Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
 
  
 
'Я тебя целоваю...'
Вначале меня удивили ее фотографии. Потом ее имя - Эка Фран-поль. Француженка, чтоли? Нет, говорят, чего-то там понамеша-но, но очень талантливый и очень сложный человечек. Общаться с ней нелегко. Что талантливый - вижу. А что сложный... Этим нас не напугаешь: вокруг одни сложные ходячие пособия по психоанализу, одним словом, сплошной дурдом. Возьмите пару сотен интервью у актрис, художниц, танцовщиц, поживите с парой журналисток и писательниц, и тогда сам черт вам не будет страшен. А когда мне сказали, что бабушка у нее армянка, сомнений у меня не осталось - а подайте-ка ее!

 
  
 


Подали. Само очарование. На лице написано: все зависит от настроения, с какой ноги утром встанет, какая погода за окном, признались ли ей в любви,довольна ли собой, зеркалом, мужем, любовником... Про любовника, впрочем, ничего не знаю, а что замужем - сообщили.
- А почему ты Эка?
- Сокращенное от Екатерины. Тяжелое и длинное имя, похоже на поезд. Эка лучше. Некоторые зовут меня просто Франполь. И ты можешь так звать, если хочешь.
- А как звали бабушку?
- Тамара Богдановна Петросянц. Я с ней росла. А у бабушки были папа, Богдан Галустович, и мама Мария Месроповна. Я и их помню.
- Прадедушку и прабабушку? Феноменальная память!
- Богдан Галустович был второго года рождения. Родился в Западной Армении, видел резню и на этой почве немного помешался. Ничего такого, но со странностями был дедуля, какой-то беспомощный, в себя погруженный. Его жена, Мария Месроповна, с ним как с ребенком обращалась: 'Богдан, ты ходишь неодетый, простудишься!' Он постоянно что-то забывал. А к бабушке своей, Тамаре, я была сильно привязана, и мне ее до сих пор не хватает, бабуси моей...
- Они, я так понимаю, по маминой линии?
- По маминой. Мама театровед. Мы с ней живем раздельно и, к сожалению, не так часто видимся.
- Типичная московская жизнь. Ты ведь в Москве родилась?
- В Москве. А что такое 'типичная московская жизнь'?
- Броуновское движение. Люди, как молекулы, у каждого своя внутренняя жизнь, свои атомы. Сталкиваются, отскакивают, снова сталкиваются и снова отскакивают, и не знаешь, с кем и когда
столкнешься в следующий раз.
- Может быть. Хотя, знаешь, когда возвращаешься сюда из Европы, кажется, что здесь люди намного кон-тактнее и теплее.
 
  
 



- Думаешь?
- Я пожилазаграницей.Там откры-
тость на уровне вежливости, не более. Впрочем, закрыться, впасть в депрессию можно везде, если к тому есть склонность. Все зависит от того, что в себе несешь, насколько себя нашел, насколько востребован. Можно быть счастливым и довольным в большом и холодном городе, имея работу и пару близких людей, и можно чувствовать
себя неуютно и дискомфортно в маленьком и теплом, где все тебе улыбаются. Даже в таком, как Ереван.
- Ты там бывала?
- Бывала, в детстве. У меня там родственники. Но армянского не знаю... Так, несколько слов. Бабушка со мной иногда по-армянски разговаривала.
- Ты, насколько мне известно, хотела стать художником, но стала фотографом.
- Я закончила Суриковское училище. Должна была стать художницей... Стала ли?.. В каком-то смысле - да. Мама считала, что живопись- не женское дело: руки постоянно в красках, в кислоте и Бог знает в чем еще.'Назови мне хоть пару художниц, оставивших заметный след в искусстве', - говорила она.
- А ведь она права...
- Наверное. Я много чего перепробовала. Кем же все-таки стала?.. Да разве это важно? Важно заниматься любимым делом. Для меня это - фотография. Не рекламная, хотя приходится этим зарабатывать, а та, которая максимально приближена к искусству. Когда работаю с моделью, стараюсь передать характер, настроение,то
неуловимое, что проявляется и исчезает в доли секунды. Не люблю глянцевых красоток и вообще, 'красивость'. Это делать легче всего, особенно, если есть под рукой хорошая модель и хорошая аппаратура. Профессиональная модель сама знает, как ей стоять, как улыбаться, - ее этому учили, - так что тебе остается только щелкать, а потом выбрать наиболее удачный кадр.
- У тебя самой был учитель?
- Строго говоря, нет. Но есть хороший фотограф - Павел Киселев, мы с ним давние друзья, и у него я кое-чему научилась.



- Принято считать, что в жанре 'ню' работают фотографы-мужчины.
- Почему же, есть и женщины, и это намного интереснее. Женщина увидит в другой женщине то, чего не заметит мужчина. Кстати, в этом одновременно и трудность работы. С фотографом-мужчиной модель чувствует себя увереннее. Онаточно знает: есть вещи, на которые он не обратит внимания. Он передаст ту красоту , которую увидит или захочет увидеть. Мужское восприятие женской наготы, в общем и целом, стандартно. С небольшими поправками, в зависимости от эстетического, культурного развития. Для мужчины это в любом случае существо из другого мира. Женщина-фотограф видит в модели себе подобную,о которой много чего знает. Любая складочка на теле, любой жест ей о чем-то говорят. Поэтому мне, например, легче работать со знакомыми и труднее с новыми моделями: они комплексуют, чувствуют себя как под рентгеном. С ними надо подружиться, ввести в определенное состояние, это не получается с первого раза.
- А обнаженных мужчин снимать приходилось?
- Приходилось. И это очень интересно. Но тут возникает другая проблема. Фотосъемка, как и любой творческий процесс, - это игра. Мужчина легко принимает правила игры, но ждет от нее иного завершения. Есть у меня приятель, который всегда готов позировать - и с ним никаких проблем. Но с другими нелегко. К концу съемок у них обычно возникает разочарование: и это все?! И каждый раз приходится объяснять, что мы уединились не для этого...
- А для искусства. Понятно. А они: зачем в таком случае ты меня раздевала? Могу понять этих мужчин, если он не эксгибиционисты. Ощущение, будто над тобой поиздевались.
- Тебя я точно не стану фотографировать.
- А я тебя сфотографирую, если позволишь. Хочу, чтобы читатель увидел тебя моими глазами.
- Сделай это словами.
- Слов может не хватить.
- Иногда и мне их не хватает, и я начинаю их обыгрывать. Или менять до неузнаваемости, так, чтобы они соответствовали эмоциям. Эмоции тоньше слов. Слова конкретны, реальны, эмоции воображаемы. Разве что в поэзии удается их максимально сблизить. Фотография, как и слово, отражает реальность. Сделать ее искусством - значит приблизить к воображению.У меня сотни работ, лучших -десятки. А сейчас хочу создать фотографическую сказку. Нет, не фотороман в жанре сказки, а совсем другое. Передать парадоксальность бытия, то, чего не увидишь, на что не обратишь внимания в жизни. На самом деле надо исказить одну реальность, чтобы показать другую...

Я не столь тонок в фотографии, поэтому, снимая ее, не стал искажать реальность. Получилась не сказка. Получилась Эка Франполь, такая, какая есть, правнучка Богдана Галустовича и внучка Тамары Богдановны, непредсказуемая женщина в хорошем настроении. Потом я попытался запечатлеть ее во время работы. Надо видеть, как она гоняет модель по студии, ползая за ней с фотоаппаратом по полу, по стене, по потолку, и не успокаивается, пока не найдет нужный кадр. Модель тем временем или впадает в истерику, или становится абсолютно невменяемой. И тогда Франполь облегченно вздыхает. Ей важен результат, даже если модель потеряет сознание или сойдет с ума.Я позвонил ей, сказал, что статья готова, а она ответила 'хорошо, спасибо' и, к удовольствию моему, не потребовала показать текст. Очко в ее пользу. Терпеть не могу, когда просят заранее показать интервью. Будто текст этот не на газетной бумаге будет напечатан, а на скале высечен для потомков. Достойные люди никогда не спрашивают, чего я там написал. Пусть там что-то не то. Пусть даже все не то. Но это мое 'не то'. Я лично готов принять чужое 'не то'. К примеру, с некоторых пор Франполь взяла за привычку говорить мне на прощание ' я тебя целоваю'. Прекрасно владеет языком, просто искажает одну реальность, чтобы создать другую. Ну, и я соответствую. Она мне: 'Я тебя целоваю', а я ей в ответ : 'И я тебя... ваю-ваю'. Раз на то пошло.

Руслан Сагабалян






Учредитель и издатель
ООО "Ноев Ковчег Медиа"

Генеральный директор
Григорий Анисонян
Газета выходит при информационном содействии ИАЦ "Ноян Тапан" (Ереван)

Тел.: 971-79-28 Факс: 971-70-54 Наши реквизиты
E-mail: noevkovcheg@uniastrum.com Создание сайта:
Virtual Web Studio


 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA