Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Генеалогия княжеских родов Армении - Арцруни и Гниуни.
 
Генеалогия княжеских родов Армении - Арцруни и Гниуни.


После того как ученые - археологи нашли библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала расшифровали и прочли "таблички" было получено множество разнообразных сведений, подтверждающих исторические события происходившие в древности и описанные в других источниках н - р в Библии. За многовековую историю Ассирии происходило много разных событий, но далеко не все они запечатлены летописцами в глиняных табличках. Но если они попадали в эти "ассирийские скрижали" то несомненно считались событиями большой важности. Так на одной из табличек читаем, что в 681 г. до Р. Х. во время молитвы, у себя во дворце, был убит царь Ассирии Синахериб. Эта весть облетела не только всю страну, но и многие другие гос - ва. Кто мог совершить это преступление? Ведь за многие сотни лет истории Ассирии не часто происходило такое. Вскоре выясняется - это дело рук сыновей Синахериба Санасара и Адромелека. Они не смогли простить отцу провозглашение наследником престола сына сириянки - Асархадона. Источники свидетельствуют, что оба брата спасаясь от мести старшего брата Асарххадона скрылись в соседней горной стране Урарту, и на этом их след исчезает. Более чем через 1000 лет (470 - 480гг. по Р. Х.) "отец армянской истории" М. Хоренаци в cвоей книге по истории Армении рассказывает о происхождении всех основных княжеских родов Армении, в том числе род Арцруни и Гниуни. Из этой книги мы узнаем что родоначальниками этих двух знаменитых княжеских родов были сыновья ассирийского царя Синахериба - Санасар и Адромелек. После бегства Санасар поселился на юго - западе Армении, близ границ с Ассирией, а другой брат Адромелек на юго - востоке Армении. Летописцы отмечают, что братья и их потомки проявили себя мужественными воинами за что и были удостоенны сана бдешиахства этих краев (бдешиах - в древней Армении титул четырех главных областей, от них произошли нахарарские/княжеские/роды. М. Хоренаци описывает несколько случаев происшедших с потомками ассирийского царя. Прежде чем предоставить слово Хоренаци следует сказать и о политической ситуации того времени. В ту пору Армения входила в состав империи Сасанидов. После смерти армянского царя Врамшапуха персидский царь Иездигерт - 1 (399 - 421 г. г.) назначил царем Армении своего сына - Шапуха. Он надеялся, что постоянно общаясь с Шапухом армянские князья сблизятся с ним, может и породнятся посредством смешения браков и таким образом он обратит их в свою веру. Но личные качества Шапуха не располагали к дружбе. Как утверждают летописцы, он был высокомерен, чванлив и труслив. Одним словом нахарары (князья) невзлюбили его и везде принимали холодно. Итак несколько случаев описанных армянским летописцем: "Однажды во время охоты на диких ослов Шапух стал отставать, Атом Гниуни, потомок Адромелека подшучивая над ним, говорит:" иди богорожденный перс, если ты мужчина! "А тот отвечает" Пошел бы ты, ибо скакать по камням - дело демонов "Тут следует заметить что обозвать князя демоном было большим оскорблением и Атом не забыл этого. В другой раз случилось охотиться на вепрей в камышах при помощи огня. Когда надо было входить в густые заросли, Шапух не решался, трусил, а пламя уже окружило их плотным кольцом. Поглядывая налево и направо, он метался на коне в разные стороны. И говорит ему Атом:" Богорожденный перс ведь огонь твой отец и твой бог, чего ты боишься? "(В Зороастрийской религии исповедуемой персами в доисламский период, огонь обожестволялся и царская династия являлась прямым потомком огня - солнца). Шапух же отвечает:" Брось - ка шутить, повернись и пройди через огонь, а я за тобой, ибо идя впереди, мой конь шарахается "Тогда Атом стыдя его говорит" Разве тут тоже камни, что бы я ехал впереди? "И вот что, если ты называешь мокцев племенем демонов то я вас Сасанидов назову бабами!" Тут он хлестнув коня, проходит через огонь, как через лужайку с цветами, вызволяя Шапуха. Такую "пощечину" Сасаниды не помнили когда получали и поняв что Шапух будет строить козни, Атом ушел к себе в Мокскую область. Другой интересный случай произошел у Шавапса Арцруни с тем же Шапухом. Во время игры жезлами (распространенная игра в Закавказье и Передней Азии, где игроки на лошадях, клюшками стараются забросить мяч на сторону противника) Шавапс дважды отбил мяч у Шапуха, тот замахнувшись на него жезлом, крикнул "Знай свое место!" На что Шавапс отвечает: "Да знаю, что я царский отпрыск, от семени Санасара и обладаю правом наравне с твоими братьями целовать царскую подушку, как о том свидетельствует мое имя!" Сказав это, он с величайшим презрением удалился с поля. Итак из рассказанного М. Хоренаци мы видим что спустя более1000 лет после бегства их предков из царского дворца в Ассирии потомки помнили о своем происхождении и гордились этим.


И. Бар - Слыва


лит - ра: 1. В. Б. Ковалевская "Конь и всадник" Москва 1977г. "Наука"

2. М. Хоренаци "История Армении" Ереван 1974 г.

3. Библия. "Книга царств"

http://www.assyria.ru/www/historyarm.shtml

 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA