванович. Пожалуйста, садитесь.

Уважаемые депутаты, с учетом того, что на 100 процентов комитет и все выступающие поддержали ратификацию договора с Арменией, могу ли я сейчас поставить на голосование?

Просил слова по мотивам Сергей Николаевич Бабурин, и будем голосовать.

Пожалуйста, Сергей Николаевич.

Бабурин С. Н., заместитель Председателя Государственной Думы.

Уважаемые коллеги, я буквально позавчера принимал членов парламента Армении и информировал их о предстоящей ратификации. Действительно, и в той и в другой республике надеются, что все пройдет нормально, но наши армянские коллеги подчеркивали, конечно, необходимость соблюдения баланса и ратификации обоих документов.

И в этом отношении я прошу действительно иметь в виду, что есть споры по договорам, есть сомнения. Альберт Михайлович Макашов правильно говорит, что здесь есть политические проблемы, но эти документы подводят черту под теми непростыми отношениями Армении и Азербайджана, которые были в последние годы, и создают качественно новую базу для двусторонних отношений. Оба документа требуют нашей поддержки.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Николаевич.

Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование: поддержать и ратифицировать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией. Прошу определиться голосованием. Внимание, идет голосование.

Кто без карточки или не успел проголосовать?

Покажите, пожалуйста, результаты.Результаты голосования (14 час. 39 мин. 09 сек.)
Проголосовало за 383 чел. 85, 1 %
Проголосовало против 2 чел. 0, 4 %
Воздержалось 0 чел. 0, 0 %
Голосовало 385 чел.
Не голосовало 65 чел.
Результат: принято



Принимается.

Борис Николаевич Пастухов, пожалуйста, по следующему договору - с Азербайджаном. Борис Николаевич, только просьба: с учетом того что значительная часть обсуждения прошла, краткое сообщение. Потом Георгий Иванович. И будем определяться, голосовать.

Пожалуйста.

Пастухов Б. Н. Позвольте сделать только два замечания в связи с этим.

Первое. Кому - то нравится, кому - то не нравится, но не уйдешь от данности, которая состоит в том, что Азербайджан - самое мощное региональное государство. 7, 5 миллиона человек населения, поднимающаяся экономика и отличные перспективы, связанные с массированным наступлением на каспийскую нефть.

У нас был неприятный, тяжелый период охлаждения. Не будем сейчас подводить баланс, кто больше был прав и кто больше был виноват. Могу сказать совершенно откровенно, что мы не лучшим образом в определенный период времени строили свои отношения с Азербайджаном. И когда готовился визит господина Алиева в Москву, Азербайджан выступил с инициативой резко обновить договор о дружбе и сотрудничестве, который был подписан в октябре 1992 года. И мы сделали, по сути, новый документ. И принципиально важно, что в нем говорится о том, что наши отношения будут строиться на основе доверия, стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества.

Полагаю, что принятие базового документа, каким является этот договор, даст нам возможность проработать договорно - правовую базу, которая определила бы или по крайней мере могла бы снять целый ряд вопросов, которые есть в Дагестане по аварскому, по лезгинскому населению. Без такого принципиального документа двигаться в этом отношении вперед нельзя.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Борис Николаевич.

Сейчас, Александр Александрович, давайте не нарушать процедуру, мы идем по порядку.

Пожалуйста, Георгий Иванович Тихонов.

Тихонов Г. И. Повторю, что все комитеты прислали заключения по азербайджанскому договору. Все - за, есть, правда, небольшое замечание у комитета Митрофанова: внести поправку, оговорку в этот документ. Оговорка вполне приемлемая. Но если мы с вами начнем сегодня заново писать президентский закон, то она просто уйдет... А приемлемая потому (я вам уже сказал), что направлена на то, чтобы не было военных действий в Карабахе.

По - моему, это уже у каждого в голове сидит.

Если есть вопросы еще, пожалуйста. Но я вроде бы сказал все, что надо было.

Председательствующий. Рогозин Дмитрий Олегович, вопрос? Пожалуйста.

Рогозин Д. О. Вопросы Борису Николаевичу Пастухову.

Борис Николаевич, два вопроса очень коротких. Первый связан с лезгинской проблемой. Известно, что в Азербайджане, в общем - то, пока что традиционно проводится политика ассимиляции, как в Турции, то есть как бы нет национальных различий, все азербайджанцы. И поэтому возникает серьезная лезгинская проблема, несколько сотен тысяч человек проживает на этой территории. Как решается эта проблема с точки зрения российского МИДА?

И второй вопрос, связанный с границей. Будет ли решен вопрос об увеличении буферной зоны пограничного контроля для России? Вот я буквально недавно оттуда вернулся. Очень сложная проблема, связанная как раз с переходом границы между Дагестаном и Азербайджаном.

Председательствующий. Пожалуйста, Борис Николаевич.

Пастухов Б. Н. По поводу лезгинской проблемы. Да, она чрезвычайно остра.

Руководство Азербайджана последнее время стало относиться к этой проблеме более остро. Мы считаем, что, как только будет подписан большой договор, мы вынем из стола ряд документов, в том числе касающихся лезгинской проблемы.

С Азербайджаном, так же как и с Грузией, мы провели сейчас необходимые переговоры, чтобы увеличить количество пограничных переходов, чтобы снять проблемы по контактам людей, по экономическому сотрудничеству.

И позвольте от себя еще добавить следующее. Я бы просил в этом документе не принимать никаких оговорок. Слово "оговорка" в подобного рода решении фактически сводит на нет все то, что называется ратификацией.

Председательствующий. Георгий Иванович, пожалуйста. Георгий Иванович, вам нечего добавить, да? Арбатов Алексей Георгиевич.

Тихонов Г. И. Просто я вам зачитаю, что это за оговорка, чтобы было понятно.

Председательствующий. Но эта оговорка в постановлении ведь.

Тихонов Г. И. Да.

"Российская Федерация исходит из того, что Азербайджанская Республика предпринимает все необходимые усилия для мирного разрешения конфликта в Нагорном Карабахе". Ну запишем мы, не запишем - ничего не меняется.

Просьба Митрофанова...

Председательствующий. Ничего страшного, конечно.

Арбатов Алексей Георгиевич, пожалуйста.

Арбатов А. Г. Уважаемый Борис Николаевич, у меня к вам вопрос.

Не ставя под сомнение необходимость ратификации договора с Азербайджаном, я хотел бы спросить: когда мы ратифицируем его, будут ли какие - то дальнейшие переговоры и шаги, которые помогли бы нам обеспечить все - таки совместную охрану южной границы - Азербайджана с Турцией, через которую, как известно, идет много и контрабанды, и наркотиков, и, к сожалению, в том числе оружия чеченским сепаратистам и на Северный Кавказ. Есть ли какие - то планы дальнейшего развития нашего сотрудничества, чтобы этот договор способствовал в большей степени укреплению безопасности России, а не только развитию нефтяных взаимоотношений?

http://www.akdi.ru/GD/Plen_z/1998/s23-01_d.htm
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA