Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
ГЛОССАРИЙ

АВАН (из среднеперс.) – в армянском переводе Библии и в древнеармянских исторических памятниках V в. этот термин обычно означал поселение на окружающих город землях в пригородной полосе. В дальнейшем аван стал означать вообще поселение, населенное место, большое село с тенденцией перерасти в город. (См.: Саркисян Г. Дастакерты и агараки в армянских источниках V в. ИФЖ. Ер., 1962, 3, с. 80-82, на арм. яз.).

АГАРАК (восходит к сумеро-аккадскому аgаr-аkаr) – в древней Армении означал частновладельческую землю, частное хозяйство, поместье, усадьбу с пахотными землями, которые обрабатывались зависимыми земледельцами-мшаками. В дальнейшем, в частности, к IX-Х вв., агарак превращается в сельское поселение, название населенного пункта. (См.: Еремян С. Основные черты общественного строя Армении в эллинистический период. ИАНА. Ер., 1948, II, с. 40, 55; Его же: О рабстве и рабовладении в древней Армении. ВДИ, М., 1950, I, с. 14; Саркисян Г. Дастакерты и агараки., с. 78, и след.).

АЗАТ (из среднеперс.) – 1) член рода (агнат); 2) член знатного рода, знатный и в этом качестве – представитель вообще господствующего класса феодалов в противоположность шинаканам (см.) и рамикам (см.). В более узком значении под азатами разумели широкий слой мелкого дворянства. (См.: Периханян А. Сасанидский судебник. «Книга тысячи судебных решений». Ер., 1973, с. 445: Манандян Я. Феодализм в древней Армении. Труды, т. IV., с. 257-261).

АМИРАПЕТ (арабск.-перс.) – этим термином впервые в армянской средневековой книжности стал обозначать халифов Иов. Драсх. Его предшественники халифов называли «амир-мумник»-ами, что является искажением (возможно, народная форма) арабского «амир-ал-мумнин», а также неопределенными по смыслу выражениями «ишхан исмаильтян» или «ишхан тачиков». Таким образом, Иов. Драсх., применив термин амирапет, внес в это понятие четкость. (См.: Тер-Гевондян А. Замечания о слове «востикан». ИФЖ. Ер., 1962, 4, с. 246).

АСПЕТ (из иран.) – обычно понимается в значении «благородный», «знатный всадник», «рыцарь»: В древности – родовой титул князей Багратуни (первоначальное значение – «глава рода»), которые были аспетами – венцевозлагателями. Аспет был также церемониймейстером царского двора, определявшим, на каком бардзе (см.) должен восседать тот или иной нахарар (см.) и придворный. После арабского завоевания термин аспет потерял свое реальное значение. (См.: Адонц Н. Армения Юстиниана, с. 400-402; Манандян Я. Труды, т. IV, с. 234-237; НСА, т. 1, с. 316;: Ачарян Гр. Этимологический коренной словарь, т. I, с. 274).

БАРДЗ (из иран.) – букв.: «подушка»; имеется в виду бытовая реалия характерного для феодализма института местничества – подушки-лежанки за царским столом, на которых восседали вельможи и представители придворной служилой знати во время царских приемов и пиршеств, ближе или дальше, от царского трона, в зависимости от места, занимаемого в иерархии феодалов. В VII в. после арабского завоевания вместе с гибелью Сасанидского государства исчез и институт местничества. (См.: Адонц Н. Армения Юстиниана, с. 239, 272-273, 282; Ачарян Гр. Этимологический коренной словарь, т. I, с. 425-426).

БДЕШХ (из иран.) – наместник царя в важных приграничных областях, обладавший как гражданской, так и военной властью. Бдешхами назначались либо члены царского дома, либо представители высшей знати, причем, по своему положению они считались почти равными царю. После арабского завоевания термин бдешх потерял реальное значение. (См.: История армянского народа, т. II, с. 841-842; Адонц Н. Армения Юстиниана, с. 283-284; Манандян Я. Труды, т. IV, с. 213-214; Еремян. С. Основные черты..., с. 72-73).

БЕКАР (из иран.) – в современном значении – «барщина». В древнейший период имел значение воинской повинности. Однако к IX-Х вв, как полагает Манандян Я., бекар означал царский налог, возможно, поземельную подать, соответствующую арабскому хараджу. Он мог означать и воинскую повинность, но для обоснования последнего предположения требуется дополнительный фактический материал. (См.: Еремян С. Основные черты.., с. 51; Манандян Я. Царские налоги в Армении в период марзпанства. Труды, т. IV с. 99-107).

ВАРДАПЕТ (из среднеперс.) – в древнеармянской церкви этот термин означал «учитель», и в этом качестве роль вардапетов была очень велика. Так же высок был авторитет вардапетов в духовных вопросах, порою он был выше авторитета епископа и даже католикоса. Духовный авторитет института вардапетов переходил от учителя к ученику, что символически выражалось в наследовании посоха. Вардапеты как особая корпорация ученых духовного звания являлись хранителями и толкователями церковных преданий, в том числе и традиционного текста св. Писания. (См.: Марр Н. Критика и мелкие статьи, с. 34-36).

ВАСИЛИК (из греч.) – византийский чиновник, который управлял императорским владением. Василиками называли также знатных лиц, которым на разных условиях делались пожалования. В восточных источниках термин василик выступал как синоним правителя города или провинции империи. (См.: Советы и рассказы Кекавмена, с. 465, прим. 586).

ВИШАП (из среднеперес.) – змей, дракон. В мифологии вишап олицетворял бурю; вихрь, грозовое облако как злое начало, с которым боролось доброе начало – Бог-громоносец, в арм. мифологии – Ваагн. В средние века под вишапом разумели сатану, злого духа. (См.: Абегян М. Армянский эпический фольклор, Труды, т. I. Ер., 1966. с. 85-86, на арм. яз.).

ГАВАР (из кавказс.) – «…мелкие исторически сложившиеся территориальные подразделения (кантон, уезд), которые обычно совпадали с орографическим делением страны». (Еремян С. Присоединение северо-западных областей Армении.., с. 4).

ГАХЕРЕЦ (из среднеперс. и арм.) – старший по престолу. В Аршакидской Армении этим термином обозначали вельможных нахараров (см.), занимавших при царском дворе высокое положение и восседавших на ближайших к царскому престолу бардзах (см.) После арабского завоевания содержание термина изменилось. Гахерец ишханами, (см.) в IX-Х вв. назывались ишханы той ветви данного феодального рода, которые владели большими земельными угодьями, были могущественнее в военном отношении и, следовательно, обладали большим политическим весом, что, впрочем, не давало им никаких собственнических прав в отношении владений других ишханов. (См.; Утмазян А. Сюник, с. 154-157).

ГЕРДАСТАН (арм.) - имеет значение «двор», «дым», «семья», «домочадство», «имущество», «имение». Иов. Драсх. употребляет этот термин в значении «поместье», «дастакерт» (см.).

ГЮХ (***. – арм.) – основная ячейка производственной жизни феодального общества – село, деревня; она представляла собой сельскую общину, в которой кровные связи между ее членами заменялись связями соседскими, экономическими. (См.: Еремян С. Основные черты.., с. 45-47; История армянского народа, т. III, с. 157-158).

ГЮХАКАХАК, (***, гюлакалак – арм.) – «селоград». Часто встречается и обратное написание – кахакагюх, ***– калакагюл), то есть градосело. В этих двух терминах отражается тенденция перерастания села в город, хотя следует помнить, что и термин кахак (***, калак), который мы переводим как город, далеко не всегда соответствовал этому понятию в современном значении. Переводя термин кахак словом «город», мы исходили из определения, которое дается городу В. Далем: «Город – городьба; ограда около жилья, населения. Селение, обнесенное городьбой, городок» (т. I, с. 939).

ДАСТАКЕРТ (из древнеперс.) – имеет следующие значения: 1) рукотворный, творение чьих-то рук, нечто новосозданное; 2) владение (лицо), сделанное или же провозглашенное (путем публичной, официальной декларации) правомочным; 3) агарак (см.), пахотная земля, поместье, усадьба. Положение жителей древних дастакертов – агараков можно сравнить с положением рабов, посаженных на землю. (См.: Еремян С. О рабстве и рабовладении.., с. 14; Манандян Я. Проблемы общественного строя доаршакидской Армении. Труды, т. IV, с. 450); Саркисян Г. Дастакерты и агараки.., с. 85; Периханян А. Сасанидский судебник.., (с. 458-460). В этих значениях термин дастакерт применялся в армянской историографии V в., и такое значение имеет этот термин в тех частях Истории Иов. Драсх., которые представляют заимствование из трудов историков V в. Однако ко времени Багратуни термин дастакерт уже изменил свое содержание и стал означать поселение, село, деревню и даже город.

ДАХЕКАН (из древнеперс.) – золотая монета, которая в VII в. должна была содержать 4,53 г чистого золота. В эпоху Аббасидов дахекан = динару = 4,25 г золота. (См.: Манандян Я. Материалы по истории экономической жизни древней Армении. Труды т. IV, с. 118, 127-130, на арм. яз.; Мушегян X. Выпуск аббасидских монет в халифской области «Арминия» в VIII-Х вв. ИФЖ. Ер., 1973, 4, с. 145, на арм. яз.).

ЕРДУМАРД (арм.-перс.) – термин состоит из двух слов: «ерд» – «дом», «дым», «семья», «кровля», «световое отверстие на кровле» и мард – «человек», то есть букв.: «человек дыма (дома)». Под ердумардами в послеаршакидский период следует, по-видимому, понимать феодально зависимых крестьян, крестьянские семьи с их определенными наделами – ердами, однако степень и формы феодальной зависимости ердумардов неизвестны. (См.: Еремян С. Основные черты.., с. 39; Его же, О рабстве и рабовладении.., с. 20; Манандян. Я. Труды, т. IV, с. 290-292).

ИШХАН (из иран.) – «владетель», «господин», «повелитель», «князь». Термин ишхан вообще обозначал главным образом лиц, обладавших политической властью, управлявших феодальным княжеством, областью, страной, вообще представителя феодальной знати. «Ишханом (архонтом) Армении» в VII в. назывался независимый правитель Армении. Однако это название возникло еще в самом начале византийского владычества в западных областях Армении (Высокая Армения и Цопк). Когда после византийско-персидской войны 571-591 гг. к Византии отошла большая часть Армении, «ишхан Армении» стал носить еще и титул патрикия (см.). Начиная с Тэодороса Рштуни до конца VII в., ишхан Армении пользовался царскими правами. В период халифата арабы называли ишхана Армении батрик или битрик, что является искажением греческого патрик. (См.: Тер-Гевондян А., Происхождение титула «ишхан Армении», с. 241-247; Мамедова Ф., «История Албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании, Баку, 1977, с. 107). В IX в. верховный ишхан Армении назывался также ишханац ишхан, т. е. ишхан ишханов, (калькой с армянского являются арабская форма этого титула батрик ал-батарик и византийская - архонт архонтов). До восстановления армянской государственности в конце IX в. ишханац ишхан как представитель местного самоуправления играл роль посредника между халифом и местной феодальной знатью. После того, как Ашот I Багратуни в 884 г. был провозглашен царем, эту роль выполнял уже царь, а титул ишханац ишхан стали жаловать наследному принцу. Кроме того, титул ишханац ишхан широко применялся и вне круга лиц, принадлежавших к царской семье. Так, например, ишханац ишханом в первоисточниках называют и ишхана Васпуракана Ашота Арцруни. Таким образом, термин ишханац ишхан мог быть просто титулом, и мог указывать на служебное положение. (См.: Юзбашян К. Армения «эпохи Багратидов», с. 35-37).

КАХАКАГЮХ (***, калакагюл) – см. гюхакахак.

КОРЕПИСКОП (из греч.) – в обычном смысле означает помощник епископа в делах управления епархией, однако применительно к истории племени цанаров, роль которых в охране Аланских ворот была очень велика, титул корепископ первоначально был по-видимому, титулом племенного начальника цанаров, а в дальнейшем – правителя феодального княжества Кахети. В грузинских источниках корепископ встречается в форме «корикоз», а в арабских – «корискус». (См.: Мкртумян А. Племя цанаров.., с. 86).

КОХНМНАКАЛ – букв.: «областедержатель», наместник царя, управляющий большими приграничными областями государства. Синонимы этого термина – кусакал (см.), бдешх (см.), марзпан (см.).

КУРОПАЛАТ (из греч.) – византийская придворная должность, первоначально связанная с охраной императорского дворца, позже ставшая только почетной. С 588 г. этот титул жаловался грузинским правителям, а с 635 – армянским.

КУСАКАЛ (перс.-арм.) – термин идентичен вполне армянскому кохмнакал – окраинодержец, краеначальник, наместник царя в пограничных окраинных провинциях.

МАРЗПАН (из древнеперс.) – окраиноначальник, краеначальник, отсюда марзпанутюн-краеначальство. Этот термин отсутствует в первых надписях Сасанидских царей, так же, как и в титулатуре правителей, которая имеется в надписи Кааба-и-Зардушт. Впервые термин марзпан встречается при царе Бахраме V (420-438), когда был назначен марзпан в Армению. (См.: Ачарян Гр. Этимологический словарь.., т. III, с. 282-283; Christensen A. L"Iran sous les Sassanides, с. 137). Во время Иов. Драсх. термин марзпан потерял реальное значение и употреблялся, по-видимому, как почетный титул. Так, он называет марзпаном Гургена Арцруни – брата первого васпураканского царя Гагика Арцруни.

МИНА – древневосточная и древнегреческая денежная и счетно-весовая единица. В разных странах имела разное весовое содержа-ние. Финикийская мина, например, была равна 364 г серебра.

НАХАНГ (из сирийск.) – крупная административная единица, область, провинция.

НАХАПЕТ (из иран). – букв: «родовладыка». Термин нахапет несет в себе как признаки родового порядка – определяет положение лица в патронимии, так и признаки социального порядка – означает главу азатской, то есть феодальной патронимии. (См.: Мамедова Ф. «История Албан» как источник.., с. 103).

НАХАРАР (из парф.) – первоначально (в др.-арм. переводе Библии и в отдельных случаях у армянских историков V в.) нахарар имел в армянском языке только значение «правитель», «областеначальник»; параллельно с развитием феодализма в Армении он постепенно приобретает значение «феодал», «князь», а нахарарутюн – «феодальная знать» в целом. Нахарар употреблялся также в значении нахапет (см.), тэр (см.), ишхан (см.), то есть как главы феодального рода, так и правителя области, княжества. (См.: Периханян А., Древнеармянские востаники. ВДИ. М., 1956, 2, с. 49-52; Костанян С., О термине «нахарар», ИФЖ. Ер., 1973, 3, с. 160, на арм. яз.).

ОСТАНИК (***, востаник) – производное от среднеперс. остан, букв.: «ворота», «порог», «царский дворец», «двор». В Армении останами назывались царские поместья, земли и города, вообще царские владения. Останик-букв.: «дворцовый царский». Останики, жившие только на царской земле, были представителями господствующего класса, получившими от царя в условное владение деревни и дастакерты (см.) на территории остана. Останики были тесно связаны с царской властью и составляли основную часть царской конницы. В V-VI вв. в результате процесса феодализации, останики являлись уже «ленными землевладельцами» (Периханян А. Древнеармянские востаники.., с. 44-45, 56-68).

ОСТИКАН (из среднеперс.) – букв.: «верный», «доверенный», «лицо, близкое к царю». В этом смысле термин и применялся в др.-арм. литературе по отношению как к должностным лицам армянам, так и к представителям персидских царей и византийских императоров. Иов. Драсх. первым стал применять это слово именно к арабским правителям Арминии. В этом последнем значении термин остикан стал употреблять Чамчян М., позаимствовав идею у Иов. Драсх. И уже после него арменоведы, как отечественные так и европейские, стали применять термин остикан исключительно в отношении арабских правителей Арминии (Тер-Гевондян А. Замечания о слове «востикан», с. 247).

ПАТИВ (из среднеперс.) – букв.: «честь», «почет», «почетное место», «княжеский венец», «трон». Имеются в виду особые дары и украшения, которые армянские цари жаловали представителям феодальной и служилой знати. Пативом называлась и верховная царская и княжеская власть. (См.: Адонц Н. Армения Юстиниана, с. 273; Манандян. Я. Труды, т. IV, с. 252-253).

ПАТРИКИЙ (из греч.) – почетный византийский титул, который византийские императоры стали давать ишхану (см.) Армении после 591 г.

РАМИК, (из среднеперс.) – букв.: «чернь», «толпа». В широком смысле под этим термином разумелось вообще неблагородное, податное сословие – как городские ремесленники, городской плебс, так и сельчане-шинаканы (см.). (См.: Манандян Я. Труды, т. IV, с. 302-303).

САК (из среднеперс.) – букв.: «подать», «налог». Термин сак в значении налога встречается преимущественно в армянских исторических источниках арабского и Багратидского периодов и, в особенности, в Истории Иов. Драсх., где он часто применяется в значении налога, размеры которого определены заранее. В этом смысле он аналогичен «уроку» судебника «Русская Правда». Кроме того, сак имел и значение особого налога – подушной подати, как можно заключить на основании некоторых указаний Иов. Драсх. (Манандян Я. Царские налоги в Армении марзпанского периода. Труды, т. IV, с. 92-96).

СИГЕЛ (из лат.) – «печать», «указ, «приказ».

СПАРАПЕТ (из древнеперс.) – верховный главнокомандующий. Должность эта была наследственной в роде Мамиконянов не только при царях Аршакуни, но и в марзпанский период. Как главнокомандующие всеми военными силами страны Мамиконяны пользовались особым авторитетом и имели большой политический вес. Со второй половины VIII в. должность спарапета стала наследственной в роде Багратуни. (См.: Манандян Я. Труды, т. IV, с. 244-245; Тер-Гевондян А. Армения и арабский халифат, с. 174).

СПАСАЛАР (из среднеперс.) – главнокомандующий; термин спасалар равнозначен спарапету (см.).

СПАХПЕТ (из пехл.) – см. спарапет.

ТАЧИК (из среднеперс.) – с древнейших времен так называли арабов, живших на территории, ограниченной Сирией и р. Евфратом. После того, как арабы приняли ислам, термин тачик стал означать и мусульманина. Таким образом, при Иов. Драсх под тачиком разумели араба-мусульманина. Позднее, после завоевания в XI в. Малой Азии тюрками-сельджуками, термин тачик стал употребляться и в применении к принявшим мусульманство сельджукам, а позднее – туркам-османам. (См.: Ачарян Гр. Этимологический словарь, т. IV, с. 365-366).

ТЭР (арм.) – букв.: «владыка», «господин», «старший в нахарарском роде», «глава рода», «глава страны». Термин восходит к родовому периоду истории Армении. В феодальной Армении в каждом нахарарстве старейший член рода, в руках которого находилась политическая власть, назывался тэром. (См.: Манандян Я. Труды, т. IV, с. 223-225).

ХАЗАРАПЕТ (***, азарапет; среднеперс.) – букв.: «начальник тысячи», «тысяцкий». Так называлось высшее должностное лицо по ведомству государственных налогов. Обязанностью хазарапета была забота о строительных работах в стране, развитии сельского хозяйства, мелиорации как источниках государственных доходов. Должность хазарапета (это ведомство было учреждено при Ахеменидах) в Армении сохранялась не только при царях Аршакуни, но и в марзпанский период, а также при царях Багратуни. (См.: Манандян Я. Труды, т. IV, с. 241-244; Периханян А. Древнеармянские востаники, с. 54).

ШИНАКАН (из среднеперс.) – букв.: «житель поселения», «сельчанин», «крестьянин». Шинаканы были главным податным сословием страны и в качестве таковых являлись и рамиками (см.). Уплата податей была главной обязанностью шинаканов. Основная масса шинаканов в IX-X вв. была лично свободна, но находилась в поземельной зависимости от феодалов. (См.: Манандян. Я. Замечания о положении шинаканов в древней Армении в марзпанский период. Труды, т. IV; История Армении, т. III, с. 249-250).

Литература и источники

а) Рукописи:

Институт древних рукописей — «Матенадаран» им. Маштоца при Совете Министров Армянской ССР. Фонд древнеармянских манускриптов — рукописи №№ 1892, 1896, 3078, 4066, 4716, 4717, 4724, 4726, 4749, 4757, 4873, 4879, 5619.

б) литература и источники:

Абгарян Г. В. «История Себеоса» и проблема Анонима. Ер., 1965

Абегян М. Армянский эпический фольклор. Труды. Т. I. Ер., 1966

Абегян М. История древнеармянской литературы. Ер., 1975.

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Абраамян А. Г. Таблицы лунного круга Анании Ширакаци. Ер.1965.

Абраамян А. Г. Научные труды ученого VII в. Анании Ширакаци. Ер., 1944

Абраамян А. Г. Научные труды Ованнэса Имастасэра. Ер., 1956

Абуладзе И. В. Древнеармянский перевод грузинских исторических хроник («Картлис Цховреба») Грузинский оригинал и древнеармянский перевод с исследованием и вокабулярием издал И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1953.

Адуладзе И. В. Грузино-армянские литературные связи в IX — Х вв. Исследование и тексты. Тбилиси, 1944.

Авгерян М. Полное собрание житий и мученичеств святых, имеющихся в древнеармянском церковном календаре. В 12-и томах Венеция, 1810— 1815

Авдалбекян М. Т. Становление армянской художественной прозы (V в.). Ер., 1971

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1977.

Агатангелос. История Армении. Тифлис. 1909

Адонц Н. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. Петроград, 1915.

Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ер., 1971.

Адонц Н. Слава Багратидов. Исторические исследования. Париж, 1948

Адрианова-Перетц В. П. Русская литература и фольклор. Л., 1974.

Айтнян Г. «Армянские писания» в Истории католикоса Иованнеса. «Базмавэп». Венеция, 1915

Акинян Н. Грузинский католикос Кюрион. История армяно-грузинских отношений в VII в. Вена, 1910

Алишан Г. История Армении. Венеция, 1901 .

Алишан Г. Айрарат. Венеция, 1890 Алишан Г. Ширак. Венеция, 1881

Алишан Г. Сисакан. Венеция, 1893

Анания Ширакаци. Космография. Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ер., 1962.

Анания Ширакаци. Космография и календарь. Изд. А. Абраамян. Ер., 1940

Анасян А. Армянская библиология, V—XVIII вв. Т. I. Ер., 1959

Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г. Издал: Я. Я. Марр. СПб., 1909.

Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии (VI—XVII вв). Сухуми, 1959.

Арабские источники об Армении и сопредельных странах. Сост. и пер. Налбандяна А. Т. Ер., 1965

Арабские источники, т. II, Ибн ал-Асир. Пер. с оригинала, предисл., и примеч. А. Н. Тер-Гевондяна. Ер., 1981

Аракел Даврижеци. Книга историй. Пер. с арм., предисл. и коммент. Л. А. Ханларян. М., 1973.

Аракелян Б.Н. О некоторых результатах археологического изучения древнего Армавира. ИФЖ. Ер., 1969, 4.

