http://www.nnd.rosdon.ru/mif.htm
Ростовские армяне - неотъемлемый субэтнос Дона.
Мы знаем, что армяне на Дону появились в 1779 году, когда по указу императрицы Екатерины II, возле крепости св. Дмитрия Ростовского основали город Нор-Нахичеван и пять сел. Армяне - переселенцы из Крыма принесли с собой свою древнюю культуру и стали коренным народом Донского края, обретя здесь свою родину. Корни крымских армян уходят в древнюю столицу Армении - Ани. Когда анийское царство пало под ударами византийцев, турок - сельджуков армяне переселились в крым, где и прожили почти пятьсот лет рядом с греками, итальянцами и татарами. Однако, со временем политическое положение армян в Крыму осложнилось. Крымское ханство находилось под протекторатом Турции и христианское население Крыма подвергалось притеснениям. Екатерина II, желая присоединить Крым к России договаривается с духовенством и предводителями армян и греков, подкупая султана Шагин - Гирея, организовывает переселение христианского населения в Россию. Переселением командовал прославленный полководец, генералиссимус А. В. Суворов. Вот так армяне попали на Дон. Расчет Екатерины II был абсолютно точен. Армяне помогали казакам осваивать и обустраивать южные границы государства Российского, а единая вера и общий враг только сплачивал их. К середине девятнадцатого века Нахичевань - на Дону стал одним из самых крупных и экономически развитых городов России. У истоков этого города стояли великие люди - императрица Екатерина II , граф А. В. Суворов, князь, архиепископ Иосиф Аргутинский (Овсен Аргутян). Я думаю, что у нас славная история и нам есть, чем гордиться. За те несколько сот лет, что потомки анийских армян находятся вне исторической родины, многое изменилось в мире. Образовывались и бесследно исчезали целые государства и народы, претерпел колоссальные изменения и русский язык. Естественно, что и диалект донских армян отличается от литературного армянского языка. С другой стороны, в этом и богатство армянского народа, что он сочетает в себе разные диалекты армянского языка и даже разные культуры. Можно говорить и о особом менталитете донских армян. Но мы все дети одного народа, мы все - армяне, хотя, как и все люди на этом свете, разные. У нас всех одна историческая Родина - Армения. А Россия - это наш дом, наша Родина, которую мы безгранично любим и без которой не представляем себе жизни. Дон - это особый край, в котором мирно живут десятки национальностей. По праву донские армяне считаются коренным населением и поэтому, как и казаков, армян надо отнести к особому субэтносу Дона. Скоро начнется перепись населения у нас в стране. И хоть нынешние российские паспорта не предусматривают графу "национальность", счетчики все равно будут фиксировать национальную принадлежность каждого из нас. Так почему же не зафиксировать донских армян как субэтнос, который живет на благо России уже более двухсот лет?
Георгий БАГДЫКОВ
Миф и правда о переселени донских армян.
POPULAR.RU
Миф и правда о переселении армян на Дон.
В газете "Ростов официальный" за 12 февраля 2003 года вышла статья Эдуарда Вартанова "Миф о переселении армян на Дон". Автор высказывает свою версию переселения, которая меня, как потомка тех самых переселенцев, по меньшей мере, удивила. Хорошо известно, что предками донских армян являются анийские армяне. Ани была древней столицей Армении и когда в начале четырнадцатого века пала в результате нашествия турок-сельджуков, разрушительных землетрясений, армяне заселили крымские земли, где прожили не одну сотню лет. Затем было переселение на Дон по указу императрицы Екатерины II, где армяне основали город Нор Нахичеван и пять сел. Этим самым Екатерина II экономически ослабила Крымское ханство, что и способствовало его присоединению к России, с другой стороны укрепила пустующие южные рубежи империи. У истоков Нахичевани стояли и генералиссимус Суворов и архиепископ Иосиф Аргутинский, которого господин Вартанов упоминает в другой своей статье. Это общеизвестные факты. Но Эдуард Вартанов считает, что все происходит несколько иначе. По его мнению армяне не хотели переселяться и сами разъехались кто-куда, ослабив тем самым экономически Крымское Ханство де факто. Но Суворову надо было выполнять указ и тогда он обратил в христианство татар. "Идея родилась на месте благодаря гениальности Суворова, - пишет Вартанов. - Предстояло быстро осуществить ритуал крещения татар, а затем выводить их с территории Крыма, формируя из толп компактные группы. И началось невообразимое: во всех армянских церквях началось крещение новых приверженцев веры Христовой". Вартанов также утверждает, что специально вызывались армянские священники из Иерусалима, чтобы крестить татар. Это из каких исторических источников почерпнул такую информацию господин Вартанов? Я являюсь автором "Краткой истории донских армян", перечитал огромное количество литературы на эту тему и негде подобных данных не встречал. Более того, в прошлом году совершил паломничество с прихожанами чалтырской церкви. Св. Амбарцум в Крым. Видел крымский Сурб-Хач, развалины армянских церквей, посещал краеведческий музей Крыма. В Феодосии в краеведческом музее истории крымских армян посвящен целый зал. Там бережно хранят историю предков донских армян. Очень советую Вартанову ознакомиться с ней. Потому как далее о донских армянах он пишет следующее: "…так и остались они особым этносом, называемым "донскими армянами". Армян из исторической Армении они не понимают. Отсюда и отчуждение, заметное до наших дней". Оказывается, по Вартанову, донские армяне - не армяне, а татары, потому как говорят на своем армянском и уж больно отличаются от армян из исторической Армении. Позвольте, но ведь у многих народов есть свои диалекты. У евреев, например, существует даже несколько языков - иврит, идиш и т.д. Получается, что если одесские евреи говорят на своем диалекте, то они уже не евреи. Автор не приводит ни одного доказательного исторического источника своей версии. Мне, как донскому армянину, было очень обидно читать такую статью в газете с названием "Ростов официальный". Я испугался, что эта газета является органом нашей официальной власти. Но если это так, то неужели руководители Ростовской области и Ростова всерьез считают донских армян татарами ничего не имею против последних, отношусь к ним с большим уважением, но нельзя же публиковать непроверенные данные. Официальным источникам массовой информации негоже так поступать. А славная история донских армян, не смотря на безумную теорию Вартанова, никак не пострадает.
Георгий Багдык
Музею русско-армянской дружбы исполнилось 30 лет.
В былые времена на территории монастырского подворья размещались школа, духовное училище, типография (Первая на Дону). В середине двадцатого века от комплекса Сурб-Хач осталась лишь церковь. Но и ее уже готовили под снос. Тогда армянское население Дона стало на защиту «Святого Креста». Здание удалось отстоять, его отреставрировали. А 14 ноября 1972-го монастырской церкви подарили новую жизнь, открыв в этих стенах музей русско-армянской дружбы. Музей открывался с нуля, тогда никто и не мог представить, что через 30 лет в музее будет более 30 000 экспонатов, рассказывающих о жизни и быте армян Дона. Особая гордость музея - это хачкар, возраст которого около тысячи лет. Когда-то его привезли с собой из Крыма армяне - переселенцы.
14 ноября 2002 года в музее русско-армянской дружбы «Сурб-Хач» прошел торжественный вечер, посвященный юбилею музея.
В этот день музей собрал в своих стенах, людей интересующихся культурой, искусством и историей донского края. Поздравления музею прозвучали и от Администрации области, и от министерства культуры, и от общества охраны памятников, и от ряда других не менее значимых организаций. В частности, председатель Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины Хурдаян К. Д. пообещал перечислить некую сумму средств на нужды музея. Материальную помощь оказали и властные структуры, так из Федерального бюджета было выделено 400 000 рублей на реконструкцию памятника архитектуры музея-монастыря «Сурб-Хач».
Весь вечер, директор музея русско-армянской дружбы Хачикян С. М. излагала историю музея-монастыря, принимала поздравления и приглашала очевидцев поделиться воспоминаниями. Перед собравшимися выступили: известный врач, краевед, автор ряда трудов по истории «Нахичевани-на-Дону» Багдыков М. Г., директор института «Кавказа» профессор Авдулов Н. С., главный редактор газеты «Нор-Дар» Восканян В. Г. Известный донской поэт Даниил Далинский прочитал стихи, которые он посветил монастырю «Сурб-Хач». Священник Тер-Татевос (храма Амбарцум) недавно вернувшийся из Крыма передал в дар музею памятный камень, который он привез с родины армян-переселенцев. Прозвучали и другие не менее яркие выступления.
Светлана Хачикян напомнила собравшимся и о том, что 14 ноября не только день открытия музея; в этот день 223 года назад был подписан указ Екатерины II о переселении крымских армян на Дон, а спустя пятьдесят лет 14 ноября 1829 года родился знаменитый армянский поэт Микаэл Налбандян.
Выступления чередовались с исполнением старинных армянских песен, которые великолепно спел Мясниковский муниципальный хоровой коллектив «Зангезур». Музыкальное сопровождение коллективу «Зангезур» обеспечила профессор Ростовской консерватории, Арабкерцева Сусанна Борисовна. Из под ее пальцев раздались звуки, будоражащие воображение; казалось, что музыка идет откуда-то изнутри тебя, от самого сердца. Бурными овациями оканчивалась каждая музыкальная композиция.
В завершение вечера были возложены цветы к могилам Рафаэля Патканяна и Микаэла Налбандяна, которые покоятся возле монастыря «Сурб-Хач».
После чего всех собравшихся ожидал праздничный фуршет и памятные сувениры от музея русско-армянской дружбы.
Григорий Акопов
Бульварная Площадь.
Бульварная площадь (современная площадь Свободы) одна из центральных площадей Нахичевани-на-Дону. На ней располагался нахичеванский театр (ныне ТЮЗ), армянский магистрат, многие другие архитектурные памятники – это и особняк доктора Ф. С. Качекьяна (ныне детская библиотека им. А. С. Пушкина, здание городских училищ, здание Екатерининской женской гимназии (ныне школа № 13), особняк М. Искидарова (до недавнего времени располагалась библиотека, сейчас в здании идет ремонт), дом А. С. Сагирова, в последствии ставшим первым в Нахичевани синематографом «Эльдорадо», а затем кинотеатром «Спартаком».
Обо всем этом подробно написано в замечательной книге Л. Волошиновой «Бульварная площадь». Автор с большой любовью рассказывает об Истории Нахичевани, об архитектуре города и, конечно, Бульварной площади. Книга написана прекрасным русским языком, отлично иллюстрирована. Перед вами раскрывается, не только история и архитектура армянского города, но и людские судьбы.
Л. Волошинова подробно описывает каждый дом Бульварной площади, одномоментно повествуя и о людях, живших в этих домах.
Читая «Бульварную площадь» Л. Волошиновой, ясно осознаешь то как мало мы знаем о собственном городе, как равнодушно относимся к собственной истории. Любовь Феоктистовна Волошина по специальности архитектор-реставратор. Но она также автор трех прекрасных поэтических сборников, книги «Пушкинская улица» и многочисленных публикаций, посвященных памяти историии культуры города Ростова-на-Дону.
Хочется поблагодарить Любовь Феоктистовну за ее труд и пожелать ей дальнейших творческих успехов, а читателям приобрести книгу «Бульварная площадь», чтобы иметь возможность прикоснуться к нашей истории, к нашему культурному наследию.
Георгий Багдыков
|