Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Hayotz Arevelitz Kohmank
 
 
  
 


'Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле cвоей...!'
Фридрих Ницше
'Так говорил Заратустра"

О Восточном крае Армении. Hayotz Arevelitz Kohmank .

История 'Восточного края Армени', 'Hayotz Arevelitz Kohmank' древнеармянских авторов, является одной из славных страниц истории всего Армянства.
Как извесно, подавляющее большинство армянского населения г. Баку являлось потомками выходцев из Арцаха, Гандзака, Шаумяна, Дашкесана, Барды, Шамхора, - тех земель, которые некогда составляли гавары Великой Армении - Арцах, Гардман и Утик, - тех нахангов, которые именовались 'Восточным краем Армении', Однозначно верно и то, что исторической родиной сотен тысяч армян, ныне проживающих в Республике Армения, в Нагоно-Карабахской Республике и в Спюрке является наш Восточный Край.

Историю Края можно проследить начиная с периода 1400-1300 гг. да н.э., когда эти земли вошли в сферу влияния страны Хайаса, которая распологалась в западной части Армянского нагорья.
Страна Хайаса, населенная протоармянскими племенами Хайев, была в зависимости от Хеттского государства, - вела постоянные войны с метрополией, и временами добивалась фактической независимости... Именно в этот исторический период Хайаские вожди Каранни, Хуггана и Аниа борясь с Хеттами, одновременно распространяли своё влияние на восток, - в том числе и на земли, в дальнейшем получившие название Восточного края Армении.
После падения Хеттского государства в 1200 гю до н.э. Хайаса окончательно приобретает самостоятельность, - её политическое, культурное и экономическое влияние на соседние земли значительно усиливается...

VIII век до н.э. явился временем наивысшего расцвете царства Арарат-Урарту. Это государство, несколько потеснив Хайасу, распростроняет свою власть вплоть до территорий Восточного края. К этому времени относится основание Эребуни-Еревана и некорых других 'урартийских' крепостей-поселений на Малом Кавказе...

Немного отвлекаясь от темы, хотелось бы отметить, что следующий VII век до н.э. стал веком упадка Араратского царства, - к этому периоду относится наибольшее расширение территории Хайасы, когда Хайи распространяют свою власть на большую часть Армянского нагорья, - в том числе и на страну Арме, населённую Арменами, которые входили в состав Араратского царства. Этот процесс нашел своё отображение в легендах о Хайке, рассказанных нам Мовсесом Хоренаци, где Хайк выступает прародителем Армян. И это в принципе верно, ибо именно Хайи сыграли ведущую роль в образование Армянской нации, а язык Хайев, вплетя в себя особенности языка Арменов, стал языком Армянского народа. Племенной же термин 'Хай' cтал этнонимом нации, а страна получила название Хайк или Хайастан...

С VI в. до н.э. Восточный Край в составе Армении при Ервандидах времён мидийской сатрапии.

С 550 по 331 гг. до н.э. он отходит к державе Ахеменидов.

С конца IV в до н.э. Восточный Край вновь входит в состав Армении, но уже Армянского Царства при тех-же Ервандидах.

Со II в до н.э. он в составе царства Великая Армения Арташеса I Великого - собирателя земель армянских - основателя династии Арташесидов.

В I в. до н.э. Восточный Край в составе империи Тиграна II Великого как cостовная часть Великой Армении.

Здесь следует привести свидетельства древних о восточных границах Армении. Вот они:

'Это племя (албанцы), расселившееся по кавказким горам, доходит, как сказано, до реки Кира, состовляющей границу Армении и Иверии' (Плиний Старший 'Естественная история' VI, 39)

'Великая Армения ограничивается с севера частью Калхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир' (Клавдий Птоломей 'География' V, XII, 1)

'Когда зима застигла римское войско в Армении и римляне справляли праздник Сатурналий, албанцы, собравшись числом не менее 40 тысяч, переправились через реку Кирн и напали на них' (Плутарх 'Cравнительные жизнеописания' т. II 'Помпей' XXXIV)

В этот период Великая Армения делится на провинции - наханги. Например, Арцах являлся десятым нахангом Великой Армении. В свою очередь наханг Арцах делился на двенадцать областей-гаваров, коими являлись: Абанд, Вайкуник, Бердадзор, Мец Аранк, Мец Куанк, Харчланк, Муханк, Пианк, Парсаканк, Кусти, Фарнес, Колт.

Такое положение сохраняется до 428г н.э., когда Арцах, Утик, Гардман и северная часть Пайтакарана, после раздела Армении между Римом и Персии и упразнения царства в Востачной Армении, были переданы Албанскому Царству... В 469г. Албанское Царство также упразняется, - на его месте создаётся марзпанство Албания.

Следует отметить, что иногда армянские авторы обозначали Восточный край Армении как Агванк. Но на то имеются свои причины. Этот вопрос связан не только с территориальным разгроничением, но и с этнической историей христианской церкви в Закавказье...

Как уже было отмеченно, после раздела Армении между Римом и Персией (387г) и упразднения царства в Восточной Армении в 428г. Восточный Край Армении был передан в состав Албанского царства...
В IV в. Армения и затем, собственно, Албания принимают христианство. После передачи Восточного Края Албанскому царству его столицей, вместе с армянскими землями, оставался город Капалак на левобережье Куры. В то-же время местом прибывания албанского епископа, а затем - архиепископа (а в последствии - католикоса, но не в Капалаке) являлся тот-же Капалак, по правилам единоместия того времени. Но после упразднения Албанского царства в 469г. и образования марзпанства, его столица была перенесена в Чор (Дербент), - соответственно, туда была перенесена и резиденция албанского католикосата... Позже, вследствии опасности, которой постоянно подвергался Чор со стороны гунн, хазар и пр. 'народов севера' столица была перенесена из Чора в Партав ('Барда' араб.) . Об этом говорит историк: 'Затем на втором году царствования Хосрова, царя царей, когда было положено началo армянскому летоисчислению, в том самом году патриарший престол Албании был перенесён из города Чор в Партав...' ( Мовсес Дасхуранци 'Ист.Ал.' II, 4). Таким образом, столица Албании и вместе с ней патриарший престол был перенесён из собственно Албании в армянский Восточный Край в составе марзпанства Албания: Начиная с этого момента албанскую церковь возглавляют этнические армяне-жители правобережья Куры, - она, в принципе, арменизируется, ибо албанская церковь находилась в дочернем положении по отношению к армянской...
В связи с этим, в сознание армянских авторов-'правобережников' понятия 'албанское' и 'армянское' как бы утрачивают границы, ибо армянские земли после их вхождения в состав марзпанства Албания стали называться'албанскими', а албанская церковь стала этнически армянской.
Эта тенденция усилилась после арабского нашествия и раздробления левобережной Албании на мелкие княжества и царства... (многие албанцы-христиане принимают ислам, многие спасаются на армянском правобережье и в Грузии) - Собирательный термин 'Албания' и 'албанцы' потерял всякий смысл на левобережье, но был перенесён на правобережье - Восточный Край, в качестве административного термина, - там и закрепился на гораздо более долгий срок, нежели в собственно Албании.. .
Поэтому армянские авторы иногда называют Восточный Край Армении Агванком.

Такова краткая история древнего Восточного Kрая Армении. В последующие века в следствие варварских набегов арабов, сельджуков и монголо-татар Армянская нация постепенно потеряла свой политический контроль над основной частью Восточного Края. И только в Арцахе до известного времени существовала национальная автономия пяти меликств в составе Персидской державы...
Слава Всевышнему, на сегодняшний день нация восстановила свой политический контроль над Арцахом и несколькими районами вокруг него, - частью земель Восточного Края Великой Армении! Но это всего лишь 'часть Восточного Края', основная часть земель которого до сих пор находится под пятой врага...



Shirvanzade
 
Rambler's Top100 Армения Точка Ру - каталог армянских ресурсов в RuNet Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Russian Network USA