Аракелян Б. Н. Городская администрация и самоуправление в средневековой Армении. ИФЖ. Ер., 1961, 3—4

Аракелян Б. Н. Восстание армян против арабского ига в 703 г. ИАНА. Ер., 1941, 5—6

Аракелян Б. Н. Гарни, I. Результаты работ археологической экспедиции Института истории АН Арм. ССР 1949—1950 гг. Ер., 1951; Гарни, II. Результаты работ гарнииской археологической экспедиции 1951—1955 гг. Ер., 1957.

Аракелян В. Язык и стиль Григора Нарекаци. Ер., 1975

Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V—VI вв.). Ер., 1973.

Армянские писания, т. 1—24. Венеция, 1853—1861

Армянский судебник Мхитара Гоша. Пер. с др.-арм. А. А. Папаняна Ер., 1954.

Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936.

Арутюнян В. М. и Сафарян С.А. Памятники армянского зодчества. М., 1951.

Ачарян Гр. Словарь армянских личных имен. Т. III. Ер., 1946.

Ачарян Гр. Этимологический коренной словарь армянского языка. Ер., т. I, 1971, т. IV, 1979

.Ачарян Гр. Армянские письмена. Ер., 1968

Бартольд В. В. Историко-географический обзор Ирана. СПб., 1903.

Бахчинян Г. Г. Рукописи и издания «Истории Армении» католикоса Ованнеса. «Эчмиадзин», 1974, 4

Бахчинян Г. Г. Католикос Ованнес Драсханакертци. «Эчмиадзин», 1973, 3

Бахчинян Г. Г. Время написания Истории Ованнеса Драсханакертци. ВЕУ. Ер„ 1976, 3

Библия или книги священного Писания Ветхого и Нового завета, в русском переводе с параллельными местами. Издание десятое, Санкт-Петербург, 1912.

Босворт К. Э. Мусульманские династии, справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971.

Вардан. Всеобщая история. Пер. Н. Эмин (с примеч. и прилож.) М., 1861

Варданян В. М. Васпураканское царство Арцрунидов (908—1021). Ер.,

Варданян В. М. Границы Васпураканского царства в IX—XI вв. ИФЖ. Ер., 1969, 4

Византийские источники, I. Прокопий Кесарийский. Пер. с оригинала, пред. и прим. Р. М. Бартикяна. Ер., 1967

Воскян А. Каталог армянских рукописей библиотеки конгрегации мхитаристов Вены. Т. II. Вена, 1963

Всемирная история. Т. III. M., 1957.

Всеобщая история Степaноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия. Переведена с армянского и объяснена Н. Эмином. М., 1864.

Ганаланян А. Т. Народные предания. Ер., 1979.

Гудзий Н. К.. Сравнительное изучение литератур в русской дореволюционной и советской науке. Сб. «Взаимодействие и взаимосвязи национальных литератур». М., 1961.

Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.

Гусейнов Р. А. Сирийские источники ХII—XIII вв. об Азербайджане. М., 1960.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1— 4. СПб., М., 1904—1912.

Дарбинян-Меликян. М. О. «История Армении» Ованеса Драсханакертци как литературный памятник. Сб. «Русская и армянская средневековые литературы». Л., 1982.

Дарбинян-Меликян, М. О. Замечания к «Истории» Иованнеса Драсханакертци. ИФЖ. Ер., 1981, 3

Дарбинян-meликян М. О. Историческая концепция Иованнеса Драсханакертци. ИФЖ. Ер., 1982, 3

Джавахов И. А. История церковного разрыва между Грузией и Арменией в начале VII в. СПб., 1908.

Дурян Б.. Полное собрание трудов. Т. I, История армянской книжности. .Иерусалим, 1933; Т. III, История Армении. Иерусалим, 1934

Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ер., 1968.

Дьяконов И. М. История Мидии. М.—Л., 1956.

Евсeвия Памфила Кесарийского хроника в двух частях. Венеция, 1818

Егише. О Вардане и войне армянской. Пер. Орбели И. Ер., 1971.

Егишe. О Вардане и войне армянской. Подготовка к печати и предисл. Е. Тер-Минасяна. Ер., 1957

Еремян С. Т. Армения по «Ашхарацуйц»-у, армянской географии VII в. (опыт реконструкции армянской карты VII в. на современной картографической основе). Ер., 1963

Ерёмян С. Т. Опыт восстановления первоначального текста «Ашхарацуйц»-а. ИФЖ. Ер., 1973, 2

Еремян С. Т. Основные черты общественного строя Армении в эллинистический период. ИАНА, Ер., 1948, 11.

Еремян С.Т. О рабстве и рабовладении в древней Армении. ВДИ. М., 1950, I.

Еремян С. Т. Процесс формирования армянского народа. ИФЖ. Ер., 1970, 2

Еремян С. Т. Страна «Махелония» надписи Кааба-и-Зардушт. ВДИ. М., 1967, 4.

Еремян С. Т. Присоединение северо-западных областей Армении к Византии в XI в. ВОН. Ер., 1971, 3.

Еремян С. Т. Раздел царства Великой Армении в 244—253 гг. между сасанидским Ираном и Римской империей. ИФЖ. Ер., 1976, I

Еремян С. Т. Политические отношения Валарша II с Римом и парфянами. ИФЖ. Ер., 1976, 4

Еремян С. Т. Развитие городов и городской жизни в древней Армении. ВДИ. М., 1953, 3.

Еремян С. Т. Армяне и фригийцы («Коммунист», 8 янв. 1984).

Зарбаналян Г. Древнеармянские переводы. Венеция, 1889.

Зарбаналян Г. История древнеармянской письменности, (IV— XIII вв.). Венеция, 1886

Зарбаналян Г. История книжности греков, римлян и отцов церкви. Венеция, 1856

Иоанн Драсханакертский. История Армении (786—925 гг). Армянский текст с грузинским переводом, исследованием и указателями издала Е. В. Цагарейшвили. Тбилиси. 1965.

Иоаннисян А. Г. Очерки истории армянской освободительной мысли: Кн. I. Ер., 1957

Иоаннисян М. Крепости Армении. Венеция, 1970

Иоган Мамиконян. История Тарона.. С разработкой текста и пред. А. Абраамяна. Ер., 1941

Иордан. О происхождении и деяниях гетов (готов). Вступ. ст., и пер., и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.

Историография католикоса всех армян Иована. Иерусалим, 1843

История Агван Моисея Каганкатуйского, писателя Х в. Пер. с др.-арм. К. Патканяна. СПб., 1861.

История Александра (Македонского). Венеция, 1842

История Анонимного повествователя (Псевдо-Шапух Багратуни) Пер. с др.-арм., пред. и прим. М. О. Дарбинян-Меликян. Ер.,1971.

История Армении католикоса Иована Драсханакертци. Издал Я. Эмин. М., 1853

История Армении Мовсеса Хоренаци. Тифлис, 1913

История Армении Моисея Хоренского. Кн. I—III. Пер. с др.-арм. и объяснил Н. О. Эмин. М., 1858.

История Армении католикоса Иована Драсханакертци. Тифлис, 1912

История Армении Фавстоса Бузанда. Пер. с др.-арм. и коммент. М. А. Геворгяна. Ер., 1953.

История армянского народа. Т. I. Ер., 1971, т. III, Ер., 1976.

История епископа Себеоса. Пер. с четвертого исправленного издания С г. Малхасянц. Ер., 1939.

История католикоса Иована. Иерусалим, 1867

История русской литературы. Т. I. М.—Л., 1958.

История Себеоса. Сводный критический текст, пред. и коммент. Г. В. А бгаряна. Ер., 1979

История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII в. Пер. К. Патканова. СПб., 1862.

Каждан А., Бартикян Р. Послание константинопольскою патриарха Николая I. Греческий текст и английский перевод Р. Дж. X. Дженкинза и Л. Дж. Вестеринка. Вашингтон, 1973, (рец.). ИФЖ. 1976, I.

Кanанцян, Г. Культ Ара Прекрасного. Ер., 1945.

Караулов H. А. Сведения арабских географов IX—X вв. о Кавказе, Армении и Азербайджане. «Сборник материалов для описания местностеи и племен Кавказа». Вып. XXXVIII, Тифлис, 1908.

Кендерян А. Иованн Майрагомеци. Ер., 1973

Кипатян К. Иован Майраванеци, прозывавшийся также Майрагомеци. «Базмавэп». Венеция, 1963, 9—12, 1964, 1—3

Киpакос Гандзакеци. История Армении. Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Л. А. Ханларян. М., 1976.

Книга называемая «Четьи-Минеи». Константинополь, 1730

Книга посланий. Тифлис, 1901

Колесников А. И. Иран в начале VII в. (Источники, внутренняя и внешняя политика, вопросы административного деления). ПС. Вып. 22 (85). Л. 1970.

Корюн. Житие Маштоца. Пер. Ш. В. Смбатяна и К. А. Мелик-Оганджаняна. Ер., 1962.

Костанян С.С. О термине «нахарар». ИФЖ. Ер., 1973, 3

Костанянц К. Хамам Аревелци. Вагаршапат, 1896

Крымский А. Е. Страницы из истории Азербайджана, Шеки. Сб., «Памяти Н. Я. Марра». М.—Л., 1938.

Лазар Парпеци. История Армении и письмо к Ваану Мамиконяну. Тифлис, 1907

Лео. История Армении. Т. II. Ер., 1967; т. III. Ер., 1973

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1979.

Луконин В.Г. Иран в III в. М., 1979.

Мамедова Ф. «История Албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977.

Манандян Я. А. Критический обзор истории армянского народа. Труды. Т. I—II. Ер„ 1977—1978

Манандян Я, А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V а. до и. э.—XV в, н. э.). Ер., 1954.

Манандян Я. А. Тигран И и Рим. Ер.,1943.

Манандян Я. А. Проблемы общественного строя доаршакидской Армении. Труды. Т. IV. Ер„ 1981.

Манандян Я. А. Феодализм в древней Армении (период Аршакидов и марзпанства). Труды. Т. IV, Ер., 1981

Манандян Я. А. Царские налоги в Армении в период марзпанства. Труды. Т. IV, Ер., 1981

Манандян Я. А. Материалы по истории экономической жизни древней Армении. Труды. Т. IV, Ер., 1981

Манандян Я. А. Замечания о положении шинаканов в древней Армении в марзпанский период. Труды. Т. IV, Ер., 1981

Маркварт И. Генеалогия Багратидов. Вена, 1913

Марр Н. Я. О раскопках и работах в Ани летом 1906 г. «Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии», т. X. СПб., 1907.

Марр Н. Я. Аркаун монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. ВВ. Т. ХП. М., 1906.

Марр Н. Я. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. Описание пяти пергаменных рукописей. ЗВОРА. Т. XII. СПб., 1901.

Марр Н. Я. Критика и мелкие статьи. «Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии», т. V. СПб., 1903.

Марр Н. Я. Мнимое географическое название Еротастак в Истории Агафангела. ЗВОРА. Т. IX. СПб., 1894.

Марр Н Я. Ани. Ер., 1939.

Мартиросян А. А. Армения и первые Сасаниды. ИФЖ. Ер., 1975, 3

Матевосян Р. И. Ташир-Дзорагет (X—начало XII вв.). Ер., 1982

Матиане Картлиса. Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976

Меликсет-Бек Л. М. Хазары по древнеармянским источникам в связи с проблемой Моисея Хоренского. Исследования по истории и культуре народов Востока (сб. в честь акад. И. А. Орбели). М.—Л., 1960.

Мелкие хроники XIII—XVIII вв. Сост. В. Акопян. Т. II, Ер., 1956

Мещерская Е. Н. Легенда об.Авгаре в литературах византийского культурного круга. Сб. «Кавказ. и Византия». Вып. 3. Ер., 1982.

Минорский В. История. Ширвана и Дербенда. М., 1963.

Мкртумян А. Г. Племя цанаров и их роль в охране Дарьяльского прохода. ВОН. Ер., 1972, 6

Мкрян М. Григор Нарекаци. Ер.,

Мнакацанян А. Ш. О литературе Кавказской Албании. Ер., 1969.

Мовсес Хоренаци. История Армении. Пер. с др.-арм. на арм, пред. и примеч. Ст. Малхасянца. Ер., 1968.

Мурадян К. М. Древнеармянский перевод «Эпитафии» Григория Назианзина. Сб. «Кавказ и Византия». Вып. 2. Ер., 1980.

Мурадян П. М. Хронология систем летосчисления. ВОН. Ер., 1975, 10.

Мушегян X. А. Выпуск аббасидских монет в халифской области «Арминия» в VIII—Х вв. ИФЖ. Ер., 1973, 4

Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен, Т. II. СПб. 1895.

Налбандян А. Арабские правители в Армении. ИАНА. Ер., 1956, 8

Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Н. В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия. Русь и Прибалтика). М„ 1972.

Новосельцев Л. П. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период. Сб. «Кавказ и Византия». Вып. I. Ер„ 1979.

Новый толковый словарь; древнеармянского языка; Составили Г. Аветикян, X. Сюрмелян, Ж Авгерян. Т. I, Венеция..1836; т. II, 1837.

Орманян М. Азгапатум. Т. I. Константинополь, 1912

Очерки истории СССР в III—IX вв. Т. II. М., 1958.

Паласанян С. История Армении от начала до наших дней. Тифлис 1902

Памятники армянской агиографии. Вып. I. Пер. с др.-арм., вступ. статьи и примеч., Тер-Давтян К. С. Ер., 1973.

Патканов К. Библиографический очерк армянской исторической литературы. СПб., 1897.

Патканов К.. Материалы для армянского словаря. Т. II. СПб., 1884.

Патканов К. Армянская география VII в., по р. X., приписываемая Моисею Хоренскому. СПб., 1887.

Периханян А. Г. Древнеармянские востаники. ВДИ. М., 1956,2.

Периханян А. Г. Сасанидский судебник. «Книга тысячи судебных решений». Ер., 1973.

Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье. М.—Л., 1956.

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.—Л., 1946.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. I, М., 1963.

Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур. Сб. «Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада». М., 1974.

Самуэл Анеци. Извлечения из -книг историков. Вагаршапат, 1893

Саркисян А. Б. «Об искусстве поэтики» Ованнеса Драсханакертци. ИФЖ. Ер., 1981, 2

Саркисян Б.. Анонимная хронография, Венеция, 1904

Саркисян 5. Критический очерк об Иоване Мандакуни и его творчестве. Венеция, 1895

Саркисян Г. Х. Армения эллинистического периода и Мовсес Хоренаци. Ер., 1966

Саркисян Г. X. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М., 1960.

Сарк.исян Г. X. Мовсес Хоренаци и его «История Армении". ИФЖ. Ер., 1973, 2

Саркисян Г. X. Дастакерты и агараки в армянских источниках , V, в.. ИФЖ. Ер., 1962, 3

Симокатта Феофилакт. История. Пер. Кондратьева С. П. М, 1957.

Советы и рассказы Кекавмена. Подготовка текста, введ., пер. и коммент. Г. Г. Литаврина. М., 1972.

Сочинения Мовсеса Хоренаци. О Хриях. Венеция, 1865

Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910

Степанос Орбелян. История области Сасакан. Изд. К. Шахназарянц. Париж, 1859.

Страбон. География в 17 книгах. Пер., статья и коммент. Т. А. Стратановского. Л., 1964.

Тер-Гевондян А. Н. Арабские эмираты в Багратидской Армении. ер., 1961

Тер-Гевондян А. Н. Замечания о слове «востикан». ИФЖ. Ер„ 1962, 4

Тер-Гевондян А. Н. «Ишхан Армении» в эпоху арабского владычества. ИФЖ. Ер., 1964, 2

Тер-Гевондян А. Н. Происхождение титула «ишхан Армении» и Армянское государство в VII в. ВЕУ. Ер., 1969, I

Тер-Гевондян А. Н. Армения и арабский халифат. Ер., 1977.

Тер-Гевондян. А. Н. Восстание 703 г. в Армении против халифата. ИФЖ. Ер., 1982, 3

Тер-Гевондян А. Н. Новая арабская редакция Агафангела, Ер., 1968

Тер-Давтян К. С. Мученичество Ваана Гохтнеци и его художественные особенности. Сб. «Русская и армянская средневековые литературы». Л., 1982.

Тер-Минасян Е. Из истории происхождения и развития средневековых сект. Ер., 1968

Тер-Мкртчян К. Иованн Мандакуни и Иованн Майрагомеци. Эчмиадзин, 1913

Тер-Мкртчян Г. Изучение истории Хоренаци. Вагаршапат, 1896

Тирацян Г. А. Страна Коммагена и Армения. ИАНА. Ер., 1956,3.

Тирацян Г. А. Возникновение древнеармянского государства. ИФЖ. Ер., 1966,4

Тирацян Г. А. Раскопки Армавира. ВОН. Ер., 1972, 2

Товма Арцруни. История дома Арцруни. СПб., 1887

Тревер К. А. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.—Л., 1959.

Туманян Б. Е. История армянской астрономии (с древнейших времен до начала XIX в.). Ер., 1964

Туманян Б .Е. Карманный календарь. Ер., 1965

Улубабян Б. А. К вопросу о царском доме Агванка. ВОН. Ер., 1971, 7

Улубабян Б. А. Топонимы «Албания», «Агванк» и «Арран». ИФЖ. Ер„ 1971, 3

Улубабян Б. А. Княжество Хачен в X—XV веках. Ер., 1975

Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т: I. СПб., 1912.

Утмазян А. М. Сюник в IX—X веках. Ер., 1957

Ухтанес. История Армении. Вагаршапат, 1871

Фасмер Р.Р. О монетах Саджидов (отдельный оттиск из «Известий О-ва Обследования и изучения Азербайджана», 5). Баку, 1927.

Халатянц Г. Армянский эпос в «Истории Армении» Моисея Хоренского. М., 1896.

Халатянц Г. Армянские Аршакиды. М., 1903.

Чамчян М. История Армении. Т. I—III. Венеция, 1784

Эмин Н. Об отпадении грузинской церкви от армянской, Исследования и статьи. М., 1896.

Эприкян С. Иллюстрированный географический словарь. Т. 1— 2. Венеция, 1903—1907

Эприкян С. Острова озера Ван. Ахтамар. «Базмавэп». Венеция. 1897

Юзбашян К. Н. Некоторые проблемы изучения армяно-византийских отношений. ИАНА. Ер., 1971, 3.

Юзбашян К Н. Армения «эпохи Багратидов» в международно-правовом аспекте. ИФЖ. Ер., 1975, 1

Юзбашян К. Н. Константин Порфирородный. Пер. с оригинала, предисл. и примеч. Р. М. Бартикяна. Ер., 1970; Рецензия. ВВ. Т. 37, М., 1976.

Юсифов Ю. Б. О наименованиях «Албания» и «Аран». ИАНАз. Баку, 1961, 10.

Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки. АН СССР. Т. I. М., 1937.

Ямпольский З. И. Древняя Албания III—1 вв. до н. э. Баку, 1962.

Adontz N. Asot Erkat ou de fer, roi d"Armenie de 915 a 929, EAB. Lisbonne, 1965.

Adontz N. L"age et 1"origine de 1"empereur Basile I. EAB. Lisbonne, 1965.

Adontz N. Les Taronites en Armenie et a Byzance. EAB. Lisbonne, 1965.

Adontz N. Les legendes de Maurice et de Constantin V, empereurs de Byzance, EAB. Lisbonne, 1965.

Adontz N. Sur 1"origine de Leon V, empereur de Byzance. EAB. Lisbonne, 1965.

Aristote. Politique "d"Aristote, tradutte en francais par J., Barthelemy Saint Hilery. Paris, 1948, t. II, VIII.

Brosset М. Histoire de la Georgie, I.St.-Petersbourg, 1849.

Brosset М. Additions et eclaircissements a 1"Histoire de la Georgie. St.-Petersbourg, 1851.

Christensen A. LIlran sous les Sassanides, Copenhague, 1944.

Dulaurier М. E. Recherches sur la chronologie armenienne technique et historique. Paris, 1859.

Encyclopedie de 1"Islam. Leyde-Paris, I, III, 1971.

Esbroeck van, М. Salomon de Macenoc, vardapet du VIIIe siecle. "Armeniaca", MEA. Venise, 1969.

Gesenius W. Hebraeisches und chaldaeisches Handwoerterbuch ueber des Alte Testament. Leipzig, 1834.

Goubert F. Byzance avant 1"Islam, t. I, Byzance et 1"Orient sous les successeurs de Justinien. Paris, 1951.

Grumel V. Les regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople, vol. I, Les Actes des Patriarches. Fasc. II. Les regestes de 715—1043. Paris, 1936.

Hebrew-English old Testament from the Bagster Polyglot Bible. London, 1971.

Histoire de la Siounie par Stepannos Orbelian, traduite de 1"Armenien par М. Brosset, St.-Petersbourg, 1861.

Histoire d"Armenie par le patriarche Jean VI, traduite de 1"Armenien en Francais par Н. J. Saint-Martin. Paris, 1841.

Huеbschmann Н. Armenische Grammatik, t. I. Leipzig, 1895.

Huеbschmann Н. Die altarmenischen Ortsnamen. Strasbourg, 1904.

Jackson A. V. Willianis. Zoroaster the Prophet of ancient Iran. New York, 1965.

Koenig E. Hebraeisches und aramaeisches Woerterbuch zum Alten Testament. Wiesbaden, 1969.

Kurzer Hand-Kommentаr zum Alten Testament. Das Buch Yesaya erklart von D. Karl Martin, Tubingen, 1900.

Laurent J. L"Armenie entre Byzance et 1"Islam depuis la conquete arabe jusqu"en 886. Paris, 1919.

Laurent J. Un feodal armenien au IX siecle: Gourgen Ardzrouni, fils d"Abou-Beldj. "Etudes d"Histoire armeniennes". Louvain, 1971.

Lebeau. Histoire du bas-Empire. Nouvelle edition, revue, entierement corrigee..., Paris, t. X, 1829, t. XI, 1830.

Liddel Н. G. and Scotte R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1968.

Neue F. L"Armenie chretienne et sa litterature. Louvain, 1876.

T. Tabari. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit des Sasanides. Leyden, t. II, 1879.

Paulys Realencyсlopaеdie, Der klassischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, t. I. Stuttgart, 1893.

Saint-Martin M. S. Memoires historiques et geographiques sur l"Armenie, t. I. Paris, 1818.

Toumanoff C. Studies in Christian Caucasian history, Georgetown University Press, 1963.

Toumanoff C. The third-century armenian Arsacids. REA, t. VI, ns. Paris, 1969.

Weil G. Geschichte der Chalifen, t. I. Mannheim, 1846.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ



БСЭ – Большая Советская Энциклопедия .

ВВ – Византийский временник

ВДИ – Вестник Древней истории

ВЕУ – Вестник Ереванского государственного университета

ВОН – Вестник общественных наук

ЗВОРАО – Записки Восточного отделения Русского археологического общества

ИАНА – Известия Академии наук Арм. ССР (серия общественных наук)

ИАНАЗ– Известия Академии наук Аз. СССР (серия общественных наук)

ИФЖ – Историко-филологический журнал

ПС – Палестинский сборник

ЕАВ – Etudes Armeno-Byzantines

ЕВ – Encyclopedia Britannica

EY–Encyclopedic de 1"Yslam

MEA–Melange d"Etudes armeniennes

REA – Rewue des Etudes armeniennes















































 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA