Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
6. ВЕНЕЦИЯ

Наконец, мы достигли красивого порта, известного и прославленного, удивительного города и богом созданного острова – великой Венеции. Уже в двух днях пути по морю показались словно Медный город 62 колокольня св. Марка и церкви.

Мы пробыли там два с половиной месяца, ибо [в Венеции] была прочная каменная армянская церковь с усыпальницами, кельями, а также хоромами, трапезными и комнатами для гостей 63. Там были один иерей и два инока. Мы увидели также четырех епископов-вероотступников: один Ейтчи Ованнес, другой – Мартирос, третий – Лазар Арчишеци, четвертый – Петрос Каркареци. Нам сказали, что несколько [епископов] есть и в Испании, все – обращенные. Там было десять армянских семей, остальные – вероотступники. Но купцов было много.

Этот город [кажется] всем людям удивительным и чудесным, ибо он не остров, но не море и не суша, а подобно памятнику Гераклу построен на дорогостоящем и очень прочном основании. Таких строений и зданий человек нигде не увидит, и, кроме бога, никто не может [их] построить. Они воздвигнуты на воде из нетесанных камней величиной в человеческий рост, а улицы – все вода. [66]

Сан Марко (Собор св. Марка)

Сперва мы вошли в [собор] Сан Марко, то есть Марка Евангелиста – это главная и большая церковь 64. Наверху перед куполом стояли три медные колонны 65. В торжественные дни там ставили церковную хоругвь, а над ними (колоннами) – четыре отлитых из бронзы диких коня 66. Вереи врат Сан Марко, верх [их] и все врата [сделаны] из меди и изукрашены такой искусной резьбой и изваяниями, что их нельзя ни пером описать, ни изобразить как-нибудь иначе. И сколько бы человек ни смотрел, не насытится [этой] красотой. А те кони, сверкающие золотом, смотрят друг на друга, как живые. Еще выше, вокруг куполов, вырезаны и изваяны из белого мрамора двенадцать апостолов и четыре евангелиста и другие удивительные вещи.

Войдя внутрь, мы увидели удивительное сводчатое сооружение. На четырех основных стенах церкви чистым золотом, ляпис-лазурью и другими красками были изображены страсти Христа и святых. Подойдя к главному алтарю, мы поклонились богу и святому евангелисту и попросили отпущения грехов нам и нашим усопшим. Мы прошли вперед, где в часовне из редкостного белого благородного мрамора лежало тело Марка. На трех колоннах устроен купол, который, говорят, подобен золоту, а вечером светится сильнее янарташа. На куполе сделано из чистого золота изображение св. Марка, на которое зрители смотрят с разинутыми от изумления ртами. Весь пол также был выложен мозаикой. Все, что только ни произошло на свете, там увидишь; какие только ни есть на свете животные, звери, твари, птицы – там увидишь. От пестроты мрамора в глазах рябило, и жаль было человеку попирать ногами столь чудесное искусство мудрецов, какого теперь никто не сумеет создать. Нам сказали, что казны Сан Марко не счесть, ибо несметны его сокровища , и казна, и его деньги имеют хождение по всем городам. В переднюю [стену] главного алтаря были вправлены три больших рубина величиной с яйцо; нам сказали, что каждый стоит 100 тысяч грошей. Там была лампада, которая представляла [68] собой светящийся камень; сказали, что он взят из казны царя Константина и нет ему ни цены, ни стоимости; он стоит трижды 300 тысяч красных золотых и даже больше, ибо подобно огню излучает свет. Мы увидели также десять подвешенных жемчужин каждая величиной с голубиное яйцо. Не говорю уже о яхонтах, разноцветных алмазах, изумрудах и других драгоценных камнях, бесценных и бесподобных. Мы увидели также настоящий и подлинный рог носорога, который стоит целой казны. Такие невиданные и дорогие каменья достают только в торжественные дни, а в другие дни прячут. А кто может перечислить золотую и серебряную утварь? Там находился один стамбульский ювелир; он с удивлением сказал, что каждый камень стоит одного вилайета. Увидев это, мы воздали благодарственную хвалу богу, который дал христианам такую славу и величие, пышное великолепие и власть. Мы же из-за грехов наших лишены в своей горестной жизни всего этого и стали пленниками иноземцев и мусульман.

Колокольня

На следующий день мы поднялись на колокольню 67; высота ее до колокола – триста ступеней, а оттуда до верхнего купола, где находится крест, [еще] сто ступеней. А на верхушке купола был сделан искусно отлитый из бронзы ангел в рост человека, который снизу казался птицей; в одной руке он держал меч, а пальцем другой указывал, ибо это был ангел – водитель мореплавателей и всех [людей]. Талисман был так мудро устроен, что он показывал пальцем в ту сторону, куда дул ветер.

Дворец царя

Перед Сан Марко находилась большая площадь, внизу – море, а по левую сторону – царский дворец 68, чудесно построенный, богатый и многоэтажный; помещение, где живет он (дука), покрыто чистым золотом, пластинками золота и ляпис-лазурью и с большим искусством разрисовано; точно так же из мрамора сделаны разнообразные животные, звери и твари. Верх косяков и вереи дворцовых ворот бесподобны и изумительны. Человек [68] ни пером не может их описать, ни языком. На воротах словно живая [была] изваяна из белого мрамора прекрасная дева, с короной, оправленной жемчугом и драгоценными каменьями. В правой руке она держала обоюдоострый обнаженный меч, а в левой – весы. И было написано, что корона означает царство, а дева – девственность города, который от начала и по сей день не попадал ни в чьи руки, никто не владычествовал в нем и никому он не служил, и никто из врагов не господствовал над ним и не полонил его, но оставался он непобедим и непоколебим подобно девственнице. Весы же означают справедливость; так же, как и везде в книгах, они указывают на справедливый суд. Обнаженный меч [обозначает] гнев божий, как [сказано] у Павла: «Если будете обижать друг друга, творить беззакония и не будете подобны пылинке на весах, он меч свой обнажит против вас». Поэтому, видя огромный меч, остерегайтесь.

Напротив дворца находился укрепленный, как крепость, чудесно построенный монетный двор, и не было строения, подобного ему. Снаружи, по обе стороны ворот, были изваяны из мрамора два больших и безобразных морских человека, обнаженных и бесстыдных. Один держал в руке толстую дубину, а другой – большой камень. Если кто-нибудь хотел войти внутрь, ему казалось, что они ударят его. Наверху монетного двора были изваяны из мрамора мастер-строитель и его рабочие, и каждый держал в руке какой-нибудь символический предмет, о которых не могу писать в отдельности 69.

На площади, у моря стояли две большие мраморные колонны; на одной из них [были] отлиты из меди св. Георгий с копьем на коне и вишап, а на другой колонне – страшный вишап 70.

В одном углу [площади] св. Марка, где люди мочились, было устроено седалище, [изображавшее] франка, который взвалил себе на плечи свинью; при бегстве тюрбан у него съехал набок и обнажилась шелудивая голова, видна была плесень; свинья отгрызла ему нос и ухо, и все приходили и мочились на [его] голову. [69]

Часовая башня

С правой стороны находился очень высокий дом часов 71. Мы попросили, чтобы нас повели наверх. Оказавшись на нижнем этаже, мы увидели много воротов и железных колес, которые вращали часы. Снаружи они были сделаны так же, как и часы в других местах, – в виде круга; на стрелке была железная рука, которая пальцем показывала на этом круге цифры, а именно, который час, а другим концом изображала луну. Средний этаж также свидетельствовал об изобретательности его создателей: там был устроен круг, подобный луне из одной синей ляпис-лазури; если луна на небе шла на убыль, то половина шара в середине синего круга была синей, а половина желтой, если [месяц] молодой, то и он молодой, и так все узнавали молодую и старую [луну]. Еще выше [находился] страшный и грозный лев, то есть св. Марк, который, согласно видению пророка Иезекииля и других, говорит: «И из середины их видно было подобие четырех животных» (Иезек., 1, 5): у одного лицо орла – то Иоанн Евангелист, у второго лицо быка – то Лука, у третьего лицо человека – и это Матфей, у четвертого лицо льва – это Марк. И так как эта область является уделом Марка Евангелиста, поэтому в городе везде и всюду – и на воротах, а также на парусах судов нарисованы его изображения. На груди льва лежало евангелие, и он смотрел на людей так грозно, как живой, а склонившийся перед ним коленопреклоненный правитель города дука будто давал ему отчет о сокровищах той церкви, мол: «я не растратил их, не утратил и не потратил на нужды мирские и не позарился ни на одну монету», а зрителю казалось, что [лев] хочет растерзать его.

Поднявшись еще выше, мы увидели сделанных из дерева трех царей, покрытых золотыми пластинками. Они были сделаны с таким искусством, что, когда видели человека, [тотчас] снимали шляпы, и мы, увидев это, в душе восславили бога, подателя человеческой мудрости. [70]

В праздничные дни они (цари) выходили наружу, ибо с двух сторон там были двери, а между ними большая площадка, покрытая ляпис-лазурью и украшенная звездами подобно синеве небес. Посередине этой синевы была очень красиво изваяна из белого мрамора богоматерь со своим Единородным на руках. Над головой Ее была звезда ярче остальных. В дни пасхи или Рождества либо в другие праздничные дни эта звезда вылетает наружу и ударяет в маленький колокол, [тогда] сами собой раскрываются двери и на зрелище собирается большая толпа. Сначала из правой двери выходит архангел Гавриил, держа в руке трубу, следом идет царь Мелкон, а затем один за другим шествуют остальные; и, проходя перед богоматерью, они, как живые, кланяются, снимают корону и, держа в руках дары, словно преподносят их новорожденному младенцу, а затем через другие двери входят внутрь и двери закрываются.

Оттуда мы поднялись на [самый] верх, где находятся часы. [Там] мы увидели большой колокол и по обе его стороны двух черных эфиопов-арапов больших и могучих, совершенно нагих, которые держали в руках огромные молоты. Когда часы показывают [полный] час, они, как живые, ударяют молотами по колоколу, один с одной стороны, другой – с другой. Увидев все это, мы благословили чудотворца бога, который даровал такое [искусство] людям, как Он сам свидетельствует своими наисвятейшими устами: «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лука, 16, 8). Слава богу! Аминь.

Оттуда мы вернулись домой.

Монастыри и церкви

На следующий день мы пошли бродить по городу и увидели удивительные, очень высокие сводчатые дома в четыре, пять, шесть этажей, построенные в глубоком море, а также мосты, [кажущиеся] зрителю невиданным и непостижимым творением. [71]

Мы увидели также красивый и весьма благолепный сводчатый монастырь с куполом и много других мужских и женских монастырей и больших церквей из одного мрамора; все они великолепны, одна лучше другой. Чтобы смотреть на них, нужно иметь тысячу глаз.

Нам сказали, что есть один большой монастырь, в котором живет пятьсот девушек, туда подбрасывают детей блудных женщин. В стране франков существует такое правило: в каждом городе есть церковь либо убежище, как в древности; если кто-нибудь убьет человека или совершит один из семи смертных грехов и укроется в церкви, он спасется, и никто не смеет вывести его оттуда, даже если придет царь.

Есть еще другой женский монастырь: если какая-нибудь блудница или вдова, или девица забеременеет [и родит], она ночью приносит [младенца] и оставляет у монастыря, ибо там есть окно и над ним колокольчик; ребенка кладут там и звонят в колокольчик; [в монастыре] тотчас же узнают, приходят и поспешно забирают незаконнорожденного, его вскармливают козьим и овечьим молоком, пока он не вырастет и не достигнет совершеннолетия. Тогда настоятельница созывает всех монахинь; собирает перед собой всех детей, рожденных в блуде, – как юношей, так и девушек, и говорит им: «Сыновья и дочери мои, узнайте, что мы не ваши матери, но вы родились так». И все подробно объясняет им, а затем наставляет их в законах и заповедях божьих и показывает им путь божий и мирской, духовный и плотский, ибо в стране франков девушки и женщины-монахини – настоящие вардапеты, и нет там человека, который не умел бы читать, даже носильщики, матросы, погонщики мулов и пастухи [умеют это]. И далее, обернувшись, говорит [им]: «О дети [мои], до сих пор вы были несведущи и невежественны, но сейчас вы стали мудры и совершенны, ибо познали зло и добро. Мы из любви к богу оставили вас здесь и вырастили, как мать, приняв на себя заботы о вас, а также [72] обучили священному Писанию. А теперь скажите нам: что вы хотите, желаете ли остаться здесь и до самой смерти служить богу или пойти в мир и вступить в брак?» Те, кто исполнен святым Духом, говорят: «святая мать и духовные наши родители, мы не хотим уйти отсюда в лживый, греховный и порочный мир». Мать [настоятельница] говорит: «Смотрите и остерегайтесь, ибо, как вы видите, служить богу трудно». А они отвечают: «Мы своей волею и охотой берем на себя все трудности и мучения и, уповая на милосердие божие и на ваши святые молитвы, [надеемся], что вы примете нас, недостойных, в ваш святой монастырь». И мать, видя ревностную любовь и желание и волю их сердец, после многих наставлений и поучений, остригает их и одевает в схиму. Если это девушка, то до самой смерти остается у них, служа [Господу] богу, а если юноша, [его] отправляют в монастырь иноков. Отправившись туда, они до тех пор подвизаются и обучаются житиям и религии, пока не становятся добродетельными иноками. А те, которые не желают остаться в монастыре, говорят: «Святая мать, мы не можем быть по-монастырски воздержанными, позвольте нам уйти отсюда». И они отпускают их с подарками и [либо] женят, либо дают обучаться ремеслу. Так добрыми и полезными наставлениями они спасают души многих невинных младенцев и служат причиной многих добрых дел, ибо в других странах родители из страха не позволяют невинным детям появиться [на свет] и лекарствами и разными дурными [средствами] убивают новорожденного.

Об особенностях города

Я расскажу вам о городе Венеции и другие чудеса, которые вызовут у слушателей большое восхищение; однако молю читателей не тяготиться. Словно чудом основан и построен в море [город] из больших камней и скал, подобных горам; подобно тому как мосты [висят] над реками, [так] церкви, дома, здания [находятся] в море. А вокруг все вода, и улицы тоже вода, и, если хочешь пойти куда-нибудь либо зайти к соседу, нужно [73] плыть в гондоле. Восхищает зрителя [и то], что море здесь дважды отливает и приливает, прибывает и убывает подобно реке Силоам 72, что [была] во времена пророка Исайи; так и это [море], начиная с вечера, к утру прибывает в рост человека, а с утра до вечера спадает и уменьшается, и подобно реке с такой быстротой убывает и прибывает, что ясно видно каждому. По этой причине никто из царей не мог и не может взять город, ибо [условия] его непостоянны: иногда море, а иногда болота; если приезжают на судах, то застревают, а если на лошадях – тонут, а по суше – невозможно.

Оружейная палата

Нам показали также оружейную палату 73, окруженную словно большой замок широкой и неприступной стеной и водой. Нам сказали, что внутри находится пятьсот галер и что каждая галера стоит пять-восемь тысяч курушей, а может и более, ибо они не похожи ни на стамбульские [суда], ни на маоны. В ней (палате) есть так много имущества и казны, оружия и [различного] вооружения, пороха и пуль, пушек и ружей, копий и доспехов и другого разнообразного ратного оружия, что мы удивились: к чему столько снаряжения? Нам сказали, что все это принадлежит св. Марку и, если сегодня нужно будет идти [на войну], они готовы. И сколько ни есть у них вещей, орудий, судов и прочего, все это принадлежит св. Марку. И сказали, что он имеет несчетные богатства, ибо еще не было другой столь богатой церкви. Хотя св. Петр имеет имущество и казну, однако у него много расходов и он не имеет векилей, как этот (т.е. св. Марк). Вся страна [богата], и горожане также очень богаты и зажиточны. И если кто-нибудь в городе имеет пять [или] десять тысяч курушей, то [все] удивляются: как, мол, этот несчастный человек живет? И удивительно, что в Венеции большая дороговизна и многолюдно; море заняло все вокруг, а суши нет, хлеба мало и вода – дождевая, все дома каменные и дорогие, [74] мясо для обеда стоит двадцать драхм, то же и курица. Воды они совсем не пьют, но только вино, а пресную воду привозят на судах из других мест.

