Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Е в г е н и й Г о л у б о в с к и й .
 
Е в г е н и й Г о л у б о в с к и й

Это строка из цикла стихов Осипа Мандельштама - 'Армения'. Думаю, что и нашему городу, Одессе, может сниться армянское утро, ибо у его истоков стояла, наряду с прочими диаспорами, - армянская. Как к путеводителю уже не раз обращались мы к 'Путешествию Онегина', к одесской главе, где Пушкин рассказывает о себе. Помните:

'Язык Италии златой Звучит по улице веселой, Где ходит гордый славянин, Француз, испанец, армянин, И грек, и молдован тяжелый:'

Об итальянцах, французах, греках в истории нашего города мы уже рассказывали. Этот очерк посвящен армянам. И помог рассказом об армянских переселенцах, о своей семье, об общине, которая и
сегодня играет
значительную
роль в жизни
города, заме-
чательный
человек, как
бы олице-
творяющий
наш Одесский
университет,
Леон
Хачикович
Калустьян,
создавший
труд об
истории
армян в
нашем
городе
о, пожалуй, естественнее будет, если я начну даже не с него, а с первого моего главного редактора газеты, тогда еще 'Комсомольское племя', где я начал публиковаться. Это был Ерванд Григорьянц. Он первым попытался сделать газету нового типа - 'газету с человеческим лицом'. Наверно, и до него я знал одесских армян, но как-то не осознавал этого. А вот 'Неистовый Ерванд', так очерк-воспоминание о нем назвал Борис Деревянко, гордился восточной мудростью своих предков, сам писал притчи, хотел собрать книгу о Таирове, армянине, прославившем Одессу.
В его маленькой книжке, выпущенной в Ереване, увы, после трагической смерти, есть такая запись: 'Смысл жизни следует искать не в сочинении книг. И даже не в самой жизни. Смысл жизни - в сочинении жизни'. Вот этим как раз и пытался заниматься Григорьянц. Во времена полнейшего безвременья у себя в газете он, можно сказать, сочинял жизнь. И в этом помогали ему Зяма Могилевский, Галя Семенова, Белла Кердман: А потом мы изредка встречались с ним в Москве, когда он работал в 'Литературке'. Помню, Григорьянц меня и Юрия Михайлика пригласил в 'Националь', на 10 утра, позавтракать. И рассказал старый одесский анекдот, имеющий отношение ко всему этому очерку. 'Умирает старый армянин, глава рода. Стоят внуки, правнуки. Он подзывает сына и что-то шепчет ему.
- Что он тебе сказал?
- Отец завещал: берегите евреев:
- Причем тут евреи?
- Отец сказал, когда покончат с евреями, возьмутся за нас - армян'.
Этот анекдот, утверждал Григорьянц, родился до второй мировой войны, до фашистского геноцида, но армяне уже хорошо знали, что такое геноцид, - в памяти поколений живет преступление, содеянное партией младотурков. Не знаю, после какого из геноцидов перебрались в Одессу дед, отец Ерванда, человека, создавшего школу журналистов, на которой держались 'Комсомольская искра', 'Вечерняя Одесса'. Но Леон Хачикович Калустьян, о котором как-то написал очерк Борис Деревянко 'Гвардии рядовой', о котором вспомнил, когда готовил гневную

отповедь тем, кто вводил в нашу речь сволочную фразу - 'лицо кавказской национальности', так вот Калустьян - одессит в четвертом поколении.
И это не предел. Армян приглашал, привечал граф М.С. Воронцов. И за то, что он поддерживал евреев, армян, немцев края, все время на него шли доносы в Петербург. Но Воронцов был тверд. Вот одно из его объяснений: 'Я де покровитель армян. Но ведь это народ высокой культуры, о чем свидетельствуют возведенные ими чудные храмы в Крыму. Кто может отказать армянам в том, что они честный народ? Армяне крепко любят деньги не меньше евреев. Но ведь они не скупы и на пожертвования, и не только для своей братии, но и для других народов. Они честолюбивы. Но ведь это честолюбие с добрым сердцем'.
Провидцем был граф Воронцов. Украшением Одессы стала армянская церковь, возникшая на углу Екатерининской и Базарной. Увы, она разрушена в 50-е годы. Но вновь собрали армяне деньги - и уже в наши времена на Гагаринском плато возвели новый храм, украсивший аркадийские берега. И первая, созданная в конце 1840-х годов, армянская церковь, и вторая, и нынешняя способствовали открытию армянских школ. Дети не должны забывать родной язык.
Чем же занимались армяне в Одессе? Всего не перечислишь. Но в памяти поколений остались бригады портовых рабочих-армян. Да и жили они в районе улицы Приморской. Кстати, Хачик Калустьян, отец Леона Калустьяна, из этих портовых грузчиков, так что наименование Армянский переулок, идущий от Приморской к Арбузной гавани, к Судоремонтному заводу лишь закрепило в топонимике Одессы труд сотен армян, способствовавших процветанию края.
И еще одна топонимическая подсказка - Таировский жилмассив. Ведь он, как и институт виноградарства и виноделия, назван в честь председателя армянского комитета Одессы, редактора журналов 'Армения и война', 'Вестник Армении', 'Вестник виноделия' - выдающегося ученого Василия Таирова. Родившийся в Армении, в селе Помбак, он отдал весь свой талант Одессе. Думаю, мы должны гордиться тем, что живем в космополитичном, многонациональном городе. И не задумываемся, кто армянин, кто грузин, кто молдаванин. И все же история требует точных знаний. Поэтому нельзя забывать, что табачная фабрика в Одессе принадлежала армянам Асвадурову и Попову. Кстати, и дом на Пушкинской, 37, где находилась 'Комсомольская искра', был когда-то домом Асвадурова. Не раз я слышал, что нынешняя Отрада принадлежала Холайджоглу. И только после встречи с Калустьяном узнал, что и это армянская семья. А сколько армян училось в Новороссийском университете! Армянское землячество даже открыло на Екатерининской, 3, свою библиотеку. Затем, в годы гражданской войны, здесь работало Армянское консульство.
В годы советской власти армяне были капитанами судов, актерами театров, музыкантами, художниками, грузчиками, обувщиками: Как и многих других, их не обошли сталинские репрессии. Взгляните на том 'Одесского мартиролога' - и вы увидите, что буквально были черные дни - в один день расстреливали поляков, в другой - греков, в третий - армян. Но жизнелюбивый и жизнестойкий народ жил и выжил. Ректором медицинского института после войны стал Ашот Гаспарян, кафедру физической химии в ОГУ возглавлял Оганес Давтян, автодорожным техникумом руководил Мовес Адамян:
А кто в Одессе сегодня не знает выдающегося ученого-социолога Ирину Попову, замечательного химика Герберта Камалова (ныне он возглавляет армянскую общину), предпринимателя Эдуарда Хачатряна, чья благотворительная деятельность нашла отражение и в украинской, и в мировой прессе. Не зарастет тропа в армянскую церковь, освященную в ноябре 1995 года, которой католикос всех армян Гарегин I дал имя Григория Просветителя, как бы указывая всей диаспоре, что наряду с торговлей, ремеслом, армяне не должны выпускать из своих рук факел культуры, науки и просвещения.
http://www.odessapassage.com/arhiv/2001/aug2001/stolica66-67/
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA