Эмануил Долбакян
МОСКВА - ГОРОД СУДЬБЫ АРМЯНСКОЙ
Россия была, есть и будет великой многонациональной страной. Россия - не просто страна, Россия - целый континент. И на огромных пространствах этого континента бок о бок с русскими испокон веков живет великое множество народов. Большинство из них живет на своих землях, в разное время и разными, порой очень драматичными, путями ставшими Россией.
Наряду с ними есть народы, в том числе армянский, представители которых живут в России давно, и Россия для них фактически стала второй родиной.
В доисторические времена, 5-6 тысячелетий назад, может быть, еще раньше, далекие и единые предки армянского и русского народов - праиндоевропейцы, жили на своей прародине - в Малой Азии и на Армянском нагорье.
В исторические времена, в I тысячелетии нашей эры мы находим армян и восточных славян в виде отдельных индоевропейских племен и народов, живущих далеко друг от друга, без зримых духовных и материальных связей между собой.
На рубеже I и II тысячелетий нашей эры начинается период последовательного и стремительного сближения армянского и русского народов, продолжающийся до настоящего времени. За этот период сформировались те воистину уникальные, регулярные, непрерывные, идущие по нарастающей до наших дней связи, которым тесно в традиционной оболочке определений типа "межнациональные русско-армянские связи", "дружба русского и армянского народов". За это тысячелетие сложилось единое русско-армянское духовное пространство, на долинах и взгорьях которого оба народа продолжают совместное творение Истории.
Оказавшись лицом к лицу с необъятностью темы - Россия и армяне, Москва и армяне, автору пришлось определиться: либо в общих чертах и, следовательно, достаточно поверхностно, дать представление о картине взаимодействий, о векторе нашей совместной истории, либо осветить более глубоко какую-нибудь одну грань этих отношений.
Поразмыслив, автор остановился на первом подходе. И надеется, что читатель, дошедший до конца этого беглого и, наверное, эмоционального повествования, при возникновении интереса возьмется за книги, указанные им. Читатель найдет там много увлекательного, в том числе и внушительный свод литературы об армянах и России, об армянах и Москве.
^ В начало статьи
РОССИЯ И АРМЯНЕ: ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ СОТВОРЧЕСТВА
Монархи мудрые таланты одобряя,
И трудолюбию путь всюду открывая,
Сынов Армении склонились охранять,
И их усердие наградами венчать.
Сколь пользы и услуг Россия в них сретала
Какой дух ревности в их сердце обретала...
С.Митропольский. поэма "Мысли об Армении"
1813 год
Начало расселения армян на территории России датируется X-XI веками и связано с Киевской Русью. В последующем, в XII-XIII столетиях армяне поселялись в Крыму и в Поволжье. В XIV веке возникают армянские поселения в Подолии, в Бесарабии, а затем и в центральной и северной частях России.
Во времена Киевской Руси армяне - второй после греков национальный субстрат византийской империи, принимали активное участие в византийско-русских торговых и духовных связях. Великий князь киевский Владимир Святославович в 988г. принял христианство, женившись на принцессе Анне, армянке, сестре византийского императора Василия II из Македонской или Армянской династии, правившей Византией в течение двух столетий (867-1057 г.г.). После крещения Руси Анна привезла с собой в Киев много священников, архитекторов, врачей и других специалистов, среди которых было много армян.
В XI веке в Киеве была значительная армянская община. Занимались армяне главным образом торговлей и ремеслами. Драгоценные восточные товары, привозимые армянами, так и назывались: "армянские".
В середине ХI века в войсках киевского великого князя в сражениях против половцев принимал участие армянский отряд.
В "Житии преподобного Феодосия Печерского" рассказывается о его прениях с киевскими армянами о вере.
На крышке саркофага Ярослава Мудрого в храме Святой Софии обнаружены армянские буквы.
В "Житии преподобного отца Агапита" (из "Патерика" Киево-Печерской лавры) упоминается искусный врач-армянин :"Бысть же в то время в граде Киеве врач некто, родом и верою Арменин, хитр зело во врачевании, яко прежде не быти таковому", который с "прилежанием врачеваше" Владимира Мономаха.
Армянские архитекторы и строители в течение многих столетий участвовали в строительстве храмов и других объектов в разных городах России. В частности, они принимали участие в строительстве архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества в середине XII века. Это одно из объяснений наличия во многих церквах и монастырях на Руси отдельных часовен, притворов и приделов, посвященных армянским святым. В первую очередь назовем придел Григория Просветителя в храме Василия Блаженного.
В 1215 году русский художник Флор участвовал в выполнении росписи городского храма армянской столицы Ани - города тысячи и одной церкви.
В 1410 году в исторической грюнвальдской битве народов, остановившей продвижение на восток тевтонского ордена, в составе объединенного польско-литовско-русского войска сражались два полка галицийских армян.
В начале ХVI века Армения, потерявшая государственность, была разделена между Персией и Турцией. Невыносимое иго, особенно турецкое, толкало массово армянский народ в изгнание, на чужбину. И разбрелись армяне по всему свету, от Индии до Франции, от Северной Африки до Московии.
Россия оказалась одной из самых гостеприимных и дружелюбных для армян стран. На Руси армяне всегда слыли отличными воинами, искусными архитекторами и строителями, ремесленниками, врачами, дипломатами, переводчиками, купцами - посредниками между Востоком и Россией.
Царь Алексей Михайлович способствовал поселению в Москве многих армян - купцов, ремесленников. В Московском Кремле при нем начал работать армянский художник Богдан Салтанов, его росписи в Кремле сохранились до сих пор.
Петр Алексеевич продолжал политику поощрения деятельности армян в России, способствовал их переселению в Россию из Турции, Персии. Вот выдержка из его указа от 2 марта 1711г.: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда". В другом его указе от 1723 года говорилось: "Мы не только их купечество защищать повелели, но и еще для вящей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем...". Или, из обращения к генералу Кропотову: "Учини им редкое вспоможение... понеже мы оный армянский народ в особливу нашу императорскую милость и протекцию приняли...".
В результате систематической политики русских царей, особенно Петра Великого, в Россию переселилось свыше полумиллиона армян.
Трудолюбивых и предприимчивых армянских переселенцев расселяли в основном на новых российских землях - в Крыму, в Ростовской области, на Северном Кавказе, на Черноморском побережье Кавказа, в Молдавии для освоения и подъема экономики этих регионов и России в целом. И роль армян в этом деле была весьма значительна.
Приведем всего один пример: "Астрахань стала центром торговых операций Армянской Джульфинской компании (Иран. - Э.Д.). Астраханские армяне играли в них самую активную роль. Важнейшей статьей русского импорта из Ирана (где находилось руководство компании) являлся шелк, и торговля им полностью принадлежала армянам. Доля их в привозе шелка-сырца в Россию в середине XVIII в. составляла от двух третей до 100%. Помимо этого, астраханские армяне ввозили в Россию хлопок, шелковую и бумажную пряжу, краски, драгоценные "каменья", рис, сушеные фрукты и т.п. Удельный вес армян в объеме всей торговли через Астрахань составлял в XVIII в. (в разные десятилетия) от 20 до 60 процентов.
... в 1787 г. в Астрахани было 38 шелкоткацких фабрик с 298 станками ("станами"), из которых армянам принадлежали 32 фабрики (268 станов), или около 90%. Хлопчатобумажных фабрик в Астрахани было в 1780-х годах 250, из коих армянам принадлежали 209, или тоже свыше 80%. Значительная часть армянского населения работала на фабриках в качестве ткачей, кожевников, красильников, учеников"(3).
Армянские поселения России пользовались покровительством российских властей и крупнейшие из них имели национальное самоуправление. Это основанные армянами Новый Нахичевань, Григориополь, Святой Крест (ныне Буденновск), Армавир, а также армянские колонии в Астрахани, Феодосии, Кизляре, Моздоке и др.
Армяне были приняты Россией, русским народом, как древний христианский народ. Согласно историку М.Тихомирову " Рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянским вероисповеданием, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в брак" (см. 4). И армяне на хорошее отношение отвечали беззаветной преданностью и любовью к России, к братскому христианскому народу. Общеизвестен факт: когда русские войска осадили Казань, в городе жило достаточно много армян. Их заставляли воевать против русских, но они отказывались поднять руку на христианских братьев. Тогда армян-пушкарей приковали цепями к орудиям, приставили солдат, чтобы их заставить стрелять по русским. И они стреляли, но так, что ядра либо не долетали, либо перелетали через русских. Вот что пишется в "Истории о Казанском царстве": "Армяне лестно и худо бияху и не улучаху, аки неумеющи, и ядра через все перепущаху, или не допущаху, едва кого убиваху".
Приведем еще один документ, Обращение императора Александра Первого к армянскому народу:" Всему верноподданическому армянскому народу и всем сословиям, составляющим оный, наша императорская милость... Они отличились примерным постоянством и преданностью и посреди смутных обстоятельств пребыли тверды и непоколебимы в своем усердии к нам и Престолу нашему, жертвуя имуществом своим и всеми средствами и самой жизнью... Дано в главной квартире нашей в городе Теплице, что в Богемии, сентября 15 дня от Рождения Христова 1813-е".
Одно то, что Россия стала второй родиной для сотен и сотен тысяч армян в течение последнего тысячелетия, достаточно, чтобы армяне навеки считали себя благодарными ей.
Во второй половине XVII века армянский народ в поисках союзников в своей национально-освободительной борьбе постепенно пришел к русской ориентации. Политическим выражением окончательно сформировавшейся русской ориентации стали переговоры посланника армянских меликов (феодалов) Исраэла Ори с Петром Великим, имевшие место в 1701 году в Москве. Выдающимся историческим результатом русской ориентации стало освобождение Восточной Армении в 1828г.
Совпадение интересов Российского государства и целей освободительной борьбы армянского народа привело к деятельнейшему участию армянского народа во всех русско-персидских и, особенно, русско-турецких войнах в надежде на окончательное освобождение от чужеземного гнета.
Вот что пишет современный русский историк и публицист В.Сендеров: "Русские войска двигались по Кавказу. Не как присоединение - как веками чаемое освобождение рассматривали их неуклонное шествие армяне. В начале любой войны брались записываться в армию добровольцы - каждое освобожденное село отправляло дальше с русскими почти всех мужчин. Заканчивались войны уже как общие: офицерский и генеральский корпус состоял из русских лишь наполовину"(см. 1).
Упомянем здесь представителей блестящей когорты армянских генералов Российской империи. В XIX столетии это генералы Мадатов, Бебутов, Лорис-Меликов, Тер-Гукасов, Лазарев, Шелковников, Тер-Асатуров, Кетхудов, Алхазов и многие другие. Кстати, Лорис-Меликов сделал блестящую карьеру и как государственный деятель России - министр внутренних дел, а с февраля по август 1880 года - начальник Верховной распорядительной комиссии, т.е. фактически диктатор Российской империи при Александре Втором.
Каждая война армянам казалась решающей и последней. И каждый раз после ухода русских войск, как правило, в результате послевоенных неуспехов России на дипломатическом поприще, армяне в Турции подвергались еще более жестоким погромам за пророссийскую ориентацию, как "русские шпионы". Под этим предлогом в 1915-1922г.г. был "окончательно решен" армянский вопрос в Турции уничтожением более 1,5 миллиона армян.
Тысячелетнее участие армян в экономической, военной, культурной, политической жизни России, выдающаяся роль России в судьбах армянского народа и Армении - увлекательные главы истории России и Армении, русского и армянского народов. Об этом написано великое множество книг.
Назову два символа русско-армянского духовного и кровного слияния. Это Павел Флоренский - выдающийся мыслитель русского православия. Это - великий полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Отец его - генерал-аншеф и сенатор, а матушка - Авдотья Федосеевна Манукова, армянка по происхождению. Ее отец служил дьяком при Петре Первом. По свидетельству современника: "Архирусский Суворов был с материнской стороны армянином, и насмешливый ипохондрик князь Потемкин-Таврический находил, что "солдатские шутки Александра Васильевича явно отзывают кавказским балагурством".
Миграционные процессы в Советском Союзе, на одной шестой части суши, способствовали еще большему, чем во времена Российской империи, перемешиванию народов; и расселились армяне по всему СССР, от Чукотки до Калининграда, от Мурманска до Кушки...
По данным переписи 1989 г. в России проживало 532,4 тыс. армян. Из них в Краснодарском крае - 183 тыс., в Ставропольском крае - 73 тыс., в Ростовской области - 63 тыс. Это именно те области России, куда Российское государство в прошлом поселяло армян из Персии, Закавказья, Крыма, Турции. Вместе с Москвой - 44 тыс. и Санкт-Петербургом - 12 тыс., это 72% всего армянского населения России.
Трагический распад единого и великого государства, последствия которого продолжаются до сих пор, привел к массовому притоку беженцев, русскоязычных, в том числе и армян, из многих республик в Россию. И стало армян в России еще больше, но сколько их, пока никто точно не знает. Одно ясно: великая христианская Россия, русский народ и сейчас, и в будущем - опора немногочисленного теперь первохристианского армянского народа, армянского государства, и говорить нам следует не просто о дружбе наших народов, а о нашем духовном тысячелетнем восточнохристианском единстве. Напомню, что Россия первая из великих держав в 1995г. Заявлением Государственной Думы РФ осудила геноцид армян 1915-1922г.г. в Турции, унесшего жизнь более 1,5 миллионов армян. Россия и Армения имеют самые тесные, самые естественные союзнические отношения в рамках СНГ. И это внушает нам оптимизм.
Нам - это представителям армянского населения России, народа-труженика, служившего и служащего России умом, пером, умелыми руками, короче, своим созидательным трудом.
Нам - это представителям первохристианского народа, связанного с Россией, с русским народом неразрывными узами христианской духовности, русской кровью, пролитой за освобождение Армении от персидского и турецкого ига, кровью армян, пролитой в войнах России с ее врагами и за ее величие.
^ В начало статьи
МОСКВЕ АРМЯНСКОЙ - ШЕСТЬ СТОЛЕТИЙ
Армяне в Москве живут давно. Есть основания полагать, что как Москва несомненно старше своего юбилея, так и армянская община Москвы старше шести столетий своего официального существования в Москве.
Первые сведения об армянах в Москве относятся к концу XIV столетия. В летописи 1390 года упоминается "некий армянин" Аврам, во дворе которого случился пожар, распространившийся на "посад за городом", т.е. в районе Китай-города, где среди торговых рядов существовал и "Армянский ряд".
Интерес армянского купечества к Москве появился и постепенно нарастал по мере усиления Московского княжества и образования мощного централизованного Русского государства. Армянские торговцы, с доисторических времен участвовавшие в прокладывании и освоении традиционных торговых маршрутов Старого Света, были одними из пионеров установления торговых отношений Москвы, Московии, Русского государства со странами Востока. Армянские купцы добирались до Москвы и далее до Новгорода Великого по Волге через Казанское ханство из Закавказья, Ирана, а также из Крыма, из Константинополя. Историки свидетельствуют, что современники называли торговый путь по Волге "Армянской дорогой".
В XVI веке многие армянские торговцы и ремесленники уже имели в Москве собственные дома, являлись поставщиками товаров к царскому двору; в Китай-городе существовал "Армянский торговый дом".
В XVII-XVIII веках армянский торговый капитал получил большие льготы от Российского государства, в том числе право транзитной торговли через Россию. К этому времени (1660 г.) относится великолепный подарок армянской торговой компании из Персии царю Алексею Михайловичу - знаменитый алмазный трон, известный всем по экспозиции Оружейной палаты.
Год от года, век за веком армяне, преимущественно купцы и ремесленники, в больших количествах начинают обосновываться в Москве. Много в Москве поселяется армян - толмачей-переводчиков, дипломатов, выполнявших важные и ответственные поручения русских государей в Персии, Турции.
Постепенно, кроме торговли, армяне начинают заниматься промышленностью, строятся церкви, зарождаются очаги культуры и просвещения. Этому способствует нарастающее количество переселенцев в результате очередных катаклизмов в Армении, Закавказье, Иране, Турции, Крыму. Армянская община все больше вовлекается во все сферы жизнедеятельности города, от чиновничьей службы (Посольский приказ, другие государственные учреждения) до культуры, науки, просвещения, промышленности и т.п.
Рост армянского населения Москвы продолжался в течение всего периода существования армянской общины Москвы, вплоть до наших дней. Во времена Петра Великого в Москве армянское население достигало 2 тыс. человек. По данным переписи 1989 года в Москве числилось 44 тыс. армян. Никто однако не может сказать, не была ли эта цифра обычным лукавством советской статистики, явно занижающей данные по численности национальных меньшинств, и не только в Москве. Тем более, что после этой переписи много чего случилось с нашей страной, и можно a priori утверждать, что в Москве сейчас проживает гораздо больше армян, как впрочем и украинцев, азербайджанцев, грузин и т.д. И опять нам неизвестны точные цифры.
В середине XVII века в Москве действовал знаменитый армянский художник из Персии - "Иноземец шаховы земли" Богдан Салтанов. Он был назначен живописцем двора. Согласно документу от 15 июня 1667 г. царь предложил Салтанову обучить своему мастерству "из русских людей учеников впредь для его государевых живописных дел...". Тридцать шесть лет работал Салтанов в Кремле, писал картины, обучал талантливую молодежь, в последние годы своей жизни по поручению Петра Великого вел архитектурно-строительные работы в Москве. Часть произведений художника сохранилась в Кремле и в музее "Коломенское".
В середине XVIII века из Ирана в Москву переехала семья богатых, энергичных торговцев и предпринимателей Лазаревых. С их появлением в течение более полутора веков культурная, экономическая и политическая жизнь армян Москвы, Санкт-Петербурга и России в целом оказалась неразрывно связанной с деятельностью членов этой уникальной семьи, кстати, первыми получивших российское дворянство. В Москве в последующем поселились представители других известных армянских семей, тоже получивших со временем российские дворянские титулы: князья Абамелеки, Аргутинские, графы Лорис-Меликовы и другие. Выше говорилось, что Михаил Лорис-Меликов стал министром внутренних дел Российской империи, другой знатный армянин Делянов - министром просвещения.
Армянская буржуазия не только торговала, но и занималась промышленностью. В первой половине XVIII века в Москве среди армянских предпринимателей самым известным считался Захарий Шериман (Шериманян). Он был владельцем шелковой фабрики, дома с большим земельным участком между Маросейкой и Мясницкой.
Семья Лазаревых имела несколько домов в Столповом (впоследствии Армянском) переулке, фабрики в Москве и в Подмосковье (Фряново).
В XV-XVI столетиях предположительно между Ильинкой и Варваркой существовала первая армянская церковь в Москве. В 1731 г. на Пресне, в Грузинской слободе, на земельном участке, предоставленном армянам грузинским царем Вахтангом VI, проживающим в Москве, была построена церковь Успения Богородицы. Рядом с церковью находилось армянское кладбище.
Семья Лазаревых получила разрешение на построение Церкви Сурб-Хач (Крестовоздвиженской). Она была сооружена в 1779 г. архитектором Ю.М.Фельтеном в Столповом переулке, именно после этого ставшем Армянским переулком. Между прочим, тот же архитектор Лазаревыми был привлечен для сооружения армянской церкви святой Екатерины в Санкт-Петербурге напротив Гостиного двора в 1781 году. В 1815 г. Лазаревы в Ваганькове на армянском кладбище соорудили церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения). Это кладбище и церковь в нем сохранились до наших дней.
Приведем большую цитату: " Во второй половине XIX века многие армянские купцы с Кавказа, Крыма и других мест страны имели магазины и торговые конторы в Черкасском переулке и многих других улицах Зарядья, как бы восстановив древнюю маленькую армянскую колонию Китай-города. Известны были имена армян-купцов Таманцевых, Карамурзаевых, Поповых, Масловых, Бояджиева, Короткова, Мискинова, фабрикантов Меликенцева, Лианозова, коммерсантов-благотворителей С.Г.Джанумова, И.С.Ананова. Кстати, Лианозовы, уроженцы Астрахани, стали крупными нефтепромышленниками в Баку, а часть их поселилась в Петербурге и в Москве. Их именем называлась одна из подмосковных деревень, ставшая ныне одним из жилых массивов на севере российской столицы." (3).
^ В начало статьи
МОСКВА - ВЫДАЮЩИЙСЯ ЦЕНТР АРМЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ученость, любовь к искусству и таланты
неоспоримо на стороне Москвы.
А.С.Пушкин.
Из "Путешествия из Москвы в Петербург".
Москва значит слишком многое в армянской судьбе. И это не преувеличение.
Армяне - народ рассеяния. Волею судьбы они разбросаны по всему миру. Армянские колонии столетиями существовали и существуют во многих странах мира. Трудно найти страну, где не представлена армянская диаспора - Спюрк. Разные колонии в разное время в разных странах играли важную роль в армянской истории и в истории страны обитания армян.
Москве принадлежала и принадлежит особая роль в развитии культуры - литературы, науки, искусства армянского народа, в формировании политической ориентации армянского национально-освободительного движения. Здесь, в армянской колонии Москвы, в значительной мере сформировался новоармянский литературный язык в середине прошлого столетия.
Москва - выдающийся центр армянского просвещения, культуры, науки. Сюда приезжала, приезжает и будет приезжать для получения высшего образования, для занятий наукой армянская молодежь и не только из Армении.
Москва - город, где жили и творили выдающиеся сыны России - друзья армянской культуры. Их не счесть, назову только одно имя - символ, это Валерий Брюсов.
Семья Лазаревых в начале прошлого века решила на свои средства построить и содержать в Москве крупное армянское учебное заведение; недалеко от армянской церкви в Армянском переулке был построен замечательный архитектурный ансамбль, в котором в настоящее время находится Посольство Республики Армения.
Вновь процитируем историков: "Открытие нового учебного заведения состоялось в мае 1815 года. Спустя десять лет в нем было уже около 70 учащихся. Первоначально для училища намечалась скромная программа, рассчитанная на три класса, как это практиковалось в других армянских учебных заведениях России. Однако со временем планы расширились. Возник проект создания гимназии "высших наук и восточных языков" с преподаванием армянского, персидского, турецкого, арабского языков, не считая европейских, в целях подготовки учителей и переводчиков для государственной службы. В марте 1828 г. учебное заведение получило название Армянский Лазаревский институт восточных языков. С 1848 г. его специальные классы были приравнены к категории высшего учебного заведения.
Благодаря своей программе, преподавательскому составу ... , высокому проценту учащихся-армян институт являлся важнейшим очагом армянского просвещения, арменоведения, воспитания национальной интеллигенции и преподавательских кадров, разработки и издания учебной литературы... В институт поступали не только армяне, но и представители русского и других народов. Его окончили писатели Ю.А.Веселовский и В.Г.Лидин, литературовед Д.Д.Благой, выдающийся мастер сцены К.С.Станиславский и другие. В пансионе при институте получил среднее образование великий писатель И.С.Тургенев. Среди преподавателей также были видные российские востоковеды - Ф.Е.Корш, А.Е.Крымский, В.Ф.Миллер, В.А.Гордлевский, Р.О.Якобсон" (3).
Лазаревы создали при своем институте типографию; там печатались книги на 13 языках. Лазаревский институт "готовил к изданию и издавал учебники, хрестоматии, словари и другие пособия, а также книги по истории армянского народа, его литературе, памятникам, армянскому языку, которыми широко пользовались в армянских учебных заведениях" (3). Лазаревский институт справедливо считали alma mater армянского просвещения. Институт внес значительный вклад в развитие отечественного востоковедения.
Кроме Лазаревского института, в последние десятилетия прошлого века много армянских студентов училось в других высших учебных заведениях Москвы. Так, армяне cоставляли 2% студентов Московского университета. Много армян училось в Петровско-Разумовской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии, в Высшем техническом училище.
При Лазаревском институте в 1850-1860 г.г. издавался знаменитый армянский журнал "Юсисапайл" ("Северное сияние") под редакцией Степаноса Назаряна. Этот журнал, объединившиеся вокруг него армянские писатели, поэты, публицисты сыграли выдающуюся роль в развитии армянской художественной, общественной и политической мысли, в победе новоармянского литературного языка.
В Москве во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия издавалось несколько армянских журналов, газет.
Выдающимся событием стало издание в 1916 году, в разгар геноцида армян в Османской империи антологии "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней" под редакцией В.Я.Брюсова.
Армянская интеллигенция Москвы, России всегда была одновременно представителем как армянского народа, его культуры, так и представителем русской культуры. Это положение особенно справедливо для советского периода нашей истории.
Бурный расцвет армянской культуры, науки, других сфер деятельности народа происходил как в Армении, так и в пределах всего великого государства и, особенно, в Москве. Здесь и сейчас сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал армянского народа: ученые, художники, композиторы, научно-техническая интеллигенция. Армян по-прежнему можно встретить во всех сферах жизнедеятельности великого города.
Предвосхищаю неудовольствие армянина - читателя этих строк, ибо я ничего не расскажу о меценате МХАТа Тарасове, о театре Балиева "Кабаре "Летучая мышь", не смогу остановиться на творческой линии длиною в столетие: Евгений Вахтангов - Рубен Симонов - Евгений Симонов - Рубен Симонов младший, не приведу описания жизни и творчества великих армянских композиторов Хачатуряна, Бабаджаняна, Таривердиева, великого клоуна Енгибарова, выдающихся певцов, актеров, музыкантов, так же, как и великого множества выдающихся ученых.
Только в советское время возможно было быть армянским композитором, заслуженным деятелем искусств РСФСР, секретарем Союза композиторов России, профессором Московской консерватории и народным артистом Таджикской ССР, одним из основателей таджикского музыкального театра, автором первой таджикской оперы. Это был композитор Сергей Баласанян.
Да, я не смогу остановиться на всем этом и на очень и очень многом, что есть наша недавняя история и наша современность.
В 1993-1994 г.г. автору этих строк выпала честь вести ежемесячную "Армянскую передачу" на волнах радиостанции "Эхо Москвы" в программе с символическим названием "Москва - третий Рим или новый Вавилон"! Кроме армянской в эфир выходили украинская, татарская и еврейская передачи.
C этого времени у меня хранится старый еженедельник с выписанными датами рождений выдающихся армян. Я сейчас открыл его и выбрал в интервале с середины мая до середины июня даты рождения некоторых наших соотечественников, жизнь и творческая деятельность которых была связана с Москвой.
Вот что получилось:
31 мая 1892 г. в Ереване родился Амо Бекназарян, киноактер, режиссер, сценарист, основатель армянской кинематографии. В дореволюционные годы он сыграл более 100 ролей в российском кинематографе, считался его восходящей звездой. Снимался вместе с И.Мозжухиным и В.Холодной, у режиссеров В.Гардина, Е.Бауэра, Я.Протазанова;
31 мая 1903 г. в Западной Армении родился Эзрас Асратян, выдающийся советский нейрофизиолог, член-корреспондент Академии Наук СССР, ученик Ивана Петровича Павлова , основатель (в 1951 г.) и директор (до кончины в 1981 г.) Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР;
4 июня 1906 г. в городе Шуши в Нагорном Карабахе родился Иван Кнунянц - знаменитый химик, академик, генерал-майор, автор множества открытий, основатель и главный редактор "Краткой химической энциклопедии" и "Журнала Всесоюзного химического общества им.Д.И.Менделеева", лауреат нескольких государственных и Ленинской премий;
6 июня 1903г. в Тифлисе родился Арам Хачатурян, великий композитор;
21 июня 1925 г. в Москве родился Евгений Симонов, народный артист СССР, замечательный театральный режиссер из творческой "линии" Вахтангов - Симоновы;
Четыре года назад в это время скончался выдающийся ученый, уроженец Нагорного Карабаха Андраник Иосифян. В некрологе в "Известиях" было написано, что имя его стоит в одном ряду с именами Курчатова и Королева...
Совместное творение Истории продолжается. Русско-армянское духовное пространство готово переступить порог нового тысячелетия. И максимальная творческая заряженность его по-прежнему на московской земле.
^ В начало статьи
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩИННОЙ ЖИЗНИ АРМЯН В МОСКВЕ - СТОЛИЦЕ НОВОЙ РОССИИ
Общинная жизнь армян и других национальных меньшинств в советское время фактически отсутствовала. Ее заменяли "дружба народов", декады искусств национальных республик, "новая историческая общность людей - советский народ" и т.д.
Все многообразие армянской общинной жизни в советское время свелось к функционированию в здании Лазаревского института Дома культуры Советской Армении, просуществовавшего с 1921 года по 1953 год. При Доме работали хореографический и музыкальный коллективы, Армянская государственная драматическая студия.
Начало возрождения армянской общинной жизни в Москве, во многих городах и весях России датируется удивительно точно - 1988 годом. Все армянские общины новой России вышли из карабахской "шинели".
Давайте вспомним. Начало карабахского движения за освобождение от национального гнета в Азербайджане - новый этап национально-освободительного движения армянского народа...
В ответ - Сумгаит, первый из образцово-показательных погромов горбачевского периода. За Сумгаитом осенью - армянские погромы по всему "братскому" Азербайджану.
Армянский народ ошеломлен. Ему казалось, что геноцид, учиненный турками, не может повториться, что армянские погромы в буквальном смысле остались за горой, за проданным большевиками Турции Араратом... И вдруг, через 70 лет история повторяется. И где?! В одной из сверхдержав мира, сверхцентрализованной и "страдающей" от избытка вооружения и вооруженных людей на государственной службе, руководитель которой, как будто специально, за эти и за другие, памятные всем советским людям погромы, скоро получит нобелевскую премию мира...
В декабре 1988 г. на фоне геноцида армян в Советской империи произошло разрушительнейшее спитакское землетрясение. Против Карабаха и Армении используется новая форма войны - полная транспортная блокада. Последующие годы были еще более тяжелыми. Советская Армия применяла свой печальной памяти афганский опыт (операция "Кольцо") и вместе с азербайджанскими мародерами, официально именуемыми ОМОНовцами, уничтожала армянские деревни в Карабахе, убивала беззащитное армянское население и массово изгоняла его со своей Родины - Карабаха - Арцаха - Восточного края Армении.
Добавим сюда армянские погромы в Баку в январе 1990г. - "жемчужину" в нобелевской короне главного "перестройщика" страны.
В Россию, в Москву хлынули потоки беженцев - не только армян, но и русских и даже азербайджанцев.
Так называемая гласность сводилась к умалчиванию, умелой недосказанности, прямой лжи, антиармянской истерии.
Народ Армении, армяне Москвы, России, всей диаспоры боролись за правдивость информации, за справедливое решение карабахского вопроса, за оказание помощи беженцам, борющимся за свою жизнь и свободу Карабаха и Армении, против преступной и недальновидной политики "перестройщика".
На этой общеармянской волне из беспорядочных, неорганизованных форм протеста - пикеты, митинги, демонстрации, от стихийных попыток оказания гуманитарной помощи Карабаху, Армении, беженцам постепенно выкристаллизовываются ростки общественной жизни армян Москвы и России..
Раз начавшись, это движение постепенно обретает черты общинной жизни: центральными в деятельности армянской общественности становятся вопросы просвещения, культуры, религии, возрождения многовековых традиций армянского народа.
С преодолением больших организационных, материальных, общественно-политических, нравственных и других проблем создаются курсы обучения армянскому языку, воскресные школы для детей и взрослых, школы, строятся часовни и церкви, издаются газеты, журналы, книги, в первую очередь учебно-педагогического характера.
Шестой год в Москве действует массовая общинная организация, объединяющая в своих рядах представителей разных слоев московского армянства - Армянская Община Москвы (АОМ). Главный ее организационный принцип - фиксированное членство. На сегодняшний день АОМ насчитывает около 1300 членов с их семьями, что составляет примерно 4 тысячи соотечественников. Руководит Общиной Совет, куда входят в основном представители московской армянской интеллигенции: академики, доктора и кандидаты наук, врачи, предприниматели, деятели искусств. Председателем Совета Общины с 1992г. является академик Самвел Самвелович Григорян.
АОМ была создана с целью консолидации московского армянства, для объединения мелких, разрозненных армянских общественных организаций и учреждений. В настоящее время в Совет АОМ входят руководители или представители нескольких армянских общественных организаций Москвы.
На плечах АОМ лежит основная тяжесть культурно-просветительской и общественно-политической деятельности московской армянской диаспоры. Эта деятельность проводится целиком на общественных началах, благодаря энтузиазму ее активных членов.
АОМ работает в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы, с национально-общинными и другими московскими общественными организациями, с армянскими общинами России, ближнего и дальнего зарубежья.
23 января с.г. АОМ вместе с Международным гуманитарным фондом арменоведения учредила местную национально-культурную автономию армян Юго-Западного административного округа Москвы. Руководство Автономии выступило с официальным заявлением о намерении учредить региональную национально-культурную автономию армян Москвы.
Кроме АОМ, на благородной общинной ниве, на укрепление русско-армянской интеграции действуют Центр русско-армянских инициатив (президент - журналист и предприниматель Аркадий Аршавирович Вартанян), Фонд поддержки русско-армянского содружества (президент - Сейран Арамаисович Багдасарян), Международный гуманитарный фонд арменоведения (президент - профессор Генри Цатурович Агаян), Межрегиональное общество "Российско-армянское содружество" (председатель правления - академик Георгий Саакович Туманян), Международная армянская студенческая ассоциация (президент - Ваник Владимирович Автандилян).
В Москве издаются: информационно-аналитический бюллетень "Диалог" (Центр русско-армянских инициатив), "Информационный бюллетень" АОМ, ежемесячная газета "Юсисапайл". В 1989-1995 г.г. выходила ежемесячная газета "Армянский Вестник", с 1991 по 1994 год - журнал "Про Армения".
В Москве существует государственнная русско-армянская средняя школа, воскресная школа "Верацнунд" ("Возрождение"), армянская гимназия, государственный русско-армянский культурно-просветительский центр на базе 151-й городской школы. Много армянских детей учится в государственной многонациональной школе.
Восемь лет назад был организован замечательный высокопрофессиональный коллектив - Московский армянский камерный хор (художественный руководитель и дирижер - Нелли Андриасян), успешно функционирует театр-студия Жанны Агасян.
Много это или мало? Для начала это неплохо. Но для полномасштабной, полнокровной общинной жизни московских армян, для более широкого их привлечения к общинной жизни нужны гораздо большие организационные, материальные и нравственные усилия, которые не в последнюю очередь должны исходить от российских и московских властей. Хочется надеяться, что они будут прилагаться, в частности, во исполнение Закона Российской Федерации "О национально-культурных автономиях".
^ В начало статьи
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Тридцать два года назад жарким майским днем я впервые оказался в районе великого города с поэтическим названием Замоскворечье.
Я приехал из Еревана, чтобы поступить в аспирантуру Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, в лабораторию основателя и директора этого института, выдающегося нейрофизиолога Эзраса Асратяна. За моей спиной был ереванский медицинский институт, а до него - школа. А до школы было раннее детство - я родился и жил в красивейшем городе Бейруте. Отец и мать были в детском возрасте спасены от турецкой резни. Они с моими дедушками и бабушками обосновались в Сирии и Ливане. Гостеприимный арабский народ приютил их в числе десятков тысяч армян. Отец мой родом из Айнтапа, мать из Хаджина - городов армянской Киликии.
Мог ли я знать тогда, в далеком 1965 году, что мне, родившемуся в диаспоре, репатриированному на символическую Родину - клочочек Армении, обретшую государственность в рамках общей и великой страны, и приехавшему учиться в столицу этой великой родины, суждено будет снова стать жителем армянской диаспоры?
Долгие годы я был гражданином СССР, выходцем из Еревана с вожделенной для всего Союза московской пропиской.
А теперь, как и, к сожалению, суждено большинству армян, я стал московским армянином, как есть самаркандские и парижские, бейрутские и софийские. Теперь я российский армянин, как есть армяне австралийские или бразильские, американские или новозеландские.
Раньше я жил в столице Родины, которая в 1921 г. отдала кемалистской Турции армянские земли вместе с Араратом. И которая устами Хрущева назвала одного из палачей армянского народа - Ататюрка, соратником Ленина и очередной раз заверила, что не имеет к Турции никаких территориальных притязаний.
Я жил в столице великой общей Родины, которая долгие десятилетия запрещала армянам писать, говорить о национальной трагедии - о геноциде армян в Западной Армении. И она каждый год силами полицейскими старалась не допустить, чтобы я 24 апреля ходил на Армянское кладбище в Москве и склонял голову перед памятью жертв моего народа.
Эта Родина не любила своих сыновей, не только армянских, а всех, и уничтожала их миллионами.
Теперь я живу в столице новой России, живу, как и все, с надеждой на лучшее.
Я живу в столице страны, которая первой среди великих держав осудила геноцид армян, совершенный Турцией, осудила единогласно принятым Заявлением многоликой Государственной Думы. Эта своенравная дама недавно так же единогласно ратифицировала русско-армянский договор, имеющий важное значение не только для двух стран. Армяне уже поговаривают, что Армении следует войти в Союз России и Беларуси. Я знаю, если Союз состоится, Армения там будет!
Я живу в городе, судьбоносном для моего армянского народа. Москва - маяк армянской надежды, один из надежных якорей для армянского корабля в бурном море Истории.
Я живу в Москве, имея две Родины: Армению и Россию, и две малые родины: Ереван и Москву.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Ц.Агаян. Россия в судьбах армян и Армении. Москва, 1995, 318 с.
М.Амирханян. Армения в русской литературе до присоединения к России. Ереван, 1976, 13 с.
Ж.Ананян, В.Хачатурян. Армянские общины России. Ереван, 1993, 120с.
А.Базиянц. Над архивом Лазаревых. Москва, 1982, 160 с.
Г. Эмин. Семь песен об Армении. Москва, 1981, 182 с.
18 июня 1997 г.
Статья написана по заказу журнала "Дружба народов".
|