Перепись

[Нам] сказали, что [в Венеции] есть 20 тысяч носильщиков, 40 тысяч гондол, 40 тысяч мостов, 40 тысяч блудниц, 14 тысяч [лиц] духовного звания, 365 мраморных монастырей мужских и женских вместе с странноприимными домами; сады, дворцы, а также помещения для гостей, больницы, богадельни, где лечат немощных Христа ради. Мы узнали об этом не от простых и никчемных людей, но от именитых и богатых местных [жителей]. И не удивительно, [что узнали], ибо у франков существует правило все записывать в дафтар, и не только значительные вещи, но и ничтожные. Сказали также, что ежедневно продается на две тысячи курушей зелени и на две тысячи [курушей] рыбы, точно так же представь себе и остальное.

Женский монастырь

[Там] живут такие богатые блудницы, что одна блудница, раскаявшись в грехах и злых делах своих, построила в двух милях от города, в море, монастырь из одного только мрамора, собрала девушек и вступила с ними в него, чтобы служить богу. И по сей день существует этот монастырь, который мы видели своими глазами. Сказали, что на строительство его пошло 50 тысяч флоринов и еще 50 тысяч [она] оставила в вакуф монастырю, чтобы, сколько ни будет монахинь, ели и пили на эти [средства].

Мы увидели много других чудесных вещей и удивительных, невиданных строений, о которых не могу писать по отдельности и знакомить вас [с ними], любезные братья, ибо многословие вызывает у слушателей скуку, а непрерывная речь утомляет читателя и нагоняет сон на внимающих. [76]

Однако на расстоянии одной мили от города находится преудивительный и благородный монастырь имени св. Геворга, который зовут армянским монастырем 74; там хоронят армян.

Стеклянный завод в Моране

В двух милях [от Венеции] находится город по имени Моран 75, отсюда вывозят разнообразную утварь, бокалы и вазы из благородного стекла, различные чаши и множество других вещей, какие продаются и в Галате. Все они, так же как и чистый хрусталь, сделаны там, в Моране, и оттуда вывозятся в другие страны, а также в Польшу. Говорят, что этим [заняты] 40 тысяч мужчин, женщин и девушек. [Они изготовляют] также бусы, фальшивый коралл и фальшивый жемчуг; купцы и покупатели их изделий осведомлены об этом.

Лавки

В Венеции есть такие богатые лавки, что если купишь товара даже на пять тысяч или десять тысяч курушей, [все равно] не будет заметно. Там есть такие богатые купцы, что один человек может купить весь груз одного судна, подобно тому как прибывшие с нами 300 тюков шерсти он (т.е. Закария Ванеци) продал за три дня и рассчитался, получив за половину деньги, а [за другую] пурпур. То, что в другой стране не продал бы и за год, здесь продал за три дня.

В городе повсюду ремесленники; что бы вы ни захотели редкостного и необычайного в мире, [можете] у них найти либо заказать. В этой стране такие одаренные люди, каких не сыщешь в других странах; они только душу не могут отдать, но в остальном мастера на все руки. Там есть 40 тысяч магазинов и в каждом висит образ святой богоматери и лампада [перед ним], ибо этот народ очень почитает богоматерь. [75]

Образ святой богоматери

На левой стене [собора] св. Марка находилась чудотворная икона, перед которой прохожие постоянно преклоняли колени и снимали шапки. Нам сказали, что это чудотворная [икона]; когда кто-нибудь уезжает морем или сушей и не возвращается в срок и семья его не знает, мертв он или жив, перед образом святой зажигают свечу; если [пламя] замрет и погаснет, знай, что он умер, а если не погаснет, хотя бы дул сильный ветер, значит, жив. Слава Господу богу.

Риальто

Посредине города есть большая площадь, именуемая Райтал 76, где продаются 60-70-100 тюков благородных и дорогих шерстяных тканей, кармазина, карзиа, фаландуша и т. д. И сказали, что ежедневно там связывается тысяча тюков шерстяных тканей.

На этой [площади] Райтал был удивительный словно башня высокий мост, как Еалынкёзкох Хайсари 77, под которым проходили большие суда с парусами, однако наверху есть деревянный [разводной] мост, его убирают, чтобы конец мачты не цеплялся.

[Там] было двенадцать носильщиков, которые все двенадцать месяцев в году постоянно переносили в монетный двор мешками чистое красное золото. Мы увидели также в одной лавке рыбий зуб длиной в два человеческих роста и толстый.

Пристань

[В Венеции] была также большая тюрьма, куда сажали преступников, а приговоренных к смерти отправляли, как в Стамбуле, на галеры. Там была маленькая галера, на которой нагих [людей] ежедневно обучали грести веслами, и, если они не могли научиться, их так били по голому телу, что текла кровь. Так обучив, отдавали [их] на военные галеры, ибо необученных туда не брали. На их (венецианцев) галерах было много мусульман, [77] янычар, сипахов, заимов и других; сбрив им бороды и все [волосы], их попарно заковывали.

Лодки у них (венецианцев) другого вида, скользят подобно змее и быстро несутся, ибо снизу, спереди и сзади продольно облицованы сталью. В некоторых [гондолах] гребут четыре или шесть гребцов, в других – только два, а в иных – один. Они гребут стоя, а не сидя, как в Стамбуле. Гондола с двумя гребцами велика, в середине ее находилось место трапезы для двух или трех человек; верх покрыт дорогой шерстяной тканью либо атласом с четырьмя маленькими оконцами с четырех сторон, наподобие польской кареты. Сидя там с возлюбленными и любимыми или очаровательными и красивыми женщинами и хорошенькими девушками, едят, пьют сладкие вина и веселятся. И сколько ни хочешь, будут тебя катать, стоя то сзади, то спереди, и так правят [лодкой], что и парусные суда не могут плыть так [быстро]. Сидя внутри, ты все видишь, а тебя никто, веселись, с кем хочешь.

Политические вопросы

Нам сказали, что за год до нашего прибытия из Венеции по многим причинам были изгнаны иезуиты, ибо эти монахи вызывали распри и беспорядки. Разгневавшись, они отправились с жалобами к папе, и он написал в Венецию, чтобы их приняли и все церкви передали им в руки. Однако они (иезуиты) – злые и подлые, грубые и скверные люди, поэтому прибрежные жители, от природы упорные и непокорные, воспротивились папе. После многочисленных переговоров и писем [папа] послал всем иереям письмо, чтобы не священствовали, не служили службу и не исполняли семь таинств церкви. Убоявшись отлучения, они бежали [из Венеции]. И никто из купцов и других людей не осмеливался более приезжать в Венецию, не прибывали туда и суда.

Тогда очень разгневанный правитель города в запальчивости повелел собрать конницу, вбить на площади св. Марка серебряные стержни, обвить их словно веревкой золотыми [78] цепями и насыпать в середину золота и серебра; затрубили [тогда] в трубы и возгласили глашатаи: «Кто, мол, придет, [тому] хорошо заплачу и дам другие дары». Так собралось великое множество разнообразных людей. Услышав об этом, папа также собрал войско, однако, увидев, что венецианское было больше и сильнее, обратился с письмом к христианским государям, князьям и знатным людям, а также к императору аламанов (т.е германцев), дабы они помогли ему смирить высокомерного гордеца. И все стали отправлять в помощь папе тысячи тысяч и тьмы-тьмущие [людей]. Узнав об этом, правитель (дука) испугался, ибо знал, что не может противостоять могущественным королям. Тогда побуждаемый дьяволом и безбожно преступив законы, он отправил турецкому хондкару [письмо], где пишет: «Напали на меня все цари и князья, и нет у меня иного выхода, кроме как порвать с ними договор и союз и заключить договор и дружбу с вами. Итак, умоляю тебя вышли мне поскорее 100 тысяч человек. Я уничтожу их (своих врагов) мечом, а страну их предам в твои руки». Когда послы достигли Стамбула и передали письмо хондкару, везиры и все князья с вельможами возрадовались [великой] радостью и не удержались от восклицаний и с радостным восторгом сообщали друг другу хорошую весть, что «это великий и важный день, ибо, наконец, Господь предал христиан в наши руки, исполнились слова Мехмета, ибо, наконец, мы захватили Кызылалма (Кызылалма (тур.)- букв "красное яблоко; так туркии называли Рим)» . И расходясь, ободряли друг друга и написали грамоту – указ беглербеку Боснии и в Белград, в Силистрию и во все [города] Румелии, в Болгарию и на побережье моря, в Салоники и другие места, а также на ту сторону, в Маграб, в Мсыр, на великий Родос и на Кипр и во все ближайшие и пограничные франкам [области], чтобы, поскорее выступив, достигли Венеции в [количестве] большем, чем двенадцать десятков тысяч. А сам [хондкар] отправил дуке письмо: мол, «вот отправил я тебе нынче поскорее помощь в двенадцать десятков [79] тысяч на твои деньги, а следом прибуду и я со своим стотысячным войском и моею царскою казною», ибо они (турки) желали овладеть страною франков. Однако бог не допустил [того]; развеял бог намерения дерзких иноверцев. Ибо услышал царь Испании и царь Франции и другие знатные вельможи, что выступил против христиан семиглавый дракон, а дука Венеции, которая является ключом и входом в страну франков, восстал. И глубоко уязвленные, они поспешно отправили к папе гонца, обвиняя его, мол, «что же это случилось, что поднялся такой шум и смута в нашей стране. Хотите предать нас в руки врагов? Если не примиримся с Венецией, погибнет наше царство и станет добычей неверных».

Услышав эту неприятную весть, папа впал в великую печаль и как духовный пастырь пожалел о содеянном и о войне. Написал он им: мол, «как хотите, так и поступайте, только избавьте нашу страну от рук чужеземцев». Тогда великий князь аламанский, который граничил и был в дружбе с дукой Венеции, вместе с другими князьями после долгих уговоров и просьб с трудом смогли убедить [его] и обратить к миру. Отвезли они его к папе, и он, склонившись, поцеловал десницу его, а тот благословил его и город и приказал священникам вернуться. И наступили по всей стране франков великая радость и мир. А войска мусульман, которые торопились словно на свадьбу, услышав о мире, со стыдом повернули вспять 78. Слава богу!

[Венеция так богата и [имеет столько] доходов, что на доходы только одного дня может поставить [под ружье] 50 тысяч человек и вывести в море 500 галер, посадив на каждую галеру по 200 легковооруженных воинов. Сама она никого не боится, ибо вокруг города море. Некоторый страх она испытывает только перед Аламанской страной (т.е. Германской империей), ибо она близка, [даже] горы видны. Нам сказали, что нигде нет такой казны, как у церкви св. Марка, и такой пышности и богатства, как у города Генуи. Поэтому могущественный государь Испании много раз брал взаймы деньги из казны Генуи. [80]

(пер. М. О. Дарбинян)
Текст воспроизведен по изданию: Симеон Лехаци. Путевые заметки. М. Восточная литература. 1965

© текст - Дарбинян М. О. 1965
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Восточная литература. 1965
Комментарии

1. ВВЕДЕНИЕ

1 Гуннами Симеон называет крымских татар, страной гуннов — Крым.

2 Русами Симеон называет украинцев в отличие от московитян — русских.

2. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛЬВОВА В СТАМБУЛ

3 Здесь имеется в виду река Сучава, впадающая в Серет, приток Дуная.

4 Под «домом» здесь и в дальнейшем Симеон подразумевает «семью», «дым».

5 Мсыр (от араб. Миср-ал-Кахире) — название Каира. Относится также к Египту в целом; в данном случае имеются в виду египетские корабли.

3. ОПИСАНИЕ СТАМБУЛА

6 Вланга — один из районов Стамбула, примыкающий к Мраморному морю.

7 Балатна (правильно Балата) — один из богатейших районов Стамбула, в котором жили преимущественно евреи, а также армяне, у которых здесь была церковь святых апостолов.

8 Сулуманастр — так назывался древний монастырь и примыкавший к нему район. Монастырь этот, известный также под названием св. Геворга, был передан армянам султаном Мухаммедом II Завоевателем и до 1641 г. оставался резиденцией армянских патриархов Стамбула.

9 Джалалиями (правильно: джеляли) называли участников повстанческих движений в Турции; название это произошло от имени шейха Джеляли, руководителя крестьянского движения, вспыхнувшего в начале XVI в. в районе Токата и Амасьи.

10 Григор Кесараци был патриархом армян в Стамбуле (в 1601—1603, 1611—1621, 1623—1626, а затем в 1632—1636 гг.).

11 Джуга — город, расположенный на северном берегу р. Араке, на пути из Армении в Персию, был одним из крупнейших торговых центров средневековой Армении. В 1605 г. персидский шах Аббас I, разрушив город, переселил его жителей в Персию, где они обосновались около г. Исфахана, в предместье, получившем наименование Новой Джуги.

12 Собор св. Софии, представляющий собой классический образец византийского зодчества, был построен Исидором из Милет и Анфимием из Тралл в 532—537 гг. После взятия Константинополя турками собор св. Софии был превращен в мечеть.

13 Григор Лусаворич (Просветитель) — первый патриарх армян (301— 333), насадивший в Армении христианство.

14 В Никее в 325 г. был созван первый Вселенский собор, на котором был разработан и утвержден «символ веры» ортодоксальной христианской церкви и осуждено арианство, признанное ересью. В соборе принимали участие 318 представителей высшего духовенства, которые после окончания работы собора были приглашены императором Константином на торжества в Константинополь.

15 Симеон, по-видимому, оговорился; должно быть султана.

16 Симон (Симеон) Волхв — основатель гностической секты симониан, существовавшей еще в III в. Симеон Лехаци имеет здесь в виду легенду о его противоборстве с Петром и неудачной попытке вознестись на небо (см. «Псевдоклементины»).

17 Аслан-хане (Арслан-хане) — древняя церковь св. Иоанна Евангелиста около собора св. Софии в Стамбуле, превращенная турками в зверинец.

18 Ат-мейдан (букв. «ипподром»)—большая площадь в Стамбуле, которая находилась на месте древнего ипподрома, построенного при императоре Константине Великом в IV в.

19 Симеон имеет в виду обелиск Феодосия Великого, монолит из фиванского гранита высотой 30 м и шириной у основания 2 м. Он был воздвигнут в Гелиополе фараоном Тутмосом III в 1700 г. до н. э. В 381 г. Феодосии Великий установил его на ипподроме в Стамбуле. На пьедестале вырезаны рельефы, изображающие различные события времен Феодосия. Иероглифы на нем хорошо сохранились.

20 Змеиная колонна находится несколько южнее обелиска. Колонна имеет форму трех переплетенных змей и отлита из темной бронзы, захваченной греками у персов после победы над Ксерксом. Стояла она на кубическом камне, теперь покрытом землей. Змеи поддерживали знаменитый золотой треножник, пожертвованный храму Дельфийского Аполлона победителями при Саламине и Платеях. Это произведение греческого искусства было перевезено в Византию Константином Великим.

21 Речь идет о колонне готов, представляющей собой гранитный монолит 15-метровой высоты, который стоит на террасе, в саду императорского дворца. Колонна была воздвигнута в память о победах, одержанных над готами при императоре Клавдии II Готском.

22 Симеон описывает дворец Топ-Капу, построенный султаном Мухаммедом II. Дворец занимал огромную территорию и походил на город; третий двор его был предназначен только для султана и дворцовых служащих.

23 Чемза-хане—древняя церковь св. Ирины; после того как она была захвачена турками, ее превратили в арсенал, а затем в оружейный музей.

24 Диван-хане входил в дворцовый комплекс Топ-Капу. Над залой дивана высилась большая квадратная башня. Зала дивана освещалась большими решетчатыми окнами.

25 Безестан представляет собой громадный крытый рынок, перерезанный множеством улиц, по обеим сторонам которых тянутся лавки. В Стамбуле было два безестана.

26 Ясыр базар — невольничий рынок, часть безестана.

27 Согласно библейскому преданию, древнееврейский патриарх Авраам имел от Агари, служанки своей жены, сына Измаила, которого мусульманские народы считают своим родоначальником. Поэтому христиане называли мусульман измаильтянами или агарянами.

28 Так Симеон называет крепость Еди-Куле, в переводе «Семибашенный замок» (еот по-армянски также означает «семь»). Еди-Куле, расположенная на берегу Мраморного моря, служила тюрьмой для государственных преступников.

29 Имеется в виду Констанций (351—361), сын императора Константина Великого.

30 Симеон упоминает Адрианопольский рынок Али-паши (первая половина XV в.); интересен тем, что в нем под одним сводом находилось около ста лавок.

31 Геленджик — крытый рынок в Бурсе.

32 Аврат базар — рынок, где продавали невольниц; находился на месте бывшего форума Аркадия, в центре которого стояла колонна, воздвигнутая в честь императора Феодосия I. В настоящее время от колонны остался лишь пьедестал шестиметровой высоты.

33 Тавух-хане (тур., тавук-хане—букв. «птичий двор») — рынок, где продавали птицу, лошадей и мулов. Он находился около бывшего форума Константина, посреди которого возвышалась колонна, привезенная по приказанию Константина из Рима. Во время пожара XVI в. она очень пострел дала, и ее вынуждены были оковать железными обручами.

34 Всех ворот было 33: 11—со стороны суши, 13—Золотого Рога и 9 — Мраморного моря. В дальнейшем некоторые из них были замурованы.

35 Чатлатгапу — шестые по счету (начиная от Семибашенного замка) ворота на Мраморном море с примыкающим к ним районом.

36 Дворцом Константина Симеон называет дворец Палеологов, так называемый Текфур-серай (XIV в.).

37 Порт Еэмиш расположен на берегу Золотого Рога (недалеко от входа в Мраморное море).

38 Галата не остров, как называет ее Симеон, а отделенное от города заливом предместье Стамбула.

39 Здесь слово «милостыня» дано Симеоном в качестве армянского эквивалента арабского слова «зекат».

40 Караман — один из кварталов Стамбула, называется так по имени переселившихся сюда при султане Мухаммеде II Завоевателе жителей Малоазийской Карамании (большинство их были мусульмане). В этом квартале находился мясной рынок, где, согласно мусульманским обычаям, подкармливали животных.

41 Аллах, валлах, таллах и pyx — форма клятвы, в переводе означает: «Клянусь богом и духом божьим».

42 «Книга Вопрошений» принадлежит перу крупного армянского философа XIV в. Григора Татеваци. В ней в форме вопросов и ответов критикуются нехристианские религии и еретические учения.

43 Вардапет Матеос — ученик Татеваци, Матеос Джугаеци, на книгу которого «О вопрошениях неверных; различные ответы» и ссылается Симеон Лехаци.

4. ПУТЕШЕСТВИЕ ВДОЛЬ БЕРЕГОВ МРАМОРНОГО И ЭГЕЙСКОГО МОРЕЙ

44 Азария Джугаеци, католикос Сиса (1584—1601).

45 Прохор — ученик Иоанна Евангелиста.

46 Бурса — крупный торговый центр в азиатской Турции, особенно разросшийся при византийских императорах. Был своего рода торговым складом Константинополя. Около города сохранились развалины древней крепости, дворцов, стен. Симеон ошибочно отождествляет Бурсу с Эфесом — древнегреческим крупным торгово-ремесленным городом на побережье Малой Азии, который в средние века потерял былое значение из-за обмеления гавани.

47 Семь отроков — сыновья знатных семей в Эфесе, которые, согласно Четьям-Минеям, жили в III в., подверглись гонениям за христианскую веру и были заживо замурованы в одной из пещер горы Олимп.

48 Эрджиас-Даг — самая высокая гора Анатолии, достигающая 3841 м.

50 Под царем Бузандом Симеон разумеет легендарного основателя древнегреческой колонии Византиума (VII в. до н. э.), Бюзаса (см. Лазар Парбеци. История, на древнем армянском языке, Венеция, 1793, стр. 12). В действительности, Симеон описывает развалины не Византиума, а одного из известнейших городов древности — Кизика (тур. Балкиз-серай), основанного милетцами. Он оставался довольно большим городом вплоть до захвата его арабами в 675 г.

51 Иоанн Евангелист в 95 г. был сослан императором Домицианом на остров Патмос, который приобрел благодаря этому известность.

52 Форт, расположенный на азиатском берегу Дарданелльского пролива.

53 Арий — священник из Александрии (год рождения неизвестен, умер в 336 г.), отрицал церковное учение о единой сущности троицы. Никейский собор 325 г. признал арианство ересью.

54 Согласно преданию (см. Айсмавурк), сын Григора Лусаворича, Аристакес (а не Врданес, как у Симеона), идя в Никею на собор, встретился на берегах Никейского озера с арианами, которые, насмехаясь над ним, предложили ему в доказательство своей святости вспахать воды озера. Аристакес будто бы прошел с упряжкой быков по озеру, и плуг его оставил на нем глубокие борозды, обнажившие даже дно.

55 Нестор, епископ константинопольский (428—431), основатель несторианской секты, признавал лишь человеческую природу Христа. Эфесский собор 431 г. осудил Нестора как еретика.

56 Езнка (правильно Ерзинга или Эрзинджан) — город в Турции, В окрестностях города находился монастырь св. Акопа Кайпоса (Капоса), о котором и упоминает Симеон.

57 Происходивший из рода Григора Лусаворича католикос Нерсес (352—372), согласно преданию, был сослан императором Валентом на какой-то островок в Мраморном море, где оставался 9 лет, до смерти Валента.

5. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ СТАМБУЛА В ВЕНЕЦИЮ

58 Закария Ванакан (правильно Ванеци) был нвираком, т. е. уполномоченным представителем энмиадзинского католикоса Мелкиседа. В 1611 г. под предлогом паломничества отправился в Рим. Был одним из глав проримской партии в армянской церкви. Дважды был константинопольским патриархом армян.

59 Симеон имеет в виду реку Рашку.

60 Босна-Сарай был основан в XIII в. у слияния рек Босна и Маглияска. В период турецкого господства представлял собой один из крупнейших торгово-ремесленных центров Румелийской провинции Османской империи.

61 Симеон полагал, что так называется дом, в котором проходили карантин [«назарет» в переводе с польского (lazaret) означает «карантин»].

6. ВЕНЕЦИЯ

62 Симеон сравнивает здесь Венецию с Медным городом из «Повести о Медном городе», которая была широко известна в средние века в странах Ближнего Востока.

63 Симеон имеет в виду армянский дом, служивший гостиницей и богадельней, который упоминается уже в источниках XIV в. Здесь же находилась и церковь св. Креста.

64 Собор св. Марка — один из древнейших архитектурных памятников Европы. Согласно летописям, в начале IX в. два венецианских мореплавателя — Маломокко и Рустик — похитили в Александрии останки евангелиста Марка и привезли их в Венецию. На месте погребения построили собор, который неоднократно перестраивался. Последние переделки относятся к концу XI в. В таком виде он и дошел до нас. Работа по внутренней отделке собора затянулась до XVI в. Ряд мозаик выполнен по картинам Тициана, Тинторетто.

65 Три огромные бронзовые мачты, постаменты которых украшены рельефами и орнаментами, были воздвигнуты в начале XVI в. Они предназначались для знамен города и его заморских владений.

66 Над главными воротами собора стоит четверка бронзовых позолоченных коней, которые украшали триумфальные арки Нерона, а затем Траяна в Риме и, наконец, Константина в Константинополе. В 1254 г. после взятия Константинополя крестоносцами они достались в качестве военного трофея дожу Энрико Дандоло.

67 Симеон имеет в виду колокольню, называемую Кампанилла, строительство которой было начато в Х в. и окончательно завершено в начале XVI в. архитектором Бартоломео Буоном Младшим. Высота колокольни — 99 м. На верхушке ее стоит золоченый ангел, показывающий направление ветра. В древние времена Кампанилла служила маяком для венецианского флота.

68 Речь идет о дворце дожей — одном из замечательнейших памятников архитектурного искусства Венеции. Он был построен в начале XV в. и в XVI в. после большого пожара перестроен архитекторами Сансовино и Палладио. Внутренняя отделка дворца была осуществлена прославленными архитекторами, живописцами и резчиками (Скамоцци, Веронезе, Бассано, Тинторетто).

69 Симеон описывает монетный двор и библиотеку, к которой он непосредственно примыкает. Монетный двор и библиотека построены в XVI в. архитекторами Сансовино и Скамоцци. Под карнизом здания тянется балюстрада, увенчанная 26 статуями.

70 Эти колонны из монолитного гранита были привезены с Востока в XII в. и подарены Венеции дожем Доменико Микеля. В 1329 г. на одну из них поставили статую св. Феодора на крокодиле, в XV в. на вторую колонну водрузили бронзовую фигуру крылатого льва св. Марка.

71 Домом часов Симеон называет часовую башню, которая была воздвигнута в 1499 г. архитекторами Мауро Вердуччи и Пьетро Ломбарди. Большие часы были сконструированы Паоло и Карло Раньери, а статуи черных мавров отлиты скульптором Амборджо делла Анкоре.

72 Речь идет об источнике, или водоеме, Силоама (Селловама), который находится р юго-восточной части Иерусалима, у подножия горы Сион. Вода в источнике имеет сладковато-солоноватый вкус и считалась христианами и мусульманами священной и целебной.

73 Оружейная палата, или арсенал, была построена в XIV в. Она окружена высокими стенами с башнями. Двое ворот ее были построены во второй половине XV в.

74 Монастырь св. Геворга, который со второй половины XVII в. принадлежал бенедиктинцам, расположен на острове св. Георгия. При нем находилось армянское кладбище, первые упоминания о котором относятся к XIV в.

75 Моран (правильно Мурано)—пригород Венеции, расположенный на одноименном острове. Был построен почти одновременно с Венецией. Издавна являлся центром стекольного производства Венеции.

76 Райтал — район Риальто, колыбель Венеции, один из важнейших торговых районов города. Здесь через Большой канал, главную водную артерию Венеции, переброшен мост, знаменитый Понте Риальто, построенный архитектором Антонио да Понте в 1588—1592 гг. Длина моста равна 48 Л), ширина — 22 м.

77 Так Симеон называет знаменитый одноарочный мост Тек-Гёз через Кызыл-Ирмак, который находится недалеко от Кесарии.

78 Речь идет о войне 1607 г., которая вспыхнула между папой и Венецией на почве религиозных разногласий.
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA